Конспект урока "Увертюра Эгмонт" 6 класс


Перекрестова Ирина Игоренва
МОУ гимназия №2 г. Волгоград
Учитель музыки
Урок музыки в 6 классе.
Раздел: Программная увертюра.
Тема: Увертюра Эгмонт.
Цель:
Расширить представления учащихся о приемах развития симфонической музыки на
примере изучения увертюры Л.Бетховена «Эгмонт».
Задачи:
1.Дать понятие “программное произведение”.
2.Научить давать характеристику образам музыкального произведения.
2.Помочь учащимся слышать и определять приемы развития симфонической музыки.
4.Расширить кругозор учащихся в области межпредметных связей (история, музыка,
литература, театральное искусство).
5. Воспитывать культуру слушания классической музыки.
Вид урока: сообщение и усвоение новых знаний.
Ресурсы: Увертюра « Эгмонт» Л.Бетховена. Презентация. Краткое содержание трагедии.
Оборудование: фортепиано, компьютер, портрет композитора, учебник.
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. 6 класс. - Москва:
Просвещение, 20013.
2. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5 6 классы/ Г.П.Сергеева,
Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2013.
Используемая литература:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5 7 классы.
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. - Москва: Просвещение, 2007.
2. «Эгмонт» Л. Бетховена: Оперное либретто. - М.: М13Музыка, 1989.
Ход урока:
1.Организационный момент. Музыкальное приветствие.
2.Повторение.
Вопросы к учащимся:
- Назовите жанры симфонической музыки.
-Назовите приемы развития симфонической музыки. (Контраст-сопоставление, контраст-
конфликт).
-Что такое увертюра? ( Увертюра - это музыка, которая открывает оперу, балет,
драматический спектакль, кинофильм).
-Перечислите особенности увертюры. (Исполняется симфоническим оркестром,
своеобразное краткое содержание спектакля, нет слов).
3. Изучение нового материала. Сегодня в нашем музыкальном словаре появиться новое
понятие “программное произведение”. Программное произведение - это музыка, которая
имеет специальную программу или сюжетное название.
Вопросы к учащимся:
-Какие известные жанры вы бы отнесли к программной музыке? (опера, балет, песня,
романс).
В творчестве великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена появляется
новый симфонического жанр- программная увертюра. Созданные как музыкальные
вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь
самостоятельных симфонических произведений. Сегодня на уроке мы услышим увертюру
Бетховена «Эгмонт», созданную к спектаклю по одноименной трагедии Гете. В основу
трагедии Гете (великий немецкий драматург) легли подлинные события 16 века о борьбе
народа Нидерландов (современная Голландия) за независимость против испанского
владычества. Возглавил восстание граф Эгмонт.
Трагедия Гете более подробно раскрывает содержание событий, рассказывает о личной
жизни главного героя, трагические обстоятельства в которые он попал в ходе
вооруженного восстания. Но жанр увертюры предполагает сжатое представление
образного содержания спектакля, его главную идею, и Бетховен с этой задачей
превосходно справляется! И нам сегодня предстоит открыть для себя образ бесстрашного
героя Эгмонта и погрузиться в атмосферу национально-освободительного восстания.
На прошлом уроке мы познакомились с приемами развития симфонической музыки,
основанными на контрасте характеров музыкальных тем.
Вопросы к учащимся:
- Дайте характеристику основным приемам развития. ( Контраст-сопоставление-
взаимодействие тем близких по характеру как две половинки одного целого. Контраст-
конфликт- столкновение двух противоположных по характеру тем).
В обоих примерах есть итог, результат развития.
Вопросы к учащимся:
-Какие темы, опираясь на содержание, вы определили как главные для дальнейшего
развития (тема народа, тема завоевателей).
Вопросы к учащимся:
Послушайте вступление и экспозицию увертюры, определите характер образов.(Образ
народа скорбно, трагично. Образ завоевателей- танцевальный торжественный).
Вопросы к учащимся:
Послушайте разработку увертюры. Как взаимодействуют основные темы? (конфликтуют,
борются).
Композитор использует прием конфликтного сопоставления тем.
В истории и в драме Гете разное окончание событий. У Гете-гибель героя, в истории-
победа восставшего народа.
Вопросы к учащимся:
Послушайте репризу и коду увертюры. Какое содержание ( музыкальный образ) выбирает
Бетховен в итоге симфонического развития? (Образ победы).
Задание:
Учебник страница 141, вопрос №2.(Музыка обрывается, пауза).
Музыка всегда существует в развитии. И только тот, кто умеет слышать музыку в
образном развитии, откроет для себя всю глубину ее жизненного содержания.
4.Вокальная работа:
Героический образ представлен в песне из кинофильма «Офицеры».
Работа над исполнительским планом песни «От героев былых времен…» музыка
Р. Хозака, слова Е.Аграновича.
5.Домашнее задание:
Сочинение-рассуждение по теме: «Какими качествами характера Эгмонт близок
Бетховену?» Подтвердите строчкой из текста.
Краткое содержание трагедии. (Текст опубликован в разделе «Домашнее задание»
ДНЕВНИК.РУ)
Действие трагедии происходит в Нидерландах, в Брюсселе, в 1567-1568 гг., хотя в пьесе
события этих лет разворачиваются в течение нескольких недель.
На городской площади горожане состязаются в стрельбе из лука, к ним присоединяется
солдат из войска Эгмонта, он легко обыгрывает всех и угощает за свой счет вином. Из
разговора горожан и солдата мы узнаем, что Нидерландами правит Маргарита Пармская,
которая принимает решения с постоянной оглядкой на своего брата, короля Испании
Филиппа. Народ же Фландрии любит и поддерживает своего наместника графа Эгмонта,
славного полководца, не раз одерживавшего победы. К тому же он намного терпимее
относится к проповедникам новой религии, которая проникает в страну из соседней
Германии. Несмотря на все старания Маргариты Пармской, новая вера находит много
сторонников среди простого населения, уставшего от гнета и поборов католических
священников, от постоянных войн.
Во дворце Маргарита Пармская вместе со своим секретарем, Макиавелли, составляет
отчет Филиппу о волнениях, происходящих во Фландрии, главным образом на
религиозной почве. Чтобы принять решение о дальнейших действиях, она созвала совет,
на который должны прибыть наместники нидерландских провинций.
В этом же городе, в скромном бюргерском доме живет девушка Клара со своей матерью.
Время от времени к ним заходит сосед Бракенбург. Он явно влюблен в Клару, но та уже
давно привыкла к его привязанности и воспринимает его, скорее, как брата. Недавно в ее
жизни случились большие перемены, в их дом стал наведываться сам граф Эгмонт. Он
заметил Клару, когда проезжал по их улице в сопровождении своих солдат и все
приветствовали его. Когда Эгмонт неожиданно появился у них, девушка окончательно
потеряла из-за него голову. Мать так надеялась, что ее Клэрхен выйдет замуж за
добропорядочного Бракенбурга и будет счастлива, но теперь понимает, что не уберегла
дочь, которая только и ждет, когда наступит вечер и появится ее герой, в котором теперь
весь смысл ее жизни.
Граф Эгмонт занят вместе со своим секретарем разбором своей корреспонденции. Здесь и
письма простых солдат с просьбой выплатить жалованье, и жалобы солдатских вдов на то,
что им нечем кормить детей. Во всех случаях Эгмонт предлагает простое и справедливое
решение. Из Испании пришло письмо графа Оливы. Достойный старец советует быть
Эгмонту осторожнее. Его открытость и опрометчивые поступки не доведут до добра. Но
для смелого полководца свобода и справедливость превыше всего, а потому ему трудно
соблюдать осторожность.
Приходит принц Оранский, он сообщает, что из Испании во Фландрию направляется
герцог Альба, известный своей «кровожадностью». Принц советует Эгмонту удалиться в
свою провинцию и там укрепиться, сам он поступит именно так. Он также предупреждает
графа, что в Брюсселе ему грозит гибель, но тот не верит ему. Чтобы отвлечься от
грустных мыслей, Эгмонт отправляется к своей любимой Клэрхен. Сегодня по просьбе
девушки он пришел к ней в наряде рыцаря Золотого руна. Клэрхен счастлива, она
искренне любит Эгмонта, и он отвечает ей тем же.
Тем временем Маргарита Пармская, узнавшая также о прибытии герцога Альбы,
отрекается от престола и покидает страну. В Брюссель прибывает с войсками испанского
короля Альба. Теперь, по его указу, запрещено горожанам собираться на улицах. Даже
если двух людей заметят вместе, то сразу бросают в тюрьму за подстрекательство.
Наместнику испанского короля повсюду мерещится заговор. Но главные его противники
это принц Оранский и граф Эгмонт. Он пригласил их в Куленбургский дворец, где
приготовил им ловушку. После свидания с ним их арестуют его офицеры. Среди
приближенных Альбы и его внебрачный сын Фердинанд. Молодой человек очарован
Эгмонтом, его благородством и простотой в общении, его героизмом и смелостью, но он
не в силах перечить планам своего отца. Незадолго до начала аудиенции гонец из
Антверпена привозит письмо от принца Оранского, который под благовидным предлогом
отказывается прибыть в Брюссель. Появляется Эгмонт, он спокоен. На все претензии
Альбы по поводу волнений в Нидерландах он отвечает с учтивостью, но в то же время его
суждения о происходящих событиях достаточно независимы. Граф заботится о благе
своего народа, его независимости. Он предупреждает Альбу, что король идет по
неверному пути, стремясь «втоптать в землю» людей, которые преданы ему, они же
рассчитывают на его поддержку и защиту. Герцог не способен понять Эгмонта, он
предъявляет ему приказ короля арестовать его, отбирает личное оружие графа, и
стражники уводят его в тюрьму.
Узнав о судьбе своего любимого, Клэрхен не в силах оставаться дома. Она бросается на
улицу и призывает горожан взять в руки оружие и освободить графа Эгмонта. Горожане
лишь сочувственно смотрят на нее и в страхе расходятся. Бракенбург увлекает Клэрхен
домой.
Граф Эгмонт, впервые в жизни утративший свободу, тяжело переживает свой арест. С
одной стороны, вспоминая предостережения друзей, он чувствует, что смерть где-то
совсем рядом, и он, безоружный, не в силах защитить себя. С другой стороны, в глубине
души он надеется, что Оранский все же придет ему на выручку или народ сделает
попытку освободить его.
Суд короля единогласно выносит Эгмонту приговор — смертная казнь. Узнает об этом и
Клэрхен. Ее мучит мысль, что она не в силах помочь своему могущественному
возлюбленному. Пришедший из города Бракенбург сообщает, что все улицы заполонили
солдаты короля, а на рыночной площади возводят эшафот. Понимая, что Эгмонт
неминуемо будет убит, Клэрхен выкрадывает у Бракенбурга яд, выпивает его, ложится в
постель и умирает. Ее последняя просьба — это позаботиться о стареющей матери.
О решении королевского суда сообщает Эгмонту офицер Альбы. Графа обезглавят на
рассвете. Вместе с офицером попрощаться с Эгмонтом пришел сын Альбы — Фердинанд.
Оставшись с графом наедине, молодой человек признается, что всю свою жизнь он считал
Эгмонта своим героем. И теперь ему горько осознавать, что он ничем не может помочь
своему кумиру: отец все предусмотрел, не оставив никакой возможности для
освобождения Эгмонта. Тогда граф просит Фердинанда позаботиться о Клэрхен.
Узник остается один, он засыпает, и во сне ему является Клэрхен, которая венчает его
лавровым венком победителя. Проснувшись, граф ощупывает свою голову, но на ней
ничего нет. Брезжит рассвет, раздаются звуки победной музыки, и Эгмонт направляется
навстречу стражникам, пришедшим вести его на казнь.