Методическая разработка "Особенности работы с детским хором"


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Абакана
«Детская музыкальная школа №
(МБУДО «ДМШ №2»)
Особенности работы с детским хором
(методическая работа)
Преподаватель хоровых дисциплин Л.С. Васильева
г. Абакан 2016
2
Содержание
Введение .................................................................................................................................... 3
1.Содержание понятия «хор» .................................................................................................. 4
2.Особенности работы с хором ............................................................................................... 5
Обучение ........................................................................................................................ 5
Музыкальное воспитание ............................................................................................. 7
Исполнительство........................................................................................................... 7
3.Обобщение опыта работы с хором ...................................................................................... 8
Заключение ................................................................................................................................ 9
Список литературы ................................................................................................................. 10
3
Введение
Русское песенно-хоровое искусство имеет многовековые традиции и представляет
собой одно из величайших сокровищ национальной культуры. Дошедшие до нас
древнейшие земледельческие календарные песни восточных славян в ярких
художественных образах отражают быт наших предков, их суровую борьбу с грозными
силами, их мировоззрение и психологический склад. Столетиями кристаллизовался
мелодический язык песен с его ладовой и ритмической организацией, с национально-
характерными интонационными оборотами. Народное искусство определило
самобытность профессиональной хоровой культуры. Ее начало восходит к эпохе расцвета
Киевской Руси. В некоторых пособиях по истории русской музыки первыми певческими
учреждениями называют византийский хор, привезенный в Киев князем Владимиром и
певческую школу, организованную при Десятинной церкви для подготовки певчих и
доместников мастеров пения, которые являлись одновременно певцами-солистами,
дирижерами и учителями пения.
Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая
музыкальные способности, музыкальную одаренность, музыкальную интуицию,
музыкальное мировоззрение, - но и обязательный, незаменимый фундамент всякого
музыкального развития. У молодых хормейстеров часто возникает вопрос: - Как
правильно организовать работу с детским хором? Поэтому данная методическая работа в
настоящее время актуальна.
Цель данной работы – выявление особенностей работы с детским хором.
Задачи:
раскрытие содержания понятия «хор»;
выявление главных особенностей в работе с детским хором;
обобщение опыта работы с детским хором;
4
В истории отечественного хороведения давалось много определений понятия
«хор». Вот некоторые из них:
«Хор это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго
уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо
выработанные нюансы» (П.Г. Чесноков).
«Хором называется более или менее многочисленная группа певцов, исполняющая
вокальное произведение» (А.С. Егоров).
«Хор это большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами
своего искусства правдиво, художественно полноценно раскрывает содержание и форму
исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует идейно-
художественному воспитанию народных масс. Как музыкально-исполнительский
«инструмент» хор представляет собой ансамбль вокальных унисонов» (В.И.
Краснощеков).
«Хор – это вокально организованный исполнительский коллектив, основу которого
составляет ансамбль интонационно, динамически и темброво слитных групп, обладающих
художественно-техническими навыками, необходимыми для воплощения в живом
звучании музыкально-поэтического текста произведения» (В.Л. Живов).
Последнее определение, пожалуй, достаточно точно устанавливает отличительные
признаки понятия, его содержание и границы. Однако особое внимание хотелось бы
уделить понятию «детский хор».
Детский хор особая, драгоценная ветвь хорового исполнительства, более
камерная по масштабу звучания, но зачастую более тонкая, более эмоционально открытая,
более поэтичная и искренняя. Известный американский музыкант и педагог Дж. Бетс
верно сказал, что «большая доля прелести детских голосов зависит от того, что за этими
голосами чувствуются живые существа, и когда они поют не только правильно, но и
разумно, то с этой музыкой никакая другая музыка на земле не может сравниться.
Детский хор живой организм, удивительное существо, постоянно растущее,
изменяющееся и всегда молодое, с энтузиазмом несущее энергетику юности, оптимизма и
поэтического обаяния; особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, гибкий и
отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых
глубин человеческого чувства.
Только этот инструмент невозможно получить готовый. Его нужно вырастить,
взлелеять, научить, настроить, воспитать.
Большая и увлекательная работа ожидает хормейстера, занимающегося с детьми.
5
По мнению заслуженного деятеля искусств профессора Б.И. Куликова и кандидата
искусствоведения, дирижера Детской хоровой школы «Весна» Н.В. Авериной главной
особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения,
музыкального воспитания и исполнительства.
Рассмотрим все три аспекта более подробно.
Обучение включает в себя: развитие музыкальных способностей, голосового
аппарата, грамотности, певческих навыков.
Развивая музыкальные способности, особое внимание необходимо уделять
воспитанию музыкального слуха, так как чистое интонирование фундамент хорового
пения. Начинать эту работу нужно с первых же занятий. С самого начала надо приучать
детей к умению сосредоточиться на звучании, «слушать тишину» (неумение
сосредоточиться на звучании – одна из причин фальшивого пения и даже «гудения»).
В практике встречаются дети с различными музыкальными задатками. Одни
обладают прекрасным слухом, интонируют безупречно, у других при регулярных хоровых
занятиях очень быстро налаживается координация между слухом и голосом; встречаются
и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы педагога
приблизительно в течение одного года; а бывают и такие дети, у которых координация
восстанавливается лишь через два-три года регулярных, планомерных занятий.
Известный хормейстер Жарова Л.М. считает, что на первых порах не следует
разделять хор на точно и неверно интонирующих. Только через некоторое время,
приблизительно через два месяца, в хоре намечается грань между правильно и неверно
интонирующими детьми. Для выявления причин нужно обязательно прослушивать
каждого ребенка отдельно, потому что причины могут быть разными, требующими
различных приемов их устранения.
Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети еще не
обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и часто переходят на крик.
Громкие звуки воспринимаются труднее, чем тихие, поэтому при громком пении
ослабевает слуховое внимание. Нюанс p (пиано) можно использовать в хоре как метод
работы над трудными интонационными местами в произведении, а не только как
«краску», оттенок. Хормейстер детского хора должен знать это и учитывать в своей
деятельности не только на первоначальном этапе, но и в дальнейшем при работе над
сложными произведениями.
Другая причина фальшивого пения и даже «гудения» объясняется следующим:
многие неверно поющие дети переносят манеру «разговорного голоса» в пение.
Встречаются дети 6-7 лет (чаще мальчики), разговаривающие низкими голосами. Этим
детям необходимо ощутить правильную высоту звука. В таких случаях можно
использовать пение звуков верхнего регистра си ми-бемоль. Высокие звуки благодаря
своим акустическим свойствам легче воспринимаются на слух, чем низкие.
Особое место в хоровой работе занимает воспитание унисона. Для налаживания
настоящего унисона требуется хорошая интонация, единая манера пения, умение хорошо
слышать не только себя, но и певцов-соседей, и максимальный ансамбль (динамический,
темповой, ритмический, орфоэпический, вокальный и т.д.). Именно поэтому на начальном
этапе обучения все поем одноголосно и не спешим переходить к двухголосию. Очень
полезно использовать в упражнениях на унисон гласный у, который ведет к образованию
«узкого», четко фиксирующего высоту звука. Этому способствует механизм образования
гласного у: активизируется работа голосовых связок и дыхания Гласный у помогает
выработке пения на «зевке», так как при его формировании мягкое небо и маленький
язычок находят правильное положение. К тому же использование гласного у в
упражнениях, распеваниях позволяет вырабатывать в хоре единую манеру пения.
В работе над унисоном полезно использовать пение с закрытым ртом. Этот прием
усиливает слуховое внимание певцов и позволяет ощутить высокую вокальную позицию.
6
Но для младших школьников это трудный прием, и пользоваться им следует лишь
эпизодически.
Певческое дыхание один из важнейших компонентов в вокальном воспитании.
Правильное дыхание не только способствует хорошему звукообразованию, точному
интонированию, но и играет первостепенную роль в выразительности исполнения.
Активность дыхательного процесса, умение распределять свое дыхание на фразу,
наполнять звук воздухом и филировать его, фиксация момента вдоха, его задержки и
соответствующего выдоха – постоянная забота хормейстера с самого первого занятия.
Хормейстер должен уделять много внимания, и воспитанию у юных хористов
чувства ритма. В работе над ритмическим рисунком, представляющим трудность для
детей, следует использовать такие приемы: прохлопывание ритма отдельными детьми, а
так же хором, различные движения под музыку, сольмизация, проговаривание
поэтического текста в ритме. Целесообразно с детьми младшего возраста проводить
ритмическую гимнастику.
В певческой работе с детьми обязательно следует учитывать конкретность и
образность детского мышления, а так же большую эмоциональную отзывчивость ребенка.
Необходимо пользоваться образными определениями характера певческого звука,
например, к понятию тембра можно отнести следующие определения: темный, светлый,
яркий, глухой, звонкий и т.д. Звучание может быть мягким, жестким, зажатым, вялым или
«вкусным», доставляющим удовольствие. Такое использование ассоциативных понятий
необходимо в педагогической практике вследствие резко ограниченных возможностей
употребления специфических вокальных терминов при работе с детьми. В характеристике
звука можно опираться на имеющийся у учащихся опыт в некоторых областях
чувственного познания, связанного с эмоциями человека: ласковый, нежный, задумчивый,
лиричный, трагичный или драматичный. Такая характеристика поможет выработать у
детей первые навыки вокального слуха, сформирует ясное представление о звуке, который
им предстоит воспроизвести. Поэтому в настоящее время ведущим вокально-
педагогическим принципом обучения детей является работа над качеством звучания с
использованием наглядности и словесной характеристики. В такой методике огромную
роль играет профессиональный показ педагога. Надо помнить, что дети копируют
вокальную манеру пения своего учителя, причем копируют как положительные, так и
отрицательные ее черты. Более подробно о требованиях, предъявляемых к голосу
педагога-хормейстера, можно прочитать в статье А. Менабени «Методы вокальной
работы в школе».
Несколько слов о музыкальной грамотности начинающих певцов. Какого бы
уровня подготовки не были дети, всегда следует помнить, что если мы хотим создать
настоящий хоровой коллектив и заниматься настоящим искусством, с первых шагов
нужно работать с детьми профессионально. Нельзя просто зубрить песни с детьми по
слуху, это только отупляет их восприятие, тормозит развитие слуха, не дает достаточной
музыкальной информации для развития памяти, превращает хоровое занятие в тоскливый
и однообразный процесс. Желательно как можно раньше переходить к пению по нотам.
Но на начальном этапе, в так называемый донотный период нужно всяческими способами
подготавливать базу для будущего сознательного владения хоровой партитурой.
Вот основные, на мой взгляд, понятия, с которыми следует познакомить учащихся.
Формообразование: фраза, предложение, цезура, повторность, изменяемость.
Звуковысотность: направление движения мелодии, повторность звуков,
поступенность, скачкообразность, относительная высота (звук низкий, средний, высокий).
Ритмическая организация музыки, длительности, паузы.
Пульс, темп.
Штрихи (legato, staccato)
Динамические оттенки, нюансы (f,p,crescendo,diminuendo).
7
А кроме того унисон, аккомпанемент, мажор, минор, оркестр, название
музыкальных инструментов, понятие композитор, поэт, запев, припев и т.д.
Музыкальное воспитание
Данное понятие включает в себя: сознательное отношение к искусству, любовь к
музыке, пению, расширение кругозора.
В младшем возрасте легче всего приобщить ребенка к музыке, чтобы она стала
близкой и понятной ему. Но так же легко и навсегда лишить его этой радости, превратив
творческий процесс познания и обучения в скучную зубрежку. Поэтому так важно с
первых шагов учить именно искусству, создать по-настоящему музыкальную атмосферу
занятий, всячески поддерживать радость от соприкосновения с Прекрасным. Зажечь,
«заразить» каждого ребенка желанием овладеть языком музыки, желанием трудиться ради
нее главнейшая из первоначальных задач хормейстера. Только сумев достигнуть
заинтересованности на первых встречах с хором, можно постепенно вводить детей в более
узкий круг профессиональных навыков и умений. Руководитель хора выступает в роли
волшебника, который без слов, а только с помощью жеста (и, конечно же, мимики) может
управлять всем певческим процессом и процессом создания самой музыки.
Для расширения кругозора очень важны, на мой взгляд, беседы о создателях
произведений (поэтах, композиторах), о времени создания и стиле. По мере взросления
участников хора рассказы о личных вкладах в историю русской культуры выдающихся
композиторов – Бортнянского, Березовского, Глинки, Балакирева, Чайковского, Римского-
Корсакова, Рахманинова. Важно организовывать занятия-лекции, на которых дети будут
узнавать имена великих хоровых дирижеров, а так же слушать произведения в
исполнении хоров (детских, женских, мужских, смешанных). Посещение хоровых
концертов так же воспитывает любовь к музыке и способствует расширению
музыкального кругозора.
Исполнительство
Общеизвестно, что музыка наиболее сильно воздействует на эмоциональную сферу
восприятия человека, она активно участвует в формировании чувств и эмоций. При
исполнении и разучивании произведений закладывается фундамент музыкальной
культуры детей. Этот процесс оказывает многостороннее воздействие на психику ребенка,
развивая его внимание, память, обостряя способность к наблюдениям и обобщениям,
делая более тонким и восприимчивым его слух.
Репертуар, как совокупность произведений исполняемых хором, составляет основу
всей его деятельности, способствует развитию художественной активности участников
коллектива, находится в непосредственной связи с различными формами и этапами
работы хора, будь то репетиция или концерт, начало или вершина его творческого пути.
Заботясь о музыкальном развитии хора, желательно, отдавать предпочтение сочинениям с
развитой, выразительной, законченной формой. Работая над исполнительской концепцией
произведения, особое внимание стоит уделить созданию стройного и убедительного
целого. В репертуаре любого детского хора, и даже начинающего, должны быть
произведения крупной формы. Исполнение циклических сочинений поднимают хор на
новый уровень, дети чувствуют себя исполнителями «большой», настоящей, серьезной
музыки.
Да и сам концерт, включающий в себя такое произведение, выгодно отличается от
простого выступления с набором коротеньких разнородных песен.
Сочинений крупной формы не так много создано для маленьких исполнителей,
поэтому мы пользуемся сборниками, составленными талантливыми хормейстерами (Н.В.
Авериной и др.).
Они включают в себя миниатюры Й. Брамса, А. Лядова и В. Калинникова,
собранные в своеобразные «детские циклы». Так же можно объединять русские народные
песни в обработке одного композитора.
8
Исполнительская деятельность коллектива, стремление выйти к людям,
поделиться, рассказать со сцены, вместе волноваться, переживать и радоваться
естественная потребность и необходимость каждой творческой личности. И нет для нее
большей радости, чем благодарность слушателей.
Концерт – это один из ответственейших моментов в жизни хора, это результат
напряженного труда дирижера и хористов, это сотворчество, которое объединяет
исполнителей и слушателей в едином стремлении познания художественного
произведения.
Конечно, наши маленькие певцы еще не готовы выступать с полноценными
концертами, исполнять продолжительные программы, но исполнительская деятельность
им необходима. Уровень мастерства заметно будет возрастать именно от выступления к
выступлению, так как дети будут не только активнее совершенствовать свои умения и
навыки, стремясь к поставленной цели, но и постепенно у них будет вырабатываться
необходимый артистизм и свобода.
Опираясь на опыт работы с детским хором, хотелось бы рассказать о наиболее
доступных формах концертной деятельности в начинающем коллективе.
Одна из самых простейших это открытый урок. Гости-слушатели знакомятся с
обстановкой и атмосферой занятия, видят степень участия и заинтересованности в нем
детей. В конце такого урока полезно пропеть весь репертуар, пусть самый элементарный,
которым овладели дети.
Еще одна из оптимальных форм для исполнительства младшего хора это
всевозможные «вечера», музыкально-литературные композиции и праздники.
Уже много лет в нашей музыкальной школе проходит мероприятие, придуманное
специально для учащихся 1 класса «Посвящение в музыканты». Для детей - это праздник!
Кроме исполнения хоровых произведений дети сольно поют и играют на фортепиано. Они
отгадывают ребусы, ведут беседу с героями, так же произносят клятву музыканта и в
конце праздника получают подарки.
Концерт класса. На это мероприятие, как правило, приглашаются родители детей.
Очень важно, что родители видят степень участия своего ребенка, глубже проникают и
осознают важность происходящего обучения.
Концерт наиболее сложная форма исполнительской деятельности младшего хора,
так как требует интересной, разнообразной, по-настоящему музыкальной программы,
достойного ее воплощения, а так же определенной выдержки певцов. Поэтому
целесообразнее устраивать небольшие совместные выступления нескольких хоров, на
которых ребята не только «покажут себя», но и познакомятся с творчеством других,
например, более старших детей.
Грамотное составление концертной программы, продумывание логики развития
концерта, его драматургии, внутренних связей между сочинениями обеспечат его
успешное проведение.
9
Заключение
Мы рассмотрели основной круг вопросов, возникающих у начинающих педагогов-
хормейстеров при работе с детским хором. Хормейстеру обязательно нужно учитывать
психологические и физиологические особенности детей. Очень важно не забывать, что
работа над учебными задачами, навыками и умениями не отделима от главной цели
занятий «создание» музыкального произведения, воплощение его художественного
образа. Важно помнить, что в хоровом коллективе должна быть создана атмосфера
творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела.
Хор – это коллектив, дружба, команда. Команда это один за всех, и все за одного.
Когда педагог часто говорит такие простые слова, у участников хора появляется
ответственность не только за свои действия, но и за действия рядом стоящего. У учащихся
появляется осознание того, что они делают общее дело и не могут подвести товарищей.
Одним из важных моментов сплоченности коллектива, его творческого и
профессионального роста, является концертная деятельность, участие в конкурсах,
фестивалях, театрализованных музыкальных постановках. Весной 2012 года мной была
поставлена музыкальная сказка на музыку С. Соснина « Заяц огородник». Целью
постановки являлось решение следующих задач: развитие эмоциональной отзывчивости,
умение владеть собой на сцене, умение совместно действовать, воспитание дружеских
взаимоотношений. Все поставленные задачи были успешно выполнены. Ребята настолько
прониклись творческой атмосферой, что знали не только свою роль, но и роли других
участников. Находящиеся за кулисами участники постановки, сопереживали и были
готовы помочь тем, кто находился на сцене.
Дети любят петь в хоре, с увлечением работают на занятиях, с удовольствием
выступают на концертах, участвуют в конкурсах.
Я чувствую отдачу и любовь со стороны своих учеников, и еще раз убеждаюсь, что
не зря выбрала именно эту профессию.
Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в нее как
непосредственная и неотъемлемая ее часть. Оно объединяет чувства, мысли и волю
поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Хоровое пение – богатые возможности,
надежные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному
совершенствованию, к устремленному движению к высотам духовности.
10
Список литературы
1. Живов В.Л. Хоровое исполнительство, Москва, изд. Владос, 2003
2. Гарбузов Н.А. Природа темпа и ритма, Москва, 1950
3. Краснощеков В.И. Вопросы хороведения, Москва, изд. Музыка, 1969
4. Сборник статей под ред. В.Г. Соколова, Москва, изд. Музыка, 1981
5. Мазель Л.А. О мелодии, Москва, 1952
6. Егоров А.А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин,
Ленинград, 1966
7. Чесноков П.Г. Хор и управление им, Москва, 1961