Простая трехчастная форма


Простая трехчастная форма
Простые формы - это формы, состоящие из 2-3 частей, каждая из которых не
превышает по сложности период. Отличием простой формы от периода является наличие
развивающего раздела.
1. Определение формы.
П р о с т о й т р е х ч а с т н о й н а з ы в а е т с я ф о р м а , п е р в а я ч а с т ь
к о т о р о й п р е д с т а в л я е т с о б о й п е р и о д ; в т о р а я , т о е с т ь с р е д н я я ,
ч а с т ь . т а к ж е п е р и о д и л и р я д п о с т р о е н и й с е р е д и н н о -
р а з р а б о т о ч н о г о х а р а к т е р а ; т р е т ь я ч а с т ь , в б о л ь ш и н с т в е
с л у ч а е в , я в л я е т с я р е п р и з о й п е р в о й ч а с т и .
2. Краткие сведения об истории возникновения и формирования.
Эта форма возникла в песенной и танцевальной музыке в 13 в. Позже изредка
применялась в жанрах старинных танцев сюит. В творчестве венских классиков П3хч.ф
встречается в основном как форма части сочинения, например в вариациях, рондо,
сложной трехчастной форме, также часто - как форма самостоятельного вокального
сочинения или формы куплета. В послебетховенский период развитие жанра миниатюры
привело к широкому распространению этой формы.
3. Сфера использования формы.
Форма встречается в небольших инструментальных произведениях, таких, как
прелюдии, ноктюрны, танцы, марши, пьесы с программными названиями, песни, романсы,
арии и т. д..
Трехчастная форма встречается и в замкнутых отдельных частях циклических
сочинений (сонаты, симфонии).
Кроме того, простая трехчастная форма может входить, как составная часть, в более
крупное целое (сложная трехчастная форма, рондо, реже — сонатная форма, в частности -
форма партий).
4. Основные разновидности формы.
П е р в а я ч а с т ь , э к с п о з и ц и я , представляет собой п е р и о д любых типов,
в том числе сложный, о д н о т о н а л ьн ы й ил и м о л у л и р у ю щ и й, состоящий
преимущественно из двух сходных предложений, иногда с расширениями или
дополнениями. Иногда 1 раздел имеет признаки сонатной экспозиции, т.е. модулирует в
побочную тональность к концу периода, который совпадает с введением нового
тематического материала (Бетховен, сон.№6, 3 ч.).
По тематической составляющей второй части П3хч.ф делится на 2 разновидности -
однотемная и двухтемная.
В середине однотемной формы происходит развитие элементов экспозиционного
периода. Широко применяется серединный тип изложения, в частности гармоническая
неустойчивость, модулирующее движение, избегание главной тональности и тоники,
опора на неустойчивые функции, секвентность. Могут отсутствовать устойчивые
структуры (П, Пр), применяются фразы и мотивы. Также характерно дробление и
полифонизация. Такая середина не может иметь четкой структуры. (Шуман, "Арлекин")
Функция 2 раздела двухтемной П3хч.ф - создание тематического и тонального
контраста экспозиции. Для такого типа середины характерно устойчивое начало и
неустойчивое окончание на доминанте. Также может не иметь четкой структуры или
представлять собой форму, близкую П или собственно П, 1 Пр с развитием и предыктом,
ход секвенции с крупным звеном или краткую связку. (Мусоргский, "2 еврея").
Третья часть П3хч.ф, называемая репризой, является точным, характерным в
основном для двухтемной формы, или несколько измененным повторением музыки
первого периода. Среди распространенных изменений в репризе - сокращение или
расширение структуры, перегармонизация, полифонизация, фактурное варьирование,
переинструментовка.
П3хч.ф имеет несколько особых разновидностей: трёхпятичастная, образующаяся от
повторения середины и репризы, иногда с незначительными изменениями (Муз. момент h-
moll Рахманинова); двойная трёхчастная - подобная трёхпятичастной, но с
гармоническими и структурными изменениями, сближающими форму с рондообразной (3-
й ноктюрн Листа); 3-частная форма с тональной репризой (Ариозо Онегина из оперы
"Евгений Онегин"). В П3хч.ф возникают черты сонатности при транспозиции в репризе
дополнения к модулирующему начальному периоду (трио 3-й части симфонии g-moll K.-
V. 550 Моцарта) или при транспонированном воспроизведении в коде материала
середины (А. Н. Скрябин, поэма для фп. ор. 32 № 1).
5. Выразительные возможности формы.
Простая трехчастная форма имеет чрезвычайно широкое распространение
вследствие ее гибкости. Разнообразное применение получила, в частности, динамическая
простая трехчастная форма, способная передавать значительное развитие в произведениях
сравнительно небольшого объема и часто содержащая существенную трансформацию
музыкального образа.