Сценарий "Наполним музыкой сердца" 9-11 классы


1
Костина Наталья Вячеславовна
МОУ СОШ№7г.о.Шуя Ив.обл.
Учитель музыки
Сценарий
музыкально-литературной гостиной
«Наполним музыкой сердца»
для 9-11 классов
Цели: познакомить обучающихся с представителями авторской песни; развитие
творческих способностей обучающихся, формирование у них умения выступать
публично; воспитание эстетического восприятия действительности, художественного
вкуса, любви к искусству слова и музыке, любви к Родине.
Образовательные технологии: личностно ориентированное обучение,
компьютерные технологии.
Оборудование: выставка книг, сборники песен поэтов-бардов, рефераты по
биографии и творчеству поэтов-бардов, фотографии), презентации и видеоклипы к
песням, которые делали сами обучающиеся; реквизит для сцены: гитара и букет цветов, в
середине сцены разложен небольшой импровизированный костер с языками пламени, над
ним на треноге висит походный котелок, ветки ели и сосны украшают сцену. Вокруг
костра готовятся специальные настилы для ребят, которые будут петь песню под гитару у
костра. При помощи аромокадильницы в процессе вечера поджигается масло пихты и
сосны, которые воссоздают запах тайги; тексты-раздатки звучащих песен
Звучит песня Ю.Визбора «Наполним музыкой сердца».
Выходят ведущие.
Ведущий 1 Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось нельзя изменить
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав
С этим прошлым порвите непрочную нить…
Никогда не жалейте о том, что случилось,
Иль о том, что случиться не может уже
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе
Не жалейте своей доброты и участья,
Если даже за все вам усмешка в ответ
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство.
Не жалейте, что вам не досталось их бед.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте -
Поздно начали вы или рано ушли
Кто-то пусть гениально играет на флейте -
Но ведь песни берет он из вашей души
Никогда, никогда ни о чем не жалейте
2
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
Ведущий 2
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня нам выпала возможность
пообщаться, чем-то поделиться, послушать песни и спеть под гитару. Потому
что разговор у нас пойдет о жанре бардовской песни; еще ее называют
авторской, самодеятельной песней.
Во второй половине 50-х - начале 60-х годов у русской поэзии
появилось новое, параллельное русло. Его создавали «поющие поэты» -
авторы стихов и музыки своих песен, являвшиеся одновременно их
исполнителями (как правило, под аккомпанемент гитары).
Песни такого рода поначалу исполнялись в дружеских компаниях, в
туристических походах, геологических экспедициях, зачастую они
предназначались для узкого круга, и прямой контакт исполнителя и
слушателей создавал теплую, неформальную и доверительную атмосферу.
Ведущий 1
Со временем некоторые из авторов песен начали выступать с
публичными концертами, еще больше расширили их аудиторию
магнитофонные записи. Поющих поэтов стали слушать петь) тысячи
незнакомых им людей по всей стране.
Когда появились поющие поэты, то посвященная им передача
радиостанции «Юность» получила полушутливое название «Барды»
(народные певцы древних кельтских племен, которые впоследствии стали
профессиональными поэтами - бродячими или живущими при княжеских
дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии)). Слово «бард»
укоренилось в обиходе и им до сих пор продолжают называть тех, кто
сочиняет песни и сам исполняет их, аккомпанируя себе на гитаре.
Ю. Визбора «Милая моя»(исп.ребята 11а класса)
Ю.Кукин «За туманом»(исп.ребята 9а класса)
Ведущий 2
Однако самым общепринятым стало выражение «авторская песня»,
впервые употребленное журналисткой Аллой Гербер на страницах журнала
«Юность». Это выражение подхватили многие. Его согласились применить к
своей работе такие лидеры и авторитеты, как Окуджава, Галич, Высоцкий.
Поэтому это понятие «авторская песня» дожило до нашего времени. Сегодня
эти песни звучат и по радио и по телевидению, в кинофильмах и спектаклях.
3
Вот уже несколько поколений тянутся к тому светлому и живому, что есть в
самодеятельных песнях. Все авторы этих песен абсолютно индивидуальны,
одного не спутаешь с другим…
Мажорный, солнечный, всегда с юморком, Юлий Ким поет совсем
иначе, чем нервный, звучащий подчас трагически Евгений Клячкин. Юрий
Визбор это вольные ветра, простор равнин, вечность гор, Ада Якушева
сама женственность, Александр Городницкий сама мужественность,
Виктор Берковский темперамент и экспрессия, Сергей Никитин
мелодичность, задушевность и затаенность.
И тем очевидней проступает то общее, что объединяет всех их:
стремление к истине, неприятие лжи и фальши.
Б.Окуджава «До свидания мальчики» исп. 10«а» класса
Ведущий 1
Особенность бардовской песни это то, что за песней всегда стоит
какое-то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня не пишется на заказ.
Эти песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъема. Это
могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство горечи в
результате предательства, чувство разочарования при развенчивании какого-
либо идеала, чувство гордости, уважения, радости, любви, тоски, надежды,
благодарности и многие другие стороны душевного напряжения.
Бардовская песня это живая песня. Она спрашивает, советует,
рассказывает, печалится и веселится. Она не служит для развлечения, ее
нельзя слушать между делом.
Перед слушателем лишь проникновенная мелодия и образы, которые
создает песня. Нужно полностью погрузиться в ее мир, попробовать создать
свои образные картины, мысли, переживания, откликнуться на песню
сердцем, а для этого необходима как раз работа. Работа мысли, чувств,
памяти, сердца, работа души…
Ю.Визбор «Домбайский вальс» (исполняют ребята 10б класса)
Ведущий 1
Мы прослушали с вами песню "Домбайский вальс". Именно ее первой
спели находившиеся в этот момент в космосе советские космонавты, чем
несказанно обрадовали автора.
Ведущий 2
Одно из направлений авторской песни, присущее многим авторам -
философская лирика, т.е. размышления на темы жизни и смерти, добра и зла,
времени и судьбе, победе и поражении. Ярким представителем этого
4
направления, как и многих других в авторской песни, является Владимир
Высоцкий.
Поэзия Высоцкого философична насквозь. Он не просто высказывает
мысль, он переживает ее с полной душевной отдачей.
Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. В песнях этих есть то, что
может поддержать тебя в трудную минуту, есть неистощимая сила,
непоказная нежность и размах души. А еще в них есть память. Память
пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память …
А еще беспощадное сомнение в себе, нравственный максимализм
самооценки, - все, что помогло Высоцкому, Галичу реализоваться как
творческим личностям. Адекватное восприятие их философских
произведений невозможно, если слушатель не примет те же беспощадные
критерии к самому себе и к своей жизни.
Видеоролик В.Высоцкий «Я не люблю»
Читает Галактионов Данила
Ю.Визбор
Не сотвори себе кумира
Из невеликих мелочей-
Из обстановки и квартиры,
Из посещения врачей,
Из воскресенья и субботы,
Из размышлений о судьбе.
В конце концов, не в наши годы
Унынье позволять себе.
Не сотвори себе кумира,
Ведя житейские бои,
Из неизбежных и унылых
Подсчетов прибылей своих.
И может ты прошел полмира
В исканьях счастья своего –
Не сотвори себе кумира
Ни из себя, ни из него.
Не сотвори себе кумира
Из памяти своей земли,
Из тех бойцов и командиров,
Что дол победы не дошли.
Из истин выбери простые,
Что неподвластны временам,
И сотвори себе Россию,
Как сотворила нас она!
5
Ведущий 1
Авторская песня явилась одной из форм противостояния мыслящей
части общества тоталитаризму и возникла она как альтернатива «советской
массовой песни» - жанру тоталитарного искусства, создававшемуся
композиторами, певцами и поэтами.
Всех творцов авторской песни объединяют уважение к человеческой