Конспект урока "Опера - самый значительный жанр вокальной музыки" 5 класс




5 класс
Тема: Опера – самый значительный жанр вокальной музыки
Разработал: Щербаков Д.А. (учитель музыки)
Как в литературе существуют крупные произведения: повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои
крупные жанры: оратория, опера, балет, симфония.
О
́
пера (итал. opera «дело, труд, работа», из лат. opera «труд, изделие, произведение») вид
музыкального спектакля, в котором главным средством выразительности является пение.
Первые оперы были созданы в Италии в XVI—XVII вв.
Опера - особый жанр музыки, так как она синтезирует в себе различные виды искусства:
музыку (вокальную и инструментальную)
литературу,
хореографию,
изобразительное искусство,
драматическое искусство.
Множество людей различных профессий участвуют в создании оперы:
Композитор-автор музыки.
Артисты-певцы (им помогают разучивать партии концертмейстеры).
Хор под управлением хормейстера.
Поэт, писатель-автор литературного произведения.
Либреттист- автор либретто или сценария -пересказа литературного произведения для
музыкального театра. Источником для либретто могут служить авторские произведения: поэмы,
романы, сказки или мифы, легенды и т.п.
Балетмейстер-постановщик танцевальных номеров.
Хореограф - разучивает с артистами балета танцевальные партии.
Артисты балета-балерины и танцовщики.
Художник-постановщик - продумывает всё художественное оформление спектакля.
Художники, декораторы, костюмеры, гримеры, бутафоры, осветители, рабочие театральных
мастерских, механики, рабочие сцены - создают художественный образ спектакля.
Режиссер - осуществляет сценическую постановку спектакля (театральная игра артистов: солистов
и хора ; мизансцены - расположение актеров на сцене в определенный момент спектакля).
Опера - самое живое из искусств. На сцене просто взрывается жизнь в тот момент, когда поднят
занавес. Подумайте, опера - это ведь еще и самый совершенный вид искусства, в ней есть все: и драма,
и оркестровая музыка, и вокал, и балет.
Стремление усилить при помощи музыки воздействие театрального произведения возникло уже в
очень далекие времена.
На открытом воздухе в Древней Греции происходили праздничные театральные представления.
Актеры в масках, в особой обуви, увеличивавшей их рост, декламируя нараспев, исполняли трагедии,
прославлявшие силу человеческого духа. Созданные в эти далекие времена трагедии Эсхила, Софокла,
Еврипида и в наши дни ставятся на сцене.
Значительное место в греческой трагедии занимала музыка, точнее хоровое пение в
сопровождении музыкальных инструментов. Именно хор выражал основную идею произведения,
отношение его автора к изображаемым событиям.
Театральные произведения с музыкой были известны и в Средние века. Но все эти "предки"
современной оперы отличались от нее тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной
речью, в то время как отличительным признаком оперы является то, что текст в ней с начала до
конца поется.
Опера в нашем современном понимании этого слова возникла на рубеже XVI и XVII веков в Италии.
Она быстро завоевала популярность и распространилась по всем странам.
Виды оперы:
Опера-сериа (серьёзная опера - А. Скарлатти, Г. Ф. Гендель, , X. Глюк)
Гранд-опера (большая опера - Д.Мейербер)
Семисериа (полукомическая - некоторые оперы А. Скарлатти, Н. Пиччинни, Д. Паизиелло)
Опера-буффа (комическая - Д. Перголези, Д. Чимароза, Г. Доницетти, Дж. Россини.)
Реалистическая опера (Дж.Верди, Ж.Бизе, П.Масканьи, Р.Леонкавалло, Д.Пуччини)
Романтическая опера (В.Маршнер, К.М.Вебер)
Музыкальная драма (Р.Вагнер)
В XIX веке одно из ведущих мест в мировом искусстве заняла русская опера.
Первые русские оперные спектакли появились в 70-х г.г. 18 века. Это были комедии бытового плана.
Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф.
Г. Волкова (1756).
Эпоха 60-х вызвала дальнейший подъем русской оперы.
Начало блестящему развитию русского музыкального театра положил М.Глинка операми «Иван
Сусанин» и «Руслан и Людмила». В его творчестве определились основные черты русской оперной
классики: высокая идейность, художественная правдивость, близость к народной песенности,
великолепное мастерства и новаторство.
Традиции Глинки продолжили русские композиторы в XIX веке - А.Даргомыжского («Русалка»),
М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко»), П.Чайковского («Евгений Онегин»,
«Пиковая Дама»).
Особенно прославились своими замечательными операми композиторы "Могучей кучки":
Н.Римский-Корсаков
М.Мусоргский
А.Бородин
Ц.Кюи
М.Балакирев
Традиции русской оперы живут и в операх советских композиторов:
Д.Шостакович («Катерина Измайлова»), С.Прокофьев («Война и мир». «Семён Котко», «Дуэнья»),
Т.Хренников («В бурю», «Мать»), Д.Кабалевский («Кола Брюньон», «Семья Тараса»).
Послушаем ариозо Ленского из оперы П.Чайковского "Евгений Онегин" в исполнении С.Лемешева.
Эта опера создана по одноименному роману в стихах А.Пушкина "Евгений Онегин".
У Чайковского есть и другие оперы по произведениям Пушкина: "Пиковая дама", "Мазепа".
Вопросы:
1. О чём идёт речь в этом ариозо?
2. Какой голос его поёт?
3. По какому литературному произведению создана опера "Евгений Онегин"?
4. Какие ещё оперы Чайковского есть по произведениям Пушкина?