Методическая работа "Начальный этап обучения игре на фортепиано" 1-2 класс ДШИ


Муниципальное учреждение дополнительного образования
"Детская школа искусств № 5"
Методическая работа
Начальный этап обучения игре на фортепиано
( 1-2 классы ДШИ )
Выполнила:
Терентьева Татьяна Николаевна
преподаватель специального фортепиано,
концертмейстер
Вольск
2016 г.
1
Оглавление.
1. Введение----------------------------------------------------------------------------------стр. 2
2. Начальный этап обучения игре на фортепиано
2.1.Общий обзор первоначального обучения----------------------------------------стр. 2-4
2.2. Организация игровых движений на начальном этапе обучения-----------стр. 4-7
3. Заключение-------------------------------------------------------------------------------стр. 7
4.Список литературы----------------------------------------------------------------------стр. 8
2
Введение
Первые годы - фундамент, который закладывает основы дальнейшего обучения.
Первые уроки очень важны для ученика. И.Гофман утверждал:"Начало - дело такой
огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее. Можно взять какого-
нибудь исключительного учителя с отличной репутацией, который будет
прекрасным преподавателем для продвинутого ученика, но может оказаться
неспособным заложить доброкачественный фундамент у начинающего".
Начальный этап обучения игре на фортепиано.
I. Общий обзор первоначального обучения.
Трудность первоначального обучения вытекает из того, что игра на фортепиано с
первых же шагов требует распределения внимания между большим числом
объектов. Начинающий ученик должен: верно читать нотный текст, брать нужные
клавиши нужными пальцами, соблюдать правильные штрихи, играть ритмично,
внутренне слышать исполняемую мелодию, играть осмысленно, эмоционально.
Первые уроки целиком посвящаются предварительному развитию слуха и слуховой
памяти, ознакомлению с клавиатурой и игре простейших мелодий.
Предварительное развитие слуха и слуховой памяти производится посредством
выполнения и постепенного усложнения следующих заданий:
1) точное интонирование голосом отдельных звуков,
2) запоминание и повторение голосом сначала очень коротких и простых, затем
несколько более длинных и сложных мелодий,
3) разучивание детских песен и подбирание их на инструменте,
4) нахождение на инструменте по слуху отдельных звуков, а также простейших
созвучий.
Одновременно начинается игра простейших мелодий с показа: ученик слушает
мелодию, играемую педагогом, смотрит на его руку и постепенно усваивает
целесообразные игровые движения. Современная методика рекомендует начинать с
игры нон легато, портаменто. Начальные мелодии играются правой и левой рукой
отдельно. Можно играть и двумя руками вместе. При этом полезнее, чтобы
расстояние между руками было в две октавы. При игре портаменто кисть не должна
сколько-нибудь высоко подниматься над клавишами. Все движения вверх-вниз,
вправо - влево обязательно делаются от плеча всей рукой.
С того момента, когда ученик начинает играть мелодии разными пальцами,
должна воспитываться строжайшая аппликатурная дисциплина. Необходимо, чтобы
ученик умел играть хотя бы часть начальных мелодий, не глядя на руки и клавиши,
так как дальнейшая игра потребует, чтобы взгляд его был почти непрерывно
направлен в ноты.
Игра начальных мелодий с показа включает освоение названий клавиш и развитие
элементарного умения играть ритмично, способствует активизации слуха ученика. К
ритмической стороне игры с самого начала должны предъявляться высокие
3
требования, не следует допускать никакого укорачивания длительностей, никакого
ускорения или замедления темпа.
После того, как ученик научился играть ряд мелодий с показа ритмично и
осмысленно, красивым звуком, правильными движениями, можно начинать
подбирание мелодии по слуху, транспонировать. При этом движения рук должны
быть также организованны, как и при игре с показа.
После того, как ученик хорошо усвоил название клавиш, нужно пройти с ним и
названия октав. Далее, для закрепления знаний, полезно выполнять следующие
упражнения:
1) быстро называть любую клавишу, показанную педагогом
2) быстро показывать любую клавишу, названную педагогом
3) играть под диктовку
Игру по нотам можно начинать после того, как ученик научился играть с показа и
по слуху ряд мелодий хорошим звуком и организованными движениями. Прежде
чем начинать играть печатные нотные примеры, ученик должен:
1) освоить соответствующий участок нотного стана
2) освоить соответствующие ритмические сочетания.
Очень важным моментом является начало игры легато - сначала на коротких, а
затем на более длинных мотивах. Перед этим совершенно необходимо пройти с
учеником специальные упражнения.
Первое разучивание начинающим учеником новых нотных примеров должно
производиться на уроке, под наблюдением педагога. Помощь педагога, однако, не
должна состоять из непрерывного показа или подсказа, что приводит к тому, что
ученик долгое время не может научиться работать самостоятельно по тексту. Роль
педагога - контролировать самостоятельную работу ученика на уроке. Показ не
исключается, он очень важен, однако нужен он для того, чтобы:
1) перед началом разучивания ознакомить, заинтересовать ученика новым
произведением
2) улучшить звучание и игровые движения, сделать игру более содержательной.
Для разбора новой пьесы, полезно проводить предварительную работу над
текстом: ученик должен назвать все ноты вслух, показать их, также нужно
простучать со счетом вслух ритмический рисунок. Ученик должен разучивать
новую пьесу обязательно по фразам, каждой рукой отдельно. Он должен уметь
сыграть хорошо любую фразу, начиная с любого места.
Игра детских пьес требует не только осмысленности, но и соответствующей
содержанию эмоциональной настройки. Здесь на помощь должна прийти образная
речь, а так же показ педагогом. Забота о точном, певучем и выразительном звучании
все время должна быть в поле зрения педагога. Совершенно недопустимо
откладывать работу над звучанием и выразительностью до того времени, когда
ученик технически разовьется.
В.А.Сухомлинский говорил:"То, что ребенок обязан запомнить, прежде всего
должно быть интересным."Добиться интереса учащегося к занятиям можно лишь в
том случае, если уроки будут яркими, содержательными и интересными,
наполненными образными сравнениями, примерами.
4
Всем известно, что любая пьеса, как бы она ни была точно исполнена, не тронет
сердце слушателя, если ее не пережил, не прочувствовал исполнитель. Вот почему
параллельно с овладением навыками игры на фортепиано, с усвоением нотной
грамоты, необходимо формировать душу ученика чуткой, внимательной, думающей,
отзывчивой не только на свою, но и на чужую радость и беду, а каждому педагогу
известно насколько непроста такая задача. Основной теоретический материал
маленькому ученику лучше доносить в форме сказок, игр, стихов. Прочитав ребенку
текст стихотворения, сказки, необходимо заострить его внимание на выразительных
особенностях произведения, обязательно побеседовать о содержании. То же
касается и пьес, предназначенных для слушания на уроке.
Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста мыслят образно, у них
хорошо развито воображение. Познание окружающего мира для них неразрывно
связано с погружением в мир сказок и игрушек. Не следует прерывать эту связь,
когда ребенок переступит порог класса. Игрушка способна оживить урок, помочь в
усвоении нового материала (например, при изучении регистров). Кроме того,
любимый медвежонок, кукла могут стать просто гостями на уроке, которые
будут"смотреть", как ведет себя их "хозяин" в классе, как он трудится, а в конце
занятия можно о любимой игрушке сочинить песенку или пьеску, слова к которой
ребенок придумает дома. При умелом использовании таких игровых моментов
несомненно будут положительные результаты. Помимо того, это сблизит ученика с
педагогом, появится большая возможность внести разрядку в урок, не отвлекаясь от
него.
II. Организация игровых движений на начальном этапе обучения.
Основная задача организации игровых движений у начинающих состоит в
сочетании активности пальцев и гибкости кисти, плавном движении всей руки от
плеча. Кроме того, нужно развивать независимость движений пальцев друг от друга,
умение пользоваться движением предплечья, плечевого пояса и корпуса.
На первых этапах обучения показ педагогом движений должен быть особенно
высококачественным, никакая приблизительность тут недопустима. Также
требуется бережное отношение к возрастным особенностям и индивидуальному
складу ученика. Поэтому, если ученик играет показанную ему мелодию не совсем
теми движениями и звуком, какие были у педагога, но мелодия звучит красиво и
осмысленно, никак не следует добиваться точного копирования.
В тех случаях, когда ученик играет мелодию плохим звуком и повторный показ
не вызывает целесообразных движений, необходимо повести прямой разговор о
движениях, объяснить ученику точными словами какая часть руки или палец
делает не то, что нужно. Полезно, чтобы ученик сам после вашего объяснения умел
показать и рассказать, как надо делать и как не надо.
Начинающий ученик должен усвоить правила посадки:
1) сидеть нужно настолько высоко, чтобы немного отведенный локоть находился
на уровне клавиатуры или чуть выше
2) сидеть нужно напротив середины клавиатуры
5
3) сидеть нужно настолько далеко от инструмента, чтобы локоть находился слегка
впереди корпуса и, чтобы правая рука легко ходила к басам, а левая - к дискантам
4) ноги ставятся всей ступней на пол, подгибание их под стул или отведение в
сторону не допускается. Если ноги не достают до пола, ставится скамеечка
5) корпус не должен быть сутулым или напряженно выпрямленным. В нужных
случаях он должен непринужденно наклоняться вправо, влево, немного вперед,
иногда даже слегка назад.
Ученик должен также усвоить некоторые неизбежные на начальном этапе
обучения правила ограничения игровых движений.
1) При игре в близкой позиции (все пальцы на белых клавишах) - 1й палец ставится
на край клавиши, -близко к средней линии ( т.е. к линии, где начинаются черные
клавиши), 5й –приблизительно на полпути от края до средней линии, 2й и 4й –чуть-
чуть дальше от средней линии, чем 3й.
2) Если один из средних пальцев или несколько берут черные клавиши, то вся
позиция руки слегка отодвигается дальше от края. Если палец берет черную
клавишу, позиция отодвигается еще дальше. Если палец берет черную клавишу,
то рука ставится в далекую позицию.
3) При игре одноголосных рисунков положение и движение локтя до известной
степени определяется требованием, чтобы 3й палец в момент звучания располагался
вдоль клавиши. Нужно в достаточной мере следить за тем, чтобы локоть был
гораздо чаще в несколько отведенном, чем в прижатом положении, так как
последнее снижает ловкость руки.
4) В тесных фигурах и узких созвучиях пястно-фаланговые суставы располагаются
несколько выше запястья. 2й, 3й, 4й пальцы должны быть дугообразно закруглены и
касаются клавиш подушечками, - почти выпрямлен, а - несколько согнут в
концевом суставе.
5) В широких фигурах пястно-фаланговые суставы поднимаются и становятся на
уровень с запястьем, пальцы несколько выпрямляются.
Несмотря на тщательное проведение начального периода, через некоторое время
у многих учеников появляются различные двигательные дефекты. Причин
несколько:
1) педагог успокаивается на достигнутом в начале обучения и перестает обращать
внимание на игровые движения ученика
2) из-за неумения правильно наладить самостоятельную работу ученика над
текстом, аппликатурой, ритмикой - педагогу приходится тратить на это большую
часть времени на уроке. На работу над звуком, над движениями времени не
остается.
При обнаружении двигательных дефектов прежде всего нужно углубить работу
над качеством звучания, попутно исправляя движения. Пусть ученик пройдет в
небыстром темпе несколько нетрудных для него этюдов, где большую часть
внимания он может уделить звучанию и движениям. Если эти меры окажутся
недостаточными, необходимо прибегнуть к некоторым специальным упражнениям.
6
1. Непрерывная приподнятость плечевого пояса.
Здесь полезно играть несложное пятипальцевое упражнение, то поднимая, то
опуская плечевой пояс.
2. Инертное, скованное плечо.
Нужно заставить ученика сидеть дальше от инструмента, чем он привык. Это
требует от плеча повышенной активности.
А также играть упражнения на далекие скачки (переносы) рук.
3. Тряска руки (неустойчивое запястье при игре легато).
1) вернуться к начальным упражнениям для выработки легато
2) пробовать несколько упражнений с выдержанными клавишами, например, 1й и 4й
удерживают клавиши, а 2й, 3й, 5й играют какую-нибудь фигуру
3) на время отказаться от "опертой" игры и исполнять быстрые линии не глубоким, а
легким легато.
4. Скованность кисти, чрезмерно высокое или чрезмерно низкое положение
запястья.
1) играть небыструю трель, все время то плавно поднимая, то плавно опуская
запястье
2) играть широкие для данной руки фигуры, которые без гибких движений кисти,
без перемещения запястья и локтя неисполнимы
3) работать над кистевым стаккато.
5. Недоразвитость супинационных движений.
Эти движения представляют собой вращение предплечья вокруг его собственной
продольной оси. ПРОНАЦИЯ - внутрь к 1-му пальцу, СУПИНАЦИЯ- наружу к 5-му
пальцу. Недоразвитость этих движений мешает ловкости исполнения быстрых
зигзагообразных фигур, тремоло, поэтому полезно:
1) преодолеть быстрые пронационно-супинационные движения вне клавиатуры
2) применять их при игре ломанных терций, секст и т.д.
6. Супинированное положение предплечья.
Рука "валится" на 5-й палец. Дефект легко исправляется посредством игры
упражнений при преувеличенно отведенном локте.
7. Неустойчивость 2, 3, 4, 5 пальцев в пястнофаланговых суставах.
Нужно играть несложные пятипальцевые упражнения и при этом поддерживать
ладонь снизу указательным пальцем другой руки. Полезно играть портаменто одним
пальцем, преувеличенно круто ставя палец.
8. Неустойчивость 2, 3, 4, 5 пальцев в концевых суставах.
Так называется " проламывание" кончиков пальцев. Нужно применять упражнения
на скольжение: два пальца ставятся на интервал секунду, терцию, кварту, а затем
7
производится скольжение вперед и назад при сохранении неизменной формы
пальцев.
9. Недоразвитость движений пястной кости 1-го пальца.
Это затрудняет охваты интервалов, а также игру арпеджио. Полезно делать
гимнастику для первого пальца вне инструмента.
10. Напряженность незанятого 5-го пальца.
1) Играть связные фигуры 3, 4, 5 пальцами
2) Медленно играть связные фигуры 1, 2, 3, 4 пальцами, стараясь держать 5-й палец
у самой клавиши.
11. Напряженность незанятого 1-го пальца.
В этом случае полезно играть связные фигуры 2, 3, 4, 5 пальцами и при этом
выводить 1-й палец за пределы клавиатуры, свободно опуская его.
12. Запоздалое поднятие пальцев при игре легато.
Причина - чрезмерное давление на клавиатуру. Для устранения этого недостатка
нужно играть разными парами пальцев трель в посильно быстром темпе.
При исправлении пианистических недостатков у детей младшего возраста можно
применять игровые ситуации в упражнениях. В общении же с подростками лучше
объяснить сущность пианистического дефекта и способ его устранения,
расшифровать цель каждого упражнения. Сознательный подход учащегося к
исправлению своих пианистических недостатков увеличит эффективность работы.
Заключение.
"От нашего первого шага, от того, кто нам открыл прекрасный мир музыки,
полный чудес и тайн, зависит наша жизнь в этом мире, наше отношение к нему".
Эти слова, сказанные А.Эшпаем, исключительно точно говорят о той
ответственности, которая ложится на плечи педагога с момента появления на
занятии маленького ученика. Постарайтесь понять его, полюбить всей душой,
станьте ему добрым, верным другом.
Вырастить из ученика музыканта-профессионала - необычайно трудная задача,
но куда сложнее сберечь в человеке личность, сформировать правильно его душу.
8
Список литературы.
1. Алексеев А.Д. "Методика обучения игре на фортепиано" М., 1978.
2. Алексеев А.Д. "История фортепианного искусства" М., 1988.
3. Андреева М. "От примы до октавы". М., 1983
4. Артоболевская А.Д."Первая встреча с музыкой" - М., 1989.
5. Богословский В.В. "Общая психология" - М., 1978.
6. Бочкарев "Психология музыкальной деятельности" - М., 1978.
7. Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка" - М., 1978.
8. Кузин В.С. "Психология" - М.,1978.
9. Кончаловская Н. "Нотная азбука" - М., 1997.
10. Ляховицкая С. "Задания для развития самостоятельных навыков
при обучении фортепианной игре" - Л., 1970.
11. Музыкальная энциклопедия, том 1, том 2, том 3 – М., 1973.
12. Милич Б. "Воспитание ученика – пианиста" - К., 1997.
13. Нейгауз Г.Г. "Об искусстве фортепианной игры" - М.,1982.