Простая двухчастная форма


Простая двухчастная форма
Простые формы - это формы, состоящие из 2-3 частей, каждая из которых не превышает по
сложности период. Отличием простой формы от периода является наличие развивающего раздела.
Простая двухчастная форма - это форма, в которой первый раздел является периодом, а второй -
так же периодом или замкнутым построением не больше периода.
Простая двухчастная форма в профессиональном искусстве сложилась в музыке гомофонно-
гармонического склада примерно во 2-й половине XVIII в. Ей предшествовала старинная двухчастная
форма, в которой писались отдельные части сюит (аллеманда, куранта), иногда прелюдии.
Как правило, эта форма применяется в песнях, танцах, небольших вокальных и инструментальных
пьесах, а также как часть более крупных композиций (например тема в вариациях или рефрен в рондо),
причем в обоих случаях она тонально замкнута.
1 часть (период) выполняет экспозиционную функцию - в ней излагается начальный тематический
материал. 2 часть может выполнять различные функции, в связи с чем возникают две разновидности
простой двухчастной формы - безрепризная и репризная. Безрепризная простая двухчастная форма
может быть как двухтемной (контрастной), так и однотемной (развивающей). В первом случае функция
2 части - также изложение темы. Это соотношение наиболее распространено в вокальных формах типа
"запев - припев" (Балакирев "Песня старика"). В инструментальной музыке также возможно
существование данной разновидности формы (Шопен, вальс №7).
В однотемной двухчастной форме функция 2 части - развитие тематического материала 1 части
(тема вариаций 2-й части сонаты Бетховена для фп. No 23 "Аппассионата", вальсы Шуберта), она более
тесно связана с начальным периодом. Это заметно по продолжению общего начатого движения, по
тональной общности, относительному фактурному единству. (Танеев "Когда, кружась, осенние листы").
В репризной простой двухчастной форме развитие начального тематического материала в
пределах 2 части завершается его частичной репризой - воспроизведением одного предложения 1
периода, чаще всего второго (схема аа1bа2). Такая репризность, как правило, вуалируется путем
фактурного варьирования, перегармонизации, вертикальных перестановок, переинструментовки. При
этом в начале 2 раздела вводится относительно новый тематический материал, который воспринимается
как некая середина. (Скрябин Прелюдия ор.11 №5)
При равной протяжённости всех компонентов такой формы возникает наиболее чёткий её образец
"квадратной" структуры (4 + 4 + 4 + 4 или 8 + 8 тактов). Встречаются и различные нарушения этой
строгой периодичности, особенно во 2 части. Однако возможности расширения отдельных разделов в
двухчастной форме ограничены, так как при увеличении середины и репризы вдвое возникает уже
простая трёхчастная форма.
Каждая из двух частей простой двухчастной формы может повторяться (схемы ||: А :||: В :|| или А
||: В :||). Повторение частей делает форму более чёткой, подчёркивает членение её на 2 раздела. Такое
повторение характерно для моторных жанров - танца и марша. В лирических жанрах оно, как правило,
не применяется, что делает форму более текучей и гибкой. При повторении части могут подвергаться
варьированию. В этих случаях композитор выписывает повторение в нотном тексте.
Простая двухчастная форма получила большое распространение в музыкальной практике. Она
зародилась в народных вокальных жанрах, и поэтому ее именуют песенной формой. Композиторов, как
правило, привлекает в этой форме сочетание лаконичности и вместе с тем развитости образа и
музыкального материала.