Рабочая программа Сольфеджио 1 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Рассмотрено Принято Утверждаю
на заседании МС на педсовете Директор МБОУ
протокол № ___ протокол №___ Озерненская ДШИ
от «___» _________2016г. от «___» ________2016г. ________Е.В.Андреева
Приказ № ___
от «___» ___2016г.
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Сольфеджио 1 класс
(предмет, класс)
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ, ФОРТЕПИАНО
(дополнительные предпрофессиональные образовательные программы)
Башкировой Джанетты Геннадьевны
(ФИО)
преподаватель хоровых дисциплин
(должность)
2016 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Сольфеджио» 1 класс обучения составлена на основе
следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- ч.9 ст.2
- ч.8 ст.2
- ч.1 – 2, 4 ст.75
- ч.3 – 7 ст.83
Конвенции о правах ребенка от 13 июня 1990г. № 1559–1
Приказа Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. 161 «Об
утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое
пение», «Фортепиано», «Народные инструменты» и сроку обучения по этой
программе
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
Устава МБОУ Озерненской ДШИ
Для достижения музыкальной грамотности следует решить задачи: по
формированию прочных слуховых навыков, умению сознательно интонировать и
воспроизводить мелодию по нотной записи, освоению теоретических знаний,
способствующих верному интонированию и определению на слух; по
правильному закреплению музыкального материала в устной и письменной
форме. Для верного восприятия получаемых на уроке сольфеджио знаний
необходимо вести работу и по расширению объёма эмоциональной и
интеллектуальной памяти в тесной связи с художественно-творческим развитием
детей. На всех этапах обучения значительное время должно уделяться и вопросам
вокально-хоровой работы.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(1-й класс)
Цель: способствовать музыкально-эстетическому воспитанию
обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию
музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти,
мышления, творческих навыков.
Задачи:
привить детям любовь и интерес к музыке;
накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкально-
художественного вкуса;
выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей;
развитие в ребенке заинтересованности, восприимчивости, творческой
активности, умения дисциплинированно участвовать в музицировании;
формирование первоначальных музыкальных знаний и навыков;
приобретение элементарных знаний по музыкальной грамоте.
Цели и задачи программы 1 класса реализуются на уроках сольфеджио (1
академический час в неделю), в мероприятиях промежуточного и итогового
контроля, в домашних занятиях. Количество учебных часов – 32 в год, в том
числе 4 часов контрольных урока (из расчета 32 недели в год). Оценки по 5-
бальной системе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЛЬФЕДЖИО 1 КЛАСС
раздела
Название раздела
Количество
часов
1.
Вокально-интонационные навыки
5
2.
Сольфеджирование и пение с листа
4
3.
Воспитание чувства метроритма
4
4.
Воспитание музыкального восприятия
2,5
5.
Музыкальный диктант
2
6.
Воспитание творческих навыков
1,5
7.
Теоретические сведения
7
8.
Анализ произведений
2
Контрольные уроки:
4
Итого:
32
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА
Вокальные-
итонационные
навыки
5 ч.
Выработка равномерного дыхания, умения распределять его на
музыкальную фразу. Слуховое осознание чистой интонации. Пение
песен-упражнений из 2-3-х соседних звуков (двух-трехступенных
ладов) с постепенным расширением диапазона и усложнением (с
ручными знаками, с названиями нот, на слоги и т.д. по выбору
педагога). Пение мажорных гамм вверх и вниз, отдельных
тетрахордов. Пение устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней с
разрешениями, опевания устойчивых ступеней.
Сольфеджирова
ние, пение с
4 ч.
Пение выученных песен от разных звуков, в пройденных
тональностях.
листа
Пение по нотам простых мелодий с дирижированием. Пение одного
из голосов в двухголосном примере.
Воспитание
чувства
метроритма
4 ч.
Движения под музыку. Повторение ритмического рисунка
(простукивание, проговаривание на слоги). Исполнение
ритмического рисунка по записи (ритмические карточки, нотный
текст). Узнавание мелодии по ритмическому рисунку. Ритмические
фигуры в размере 2/4 (две четверти, четверть и две восьмые, две
восьмые и четверть, четыре восьмые, половинная). Ритмические
фигуры в размере ¾ (три четверти, половинная и четверть, четверть
и половинная, половинная с точкой). Навыки тактирования и
дирижирования в размерах 2/4, ¾. Определение размера в
прослушанном музыкальном построении. Исполнение ритмического
сопровождения (к выученным песням, с аккомпанементом
фортепиано или без) на основе изученных ритмических фигур.
Исполнение двух- и трехголосных ритмических партитур на основе
изученных ритмических фигур (с сопровождением фортепиано или
без). Ритмические диктанты.
Воспитание
музыкального
восприятия
2,5 ч.
Определение на слух и осознание характера музыкального
произведения. Определение на слух лада (мажор, минор,
сопоставление одноименного мажора и минора). Определение на
слух структуры, количества фраз. Определение на слух
устойчивости, неустойчивости отдельных оборотов. Определение на
слух размера музыкального построения, знакомых ритмических
фигур. Определение на слух отдельных мелодических оборотов
(поступенное движение вверх и вниз, повторность звуков, движение
по устойчивым звукам, скачки, опевания). Определение на слух
мажорного и минорного трезвучия.
Музыкальный
диктант
2 ч.
Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха. Устные
диктанты: запоминание небольшой фразы и ее воспроизведение (на
слоги, с названием нот, проигрывание на фортепиано). Подбор и
запись мелодических построений от разных нот. Запись
ритмического рисунка мелодии. Запись мелодий, предварительно
спетых с названием звуков. Запись мелодий в объеме 4-8 тактов в
пройденных тональностях.
Воспитание
творческих
навыков
1,5 ч.
Допевание мелодии до устойчивого звука. Импровизация мелодии
на заданный ритм. Импровизация мелодии на заданный текст.
Импровизация простейшего ритмического аккомпанемента к
исполняемым примерам. Подбор баса к выученным мелодиям.
Запись сочиненных мелодий. Рисунки к песням, музыкальным
произведениям.
Теоретические
сведения
7 ч.
Знакомство с клавиатурой и регистрами. Понятия высокие и низкие
звуки. Мажор и минор.Названия звуков, нотный стан, скрипичный
ключ. Первоначальные навыки нотного письма (расположение
звуков на нотоносце, правописание штилей).Ритмические
длительности: четверть, половинная, восьмая (введение
слогоритмов). Тональность До Мажор. Понятия звукоряд, гамма,
ступени, устойчивость, неустойчивость, тоника. Размеры 2/4 и 3/4
(обозначение размера), тактовая черта.Тональности Соль Мажор и
Ре Мажор. Понятия тон, полутон, строение мажорной гаммы,
вводные звуки, ключевые знаки: диез. Тоническое трезвучие.Пауза:
восьмая и четвертная. Тональность Фа Мажор. Понятие бемоль,
басовый ключ, канон. Знакомство с интервалами (сказка).
Повторение пройденного материала.
Анализ
произведений
2ч.
В.Гаврилин «Часы» фрагмент, Б.Барток «Терции» Ч.Остен
«Кукушкин вальс», Б.Тобис «Негритёнок грустит», Б.Тобис
«Негритёнок улыбается», Л.Игнатьева «Упрямые кварты», Ф.Пуленк
«Стаккато»,
Л.Игнатьева «Квинты поют», Б.Барток «Дорожная», В.Гаврилин
«Шутник», Д.Кабалевский «Маленький жанглёр», В.Салманов
«Утро в лесу», А.Гречанинов «Маленький попрошайка», Н.Раков
«Полька»,
Ф.Шуберт «Немецкий танец»
Формы организации образовательного процесса
Фронтальная (одновременная работа со всей группой учащихся)
Индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы)
Групповая (организация работ в группах)
Индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)
Традиционный урок
Лекция-беседа
Игра
Технологии обучения:
информационно-коммуникационные технологии;
игровая технология;
здоровьесберегающая технология;
технология эффективных уроков.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
предметная компетенция;
метапредметная компетенция;
коммуникативная компетенция;
личностная компетенция.
Виды и формы контроля:
фронтальный опрос;
беглый текущий опрос;
систематическая проверка домашнего задания;
контрольные уроки в конце каждой четверти;
контрольный срез по всем видам работ;
устное тестирование на закрепление теоретических знаний;
зачет по накопленным творческим навыкам.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Здоровьесбережение ребенка в учебном заведении процесс
многокомпонентный. Его обеспечением занимаются все работники школы,
включая не только администрацию и педагогический персонал, но и технический
персонал тоже. Но наибольшая нагрузка и ответственность ложится на педагога.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение учащимся
возможности сохранения здоровья за период обучения в образовательном
учреждении.
Для сохранения здоровья обучающимся педагогу необходимо:
- учитывать особенности высшей нервной деятельности школьника, от которой
зависит поведение, восприятие, степень и быстрота утомляемости;
- создавать оптимальный режим занятий;
- учитывать физические недостатки (зрение, заикание, осанка);
- учитывать социальное благополучие или неблагополучие ребенка;
- следить за эмоциональным состоянием ребенка;
- проводить пропаганду ценности здорового образа жизни во внеурочной
деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ
к результатам изучения предмета «Сольфеджио»
К концу 1 года обучения обучающиеся приобретают следующие компетенции:
1. Записать под руководством преподавателя несложный диктант (4 - 8 тактов) в
пределах октавы, включая поступенное движение или устойчивые звуки.
2. Сольфеджирование знакомых и несложных мелодий с листа в размере 2/4 с
тактированием. Спеть гаммы До, Соль, Фа мажор вверх и вниз, в них устойчивые
звуки, опевание устойчивых звуков. Строение мажорной гаммы. Определение на
слух простейших ладовых моделей, мажора и минора, ритмических рисунков,
размера.
3.Теоретические сведения: дать определения: лад, тональтость, мажор и минор,
реприза, гамма, тоника, пауза, затакт.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬФЕДЖИО 1 КЛАССА
Оценка, балл
Показатели оценки
5
(отлично)
Чистое интонирование, хороший темп ответа,
правильноедирижирование, демонстрация
теоретических знаний.
Музыкальный диктант:
записан полностью без ошибок в пределах
отведенного времени и количества проигрываний.
Возможны небольшие недочеты (не более двух в
группировке длительностей или записи
хроматических звуков).
4
(хорошо)
Небольшие погрешности в интонировании,
нарушения в темпе ответа, ошибки в
дирижировании, ошибки в теоретических
знаниях.
Музыкальный диктант:
записан полностью в пределах отведенного
времени и количества проигрываний. Допущено
2-3 ошибки в записи мелодической линии,
ритмического рисунка, либо большое количество
недочетов.
3
(удовлетворительно)
Ошибки, плохое владение интонацией,
замедленный темп ответа, грубые ошибки в
теоретических знаниях.
Музыкальный диктант:
записан полностью в пределах отведенного
времени и количества проигрываний. Допущено
большое количество (4-8) ошибок в записи
мелодической линии, ритмического рисунка, либо
диктант записан не полностью, но больше
половины.
2, 1
(неудовлетворительно)
Грубые ошибки, не владение интонацией,
медленный темп ответа, отсутствие
теоретических знаний.
Музыкальный диктант:
записан в пределах отведенного времени и
количества проигрываний, допущено большое
количество грубых ошибок в записи
мелодической линии и ритмического рисунка,
либо музыкальный диктант записан меньше, чем
на половину.
Материально-техническое обеспечение:
фортепиано;
наличие дидактического материала;
проектор и экран для просмотра мультимедийных презентаций, клипов и
видео;
ноутбук;
аудио-носитель CD для прослушивания и анализа музыкальных
произведений в записи MP3.
Литература
Учебная литература:
1. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс. / Г. Ф. Калинина.
М., 2002
2. Сольфеджио 1-2 классы. - сост. Н. Баева, Т Зебряк. – М.: КИФАРА 2013
3. Сольфеджио ч. 1 одноголосие. сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин М.: Музыка
2004
Дополнительная:
1. Баева Н., Зебряк. Т. «Сольфеджио для 1-2 класса ДМШ», Л.,1989г.
2. Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио», М., 1986г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОЛЬФЕДЖИО 1 КЛАСС
п/п
Тема урока
Кол.
часов
Дата
по плану
Дата
по факту
I четверть
1.
Звуки шумовые. Регистры
1
2.
Звукоряд. Скрипичный ключ. Октавы. Названия
октав
1
3.
Лад. Тоника
1
4.
Тон. Полутон. Знаки альтерации
1
5.
Длительности нот
1
6.
Лад. Строение мажорной гаммы
1
7.
Тактирование. Доля, размер, такт.
1
8.
Контрольный урок
1
II четверть
9.
Мотив, фраза, предложение, цезура
1
10.
Басовый ключ
1
11.
Соль мажор. Знаки альтерации
1
12.
Устойчивые звуки. Трезвучие
1
13.
Размер 3/4
1
14.
Паузы. Длительности нот
1
15.
Сопоставление размеров 2/4 и 3/4
1
16.
Контрольный урок
1