План - конспект урока "Голос соловья" 6 класс


6 класс План-конспект урока 10.03.2015
Тема урока: Голос соловья.
Цель урока: изучить музыкальные произведения посвященные птице - соловью.
Задачи урока:
1.Показать, как композитор рассказывает своими музыкальными звуками о звуках
существующих в живой природе.
2. На примерах музыкальных произведений многих композиторов продемонстрировать
имитацию голосов птиц, при соединении звуков живой природы со звуками
музыкальными.
Музыкальный материал:
Алябьев «Соловей».
Нурпеисова Дина «Бұлбұл»
Оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук.
Таблица с инструментами симфонического оркестра.
Презентация, картинки, видео с изображением соловья.
MP3 со звучанием «Голоса соловья», и музыкальные произведения.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Приветствие. Песня Я.Дубравина «Добрый день».
2. Беседа о звуках:
Какие бывают звуки?
Прислушайтесь к тишине, какие звуки окружают нас?
Что услышали?
Можно ли пропеть этот звук? (Звучит хлопок, стук).
Вывод: Музыкальные звуки долгие, певучие, их можно пропеть, а не музыкальные звуки
пропеть нельзя. Музыкальные звуки очень разнообразны.
Какие ещё могут быть музыкальные звуки?
Как вы думаете, кто бы мог рассказывать музыкальными звуками?
Чем записывают композиторы музыкальные звуки?
Каких композиторов вы, знаете?
3. Сообщение темы и цели урока
Какую цель поставим перед собой? Чему научиться?
Сегодня на уроке мы попробуем понаблюдать за разнообразием звуков природы на
примере птицы соловья.
4. Работа по теме урока
Предлагаю вам представить, что мы в лесу. Послушаем голоса природы
а) «Голоса весеннего леса» (звучит фрагмент с голосами птиц, с пением соловья).
Что же вы услышали? (Пение птиц).
б) Композиторы, подслушав голоса природы, стали складывать их в музыкальную речь, и
эти звуки переносили в свои сочинения. Так и родилась музыка.
Как вы думаете, какими звуками станет рассказывать композитор о соловье?
(Высокими, лёгкими, тоненькими…)
Для какого голоса больше подойдёт пение соловья, мужского или женского?
Послушайте, как композитор рассказал о пении соловья.
«Соловей». Алябьев – прослушивание записи.
Романс «Соловей»
Жанр: романс (песня) для голоса с фортепиано.
Автор слов: А. А. Дельвиг.
Время создания романса: около 1725 года.
Первое издание романса: около 1827 года.
Романс «Соловей» музыкальное произведение (романс) композитора А. А.
Алябьева на стихи поэта А. А. Дельвига. Этот романс стал настолько популярным, что
многими воспринимается как народная песня.
Эта песня, как и некоторые другие произведения Александра Александровича Алябьева
вошел в русский быт как народная песня.
Сюжет романса прост он о горестной женской доле; текст составлен как обращение к
птице соловью.
Однако за простотой формы стоят глубокая горесть и отчаяние. И речь идет не только о
разочаровании в любви. Есть версия, что Дельвиг посвятил это стихотворение своему
другу А. С. Пушкину в момент, когда тот высылался на Кавказ так пишет Александр
Майкапар. Но Пушкина не ссылали на Кавказ его высылали в Кишинев в 1820 году.
Так, когда же точно и по какому поводу было сочинено стихотворение? Когда его узнал
Алябьев?
Но при всех случаях Алябьев увидел в этом стихотворении прощание с близким другом,
когда предстоит длительная разлука и неизвестно, увидишься ли с ним вновь.
Алябьев сочинял музыку к этим стихам, находясь сам в заточении. 24 февраля 1825 г
Соловей мой, соловей...
Соловей, мой соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Ты, лети мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;
Побывай во всех странах,
В деревнях и в городах:
Не найти тебе нигде
Горемычнее меня.
У меня ли у младой
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке,
У меня ли у младой
В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,
В зимню ночку на руке
Распоялося кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.
(Между маем 1825 и февралем 1826).
«Соловей» впервые прозвучал в Большом театре 7 января 1827 года в исполнении
кумира московских меломанов Петра Булахова и вошел в репертуар выдающихся русских
и зарубежных исполнителей.
Основной авторский вариант романса Алябьева не содержит тех виртуозных
каденций, которыми обильно уснащали это произведение прославленные мировые
вокальные знаменитости - Генриетта Зонтаг, Аделина Патти и многие другие.
Эту песню очень любил М. И. Глинка. В 1833 году, будучи в Берлине, он написал
на нее вариации, которые были изданы в Петербурге издателем М. Бернардом.
К этой песне Алябьева не остался равнодушным и Ф. Лист: он сделал свою
обработку и вместе с другой своей транскрипцией песни «Ты не проверишь, как ты
мила» П. Булахова - издал ее в Петербурге в 1842 году в приложении к альманаху
«Нувеллист», издававшемуся все тем же М. Бернардом.
Интересно признание П. Чайковского: «Иногда в музыке нравится что-то
совершенно неуловимое и не поддающееся критическому анализу. Я не могу без слез
слышать «Соловья» Алябьева!!! А по отзыву авторитетов – это верх пошлости» (из
письма к Н. Ф. фон Мекк от 3 мая 1877 года).1
В репертуарах скрипачей часто присутствует фантазия выдающегося бельгийского
музыканта Анри Вьетана на тему «Соловья».
У самого композитора эта песня была любимой и даже имела для него
своеобразный символический смысл. Образ соловья, певца русских лесов, Алябьев
связывал со своей тяжелой судьбой,2 своей тоской по родному краю и продолжал
развивать эту тему в ряде романсов более позднего времени - «Прощанье с соловьем»
(1829), «Прощанье с соловьем на севере».
Выразительные средства, в том виде, в каком они представлены в народной песне, -
серьезный тон протяжной песни, быстрый ритм танцевальных песен, но, прежде всего,
печальное звучание прощальных и свадебных песен, равно как и черты так называемого
городского фольклора и популярных тогда цыганских романсов, - вошли с начала XIX
века в песенное, а позднее и в оперное творчество русских композиторов. И здесь
ведущую роль сыграл Петербург, поскольку после поражения восстания декабристов в
1825 году прежде всего именно здесь укрепляется то специфическое, своеобразное,
пронизанное меланхолией ощущение жизни, которое нашло выражение в чрезвычайно
сентиментальном звучании романса. Типичным примером является небольшая песенка о
соловье Александра Алябьева на стихи Антона Дельвига.
На первый взгляд, в песне идет речь о разочарованиях любви и о соловье, как о
посыльном покинутой красавицы; музыка сознательно следует образцам народной песни,
которые можно найти в сборниках того времени. Если вспомнить, что Дельвиг посвятил
это стихотворение своему другу Александру Пушкину, прощаясь с ним, когда поэт был
сослан на Кавказ, и что Алябьев также мог оказаться в ссылке, то эта незатейливая
песенка приобретает более глубокий смысл: соловей выступает как связующее звено
между сосланным и его друзьями, а также как символ певца-поэта, который остается
свободным и вещает о свободе. То, что соловей в 1825 году воспринимался именно так,
подтверждают многочисленные стихотворения и песни, в названии которых намеренно
используется этот образ.
Оба фактора - двойной смысл незамысловатого текста и притягательность
мелодии, которой минорный тон придает налет меланхолии и которая так проста, что ее
тотчас можно подпеть, - привели к тому, что «Соловей» Дельвига и Алябьева с первых
дней своего существования приобрел огромную популярность в России и одновременно
стал шлягером в Западной Европе.
Эхо – (песня-игра).
Собирайся детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да ладошек не жалей, Лей! Лей!
Бей в ладоши веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И не правда: будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова. Ва! Ва!
Как поёт в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух? Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как! Как!
Сколько будет дважды два? Два! Два!
А двенадцать минус два? Два! Два!
Замечательный ответ, Вет! Вет!
Математикам - привет! Вет! Вет!
Это – ухо или нос? Нос! Нос! (показ уха).
Или, может, сена воз? Воз! Воз!
Это – локоть или глаз? Глаз! Глаз! (показ локоть).
А вот это, что у нас? Нас! Нас! (показ кончика носа).
Вы хорошие всегда? Да! Да!
Или только иногда? Да! Да!
Вы устали отвечать? Чать! Чать!
Попрошу вас помолчать. ? ?
Даулеткерей 1820-1887.
В конце шестидесятых годов произошла встреча Даулеткерея с Курмангазы. Эту встречу
двух крупнейших народных музыкальных талантов А.К.Жубанов образно назвал
"ярмаркой кюев". Даулеткерей во время встречи играл свой кюй "Булбул" ("Соловей").
Пьеса очень понравилась Курмангазы, он включил ее в свой репертуар и даже сочинил
своеобразный парафраз на эту тему. Было бы не совсем точным утверждать, что кюй
"Булбул" рисует только образ соловья, беззаботного соловьиного пения. Затаевич
отмечал, что главное в этом произведении - изображение красоты южной ночи, образов
южной природы.
Известным казахским народным композитором Советского периода была Дина
Нурпеисова, ученица Курмангазы и продолжательница лучших традиций казахской
народной музыки. Имя Дины становится известным по всему Западному Казахстану, она
получает признание знаменитых в то время мастеров инструментальной музыки. Пробуя
свои силы в сочинении, она создает кюи «Булбул».
А сейчас для закрепления новой темы заполните таблицу.
Фамилия______________________ Имя________________класс ___________
1.Мои впечатления о мелодии «Голоса весеннего леса»-
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
2.Как вы думаете, почему многие композиторы в своем творчестве отдают предпочтение
образу
соловья?______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
3.Какое впечатление произвел образ соловья в произведениях А.Алябьева,
Д.Нурпеисовой?_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Тлендиев Н., Молдагалиев. Песня «Куа бол» разучиваем.
Домашняя работа. Учим песню.