Конспект урока "Балет. Единство музыки и танца" 5 класс


5 класс
Тема: Балет. Единство музыки и танца
Разработал: учитель музыки Щербаков Д.А.
Бале
́
т (фр. ballet, от лат. ballo танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными
средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.
Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и
бессюжетные балеты.
Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец.
Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их
«разговор» между собой, суть происходящего.
Танец проходит через всю историю. Традиции танца рассказа развились в Китае, Индии, Индонезии и
Древней Греции. Театральный танец был известен на более широкой арене древнегреческого театра.
Когда Римская империя завоевала Грецию, они ассимилировали греческий танец и театр со своим
искусством и культурой.
Придворный балет
Балет зародился в конце XV века в Италии, где владетельные князья нанимали профессиональных
мастеров танца для постановки пышных зрелищ, чтобы произвести впечатление на знатных гостей.
Помимо элементов драмы, эти представления включали величавые танцы, шествия в исполнении
придворных дам и кавалеров. Став супругой французского короля, итальянка Екатерина Медичи
привезла во Францию и моду на диковинные придворные балеты.
Первая балетная школа была организованна во Франции, и терминология была отточена тоже там.
Почти все термины в балете описаны французскими словами или фразами.
Популярность придворных балетов клонилась к закату, когда в 1643 г. на французский престол взошел
Людовик XIV. Новый король не только возродил угасающую традицию, но и принимал живое
участие: в спектаклях, пока не слишком растолстел для танцев. Даже его льстивое прозвище пришло
из балета "Ballet de la nuit", где он выступил в роли Короля-Солнца.
Романтический балет
В начале XIX в. все виды искусства, в том числе и балет, оказались под мощным влиянием
романтизма, как художественного течения. Возродился интерес к фольклору и фантазии. Ярким
проявлением романтизма в балете стали спектакли "Сильфида" и "Жизель". Примерно тогда же
балерины начали танцевать на кончиках пальцев - встали на пуанты. Не имея балетных туфель с
жестким носком, как у нынешних танцовщиц, они держались на пуантах лишь какую-то долю
секунды. Первой применившей танец на пуантах как выразительное средство была Мария Тальони.
Романтический балет был по преимуществу искусством женского танца. Ко времени постановки па-
де-катра пик популярности романтического балета уже миновал, и Париж как центр классического
танца стал понемногу угасать.
Классический балет
В 1847 г. французский танцовщик Мариус Петипа был приглашен ведущим солистом в балетную
труппу Санкт-Петербургского театра. К тому времени он успел поставить несколько балетов в
Западной Европе, но только в 1862 г. осуществил первую балетную постановку в России - "Дочь
фараона". Дебют оказался настолько успешным, что ему тотчас предложили должность
балетмейстера, на которой он достойно прослужил 40 лет.
Петипа создал свыше 50 многоактных балетов, в том числе "Раймонду", фрагмент которой Рудольф
Нуриев поставил в Лондоне в 1966 г., и "Баядерку", с ее знаменитым "Актом теней" и виртуозным па-
де-де, которое по сей день с блеском исполняется в балетных концертах.
Петипа больше всего помнят за его сотрудничество с Чайковским, когда он ставил «Щелкунчика»
(1892, хотя эта тема все еще открыта для некоторых дебатов среди историков), «Спящую красавицу»
(1890), и возрождал «Лебединое Озеро» (1895, со Львом Ивановым). Эти работы были все
заимствованы из западного фольклора.
Балет в России
В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея
Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Национальное своеобразие русского балета
начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Ш.-Л.
Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского
танца.
Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Чайковский, который внёс в неё непрерывное
симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка
его балетов «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) обрела
наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры
героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.
Ру
́
сский бале
́
т Дя
́
гилева, или Ballets russes, балетная компания, основанная в 1911 году русским
театральным деятелем и искусствоведом Сергеем Дягилевым. Выросшая из «Русских сезонов» 1909
года, функционировала на протяжении 20-ти сезонов до смерти Дягилева в 1929 году и пользовалась
большим успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании.
Балет в СССР
В 1956 г. Большой театр впервые приехал на гастроли в Лондон. Привезенный им балет "Ромео и
Джульетта" пользовался огромным успехом. Спустя пять лет в гастрольный тур по Европе отправился
Кировский балет и повсюду получил восторженный прием. России было суждено в очередной раз
оказать сильнейшее влияние на балетный мир, когда танцор Кировского театра, находясь в Париже,
отказался подняться на борт самолета, вылетавшего в Россию. Его имя - Рудольф Нуриев. Из Парижа
он перебрался в Лондон, где долгое время танцевал в паре с Марго Фонтейн, став мировой
знаменитостью.
Но Нуриев, а спустя несколько лет Михаил Барышников, бежавший из труппы Большого театра в 1974
г. во время гастролей по Северной Америке, были не только блестящими мастерами танца. Они стали
открывателями нового направления в балете, доказав, что мужчина-танцовщик может быть звездой,
равной балерине.
Современный балет
В современном балете широко используются элементы гимнастики и акробатики, джаз, фламенко и
другие формы.
Послушаем:
Танец Китри из балета "Дон Кихот" Л.Минкуса
"Лебедь" из "Карнавала животных" Сен-Санса
"Приглашение к танцу" К.М.Вебера