Презентацтя "Картины праздника в музыке и живописи" 5 класс


Подписи к слайдам:
Слайд 1

Урок в 5 классе «Музыка и ИЗО»

  • подготовила учитель музыки Данилина Н.С.

Картины праздника в музыке и живописи

  • И.Ф. Стравинский
  • (1882 -1971)
  • русский композитор 20-го века
  • Он родился в Петербурге, в семье известного певца. Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами, знакомство с богатой библиотекой отца, посещение оперного театра - всё это способствовало раннему увлечению мальчика музыкой. К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку. Занятия в юношеские годы с Н. А. Римским-Корсаковым завершили музыкальное образование И. Стравинского.
  • Долгие годы И. Стравинский жил в США, но всегда оставался русским композитором.

  • Cреди обширного и разнообразного наследия Игоря Федоровича Стравинского весьма заметное место занимают балеты. К этому жанру композитор обращался на протяжении почти всего своего жизненного пути. Один из них остроумный, исполненный безудержного веселья балет "Петрушка«, который был написан в начале XX в.. Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.

Балет – музыкальный спектакль, где основным выразительным средством служит танец.

  • Балет – музыкальный спектакль, где основным выразительным средством служит танец.
  • Историческая справка.
  • Балет возник в эпоху Возрождения в Италии в 16 веке.
  • Различные празднества, маскарады – способствовали становлению этого жанра.
  • Во Франции в эпоху абсолютизма расцвел придворный балет.
  • 1661 год – создана Королевская академия танца.

И.Ф. Стравинский Балет «Петрушка» (потешные сцены в четырех картинах)

  • И.Ф. Стравинский Балет «Петрушка» (потешные сцены в четырех картинах)

  • Вот как рассказывает сам композитор о рождении балета : «…мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль... Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно и образ моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. "Петрушка"! Вечный и несчастный герой всех ярмарок всех стран! Это было именно то, что нужно, - я нашел ему имя, нашел название!"
  • 13 июня 1911 года на сцене парижского театра Шатле состоялась премьера "Петрушки".

Либретто написали:

  • А.Бенуа С.Дягилев

Эскиз декорации к балету А.Бенуа

  • Петрушка
  • Балерина
  • Арап

"Народные гулянья на масленой" - так названа первая картина балета «Петрушка»

  • 1-я картина – содержание:
  • народное праздничное гулянье на масленицу,
  • весёлый праздник проводов русской зимы. Уличные
  • музыканты играют на шарманке.Барабанный бой
  • возвещает о начале фокуса. Старый фокусник оживляет
  • трёх кукол: Балерину, Арапа и Петрушку.
  • Начинается представление.
  • Вопросы по слушанию:
  • Какая картина представилась?
  • Какие особенности музыки Стравинского?

  • "Народные гулянья на масленой" - так названа первая картина, музыка которой насыщена стремительным движением, передающим масленичный разгул. На его фоне выделяются несколько эпизодов: шарманщик и уличная танцовщица (наслаиваются друг на друга мотивы "Под вечер осенью ненастной", и избитого вальса); сцена фокуса, насыщенная зловещими таинственными и словно завороженными звучаниями; блестящая огневая "Русская". Картина заканчивается резкими вскриками кларнетов и гобоев, предвосхищающих стоны ожившего Петрушки. Вслед за ними раздается сухая барабанная дробь. Она будет продолжаться, пока меняют декорации, вплоть до второй картины, которая носит название "У Петрушки". Ремарка: "При поднятии занавеса дверь в комнате у Петрушки внезапно отворяется; чья-то нога грубо его выталкивает; Петрушка валится. Дверь за ним затворяется". Стравинским в нескольких тактах музыки различными тембрами переданы истеричные крики Петрушки, его скорбные стоны, его недоумение и негодование.

Б. Кустодиев Зима (вариант картины "Масленица") 1916 г.

  • Б. Кустодиев Масленица. Масленичное катание.
  • 1919 г.

Б. Кустодиев Масленица 1919 г.

Композитору удалось передать яркие краски народного балаганного представления.

  • Композитору удалось передать яркие краски народного балаганного представления.
  • «Русский «Петрушка» – это сама жизнь. Вся музыка его полна такой бодрости, свежести, доступности, такого здорового и не подкупного веселья, такой несдержанной удали.., словно вы сами в снежно – солнечный масленый суетливый день… попали в праздничную, хохочущую толпу и «слились с ней в неразрывное ликующее целое».
  • Н.Я. Мясковский

О балете «Петрушка»

  • Современники Игоря Стравинского писали о музыке балета:
  • «...точно вы сами в снежно-солнечный, сверкающий масленичный день... втесались в праздничную, весёлую, хохочущую толпу и слились с ней в неразрывное ликующее целое».
  • «Петрушка» до последней степени забавен, жив, весел, остроумен и интересен».
  • С. Прокофьев

Проверь себя:

  • Что такое балет?
  • Назовите композитора балета «Петрушка».
  • Перечислите главных действующих персонажей балета «Петрушка».
  • Назовите народный праздник, представленный в балете «Петрушка»
  • В чем особенность музыки балета «Петрушка»?

Домашнее задание:

  • Нарисовать главных героев балета «Петрушка».