Внеклассное мероприятие "Секреты музыкальной шкатулки" (вечер фортепианной музыки) скачать бесплатно

Внеклассное мероприятие "Секреты музыкальной шкатулки" (вечер фортепианной музыки)


1
Серебрякова Светлана Викторовна
преподаватель теоретических дисциплин и по классу фортепиано
МБОУ ДОД ДШИ пос.Уральский Нытвенский р-н Пермский край
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«СЕКРЕТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКАТУЛКИ»
(вечер фортепианной музыки)
Цели:
Создание условий для духовного воспитания, самореализации детей
средствами музыкального искусства и культуры.
Подведение итога творческой деятельности учащихся на определённом
этапе образовательной деятельности.
Популяризация детского творчества.
Задачи:
Совершенствовать творческую индивидуальность и исполнительское
мастерство учащихся.
Помочь учащимся осмысленно исполнять классическую музыку, через
знание и понимание личности композитора, его окружения – близких и
друзей, культуры и традиций страны, где он жил, исторического времени.
Простимулировать интерес у учащихся к учебному процессу в целом, создать
дополнительные мотивации для их творческого роста.
Пропагандировать классическую музыку широкому кругу слушателей.
В программе концерта произведения И.С.Баха, его сыновей, его
современников прозвучат в исполнении учащихся 3, 4, 5 классов преподавателя
С.В.Серебряковой.
Идея, сценарий, программа выступлений, информационно-текстовое
сопровождение концерта, оформление зала, ведущий преподаватель
С.В.Серебрякова.
Дата проведения: 24 мая 2015 г.
2
(слайд №0)
Эта история произошла давно в одном провинциальном немецком городке, на
окраине которого стоял небольшой, но весьма уютный дом, в котором жила
обычная немецкая семья. Был тихий зимний вечер, канун Нового года. Взрослые и
дети спешили домой, где их ждали приятные хлопоты в подготовке к празднику.
выступает Ангелина Кидун «Зимний вечер» 5 кл. (синтезатор)
В доме посреди большого зала, освещённого огромным количеством свечей,
стояла пышная нарядная ёлка.
(слайд№1)
Ёлка сверкала и переливалась яркими огнями гирлянд, манила к себе своей
красотой, предвещая скорый приход праздника, по залу разливался аромат еловых
веток и сладких угощений. Детям очень нравилось резвиться вокруг ёлки в играх и
танцах.
выступает Екатерина Нецветаева 3 кл. «Полька»
Украшение ёлки подходило к концу, дети держали в руках последние
игрушки, которые сделали своими руками. Вот стойкий оловянный солдатик с
серьёзным видом несёт свою игрушечную службу.
выступает Вероника Селезнёва 4 кл. «Марш солдатиков»
А это вырезанная из бумаги балерина с юбочкой из батиста и голубой лентой
на шее задумчиво кружится в медленном танце, печальна, потому что боится
пламени свечи.
выступает Вероника Селезнёва 4 кл. «Песня»
А вот, сшитая своими руками тряпичная куколка, закрывает и открывает
глазки, любимица всех девочек, так и просит: «Спой мне колыбельную песенку».
выступает Виктория Ахметгалина 4 кл. «Колыбельная»
А у весёлых клоунов на их разноцветных колпачках бубенцы так и звенят,
так и переливаются, словно соревнуются чей перезвон журчит серебристее и
звонче.
выступает Екатерина Нецветаева «Колокольчики звенят» 3 кл. (синтезатор)
В глубине зала, погружённый в полумрак, стоял старый рояль. Клавиатура
его покоилась под тяжёлой и прочной крышкой, банкеточка для сидения была
задвинута далеко под корпус инструмента, а сверху, на слегка запылённом
закрытом рояльном «крыле», лежала стопка нотных книжечек с пожелтевшими и
растрёпанными страницами, стояли пустые подсвечники и изящная шкатулка
ручной работы, с замочком и ключиком для открывания. Шкатулку никто никогда
не открывал, потому что от старости механизм замочка пришёл в негодность и эта
3
старинная вещица давно не привлекала к себе внимание ни взрослых, ни детей. В
общей атмосфере праздника и веселья все эти обитатели тёмного уголка выглядели
забытыми, одинокими и ненужными.
Но иногда, особенно под Новый год, происходят по-настоящему
загадочные явления, называемые - чудеса, как будто именно в это время вместе с
покровом ночи на землю тихо опускается волшебство. Вдруг огни ёлки померкли
и внимание всех присутствующих в зале привлёк мягкий свет из тёмного угла.
(слайд№2)
Это сверкали и переливались камни на крышечке шкатулки. Неожиданно,
когда все, затаив дыхание, ждали, что же произойдёт дальше, замочек пришёл в
движение, крышечка шкатулки открылась и зазвучала музыка.
выступает Полина Желтова 5 кл. «Табакерочный вальс»
Что это за чудо? Дети и взрослые замерли от удивления.
(слайд№3)
В шкатулке лежал медальон с портретом молодой девушки лет 20-ти и
свёрнутая трубочкой постаревшая тетрадь, бережно перевязанная тесьмой. На
обратной стороне медальона было написано имя: Анна Магдалена. От детей сразу
посыпались вопросы и старая мудрая бабушка сказала: я узнаю этот портрет –это
Анна Магдалена Бах, а тетрадь - это рукопись её воспоминания о своём супруге
Иоганне Себастьяне Бахе. Если вам интересно, давайте вместе прочитаем эти
бесценные записи и перенесёмся во времена Иоганна Себастьяна Баха немецкого
композитора и органиста, автора многочисленных произведений органной,
камерной, клавирной, хоровой музыки, о его музыке впоследствии скажут
никогда на свете не было ничего подобного. Все присутствующие поудобнее
расселись вокруг бабушки и она приступила к чтению:
(слайд №4)
«Моя одинокая жизнь, уже без Себастьяна, снова обрела для меня особый смысл,
когда я начала писать воспоминания о моём дорогом супруге. У меня не осталось
ничего принадлежащего Себастьяну. Всё ценное пришлось продать, а деньги
разделить между нами, многочисленными родственниками. Но даже, если бы я
лишилась всего, напоминающего о нём, знает небо, это было бы и не нужно. Пусть
я бедна, всеми забыта, пусть я стара, вчера мне исполнилось 57 лет, я не хочу иной
доли, я никогда не променяла бы счастье быть его женой на самую достойную
старость. Сейчас он позабыт людьми, сочинения его сыновей почитаются выше его
собственных, его называют стариком Бахом или даже непочтительно «старым
париком», но это забвение приходящее, человечество не сможет долго молчать о
нём и однажды оно будет благодарно за всё, что я о нём сохраню.
выступает Наталья Артемиева 5 кл. «Фантазия»
4
(слайд №5)
Я часто сама удивляюсь той единственной привилегии, которой наградила
меня судьба. Музыка Себастьяна, сочинённая им со времени нашей свадьбы и до
самой смерти, вошла в мою плоть и кровь, я знаю, как она рождалась, я читала её
глазами прежде, чем кто-либо другой. Обращая взор в прошлое, ко времени нашей
свадьбы, я вспоминаю, как страстно молилась, боже, сделай меня достойной его.
Тогда я вдруг ощутила одновременно и свою хрупкую молодость, и тяжёлую
ответственность, взятую на себя вместе с согласием стать женой такого человека,
ведь, если бы я принесла ему несчастье, это отразилось бы на его музыке. Так как
Себастьян был 15 годами старше меня и однажды уже состоял в браке, ему,
возможно, не составило большого труда быть всегда по отношению ко мне
внимательным и великодушным, я же впервые брала на свои плечи хозяйственные
дела и заботу о детях.
выступает Екатерина Ахметгалина 4 кл. «Маленькая прелюдия»
Моя первая встреча с Бахом произошла через год после того, как я его
впервые увидела, когда его известность и слава музыканта уже распространились
повсюду.
(слайд №6)
Он показался мне огромным. Он производил впечатление человека высокого,
сильного, широкоплечего, в нём было что-то от каменной глыбы. Было бы
неверным назвать, что он был красив. В его чертах больше проявлялась сила его
духа. Сразу обращали на себя внимание высокий лоб, глаза с выразительными
бровями, немного нахмуренными, точно он пребывал в глубоком раздумье.
Серьёзный взгляд его, казалось, проникал сквозь людей, не видя их, был направлен
вглубь себя, что производило таинственное, почти мистическое впечатление.
Вскоре я поняла, что в эти мгновения в его душе говорила музыка. Он сразу
притягивал к себе взоры людей, ибо что-то необычное чувствовалось в его
существе, излучающем единство величия и смирения. Он осознавал свою силу, но
что он является её носителем ему было безразлично. Музыка вот то единственное,
что двигало им.
выступает Полина Желтова 5 кл. «Полонез»
Ещё в раннем возрасте у Себастьяна проявились характер, сила воли,
ответственность. С 15 лет он сам зарабатывал себе на жизнь. У него был
прирождённый дар к игре на музыкальных инструментах. Он играл на скрипке,
альте, спинете, виоле, клавикорде, клавесине. Но больше всего Себастьян любил
играть на органе, своём любимом инструменте.
(слайд №7)
Никто на земле больше не играл на органе так как играл Бах. Руки его были
особенные большие, сильные, с необычайной растяжкой (12 клавиш),
5
неутомимые, выдерживающие огромную многочасовую нагрузку. За органом для
него не было ничего невозможного, казалось, он повелевает звуками и они делают
то, что он захочет. Он так любил орган, что часто отправлялся в церковь среди ночи
и музицировал, забывая обо всех тревогах и неприятностях, пока в восточных
окнах не начинал брезжить рассвет. И органы любили его в ответ, обретали под его
руками все свои достоинства. Себастьян так же хорошо разбирался и в строении
органов, он понимал все их проблемы, до мелочей знал их устройство, размышлял
над их усовершенствованием, экспериментировал и даже кое-что изобретал сам, и
суждения его о состоянии того или иного инструмента всегда были безошибочны
и беспристрастны. Себастьян говорил: «Построить орган - это особый дар, нужно
вдохнуть в его трубы частицу души, чтобы они могли заговорить и запеть. Орган
не будет жить, если он создан без любви». Потому он так любил органы мастера
Зильбермана, а в исполнительстве на них превосходил всех.
выступает Ангелина Кидун «Ария» 5 кл. (синтезатор – орган)
Себастьян всегда был готов сойти со своих горных высот музыкального
мастерства и взять мягко за руку своего ребёнка или любого начинающего, чтобы
вести их к высшему совершенству. Не было на свете лучшего учителя
внимательного, терпеливого, вдохновляющего, неутомимого. Его глаза и слух не
пропускали ни малейшей неточности или ошибки. Основное правило клавирной
игры состояло для Себастьяна в спокойном положении рук на клавиатуре, что
обеспечивало естественность фразировки, руки должны лишь скользить по
клавишам. Он всегда следовал своей глубоко продуманной методе: усаживая
начинающих, в том числе и своих сыновей, за инструмент, он обучал их
звукоизвлечению и аппликатуре. Он написал множество упражнений,
предназначенных для тренировки пальцев. Своим ученикам Себастьян говорил: «У
вас на каждой руке по 5 здоровых пальцев, как и у меня. И если вы, как следует
будете упражняться, то они научатся играть так же как мои. Совершенство игры -
это лишь плод усердия и может быть достигнуто всяким кто серьёзно и с чистым
сердцем работает».
выступает Виктория Ахметгалина «Марш» 4 кл. (синтезатор -
клавесин)
День за днём Себастьян ходил на службу, сочинял, преподавал, играл на
клавире, органе и других музыкальных инструментах, много занимался семьёй, а
если оставалось время, погружался в чтение. Таким трудолюбием он отличался с
юности. Его никогда не видели праздным, в пустую проводящим время. «Время, -
говорил он это один из величайших даров божьих, который не даётся дважды и
за который нам ещё придётся отчитаться перед троном всевышнего». Он просто не
терпел расточительность, отсутствие пунктуальности. Его бумаги и личные вещи
должны были содержаться в строго установленном порядке. Часть своего времени
Себастьян проводил за составлением баховского архива, его отличало чувство
сильного кровного родства. Он включил в архив генеалогическое древо Бахов и
6
собрание материалов о членах семьи Бахов, в том числе и их сочинения, ибо быть
Бахом неизбежно означало быть музыкантом, невидимые узы общих предков и
общих вкусов направляли их к музыке. Разумеется, все члены нынешней семьи
Бахов из Арнштадта, Эрфурдта, Эйзенаха и Саксонии всегда находили радушный
приём в нашем доме.
(слайд №8)
Ах, каким он был отцом. Никогда не бывал Себастьян столь велик и полон
достоинства как в часы, когда сидел во главе обеденного стола среди сыновей и
дочерей, с любимым Фридеманом по правую руку. Некоторая суровость,
проявлявшаяся в характере Себастьяна, полностью исчезала дома. Он был весь
открытость и доброжелательность, он всем сердцем откликался на то, что говорили
ему дети. Я дивилась на него, занятого сочинением среди детского шума и
болтовни, словно он был один на свете. Себастьян часто говорил: «Ведь лучше мир
дома и боль за воротами, чем наоборот». Семья для него была синонимом жизни,
заменяла ему целый мир. У домашнего очага не находилось места неприятностям.
(слайд№9)
В доме мы постоянно музицировали и в часы досуга, и по семейным праздникам.
Старшая дочь Катарина Доротея имела красивый голос, я сама хорошо пела,
старшие сыновья Фридеман и Эммануэль обладали исключительными
музыкальными способностями. Мы все, включая маленьких, свободно читали
ноты. Себастьян с гордостью считал всех своих детей прирождёнными
музыкантами, и это было совершенно естественно, ибо сам воздух нашего дома
был наполнен музыкой.
(у Иоганна Себастьяна Баха было 10 детей: в первом браке из 7 детей 3 умерли, во
втором браке из 13 детей 7 умерли).
выступает Екатерина Нецветаева 3 кл. «Менуэт»
Как я любила долгие осенние и зимние вечера, когда мы с Себастьяном
садились за своё обычное занятие переписывание и копирование музыки. Так
тихо и радостно мы работали бок о бок, храня глубокое молчание. Две свечи стояли
между нами, и часто в тот момент, когда Себастьян выписывал голоса кантат своим
красивым, ясным, лёгким почерком, на него нисходило вдохновение. Он брал
чистый лист из стопки, что я всегда клала рядом с ним, и набрасывал то, что
рождалось в его душе. Записывая сочинённую музыку, Себастьян часто добавлял в
оглавлении: «Всевышнему во прославление, а ближнему во наставление». Из
множества примеров заботы и любви Себастьяна хочу упомянуть одну нотную
книжечку, подаренную мне Себастьяном, в красивом зелёном переплёте, на
обложке которой он золотом написал – год 1725 и моё имя.
(слайд №10)
7
Мы вели её вместе. Я переписывала понравившиеся мне пьесы, а Себастьян
сочинял их для моих занятий. Одна песня настолько потрясла меня, что я не смогла
её сразу спеть, так дрожал у меня голос:
«Коль ты со мной, без сожаленья,
Последний обрету покой.
Пускай в последнее мгновенье
Замкнёт мне очи провиденье
Твоею нежною рукой.»
выступает Полина Желтова 5 кл. «Ария»
Порой, в конце дня, когда у Себастьяна выдавалась свободная минутка, он
садился за стол, придвигал к себе свечу, брал перо, приговаривая: «Принеси-ка
свою зелёную книжечку, Магдалена, там одно старьё, и тебе скучно играть его, я
напишу что-нибудь новенькое». И я летела за книгой, предвкушая, что её страницы
украсит новая драгоценность. Эта книжечка и сейчас со мной, и как бы не угнетала
меня нужда, пока жива, я ни за что с ней не расстанусь.
выступает Аня Пономарёва 3 кл. «Прелюдия»
На протяжении всей своей жизни Себастьян и его семья ни разу не
выезжали за пределы Германии. Но переезжать в разные города приходилось часто,
в поисках лучшей доли, в попытке найти счастье в другом месте. «Магдалена, - не
раз говаривал мне Себастьян, - нам придётся покинуть это место, музыканту здесь
больше делать нечего.»
(слайд №11)
(должности Иоганна Себастьяна Баха: певчий хора, придворный музыкант,
органист, придворный органист и руководитель камерной музыки, придворный
капельмейстер, кантор в школе св. Фомы).
Часто, по роду службы, Себастьяну приходилось наталкиваться на
равнодушие и непонимание со стороны начальства, сопротивление его
начинаниям, несправедливость, нести отчёт и наказание за принятые решения,
иметь дело с грубыми невоспитанными школярами, испортившими себе голоса
уличным пением на ветру и холоде, его распоряжения не выполнялись, в отчаяние
приводили мелкие дрязги, в которые его впутывало руководство, причитающиеся
ему деньги задерживались, а когда он говорил напрямую, что думает обо всём этом,
его называли неисправимым. Его расстраивало, что весь свет проявляет больше
интереса к опере, нежели к церковной музыке, а ведь именно церковная музыка,
которую Себастьян писал всю свою жизнь, была высшим выражением его глубоко
религиозной натуры. Составляя памятные записки для руководства того или иного
города о состоянии дел по службе, Себастьяну приходилось писать: «Жизнь моя
тяжела, денег так мало, что приходится жить в крайней скудости». Мне было
8
больно видеть, что его душа, коей так необходим покой для работы, раздражена.
Себастьян так нуждался в тихом, спокойном существовании, в кругу семьи и
друзей, которое дало бы волю могучему потоку его творчества, ведь для этого бог
одарил его столь великим талантом. Но несмотря на частые неприятности, с
присущей всем Бахам долей упрямства в характере, Себастьян продолжал бороться
за осуществление своих музыкальных идей.
выступает Виктория Ахметгалина 4 кл. «Менуэт»
Слава богу кроме неприятностей было и много хорошего, наполненного
счастьем, почитанием и признанием знатоков музыки, их восхищением и похвалой.
Когда Себастьян играл на органе, у него не было недостатка в успехе и восторгах
слушателей. Людская молва почитала его непревзойдённым во всём касающемся
музыки. Слушание его музыки заставляло каждого стремиться ко благу. Похвалы
знатоков Себастьян принимал с благодарностью, но не менее приятны были ему
слова простых людей: «Великие музыкальные доблести вашего сиятельства ещё
более украшаются вашей удивительной приветливостью и любовью к ближнему.»
Вспоминается случай в городе Касселе, когда игра на органе, особенно
использование педали, так поразили наследного принца, что тот снял перстень со
своей руки и всемилостивейше надел его на палец Себастьяну. С тех пор Себастьян
с удовольствием носил этот перстень и любил его рассматривать. В Лейпциге в
1729 году Себастьян возглавил знаменитое музыкальное общество «Коллегиум
мюзикум», основанное господином Телеманом. Несколько лет подряд руководил
Себастьян концертами музыкального общества и значительно поднял их уровень и
престиж на радость всем жителям Лейпцига. В последние годы Себастьян достиг
вершин своей славы. Музыканты из разных стран сами являлись к нему, и он всегда
встречал их сердечным расположением и готовностью помочь. После трёх лет
ходатайства Себастьян получил титул придворного саксонского композитора,
обеспечивавшего ему уважение и покровительство королевских особ.
(слайд№12)
По приглашению прусского короля Фридриха в Берлине Себастьян играл на одном
из только появившихся тогда инструментов мастера Зильбермана фортепиано. И
когда зазвучала музыка, всем присутствующим стало ясно, что в тот вечер во
дворце было два короля: король Пруссии и король музыки. Король Фридрих был
преисполнен восхищения и трижды воскликнул: «Есть лишь один Бах!», имея
ввиду именно Себастьяна.
выступает Наталья Артемиева 5 кл. «Инвенция»
В год свадьбы нашей дочери Лисхен, Себастьяну было 64 года. Постоянно
глядя на Себастьяна, я не замечала в нём изменений, для меня он был всё таким же
каким я его увидела впервые в церкви Святой Катарины в Гамбурге. На самом деле
время изменило любимые черты. Вид теперь у него был довольно суровый, черты
лица заострились, глубокие морщины легли вниз к подбородку, резко обозначилась
9
борозда между бровями. Но не гнев был причиной этому, а болезнь глаз, которые
он перетрудил ещё в юности, а в последствии всю жизнь провёл над партитурами.
С глазами становилось всё хуже. «Я должен писать пока могу видеть», - говорил
он. Неожиданно появилась надежда. В Лейпциг приехал знаменитый английский
хирург господин Тейлор. Друзья уговаривали Себастьяна положиться на
искусность врача. Тейлор обещал Себастьяну самые удовлетворительные
результаты. Первая операция не принесла улучшений. Доктор посчитал, что
необходима ещё одна операция. Но результатом оказалось то, что Себастьян
потерял зрение полностью. После потери зрения Себастьян прожил ещё несколько
месяцев.
(слайд№13)
Бабушка перелистнула последнюю страницу тетради. Во всём доме
царили тишина и покой. В восточных окнах забрезжил рассвет, небо начало
светлеть. Первые лучи солнца легли на землю и возвестили наступление нового
дня, а за ним и нового года, а с ним и новых надежд, и новых открытий. Настала
новая жизнь и для наших старых знакомых. Черный рояль распахнул своё крыло,
приподнятая крышка явила свету ряд белоснежных клавиш, яркими огоньками
мерцали свечи, а на пюпитре стояла нотная книжечка, открытая на странице с
названием «Менуэт», о котором Анна Магдален Бах говорила: «самый весёлый из
всех, что я знала». Вскоре дом наполнился прекрасными звуками, звучала музыка
Иоганна Себастьяна Баха. И старая мудрая бабушка, прибирая ценные находки
обратно в шкатулку, с улыбкой сказала: «Он будет жить, пока жива на земле его
музыка!»
выступают уч-ся 3-4 классов шумовой оркестр «Менуэт» (фонограмма -
аудиофайл И.С.Бах В.Зинчук «Менуэт» из Нотной тетради А.М.Бах)
19.04.15
Материалы из категории: