Конспект урока "Загадочное посвящение" 5 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Подпорожская детская школа искусств»
ЛЕКЦИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
НА ТЕМУ
«ЗАГАДОЧНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ»
Возрастная группа 5 класс
Подготовила и провела Лиганавичене Марина Станиславовна,
преподаватель МБОУДО «ПДШИ»
Подпорожье 2016 г.
2
Возрастная категория: учащиеся 5 класса.
Цель: познакомить учащихся с композитором, имя которому Л. ван
Бетховен и историей создания его знаменитой фортепианной пьесы
багатели «К Элизе».
Ход мероприятия
1. Вступительное слово
Слайд 1
«Бетховен это Шекспир масс» - так о знаменитом композиторе писал
музыкальный критик В.В.Стасов – «Моцарт отвечал только за отдельные
личности…. Бетховен же только и думал об истории и всём
человечестве…».
Цель своего искусства он видел в служении человечеству, а
действительность вынуждала его обслуживать узкую среду аристократов;
воспевая любовь и счастье, сам он был лишён элементарных человеческих
радостей.
Жизнь в постоянном преодолении, в трудном продвижении к вершинам
искусства, потребовавшая титанического, истинно бетховенского
напряжения, была выстрадана им до конца. Только одержимость
искусством помогла Бетховену преодолеть стену молчания и одиночества,
на которые обрекла его глухота.
В самые трагические моменты он создавал творения, исполненные
великой, неизбывной веры в прекрасное, в людей, в свободу.
Лирика Бетховена характеризуется душевной теплотой, чертами
благородной мужественности, одухотворённости.
Удивительная музыка Бетховена не оставляет равнодушными многие
поколения. В его произведениях отражается весь многообразный мир:
глубокие душевные переживания человека, впечатления от картин
природы. Всё это не может не волновать современного человека.
3
1. Основная часть
Слайд 2
Людвиг ван Бетховен родился в небольшом немецком городе Бонне в
1770 году. Бонн в середине ХVIII насчитывал всего 8 тысяч жителей. Это
был красивый и приветливый городок, расположенный на берегу
широкого северного Рейна.
Слайд 3
Первым учителем музыки Бетховена был его отец. Но это был
неопытный педагог, нечуткий музыкант, черствый, а порою жестокий
человек.
Рано стал маленький Людвиг опорой семьи, трудился, не зная отдыха:
играл в придворном театре на клавесине, репетировал с певцами,
переписывал ноты, сочинял по заказам. Был он хмур, неразговорчив -
коренастый крепыш с копной жестких черных волос, густыми бровями и
выразительным взглядом. Старый булочник, иногда даривший Людвигу
булочку, удивлялся, с какой сосредоточенностью мальчик отдавался
музыке. Погруженный в мелодии, возникавшие в его сознании, Людвиг
ничего не замечал вокруг, стоило усилий вывести его из такого состояния.
На внешний свой вид Людвиг не обращал внимания, с детства отличался
неукротимой гордостью. Когда кто-то сказал о бедности его одежды, он
спокойно ответил: - Когда я стану великим композитором, никто этого
уже не заметит.
В 11 лет у Людвига появился, наконец, настоящий наставник - Кристиан
Нефе. В нём Людвиг находит внимательного наставника, под
руководством которого изучает основы композиции, и публикует первые
свои сочинения. Нефе побуждал его заниматься не только музыкой, но и
историей, философией, литературой, разъяснял сочинения Шекспира,
Шиллера. Знакомит с произведениями Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта.
4
Слайд 3
Окрепнув, как композитор и пианист, Бетховен осуществил свою
давнишнюю мечту - в 1787 году он едет в Вену, чтобы встретиться с
Моцартом, услышать его советы. Бетховен играл в присутствии
прославленного композитора свои произведения и импровизировал,
Моцарт был поражен смелостью и богатством фантазии юноши,
необычайной манерой исполнения, бурной и порывистой. Обращаясь к
присутствовавшим, Моцарт воскликнул: «Обратите внимание на него! Он
всех заставит о себе говорить!».
Но встречам двух великих музыкантов не суждено было продолжаться.
Умерла мать Бетховена, так нежно и преданно им любимая. Юноша
вынужден был принять на себя все заботы о семье.
Но всё же в 1792 году двадцатидвухлетний композитор переехал в Вену,
где и жил до конца своих дней. В то время Вена была одним из наиболее
крупных музыкальных городов не только Австрии, но и всей Европы.
Слайд 4
Сюда съезжались лучшие композиторы того времени. На сцене Венского
театра ставились оперы, симфонические и камерные произведения звучали
в концертах. Виртуозы соревновались в своем исполнительском
мастерстве. Здесь жили и творили всемирно известные Гайдн и Моцарт.
Слайд 5
Имя Бетховена вскоре получило известность. Сначала он завоевал Вену
как пианист. Венцев поражали бурные импровизации молодого музыканта,
богатство его фантазии. Затем как композитор и дирижёр.
Да и как человек, его внешний облик, его отношение к людям ломали
все установившиеся представления и правила. Без парика, с гривой густых
черных волос, с упрямо сдвинутыми бровями и плотно сжатыми губами,
он был к тому же слишком небрежно и просто, по понятиям того времени,
одет. Все это резко выделяло его среди постоянных посетителей богатых
гостиных, отличавшихся галантными, изысканно-вежливыми манерами.
5
Нередко Бетховен был резок в обращении с богатыми вельможами. Он не
переносил их высокомерного отношения к музыке, за которым зачастую
скрывались невежество и ограниченность ума. Однажды, когда он играл в
публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен
тотчас оборвал выступление. И никакие извинения и уговоры не помогли.
Слайд 6
Бетховен начинает терять слух. Тяжелая болезнь заставила его
сторониться и друзей, сделала замкнутым. По совету врачей он надолго
уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина
не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота
неизлечима. Он был близок к самоубийству. Но любовь к музыке, мысль,
что он может принести людям радость, спасли его от трагической смерти.
Из борьбы со своим страшным недугом композитор вышел еще более
сильным. Известны его слова: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю,
чтобы она меня сокрушила».
Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые
известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей
единственной оперой «Фиделио» и девятой симфонией с хоровым
финалом, которая была исполнена в 1824 году. Публика устроила
композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего
не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к
слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя
композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же
полицейские чиновники потребовали её прекращения, так как подобные
приветствия допускались только по отношению к особе императора.
Но усилившаяся глухота де лала его все более замкнутым и одиноким.
Бетховен перестал давать сольные концерты. Прекратились его
выступления как дирижера, все реже и реже он бывал в обществе. Чтобы
облегчить себе общение с людьми, композитор начал пользоваться
6
слуховыми трубками. Это помогало ему также слушать музыку. Появились
«разговорные» тетради, при помощи которых с ним общались его друзья.
Бетховен писал во всех существовавших в его время жанрах, включая
единственную оперу «Фиделио», музыку к драматическим спектаклям,
хоровые сочинения. Но самым значительным в его наследии считаются
инструментальные произведения. С одним из таких произведений я хочу
вас познакомить.
Слайд 7.
«К Элизе» знаменитая фортепианная пьеса багатель. Багатель - (фр.
bagatelle - безделушка, пустяк) - небольшая, технически несложная,
грациозная пьеса, как правило, для фортепиано.
Это произведение Бетховена на протяжении многих лет является одним
из самых известных шедевров мировой музыки.
Знаменитая ля-минорная багатель при жизни Бетховена издана не была.
Публика о ней узнала благодаря биографу композитора, господину Нолю,
обнаружившему рукопись. Рукопись состояла из альбомного листа с
посвящением и нот. На альбомном листе рукой Бетховена было написано:
«Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля». Год указан не
был.
Сначала просто подумали, что господин Ноль ошибся по причине
плохого бетховенского подчерка и принял девушку по имени Тереза за
Элизу.
Оригинальная партитура «К Элизе» утрачена, и несколько поколений
музыковедов пытались разгадать, кто была эта Элиза. Аудиофайл «К
Элизе»
Слайд 8
В 1923 году исследователь творчества Бетховена Макс Унгер
предположил, что Ноль неправильно интерпретировал неразборчивый
почерк композитора, и «К Элизе» на самом деле было посвящено
7
пианистке и ученице Бетховена Терезе Малфатти, виртуозно исполнявшей
его произведения.
Музыковед Мартин Копитц, специалист по творчеству Л.В.Бетховена,
открыл новые сведения. По его мнению, Бетховен посвятил Багатель
певице Элизабет Рёкель. Она доводилась сестрой Йозефу Рёкелю, тенору,
исполнявшему партию Флорестана в опере «Фиделио». Известно, что
Элизабет была знакома с Бетховеном, и в 1810 году, когда была написана
багатель, посвященная ей, певица и композитор были дружны. Она очень
нравилась композитору, и он очень мило за ней ухаживал.
Мартин Копитц установил по архивным документам, что Элизабет
называла себя Элизой. Исследователь полагает, что это обстоятельство
подтверждает правильность его предположения.
Многие искусствоведы и по сей день выдвигают всевозможные
варианты посвящения.
Слайд 9
Сегодня мы уже слышали пьесу «К Элизе» в классическом исполнении.
Сейчас я предлагаю послушать оригинальную джазовую обработку.
Джаз - музыкальное искусство, сложившееся на рубеже 19-20 веков в
результате взаимосвязи европейской и африканской музыкальной
культуры и утвердившееся, прежде всего в негритянской среде. Основные
черты джаза основополагающая роль ритма, мелодические акценты,
порождающие ощущение волнообразного движения, импровизационное
начало. Аудиофайл джазовая обработка.
3. Заключительное слово
На нашей встрече я хотела рассказать о великом композиторе.
Познакомить с историей возникновения произведения Людвига ван
Бетховена «К Элизе». Мне хотелось, чтобы вы услышали это
произведение, как в классическом, так и в джазовом исполнении.
8
Бетховен по сей день остается одним из самых известных и
исполняемых композиторов в мире.
Древние греки говорили: «Жизнь коротка, искусство вечно». Эти слова
можно отнести к творениям Бетховена, как вечному источнику красоты,
добра, радости.
Слайд 10. Спасибо за внимание!
4. Используемые ресурсы
1. Л.В.Михеева. 166 биографий знаменитых композиторов. СПб.:2003
2. С.Оксер. Музыкальная литература. М.:1961
3. И.Прохорова. Музыкальная литература . М.: 1986
4. http://school-collection.edu.ru/
5. http://musicmp3.spb.ru/
6. http://ru.wikipedia.org/
7. http://www.megabook.ru/