Конспект урока "Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве"


Тема: «Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве».
Подготовил: Щербаков Д.А. (учитель музыки)
Цели:
Дать учащимся багаж знаний о жанре изобразительного искусства – пейзаж.
Познакомить учащихся с творчеством русских художников, композиторов, передать их
отношение к природе и Родине.
Сформировать знания о том, что музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в
изобразительном искусстве. Воспитывать умение изображать пейзаж.
Зрительный ряд: На доске И. Шишкина «Рож», «Лесные дали», В. Левитана «Свежий ветер»,
«Волга», «Весна – большая вода», «Март».
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Времена года»: «Апрель», «Подснежник».
Оборудование: ТСО, магнитофон, телевизор, баян.
Задачи:
познакомить учащихся с творчеством русских художников, композиторов, передать их
отношение к русской природе и Родине;
cформировать понятие значение художника, музыканта, патриота и гражданина.
ХОД УРОКА
«Пока не было музыки.
человеческий дух был не в
состоянии представить себе образ
прелестного, прекрасного, полноты жизни»
И.В. Гетте
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
Учитель рисования. Ребята, перед вами ряд картин, как вы думайте, как можно назвать этот жанр
изобразительного искусства?
Учитель рисования. Верно, пейзаж: А что такое пейзаж? Это картина на которой изображены поле,
река, море или город, деревня, железная дорога.
Пейзаж от французского, слова обозначает «природа». А в изобразительном искусстве так называют
жанр, посвященный воспроизведению естественной или преображенной человеком природы. Так же
пейзаж называют отдельное художественное произведение (живописи или графики) изображающее
природу. В пейзаже важным моментом являются изобразительный художником естественный или
сочиненный природный мотив, который становится как бы «героем» произведения. Отдельные же
фигуры людей или животных, а так же небольшие сюжетные сцены в пейзажной композиции
существенной роли не играют, и являются лишь средством дополнения и оживления пейзажа,
придания ему большей жизненной правды. Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае в 6
веке. Пейзажи китайских художников очень поэтичны.
Широкое распространение получил пейзаж в российском изобразительном искусстве. Русский пейзаж
в лучших его воплощениях всюду был прежде всего сосредоточением глубоких переживаний, острых
философских идей.
3. Беседа о творчестве И.И. Шишкина
На высоком берегу Камы, среди лугов, полей озер и прекрасных сосновых лесов, расположился
старинный городок Елабуга. Здесь родился. Провел детство и работал многие годы великий русский
художник Иван Иванович Шишкин.
На уроках литературы и изобразительного искусства в начальной школе, вы уже знакомились с
некоторыми его произведениями. Назовите картины которые вам запомнились? («Утро в сосновом
бору», «Корабельная роща», «На севере диком».)
Были у художника и многие другие картины: «Сосновый лес», «Дубки», «Сосновый бор», «Лесные
дали», наконец «Рожь» – одно из лучших творений в русской пейзажной живописи. Что вы видите на
этой картине? (Шумит и колышиться необъятное море ржи. Только чуть расступится оно, чтобы
пропустить полевую дорожку. Идут в вдалеке крестьяне, да стоит среди золотистых хлебов
одинокие сосны).
Да, сюжет картины прост. Но смотришь на нее не оторвешь: вот она Россия, с ее раздольем,
богатством земли, благозвучностью бытия. А какими красками написана картина! Светлыми,
звонкими, голубовато-зелеными, золотисто-коричневыми – лучезарными! И даже кучевые облака,
собирающиеся на краю горизонта, не умоляют жизнерадостности произведения, напротив,
подчеркивают ее. Безукоризненно композиционное искусство великого мастера – в картине нет ничего
лишнего, все предметы имеют свое предназначение и глубокий смысл. Еще с детства елабужские
сосновые леса наметили основную тему картин художника Шишкина – тему русской природы.
Художника справедливо называли «богатырем русского леса», через леса он показывал в своих
произведениях силу и былинную мощь Родины, ее душевную щедрость и красоту.
4. Беседа о И.И. Левитане
Есть художники, имена которых светят нам из прошлого и согревают нас. Один из них Левитан.
Достаточно произнести его имя, и перед нами предстает облик прекрасного, глубокого и благородного
человека.
Встают картины художника, что с детства навсегда вошли в нашу жизнь, картины родной русской
природы, то гарусные, то радостные. «Левитановские» – говорим мы.
Характерные черты его пейзажа – простота мотива, соединенная с глубоким внутренним
содержанием, единство, цельность, жизненная трепетность, подвижность, материальность предметов.
После окончания художественного училища Левитан часто выезжал за границу писать классическую
итальянскую природу.
После оконча художественного училища Левитан часто за границу писать классическую итальянскую
природу.
Поездки не принесли ему удовлетворения. Он толковал там, а работа не шла. «Зачем я здесь? Пишет
он в письме к другу из Ниццы – Что мне нужно, в чужой стране в то время, как меня тянет в Россию и
так мучительно хочется видеть тающий снег, березку?»
Художник возвращается в Россию. Он снова уходит в работу. Результатом поездки на Волгу явились
картины: «Тихая обитель», «У омута», «Вечерний звон».
«Владимирка» – исторический, несущий большие социальные идеи пейзажа. Полоса земли и неба.
Несколько чахлых деревьев еле видны далеко впереди. И все. Тишина. Какая глубина и зрелость
чувств и какое мастерство художника., которому было немного более 20 лет!
Через год было создано грандиозное полотно «Над вечным покоем». «В ней я весь, со своей психикой,
со своим содержанием», – писал Левитан П.М. Третьякову.
В той картине художник говорит о трагическом противоречии между печальной судьбой человека с
его кратковременным существованием и вечно живущей, могучей, прекрасной во всех своих
проявлениях природой. Природа словно торжествует над бренностью людской участи: мрачные,
тяжелые, ползущие вереницей одна за другой тучи, порывистый ветер, широкое водное просторы – все
угрожает жалким человеческим останкам, покоящимся под убогими крестами у трепещущих и
гнущихся деревьев. Было у художника много картин радостного звучания: «Свежий ветер, Волга»,
«Золотая осень», «Март». Эти картины наполнены жизнью, солнцем, напоены светом и воздухом.
Мы часто говорим «Левитановская осень», «Шишкинский лес», сравнивая природу уже с увиденными
уголками нашей необъятной Родины. И действительно, разве левитановские картины «Весна»,
«Большая вода» и «Март» это не поэмы о русской весне? Разве «Рожь» это не целая повесть о
полях, о полуденном солнце и о одиноких соснах? Умение создать в пейзаже образ, передать самое
характерное в явлении природы есть качество, отличительное для русской пейзажной школы. Этим
качеством, определяется и ее место в истории мировой живописи.
5. Беседа о Ф.А. Васильеве «Глубокий смысл природы»
Один из самых одаренных учеников Шишкина был Ф.А.Васильев. Прожив всего 23 года, он создал
ряд удивительных, запоминающих произведений: картин, этюдов, акварелей, рисунков. Вот названия
лишь некоторых из них: «После грозы», «У водопоя», «Перед грозой», «Возвращение стада»,
«Деревенское утро», «Туча», «Заря в Петербурге», «Перед дождем».
Уже по назначению видно, что художнику интересны разнообразные состояния природы, которые
рождают в душе разнообразные эмоции радость, тревогу, грусть, восторг, безысходность, смятение,
просветление и др.
В девятнадцатом возрасте в Васильеве сформировались твердые реалистические позиции полная
творческая зрелость.
Все лето он провел в живописных местах Тамбовской и Харьковской губернии впервые в жизни
уехав так далеко от Петербурга. Путевые письма полны восторгов»Я всем наслаждался. Всему
сочувствовал и удивлялся, все было ново… Новые места, люди, а следовательно и впечатления
обступили меня со всех сторон и не дают умирать мысли и чувству».
Рощи, приветливо зеленеющего поля ржи и овса, деревни с крытыми соломой домиками. Колодцы с
журавлями. Цветущие подсолнухи… И все это поражало своей новостью и типичностью. Вся жизнь
наружу!»
Ф.А. Васильев безгранично верил, что искусство обладают огромной силой воспитанного воздействия
на общество, что мораль и художественность в искусстве неразделимы. Говорил»Если написать
картину, состоящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы,
будет отложен и покажется во всей безобразной наготе. Я верю, что у человечества, в далеком,
конечно, будущем, найдутся такие художники, и тогда не скажут, что картины роскошь
развращенного сибарита».
Художник утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста –
помочь людям обрести это счастье, обогатить и возвысить его.
В картине «после дождя» Васильев нашел ответ на главные волнующие его вопросы – здесь органично
соединялись красота и правда, живопись и безукоризненное знание натуры, социальная
направленность и щемящая душу лирика.
Великолепно написано небо, пронзенное прощальными вечерами лучами солнца, живо и верно
передано мягкое освещение, которое объединяет все изображение, придает пейзажу воздушность,
цельность. И композиционно картина решена безупречно.
Посмотрите на картину Ф. А. Васильева «После дождя», масло.
Охарактеризуйте композицию этого пейзажа. (Группа деревьев, дорога идущая почти по диагонали,
ведет наш взгляд к повозке, что движется навстречу. Хотя до сидящих на сене крестьяне не близко,
фигура одного из них четко выделяется на фоне светового неба).
Типично русский пейзаж «Мокрый луг». Торжественный, величественный пейзаж рождает ощущение
молодой буй ной силы. Только что прошла мгнолистая грозовая туча, основательно промыв зелень,
землю, воздух. Как легко дышится после летнего шквального ливня, как радуешься то миг, когда
ослепительное солнце отразится в миражах капель на траве и листьев. Так внешне бедный мотив смог
воплотить целый мир мыслей и чувств художника, став символом отчизны. В пору создания «Мокрого
луга» Федору Александровичу было всего 22 года.
Лучшие произведения художника предвосхищают пейзажа И.И. Левитан безмерно ценил творчество
Ф. А. Васильева, пристально изучая его наследие, стремится привить любовь своих учеников к его
творчеству.
Учитель музыки. Пейзаж в музыке.
Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Как бы ни прекрасны
были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы не очаровывала душу лунная
ночь, все эти образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные
чувства переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна и радостна,
задумчивая или величава; она такова, какой видит его человек. Тема природы издавна привлекала
музыкантов. Природа дарила музыке тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в
шуме грозы.
Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века –
например, в хоровых пьесах К.Жанекина «Пение птиц», «Охота», «Соловей».
Так был намечен к освоению музыкой ее пейзажно-изобразительных возможностей. Постепенно.
Помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не
только звучала, но и заиграла красками, цветами, бликами стала зримой.
Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажами в произведениях живописи так разнообразны
картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток,
дождь, снег, лесная и морская стихия, леса и поля, земля и небо – все это находит свои звуковые
выражения, порой буквально поражающие изобразительной точностью и силой воздействия на
слушателя.
Пейзаж в музыке присутствует во всем богатстве своих проявлений – и как пейзаж «Настроение»
(например, у Чайковского), созвучный пейзажным полотном И. Левитана, В. Серова. И как
динамичный пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе (у Стравинского), и как
красочная картина, заключающая в себе проявление прелести окружающего мира у импрессионистов.
Вывод: Пейзаж – жанр изобразительного это непосредственный отзвук души человека, зеркало его
внутреннего мира. Он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные композиции
художников и музыкантов
Вопросы к учащимся:
Учитель рисования.
1. С какими художниками мы познакомились на сегодняшнем уроке?
2. Какие их картины вам запомнились?
3. Назовите картины, которые произвели на вас наибольшее впечатление? Почему?
Учитель музыки.
1. Почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве?
2. Какие словесные определения, метаморфозы, термины переходят из области изобразительного
искусства в музыку для характеристики ее пейзажных свойств?
(Музыкальные метафоры, которые определяют «звонкость» и «приглушенность» красок. Текучесть
и мелодичность линий, лиричность общего эмоционального звучания).
3. Какие музыкальные произведения на пейзажную тему тебе известны? (Чайковский «Времена года»,
«Художник и музыкант Чюрленис «Соната моря»).
Учитель музыки. Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна в
обобщенно-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной
изобразительности. Вот например пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и
передан эпиграф из стихотворения Майкова.
Практическая работа:
Учитель рисования. Предлагаю вашему вниманию стихотворение Майкова «Подснежник». Вы
должны внимательно слушать и постараться почувствовать и увидеть, то, что является источником
вдохновения для поэта. Определить характер и настроение будущего рисунка. Изобразить пейзаж.
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок
А подле сквозистый
Последний снежок
Последние грозы
О горе былое
И первые грозы
О счастье иное
Учитель музыки. Послушайте загадку:
Хорошо гулять в лес
Тихо, утро ранее
Чудо песенка звенит
На лесном прогалине
Чей то нежный голосок
Еле-еле слышен
Кто расплавил лепестки,
Из под снега вышел?
(Н. Френкель)
Правильно, это (Звучит музыка, дети рисуют).
Самоанализ работ
Дети анализируют свои работы (что было задумано, что удалось, что менее удалось.
С какими видами изобразительного искусства мы сегодня познакомились
Домашнее задание: Подобрать картинки или нарисовать самим к произведению И.П. Чайковского
«Времена года».
Литература:
1. Кострин Н.П. «Учебник рисование». Учебное пособие для учащихся педагогических училищ
по специальности № 2002 – М.: Просвещение, 1980. – 272 стр., илл.
2. Кузин В.С. Изобразительное искусство в начальной школе 3–4 класс: Учебник для
общеобразовательных учебных заведений: В 2 часть 2001 – 128 стр., илл.
3. Прохневская М.А. Изобразительное искусство 6 класс. Поурочные планы по программе
Немецкой В. 2часть. 2004 года.