Разработка урока "Слушание музыки. Н. Римский - Корсаков. Опера «Сказка о царе" 6 класс


ГБС(К)ОУ школа-интернат VIII вида пгт.Ильского Краснодарского края
Разработка урока
по предмету музыка, пение (6 класс)
на тему: Слушание музыки. Н.Римский-Корсаков
Опера «Сказка о царе Салтане»
Учитель музыки, пения Дедова Елена Петровна
Цель урока: Познакомить детей с оперой Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе
Салтане».
Задачи урока:
Образовательные:
- Закрепить сформированные представления о правилах культурного слушания музыки.
- Формировать элементарные музыкально - слуховые представления.
- Расширять кругозор детей, формировать навыки музыкального вкуса, познавательную
активность учащихся.
Коррекционные:
- Развивать с помощью учителя умение обобщать свои знания.
- Совершенствовать регулятивные навыки (планирования, зрительного и слухового
контроля), находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
- Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в
группе (коммуникативные УУД).
Воспитательные:
-Формировать эмоциональный отклик на музыку, звучащую в процессе урока.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового
знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт (познавательные УУД).
- Воспитывать уважительное отношение к мнениям одноклассников.
-Побуждать интерес к классической музыке.
Ресурсы: – авторская программа специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида 5-9 классы по «Музыке, пению» И.А. Буравлёвой; портрет
композитора Н.А.Римского-Корсакова; музыкальные фрагменты, фото, картинки для
презентации – из интернета.
Оборудование: - ноутбук, музыкальный материал в аудиозаписи, мультимедийный экран,
дидактический материал «Волшебная шкатулка», кроссворд на большом листе ватмана,
маркер.
Ход урока(40 мин):
Подготовительная часть урока (5 мин):
Музыкальное приветствие (восходящее движение по гамме произносится
учителем): «Здравствуйте, ребята!» Дети отвечают вниз по трезвучию:
«Здравствуйте!»
Ребята, присаживайтесь на свои места и обратите внимание на портрет. Вы
узнаёте этого человека? Да, это портрет Николая Андреевича Римского-
Корсакова. Этот человек создал в своей жизни много красивых музыкальных
произведений. Как можно назвать одним словом человека, который пишет
музыку? (ответы детей). Да, абсолютно верно. Композитор. А как
называется человек, который пишет стихи? (ответы детей). Молодцы, уже
запомнили. Да, поэт. Каких поэтов вы знаете? (ответы детей). Хорошо. А
кто знает, кто написал «Сказку о царе Салтане»? Да, это замечательный
русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Когда-то эта сказка так понравилась Н.Римскому-Корсакову, что композитор
создал целую оперу, которую так и назвал: «Сказка о царе Салтане».
Основная часть урока (25 мин):
Слайд № 2
Н.А.Римский-Корсаков прославился как композитор-сказочник. Народные
былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей
поэтичностью и красотой. Народные песни, которые он бережно собирал и
записывал, заворожили его навсегда своими прекрасными мелодиями,
скромным изяществом и задушевностью. Мир фантастический и реальный
переплетаются и в поэтической весенней сказке «Снегурочка», и в
волшебной «Сказке о царе Салтане». Сказки привлекают и нас народными
мелодиями, образами и сюжетами. Скорее всего, в этом и заключается секрет
их вечной жизни.
«Сказку о царе Салтане» А.С.Пушкина мы все знаем. Давайте вспомним,
какие действующие лица в сказке А.С.Пушкина? И найдём ключевое слово,
которое расположено по вертикали.
Слайд № 3-4 «Кроссворд»
А теперь проверим себя, заглянув в ответы.
Слайд № 5 «Ответы»
Вот мы и узнали ключевое слово: Милитриса. А вы знаете, кому
принадлежит это имя? (рассуждения детей)
Это имя получила царица в опере Н.А.Римского-Корсакова. Ведь композитор
рассказал эту сказку совсем по другому, по-новому. По-новому, это значит, -
по-оперному.
Так что же такое опера?(ответы детей).
Да, опера – это спектакль, в котором действующие лица не говорят, а поют.
Действующие лица бывают и в пьесах. Как вы думаете, что общего между
оперой и пьесой? (ответы детей).
Опера, как и пьеса, один из видов театрального искусства. Но в опере главное
это музыка. Поэтому мы никак не можем сказать: опера Пушкина «Сказка о
царе Салтане». Мы говорим: опера Римского-Корсакова.
Чтобы сказка могла идти на сцене, её переделывают в оперную пьесу (пишут
либретто). Среди действующих лиц оперы немало старых знакомых: царь
Салтан, князь Гвидон, Царевна-Лебедь, ткачиха с поварихой и сватьей бабой
Бабарихой, Гонец.
Слайды № 6-7
А ещё композитор ввёл в оперу несколько действующих лиц, которых нет у
Пушкина. Но вам будет не сложно догадаться, кто из известных вам
персонажей изображён на этом слайде.
Слайд № 8.
Замечательно, что вы даже по внешнему виду можете понять, какой
персонаж перед вами. Уверена, что вы сможете узнать участников оперы и
по голосу.
Дело в том, что в списке действующих лиц возле каждого имени
указывается, для какого голоса написана данная партия (роль).
Например, напротив царя Салтана указано: бас – т.е. самый низкий мужской
голос. Князь Гвидон – «тенор» - значит, высокий мужской голос. Царевна-
Лебедь – «сопрано» - высокий женский голос.
Композитор не случайно определяет голоса участников оперы. Это помогает
лучше охарактеризовать образы, сделать выразительнее каждую роль в
спектакле.
Но действующие лица в опере различаются не только по голосу. Композитор,
прежде всего, заботится о музыкальной характеристике каждого образа.
Ведь, даже не слыша пения, по оркестру можем узнать, кто из действующих
лиц появился на сцене. Потому что для всех композитор нашёл свои яркие и
запоминающиеся музыкальные краски.
Например, царь Салтан. Он самодур и любитель воевать. Но он ещё
добродушен и смешон. Поэтому с его образом на протяжении всей оперы
связана мелодия насмешливого марша.
Совсем другое дело – образ Царевны-Лебеди. В свете месяца переливаются
таинственными, призрачными красками глубокие воды, и появляется она –
величественная и нежная Лебедь-птица. Трудно представить Царевну без
этой нежной, причудливой, словно переливающейся мелодии, которую
нашёл для её образа композитор. Убедитесь сами, внимательно послушав
этот музыкальный фрагмент.
01 Музыкальный фрагмент «Ария Царевны-Лебедь»
Но когда спадают чары, Лебедь превращается в прекрасную девицу, невесту
князя Гвидона. И сразу же меняется музыкальный характер Царевны, вместо
фантастического мотива появляется задушевная мелодия народной песни.
Все свои мысли действующие лица оперы передают пением.
Вспомните, как мы называем одного певца? Солист.
А в опере это называется ария или ариозо.
Но персонажи не всегда поют по очереди. Иногда мы слышим разговор
нескольких действующих лиц. Мы уже знаем, если поют двое, то это
называется - дуэт. А если трое? Трио. А четверо? (ответы детей). Да,
правильно, квартет.
Но иногда на сцене одновременно действуют и поёт намного больше людей,
чем квартет. Тогда это… хор. Конечно. И в опере именно хор исполняет
партию народа.
С помощью музыки композитор создаёт в опере не только портреты
действующих лиц, но и целые картины. Но даже при закрытом занавесе мы
можем представить, к чему готовит нас композитор. Например, во
вступлении к первому действию оперы звучит мелодия похода царя Салтана.
А кто же исполняет инструментальную музыку в опере? (ответы детей).
Совершенно верно, не просто музыкальные инструменты, а целый
симфонический оркестр, с которым мы с вами уже давно знакомы.
А во вступлении ко второму действию мы слышим размеренное движение
волн по звучанию оркестра. И сразу приходят на ум знаменитые строки
А.С.Пушкина: В синем небе звёзды блещут;
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
02 Музыкальный фрагмент (Вступление ко второму действию оперы)
А теперь вспомним про три знаменитых чуда!
Слайд № 9-10
03Музыкальный фрагмент «Три чуда»
Совсем не трудно узнать мотив знакомой песенки «Во саду ли, в огороде» - и
мы знаем, что это белочка поёт, и орешки грызёт.
А когда мы слышим марш, словно сплетённый с гулом и рокотом морского
прибоя, мы можем узнать, что это из морских глубин выходят на берег
тридцать три богатыря. Какой инструмент больше всего подходит для
изображения волн? (ответы детей) Да, это арфа.
Послушайте ещё один инструментальный фрагмент оперы и догадайтесь,
какой образ показан в этой музыке.
04 Музыкальный фрагмент «Полёт шмеля»
Конечно, ребята! Молодцы. Как замечательно композитор изобразил полёт
шмеля, в который превратился князь Гвидон. Скрипка и альт замечательно
передают эти назойливые, жужжащие звуки. Обратите внимание на
музыкантов и на мелкие длительности нот на этом слайде. Чем мельче
длительности, тем быстрее темп музыкального произведения.
Слайд № 11
«Сказка о царе Салтане» - не просто сказка. Это русская сказка. Народный
дух её гениально передал А.С.Пушкин. По-своему в музыке сумел сделать
это и Н.Римский-Корсаков. Ведь вся опера пронизана напевами русских
народных песен, народной музыки.
Недаром известные художники создали уникальные картины, на которых
изобразили Царевну-Лебедь (М.Врубель), а композитора Н.Римского-
Корсакова – В.Серов. Все эти произведения искусства до сих пор радуют нас.
Слайд № 12
А самое главное в опере – это музыка, звучание оркестра и голосов. Именно
поэтому опера и является самой понятной формой серьёзной музыки.
Заключительная часть урока (10 мин):
Ребята, что вам больше всего запомнилось на этом уроке? (ответы детей)
Что удивило больше всего? (ответы детей)
Какие вопросы вам показались трудными? (ответы детей)
Как вы думаете, что труднее – сочинять стихи или музыку? (размышления
детей).
Конечно, ребята, всё зависит от способностей человека. А наш народ всегда
славился талантами. Вот я знаю, что и в нашем классе есть ребята, которые
учится писать стихи, а есть отличные спортсмены, многие из вас хорошо
играют свои роли в нашем театральном кружке. Вы часто показываете мне
свои поделки, и я всегда очень рада вашим успехам. А больше всего меня
радует то, что все вы любите петь, умеете слушать музыку, говорить о ней,
тонко чувствовать музыку. И потому, в завершение нашего урока вы можете
выбрать любую музыкальную игру из нашей «Волшебной шкатулки». (Пока
дети выбирают игру, выставляю отметки в журнал)
Музыкальная игра «Волшебная шкатулка»
А теперь урок закончен, спасибо за внимание.
Список литературы:
1. Н.Колосова «Здравствуй, музыка», Москва «Молодая гвардия» 1969
2.Г.Левашева «Музыка и музыканты», Ленинград «Детская литература» 1969
3.Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» Москва «Просвещение» 1989
4.Л.Горюнова «Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у
школьников»