Конспект урока "Взаимосвязь музыки и живописи" 5 класс




Взаимосвязь музыки и живописи
5 класс
Тип урока: комбинированный.
Цели:
1. Закрепить понимание общности и специфики выразительных средств
музыки и живописи на конкретных музыкальных и художественных
произведениях.
2. Расширить кругозор учащихся в музыкальном и изобразительном
искусстве.
3. Воспитать у учеников чувство любви к Родине, к красоте родной
земли.
Зрительный ряд:
А.М.Васнецов «Родина»
Ф.А.Васильев «Мокрый луг»
Г. Шишкин «Берёзы»
В.Щербаков «Журчат ручьи весенние»
А.Грицай « Гаснет заря. Осинник»
Н.М. Ромадин « Последний луч»
Репродукция японского пейзажного сада.
Е. Романова « Апрель. Бульвар космонавтов».
Музыкальный ряд:
С.В.Рахманинов «Вокализ»
Эстонская нар. Песня «Вишня»
А.П.Гнездилов сл. Жиронкиной «Голубые дали»
И.Дунаевский сл.Вольпина «Весна идёт!» из кинофильма «Весна».
Ход урока.
С.В.Рахманинов «Вокализ» – организация входа и слушания музыки дети
безошибочно узнают музыку С.В.Рахманинова.
Учитель: О чём говорит эта музыка?
Дети: О любви к Родине, к русской природе.
А.М.Васнецов «Родина», Ф.А.Васильев «Мокрый луг».
Учитель: Да, эта музыка заставляет нас вспомнить картины русских пейзажистов.(
Показывает на доску, где развешаны репродукции с картин А.Васнецова,
Ф.А.Васильева, Левитана).
Учитель: Какая картина ближе вашему восприятию этой музыке? ( Ответы детей).
Почему вы выбрали пейзажи Васнецова и Васильева? Что общего у этих картин с
музыкой Рахманинова?
Ученики: Общее то, что пейзажи и музыка « Вокализа» Рахманинова воспевают
русскую природу, любовь к Отечеству.
Учитель: Да, действительно, Рахманинов написал мелодию вокализа, как родные
русские просторы, она кажется бесконечной ( наигрывает тему). А теперь давайте
вглядимся в картины Васнецова и Васильева. Посмотрите, здесь изображена та же
бескрайность родных просторов.
Учитель обращает внимание на композиции обеих картин и сравнивает их, при
помощи ответов детей, с музыкальной композицией вокализа. Он обращает
внимание ребят на ритм пятен в картине Васнецова и сравнивает его с ритмом
музыкального сопровождения основной мелодии вокализа. Дети, внимательно
вглядываясь в картины, делают вывод, что колорит картин- приглушённый,
мягкий, неброский очень сочетается с минорной тональностью произведения
Рахманинова.
Учитель: Вот видите, насколько сильна взаимосвязь изобразительного искусства и
музыки! Есть даже общие для 2х искусств термины и понятия: идея, композиция,
сюжет, колорит, ритм, художественный образ. Сегодня на уроке мы всё время
будем говорить о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. А
взаимосвязь между музыкой и живописью осуществляется через внутренний слух
и внутреннее зрение человека. (Ответы детей).
Учитель: А сейчас нам необходимо настроить свой голосовой аппарат для того,
чтобы мы могли не только слушать, но и грамотно и выразительно исполнять
музыкальные произведения. (Учитель проводит с детьми вокально-хоровую
разминку, которая завершается пением эст. нар. песни «Кукушка» - каноном).
А.Грицай «Гаснет заря. Осинник», Н.М.Ромадин «Последний луч», Григ «Заход
солнца».
Учитель: Вот я сейчас проверю, как у вас развит внутренний слух. Обратите
внимание на картины А.Грицая «Гаснет заря. Осинник» и Н.М. «Последний луч».
Если вы внимательно всмотритесь в эти картины, вы не только найдёте общее, что
их объединяет, но и обязательно вспомните музыку, которая созвучна этим
картинам.
Ученики: Общее в этих картинах то, что на них изображено одно и тоже время дня-
вечер, заход солнца. Этим картинам созвучна музыка Э.Грига, которая так и
называется «Заход солнца».
Учитель : Давайте внимательно вглядимся в цветовую гамму этих пейзажей. В
картине» Гаснет заря» преобладают золотистые тона, есть ещё солнечные блики,
а в картине» Последний луч» изображены сосны, окрашенные в багряный тон
последним лучом солнца. Давайте сравним живописную картину захода солнца с
музыкальной. Послушаем внимательно 1 часть музыки «Захода солнца» Грига.
Какая здесь преобладает тональность: мажорная или минорная. ( Играю начало 1
части).
Дети: Мажор, что соответствует более светлой цветовой гамме картины Грицая
«Гаснет заря».
Учитель: А во второй части « Захода солнца» Грига музыкальная окраска-лад
изменился? (Играю 2 часть).
Дети: Здесь звучит минор! Эта часть музыки Грига больше созвучна картине
Н.М.Ромадина «Последний луч».
Учитель: Молодцы! Вы всем доказали, что у вас не только развит муз. слух, но и
внутренний слух и внутреннее зрение. Теперь нам нужно своим передать
музыкальную картину захода солнца, которую написал Э.Григ.(Исполнение
«Захода солнца» Э.Грига на слова А.Мунка двухголосно).
Г.Шишкин « Берёзы», В.Щербаков « Журчат ручьи весенние», Глинка-Балакирев
«Жаворонок».
Учитель: А сейчас, ребята, внимательно всматриваясь в картины и вслушаваясь в
музыку, которую я сейчас включу, определите, какая из картин сейчас «зазвучит»?
(Включаю запись произведения Глинки-Балакирева «Жаворонок»).
Дети отвечают, что « зазвучали « 2 весенние картины Шишкина и Щербакова.
Репродукция японского пейзажного сада, японская нар. песня « Вишня».
Учитель показывает репродукцию японского пейзажного сада.
Ребята, на этой картине нарисован русский пейзаж?
Дети: Нет!
Учитель обращает внимание на цветущую ветку сакуры и дети безошибочно
отвечают, что это японский пейзаж.
Учитель: Скажите, а японскую песню «Вишня» вы помните? Как живопись, так и
музыка у японцев очень самобытна. Вспомните, какой звукоряд используют в
японской музыке?
Дети: Пентатоника.
Учитель: Да, пентатоника, пятизвучие, но особый вид, который напоминает
европейский мажор или минор, только без 2х ступеней. Посмотрим на ключ, »
Вишня» написана в мажоре или в миноре?
пДети: Это минор, только здесь нет 2 и 7 ступени.( Далее начинается работа над
интонированием пентатоники. Учитель сравнивает интонации японской песни с
ритмом изломанных линий на рисунке японского сада. Японскую песню « Вишня»
сначала исполняют по нотной записи, со слоговыми названиями ступеней и
ручными знаками. В заключении дети поют «Вишню» со словами и
аккомпанементом. После исполнения учитель обращает внимание на простоту
музыкального аккомпанемента и сравнивает его с японским пейзажем.
Учитель: В японской музыке, как и в живописи, нет вычурности, броскости, всё
предельно просто, точнее утончённо просто!
Современное фото « Голубые дали», муз.А.П.Гнездилова, сл.Жиронкиной
«Голубые дали».
Учитель: А сейчас, ребята, вы видите перед собой современную фотографию.
Скажите, пейзаж какой страны здесь изображён?
Дети: Русский!
Учитель: Да, значит и в этой худ. фотографии, как и на картинах русских
пейзажистов, запечатлён образ родной природы, родины. Какая цветовая гамма
здесь преобладает?
Дети: Голубая, синяя, зелёная!
Учитель: Действительно, от насыщенного зелёного цвета до воздушной голубизны.
Помните с детства стихи о России:
«Небо сине в России,
Реки синие в России,
Васильков и незабудок
Не найти нигде красивей!»
Какое вы дали бы название этой фотографии?
Дети: Голубые дали, Голубые горизонты!
Учитель: Точно такой же образ сине-голубой России увидели и наш композитор
А.П.Гнездилов и поэтесса Т.Жиронкина и написали трогательную песню о нашем
родном крае, которая так и называется « Голубые дали». Давайте её сейчас
исполним. ( Исполнение песни Гнездилова на сл. Жиронкиной «Голубые дали»-
двухголосно.)
Е.Романов «Апрель. Бульвар космонавтов». И. Дунаевский, сл. М.Вольгина «Весна
идёт».
Учитель: У меня осталась последняя картина. Называется она «Апрель. Бульвар
космонавтов» художницы Елены Романовой. Вглядитесь в цветовую гамму,
незатейлевый сюжет и скажите, какую главную мысль хотела передать нам
художница своей картиной?
Дети: Радость людей, взрослых и детей от наступления весны, пробуждения
природы.
Учитель: Какая музыка подошла бы к этой картине, в каком ладу она должна быть
написана, в каком характере?
Дети: Это должна быть весёлая, мажорная, может быть даже шуточная музыка.
Учитель: А есть в нашем репертуаре такое произведение?
Ученики: Да, это песня И.О.Дунаевского «Весна идёт» из кинофильма «Весна».
Учитель: Молодец! Давайте мы её не просто исполним, а ещё и инсценируем её.
Весной будет Даша, а мрачным прохожим – Руслан, а все мы – свидетелями этой
истории. ( Исполнение песни И.О.Дунаевского «Весна идёт» с солистами).
Обобщение: Сегодня на уроке мы увидели, как тесно взаимосвязано между собой
изобразительное и музыкальное искусство. Давайте сейчас вспомним общие
понятия, термины для художественного и музыкального произведения. Дети с
помощью учителя называют общие для 2х искусств понятия: тема, идея,
композиция, сюжет, ритм, колорит, художественный образ.
Учитель: Молодцы! Сейчас вы уже эти слова можете использовать при разборе
произведений изобразительного искусства и музыки.
Демёхина Л.В.
Учитель музыки.