Конспект урока "Музыкальная драматургия. Сонатная форма" 7 класс (III четверть)


1
Конспект урока музыки
7 класс III четверть.
Тема: «Музыкальная драматургия. Сонатная форма».
Составила учитель музыки МБОУ «СОШ № 9»
Свиридова Тамара Алексеевна
г. Череповец, 2013
2
Технологическая карта урока
Предмет музыка
Базовый учебник «Музыка» Д.Б.Кабалевский 2007 г.
Тема урока: «Музыкальная драматургия, сонатная форма как форма воплощения жизненных явлений и
противоречий». 7 класс, III четверть.
Цель урока: освоение и осмысление понятия «музыкальная драматургия» через сонатную форму самом
действенном, драматизированном виде музыкальной драматургии.
Задачи:
1. Образовательная: сформировать понятие «музыкальная драматургия», понятие «сонатная форма», уметь
узнавать, определять, выявлять раскрывать ее особенности, разделы в музыкальном произведении,
совершенствовать навыки исполнения песни.
2. Развивающая: уметь наблюдать в музыке за жизнью одного или нескольких взаимосвязанных образов в
увертюре М.И. Глинки из оперы «Руслан и Людмила», выявлять связи между музыкальными образами,
характер их развития, взаимного воздействия, умение выявлять идейно-эстетическое содержание, развитие
эмоционально-эстетического восприятия, вкуса, памяти.
3. Воспитательная: вызвать интерес, эмоциональный отклик к музыке из оперы «Руслан и Людмила», проникнуть
в духовное содержание музыки, раскрывающее отношение человека к миру, услышать и понять, что
3
интонационно-образный анализ этого произведения должны стать размышлением о жизни и многосторонним
пониманием музыки, сформировать воспитание художественного вкуса.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Оборудование: инструмент, музыкальная техника, музыкальные записи, портрет М.И.Глинки, В.С.Высоцкого, поэма
А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», сборник стихов В.С.Высоцкого, наглядные таблицы музыкальной формы,
разделы сонатной формы, музыкальный материал: увертюра к опере «Руслан и Людмила», «Песня о друге»
В.С.Высоцкого.
Структура урока
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формирование
УУД
1.
Организа
ционный
момент
- Здравствуйте, ребята.
- Прежде, чем начать новую тему, давайте
вспомним, о чем мы говорили в I полугодии.
- Какой мы сделали вывод?
-Приведите примеры.
Настрой на урок.
- О музыкальном образе.
- Композиторы используют
возможности музыкального
языка, создают музыкальные
образы.
- Образ осени, образ князя
Игоря, образ учителя, Ивана
К оформляют
свои мысли в
устной речи.
Р диалог с
учителем
Л оценивают
общечеловеческие
ценности,
уважение к
4
- Т.е. мы с вами говорили о развитии одного
музыкального образа в произведениях.
Мы знаем с вами, что на Земле все, кроме воды
и воздуха, имеет свою форму. Музыка тоже
имеет форму.
Сусанина, природы и пр.
культуре.
2.
Мотиваци
онная
часть
-Давайте вспомним, в каких музыкальных
формах композиторы пишут музыку (открываю
таблицу, когда дети вспомнят музыкальные
формы, сонатная форма – открыта).
- А теперь давайте послушаем новую музыку.
Определите, в какой музыкальной форме
написана эта музыка.
- Ребята, это вариации?
-Докажите. Что такое вариации?
- Это было одночастное произведение?
- 1ч., 2ч., 3ч., рондо,
вариации, куплетная, сюита,
фуга.
Ответы детей (дети в
замешательстве).
-Нет.
-Многократное повторение
видоизмененной
музыкальной темы.
-Нет.
П устанавливают
известные
понятия,
самостоятельно
предполагают,
какая нужна
информация для
решения
предметной
учебной задачи.
К отстаивают
свою точку зрения,
поддерживают
аргументы
фактами
П Выполняют
универсальные
логические
действия,
выстраивают цепь
рассуждений,
относят объекты к
5
-Почему?
-Это куплетная форма, форма рондо? Докажите.
- Значит, какой мы сделаем вывод?
- Хотите о ней узнать? (открываю стенд и дети
находят новые понятия «сонатная форма»).
- Какая тема нашего урока?
-Скажите, вам понравилась эта музыка?
-Чем?
- Вы услышали, что характер музыки не был все
время одинаков, он изменялся: был не только
радостным, торжественным, но и певучим с
печальной интонацией.
- Написал эту красивую, яркую музыку первый
русский классический композитор.
- Назовите этого композитора. Найдите его
портрет на стенде.
- Какую музыку его вы знаете?
-Вспомните, как эту оперу встретила публика и
-Настроение и характер
менялся.
-Нет, (ответы детей)
- Новая музыка написана в
другой музыкальной форме.
- Сонатная форма.
Ответы детей: музыка яркая,
торжественная, громкая,
светлая, праздничная,
лиричная местами и нежная.
- Михаил Иванович Глинка.
Опера «Иван Сусанин».
- Опера провалилась и не
известным
понятиям.
Р обнаруживают
и формулируют
учебную
проблему.
Л проявляют
эстетические
чувства,
эмоционально-
нравственную
отзывчивость.
К доносят свою
позицию до
других, владея
приемами
монологической и
диалогической
6
цензура.
-Первую национальную оперу называли
«мужицкой, кучерской».
- Глинка М.И. был очень расстроен, заболел,
даже пришлось уехать лечиться. Но композитор
нашел в себе силы и начал работу над новой
оперой на поэму А.С.Пушкина.
- Может, вы назовете ее название? (читаю
строчки из поэмы «Преданья старины
глубокой…..; можно зачитать про пир).
- Расскажите краткое содержание поэмы.
была понята зрителем.
Поэма «Руслан и Людмила».
Ответы детей, рассказ.
речи.
П умеют
передать
содержание в
сжатом,
выборочном виде.
3.
Операцио
нальная
часть
(формиро
вание
новых
знаний)
- М.И.Глинка свою эпическую оперу назвал
«Руслан и Людмила». Она построена на борьбе
добра и зла, и в которой все ведет к добру,
радости, счастью. Тема добра и зла не только
одна из главных тем в искусстве, но и проблема
всей жизни людей. Это проблема
самовоспитания человека. Мы с вами тоже
задумываемся о противоречивых мыслях, чертах
характера человека.
- Назовите жизненные контрасты.
Война и мир, жизнь и смерть,
черное и белое и др.
Л оценивают
поступки, различая
7
- А контраст чувств, настроений, состояний,
переживаний человека?
- Главные музыкальные образы в опере будут
кого?
-Эти образы контрастны?
- Почему вы так думаете?
- За развитие контрастных образов мы и будем
наблюдать в опере.
- Что такое опера?
-Когда вы слушали этот отрывок, вы услышали
в нем пение? Были слова?
- Любовь и ненависть,
радость и горе, труд и лень,
движение и покой и др.
- Руслана и Людмилы.
-Да.
Ответы детей.
- Это спектакль…..
- Нет.
моральные
противоречия.
Р в диалоге с
учителем
определяют
важность
жизненных
понятий.
К выражают
свою позицию,
учатся критично
относится к
собственному
мнению и мнению
других.
П подведение
под понятие своих
рассуждений,
построение
логической цепи
рассуждений,
умение доказывать
свою точку зрения.
8
-Почему? Как называется вступление к опере,
балету, кинофильму?
- Что такое увертюра?
- Чтобы в одном произведении показать
развитие контрастных тем и существует
сонатная форма. Так вот, увертюра написана в
сонатной форме (открываю таблицу).
- Посмотрите на разделы сонатной формы.
Начинается увертюра со вступления это
громкие аккорды всего оркестра в остром ритме,
вихревые взлеты струнных.
- Экспозиция это показ тем, это как на
художественной выставке показаны картины.
- Первая тема называется «главная». Как вы
думаете кого будет главная тема?
- Вторая тема «побочная». Это образ любви
Руслана к Людмиле. Давайте послушаем
вступление и экспозицию. Расскажите о
характере этих тем.
- Следующая часть это «разработка», в ней мы
услышим как бы «игра трех тем»: экспозиции
главной и побочной, вступления.
- Увертюра.
Ответы детей.
- Руслана.
-Мужественная, волевая,
воинственная и певучая,
плавная, светлая.
Л эмоциональная
отзывчивость,
развитие
эстетических
потребностей,
ценностей и
чувств.
9
- Острых столкновений и борьбы здесь нет.
Почему?
-Темы не противоречат одна другой, они
стремятся к добру и раскрывают светлый,
радостный образ.
- Повторное звучание двух основных тем
называется «репризой».
- И, наконец, темп становится стремительным,
звучность нарастает, начинается кода. Это
заключительная часть.
- Давайте послушаем всю увертюру и определим
все разделы сонатной формы, проследим,
понаблюдаем за развитием музыкальных
образов.
Вывод. В первом полугодии мы наблюдали за
одним образом в произведении, сегодня - за
несколькими контрастными образами, которые
развивались внутри одного произведения
самостоятельно и в совместном развитии, это
называется «музыкальная драматургия».
- Разучивать мы сегодня с вами будем песню вот
этого композитора. Чей портрет перед вами?
Что вы о нем знаете?
- Как называют таких людей?
- Творчество Владимира Высоцкого это
- Руслан любит Людмилу,
они стремятся к счастью.
-Портрет В.В.Высоцкого, это
поэт, певец композитор.
- Барды.
- Окуджава, Визбор, Ким и
П умение
анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и обобщать факты.
К осознанное
построение
речевого
высказывания.
П– самостоятельно
предполагают,
какая информация
10
вершина бардовской песни (показываю сборник
стихов В.С.Высоцкого). Каких бардов вы еще
знаете?
Рассказываю о создании бардовского движения,
особенностях жанра, о Грушинском фестивале
бардовской песни на реке Волге и на реке Петух
под Череповцом бардов Вологодской области
(Андрей Широглазов, Игорь и Ирина Эпанаевы).
- Послушайте «Песню о друге» из кинофильма
«Вертикаль». О чем эта песня?
Беседа с ребятами о дружбе.
- Какой дружбу видит Высоцкий?
- А что вы цените в своем друге, какие его
качества?
Разучивание первого куплета «Песни о друге»,
работа над мелодией, ритмом, дикцией,
дыханием.
Исполнение по группам (колонкам, рядам,
группам по желанию учеников).
- Оцените ваше исполнение.
др.
Ответы детей о содержании
песни.
Ответы детей.
нужна.
Л– эмоциональный
отклик, ищут свою
позицию в
многообразии
общественных
позиций и
выбирают
эстетические и
культурные
предпочтения.
К– сотрудничество
и работа в группе.
Р оценка,
осознание качества
11
и уровня усвоения.
4.
Рефлекси
онно-
оценочная
часть
- Что нового узнали на уроке? Как называется
музыка, которую слушали на уроке, из какого
она произведения, кто ее автор?
- В какой музыкальной форме она написана?
- Как называются разделы?
- Чему научились?
- Что поняли?
- Кто автор «Песни о друге»?
Оценки за урок.
Выход из класса.
- Сонатная форма,
музыкальная драматургия,
барды. Увертюра к опере
«Руслан и Людмила»
М.И.Глинки.
- Сонатная форма.
- Вступление, экспозиция,
разработка, реприза, кода.
- Наблюдать за развитием
музыкальных тем и
определять их в сонатной
форме.
- Поняли то, что развитие
контрастных образов в одной
музыке называется
музыкальной драматургией.
- В.С.Высоцкий.