Конспект урока "Слиянье трех загадок" 5 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
город Новокузнецк, Кемеровской области
Конспект урока музыке в 5 классе
«Слиянье трех загадок»
подготовила
учитель музыки
Можаева Марина Петровна
г. Новокузнецк
2015
Цель урока: через музыку, поэзию, произведения изобразительного
искусства формировать духовный мир ребенка, его любовь к культуре, к
человеческим ценностям.
Задачи: начать серьезный разговор о “слиянье З-х загадок” (живописи,
музыки поэзии), научиться вслушиваться, всматриваться, сопереживать,
бережно относиться к большой, настоящей литературе, музыке, живописи.
Оборудование: портреты композиторов, картины И. Левитана: Вечерний
звон”, , “Сумерки. Стога”, «Март».
М. Грекова: “Тачанка”, “Трубачи Первой Конной”, картина И. Шишкина
“Рожь”, В. Васнецов “Аленушка”, А. Саврасов “Грачи прилетели”, М.
Кустодиев “Большевик”, Г. Коржев “Поднимающий знамя”, И.
Сидельников “Декабрь. 1905 г.» изображения Успенского собора и
церкови Воскресения в Ростове Великом, Троице-Сергиевой лавры,
Новодевичего монастыря, Псково-Печерского монастыря.
Музыкальный ряд: “Военные сигналы “, “Марш Буденного”, Д .Покрасс,
М.Равель “Хабанера”, С.Никитин “Песня о маленьком трубаче”,
Д.Д.Шостакович, симфония № 11 (4 часть “Набат”), С.Рахманинов Концерт
№ 2 для ф-но с оркестром (фрагмент),русская народная песня “Вечерний
звон”, “Ростовские звоны “, Д .Кабалевский, песня “Спокойной ночи”.
Ход урока:
1. На доске тема урока: “Можем ли мы услышать живопись?”
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас будет интересный
разговор о том, как между собой связаны цвет и звук, изобразительное
искусство, поэзия и музыка. У каждого свои средства выразительности:
поэт передает настроение словом, художник цветом, а музыкант - с
помощью звуков. Наша жизнь это источник всех художественных
произведений. И сегодня на уроке мы попытаемся услышать живопись.
Оказывается, что иногда может происходить слиянье З-х загадок. (поэзии,
музыки, живописи) Об этом мы уже вели разговор
в 3 четверти, мы пытались увидеть музыку. А сегодня слушаем живопись!
II. Итак, слушаем музыку. (звучат “Военные сигналы”)
Учитель: Ребята, вы узнали этот инструмент? (ответы учащихся).
-Какой характер звука у трубы?
- Какой тембр?
-А в каких жизненных ситуациях звучит труба?
Правильно! Действительно, труба это инструмент, который зовет за
собой в бой, поднимает войска на парад, призывает к победе.
А теперь посмотрите вот на эту картину. Называется она “Трубачи Первой
Конной”. Автор этой картины художник Митрофан Греков. Давайте
вспомним, а о какой картине художника Грекова уже шла речь на наших
уроках? (ответы учащихся).Правильно, картина “Тачанка”. (показ картины).
На этой картине мы видим, что нарисованные им тачанки несутся по степи,
словно вихрь и звучит музыка боя. На картине “Трубачи Первой Конной” мы
видим ту же опаленную солнцем степь, ту же молодую, рожденную в огне
революции Красную Армию. И видим коней только они уже не несутся
вихрем, а движутся спокойным, неторопливым шагом. Но мало всмотреться
в эту картину, в нее нужно вслушаться. В отличие от “Тачанки” здесь все
дышит явным спокойствием. Но похоже ли это спокойствие на тишину?
Что мы слышим: тишину или музыку?
-Если музыку, то какую?
-Что хотел автор изобразить на картине?
- Какое настроение передано художником?
- Какие цвета использует художник? (ответы учащихся)
Правильно, ребята. Мы не только видим, как движется по степи конный
отряд, но и слышим могучую, звучащую с полотна музыку, слышим вместе с
музыкантами, которые ее играют, вместе со всем отрядом, едущим вслед за
своими трубачами, вместе со степью, где звуки этой музыки и рождаются и
затухают, теряясь в ее бескрайних просторах! Может быть, вы услышите вот
эту мелодию? (звучит “Марш Буденного”).
Это произведение называется “Марш Буденного”, а на картине художник
Греков воплощает образ легендарной “Первой Конной армии”, созданной
героем гражданской войны Семеном Михайловичем Буденным. В этой армии
служил Дмитрий Покрасс, который по заказу самого Буденного и написал
этот марш.
- Каков характер у марша?
- Какая динамика, темп, лад?
- А что общего у картины с музыкой марша?
- С помощью каких художественных средств в картине выражена сила, мощь,
уверенность? ( объемные инструменты: геликон, баритон, спокойствие в
рядах, цвет — желтый, мягкие тона).
-А какими “музыкальными” красками пользуется композитор для создания
именно такого образа? (лад, темп, динамика)
-Звук в песне, цвет в картине, лад в песне, свет в картине — итог вместе с
учениками.
Конечно, глядя на эту картину, можно услышать и другую музыку, но,
наверное, это будет музыка той военной поры, И никто из нас не назовет
картину М. Грекова безмолвной. Именно военный оркестр на войне с
помощью музыки мог вдохнуть в уставших, обессиленных бойцов силу,
настроение, готовность к самопожертвованию.
Но оказывается, что труба может звучать не только воинственно и призывно.
Французский композитор Морис Равель (портрет) показывает нам
совершенно другую трубу. (звучит испанский танец “Хабанера” ). Это
произведение называется “Хабанера” ( название испанского танца )
- Какое здесь было звучание трубы?
- Какой тембр? Похожи ли эти музыкальные краски на музыку трубы в
военной музыке?
- В чем различие?
- Какими бы красками вы нарисовали прослушанное произведение? Звучание
трубы у Равеля мягкое, нежное, задумчивое, лиричное. В “Хабанере”
композитор использует трубу с сурдиной, которую музыкант вставляет в
раструб трубы, приглушая ее звучание.
III. А теперь, послушайте, вот эту интонацию.(звучит вступление к “Песне о
маленьком трубаче”)
- Имитация какого инструмента передана здесь?
- А какой характер у трубы?
- Это — призыв или танец?
Вы вспомнили, узнали эту мелодию ? Молодцы, это « Песня о маленьком
трубаче.» Итак, война, горе смерть и маленький человек любящий свою
Родину, не безразличный к ее судьбе. (настрой, исполнение песни).
Ребята, в III четверти мы с вами говорили о богатырях земли русской, о ее
защитниках. Смотрели картину И. Васнецова “Богатыри” (репродукция).
Герой этой песни не был здоров физически, он был мал ростом, был
незаметен, но в трудную минуту на звук его оружия — трубы,
встал полк и пошел на бой.
Можем ли мы этого человека назвать богатырем и защитником нашей земли?
- Почему? (Маленький трубач — маленький богатырь.)
- Что важно в человеке: его внешняя сторона или внутренняя?
- А каким человеком был маленький трубач?
- А какое оружие было у трубача?
- А какими музыкальными средствами композитор рисует именно такой
музыкальный образ?
(темп, характер, мелодия - звучит, как взволнованный рассказ, динамика)
А у поэта Роберта Рождественского (портрет) есть вот такое стихотворение:
“На земле безжалостно маленькой,
Жил да был человек маленький,
У него была служба маленькая,
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую
И однажды прекрасным утром —
Постучалась к нему в окошко
Небольшая казалась, война...
Автомат ему выдали маленький,
Сапоги ему выдали маленькие,
Каску выдали маленькую
И маленькую по размеру — шинель.
А когда он упал — некрасиво, неправильно,
В атакующем крике вывернув рот,
То на всей земле не хватило мрамора
Чтобы вырубить парня
В полный рост!
Вот какими были эти маленькие люди, “маленькие” богатыри большой
русской земли! И что бы ни случилось с нашей Родиной, всегда поднимались
на ее защиту все русские люди, весь народ. Но не только труба звала людей
за собой. Звучание какого еще инструмента имело такую же силу?
Правильно, это звучание колокола. А в каких случаях звонили в колокол?
- оповещали об опасности
- в праздники
-в трагические дни призывал на защиту Родины.
Если бьют в “набат” — значит, пришла беда. Многие русские композиторы в
своем творчестве обращались к колокольному звону.(надпись) Дмитрий
Шостакович (портрет). Симфония № 11. В своей симфонии композитор
рассказывает о русской революции 1905 года. В основу этого произведения
легли исторические факты. 9 января 1905 года русские люди приходят на
Дворцовую площадь к батюшке — царю искать у него защиту, просить
лучшей доли. Было воскресение, многие пришли семьями, с детьми. Царь
жестоко расправляется с людьми, отдавая приказ расстрелять толпу
(изображение ). Сотни людей остались лежать на Дворцовой площади.
1 часть — называется “Дворцовая площадь”
II часть — 9 января” (расстрел)
III часть — вечный покой” (похороны жертв)
Какой может быть IV часть, если пришла беда?
Как бы вы назвали эту часть? (ответы)
-А какой характер должен быть у музыки, если в стране начинается
революция?
IV часть - Набат” (слушаем)
Какой характер у музыки?
Ребята, мы уже с вами говорили о звоне набат и в домашнем задании
прошлого урока вашей задачей было нарисовать свои ощущения, свой
взгляд на эту музыку.
Давайте, посмотрим ваши работы и сравним их с музыкой Шостаковича.
(Картины можно оформить заранее в выставку рисунков).
- Какой тембр в музыке?
- Какой цвет в ваших картинах?
-Какие краски используете вы?
-А какие композитор?
- С каким цветом сочетается музыка?
А теперь посмотрим на эти картины. (репродукции картин “Большевик”,
“Декабрь 1905г.”, “Поднимающий знамя”). Глядя на эти картины вы
слышите музыку или они безмолвны? Какая это музыка?(ответы учащихся).
IV. Еще один композитор, который очень часто в своем творчестве
обращается к колоколам, колокольному звону. Это - Сергей Рахманинов
(портрет). Ведь звон колокола стал частью жизни русского народа. Он
возвещал о рождении и смерти, о начале дня и его завершении, о войне и
победе. Человек, композитор, так любивший свою родную Русь, не знал, что
все изменится в его судьбе и умрет он так далеко от своей Родины. Очень
любил Рахманинов свою родную Ивановку ,имение под Тамбовом .
(изображения ). Там он и отдыхал, и любовался русской землей, и творил,
творил, творил. Но пришел октябрь 1917 года, революция. Осень 1917 года.
Рахманинов приезжает в свою родную Ивановку, везде царит разорение, из
дома выносят кресла, ковры, посуду. Из распахнутых окон на 2 этаже на
глазах у композитора был выкинут его любимый рояль. Волоча ноги, побрел
композитор к дому. “Ничего, продолжайте... “, сказал Рахманинов и
остановился над блестящими досками, чей смертный вой еще стоял в ушах.
Он глядел на еще дрожащие струны, на разбросанные клавиши и понимал,
что никогда не забудет этой минуты. Не в силах понять происходящее,
композитор временно уезжает из России. И уезжает с тяжелым чувством, не
зная, что уезжает он навсегда. Впереди его ждала слава, успех и безмерная
тоска по Родине (звучит запись концерта № 2 для ф-но с оркестром)
“Русь! Русь! Вижу тебя из моего прекрасного далека, вижу тебя. Открыто
пустынно и ровно все в тебе. . .Ничто не обольстит и не очарует взора. Но
какая же непостижимая тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и
раздается в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей,
от моря и до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет и рыдает, и
хватает за сердце? Какие звуки болезненно стремятся в душу и вьются около
сердца моего? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь
таится между нами?”
в 1943 году на чужой земле, под чужим американским небом умирает
русский композитор. (звучание колоколов Ростова Великого).
“Несется благовест. . . Как грустно и уныло
На стороне чужой звучат колокола.
Опять припомнился мне край отчизны милой,
И прежняя тоска на сердце налегла...
Я вижу север мой, с его равниной снежной,
И словно слышится мне нашего села,
Знакомый благовест: и ласково и нежно
С далекой родины гудят колокола.”
Вот такая судьба была у С.Рахманинова.
Учитель; Ребята, только в одной стране мира — в России, живет
колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным
искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, живописи. Колокол
символ России, это — ее голос, душа русского человека.
У поэтессы М.Цветаевой (портрет) есть такие строки:
“Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листъя,
Я родилась.
Спорили сотни колоколов.
день был субботний:
Иоанн Богослов.”
А вы знаете примеры, где поэты тоже обращаются к колокольному звону, к
колоколам? (Чтецы — стихотворения Есенина, Случевского)
Трудно сказать, кто больше и лучше воспел русскую природу — поэты или
писатели, композиторы или художники, в стихах, прозе, музыке и живописи
мы постоянно встречаем нежную березку и могучую ель, бескрайние поля и
дремучие леса, тихие речки, застывшие озера, скромные церквушки. Природа
вошла в русское искусство также раздельно, как она вошла в нашу жизнь, И
поэты, и музыканты, не только видели нашу природу, но и слышали ее.
Точно так же услышали родную природу и русские художники.
- А каких русских художников вы уже знаете? (Шишкин, Васнецов, Решш,
Левитан. Репродукции картин) . Молодцы!
Но, пожалуй, самым музыкальным русским художником, сумевшим передать
в своих картинах “песенность русской природы” был художник Исаак Ильич
Левитан. (портрет)
Учителем Левитана был художник Алексей Саврасов. (Он написал картину
“Грачи прилетели”) Художник Левитан родился в очень бедной еврейской
семье. Будучи еще ребенком остается сиротой. Тяга к рисованию проявилась
очень рано, и он поступает учиться в Московскую школу живописи. Прожил
Левитан всего 39 лет. Но за свою короткую жизнь в своих произведениях он
успел на века воспеть красоту русской земли.(репродукции) Часто Левитан
говорил о том, что “надо не только иметь глаза, но и внутренне чувствовать
природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной”. И у Левитана
это получалось. Все, что рождалось на холсте под его кистью, начинало петь,
звучать. Вглядитесь в картины Левитана! (репродукции)
“Март”, “Сумерки. Стога”, “Вечерний звон”.
А теперь посмотрим на эту картину.( “Вечерний звон”. )
- Что изображено на картине?
- Какое настроение передано на картине?
- Какими красками запечатлел художник природу?
- Какое время суток на картине?
- Безмолвна ли эта картина?
- Если звучит музыка, то какая? (громкая или тихая, динамика, быстро или
медленно, темп, окрашена в темные или светлые тона)
- Как бы вы назвали эту картину? (ответы)
Ученик: “Все в тающей дымке:
Холмы, перелески,
Здесь краски не ярки,
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы…
Учитель: Ребята, а почему поэт называет русскую природу застенчивой?
-А в чем разница: увидеть и всмотреться, услышать и вслушаться? (ответы)
Правильно! Итак, просто необходимо нам всматриваться и вслушиваться в
родную природу. А эта картина называется “Вечерний звон”. Название
картины уже говорит о том, что Левитан не только видел этот пейзаж, но и
слышал его. Кажется, что все на этой картине погружено в тишину:
безмолвна река, безмолвен человек, сидящий у берега. Ласковое вечернее
солнце золотит последними лучами купола церквей. По небу плывут легкие
розовые облака. А над лесом, над прозрачной водой, над лодками, теряясь в
бескрайности вечерних сумерек, плывут тихие, размеренные звуки старого
церковного колокола. (звучит русская народная песня Вечерний звон”)
- Соответствует ли настроение песни образу этой картины?
-Какие чувства выражены в песне?
-Как эти чувства подчеркнуты тембром голосов?
Правильно! И в музыки, и в живописи, передана картина покоя, тихой тёплой
радости и одновременно печали. Это -образ русской земли.
- Так молчалива ли эта картина?
- Обогатилось ли восприятие этой картины звучанием музыки?
Смотря на эту картину, мы слышим и звон колоколов, и протяжную русскую
песню. Но настроение одно. Природа и живопись, природа и поэзия, природа
и музыка.
V.. В Крыму, у подножия Медведь горы раскинулся лагерь Артек.
Композитор Д.Кабалевский (портрет),побывав в этом лагере, написал в
подарок песню для артековцев .Тишина и покой, плеск волн, шепот
кипарисов, спокойствие засыпающего лагеря. Все это композитор выражает в
песне “Спокойной ночи”.(звучит песня «Спокойной ночи»).
-Какой, ребята, темп в этой песни?
- Динамика?
- Лад?
Мелодия ласковая, нежная. Интонации нисходящие, чередование длинных и
коротких длительностей.
Все это характерно для жанра колыбельной песни. Давайте исполним эту
песню. Хорошо, ребята. Спасибо. А созвучна песня “Спокойной ночи”
картине И.Левитана?
VI. Итак, сегодня на уроке мы с вами вели разговор о том, можем ли мы
услышать живопись?
С помощью музыки, литературы, живописи, мы постарались по-новому
взглянуть на картины художников, непросто посмотреть, а всмотреться и
вслушаться в нашу родную природу. И в жизни, и в творчестве музыка
постоянно сливается с живописью. Искусство изобразительное и искусство
музыкальное, каждое своими средствами ,создает ощущение возвышенного,
одухотворенного, прекрасного. И нам нужно всегда помнить о том, что
“самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь
сердце”(А.Экзюпери).
Молодцы! Ребята, а обогатилось ли восприятие картин, о которых мы
сегодня говорили на уроке, с помощью звучания музыки? (ответы).
Молодцы!
Урок окончен, до свидания!
Список литературы:
[1].Г. Островский «Рассказ о русской живописи»
[2].Г. Рогинская «Передвижники».
[3]. М. Цветаева «Стихотворения»
[4].Роберт Рождественский. Сборник стихотворений «Всерьез»