Конспект урока "Музыка в развитии" 7 класс


1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 им.А.Н.Сабурова
Конспект урока музыки в 7 классе
«Музыка в развитии».
СОСТАВИТЕЛЬ: Иванов Н.В.
Учитель искусства
первой квалификационной категории
г. Можга 2016 год
2
Цели урока:
Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого
человека.
Развивать внимательное и доброжелательное отношение к
окружающему миру.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям,
потребность в музыкальных переживаниях.
Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение,
проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Формирование слушательской культуры на основе приобщения к
вершинным достижениям музыкального искусства.
Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание
музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности,
осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Приветствие.
Учитель: Драматургия музыкальная система выразительных средств и
приемов воплощения драматического действия в произведении музыки -
сценического жанра (опере, балете, оперетте). Музыкальная драматургия
воплощение в музыке драматического действия. Музыкальная
драматургия определяет форму, композицию и средства выразительности
музыкально-драматического произведения (оперы, балета, оперетты,
оратории и т. д.).
Композиция (лат. compositio составление, размещение) —
1. Процесс музыкального творчества. 2. Завершенное музыкальное
произведение. 3. Построение музыкального произведения, расположение и
соотношение его частей. 4. Учебный предмет, преподаваемый в
консерваториях.
Учитель: Термин «музыкальная драматургия» применяют к музыкальному,
сценическому, театральному произведению: опере, балету, мюзиклу,
оперетте. Однако термин «музыкальная драматургия» используют и в
инструментальной и в симфонической музыке. Развитие музыкальных
образов основано на: - повторении, - варьировании, - контрасте.
Ученик: Повторение подчеркивает сказанное, придает произведению новые
оттенки.
Учитель: Для создания более яркого образа композиторы применяют
измененное повторение или варьирование. Например, в финале симфонии
№4 Чайковского получает вариационное развитие русская народная песня
«Во поле береза стояла».
3
Информация о П.И.Чайковском(1840-1893 гг.)
4 симфония написана в 1877 г., на следующий год была исполнена в
Москве, через 2 года – в Париже. В этой симфонии главная мысль
Чайковского о сближении личности и народа. Сам композитор писал:
«Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на
других людей. Иди в народ». Именно поэтому Чайковский использовал
мелодию р.н.п. «Во поле береза стояла» в симфонии.
Учитель: Давайте послушаем финал симфонии №4 Чайковского и скажите,
что меняется в мелодии русской народной песни.
Ученик: В музыке появляется праздничное гуляние, веселое настроение,
прибавляется 4-я доля.
Учитель: Важную роль в драматургическом развитии имеют секвенция и
имитация. Это такие способы развития музыкального материала. С этими
терминами мы с вами встречаемся впервые. Читаем в учебнике.
Учитель: Секвенция (следование, лат.) – это перемещение мотива,
повторение последовательности звуков на разной высоте.
Учитель: Имитация (подражание, лат.) - повторение темы или мотива в
другом голосе музыкального произведения. С имитацией мы встречаемся в
многоголосных произведениях И.С. Баха и М.С. Березовского.
Информация о И.С.Бахе (1650-1725 гг.).
Композитор, органист, капельмейстер. Если с высоты более чем 2-х
столетий мы глядим на музыку Баха, она кажется нам грандиозным
фундаментом, на котором основано все музыкальное творчество
нашего мира. Своим учителем считали Баха композиторы всех эпох и
направлений.
Учитель: Бах писал музыку для клавесина, органа и хоровую церковную
музыку. Послушаем «Гавот» Баха. Это произведение относится к светской
музыке. Обратите внимание, какой способ музыкального развития
использует композитор в этой пьесе?
Ученик: Повторение.
Учитель: А теперь будем слушать духовную музыку, связанную с
богослужением. Читаем в учебнике о духовной музыке.
4
У католиков – это мессы, кантаты, реквиемы, страсти – это все хоралы в
сопровождении органа.
У православных – это литургия, всенощная, венчания, молебен, которые
исполняют певчие церковного хора acapella.
Фуга форма музыки, в которой главная тема проходит в нескольких
голосах поочередно. Звучит фуга в исполнении на клавесине.
Слушаем 1-ю часть «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха
Информация о М.С.Березовском (1745-1777 гг.)
Березовский Максим Созонтович. Учился в Киеве, Петербурге и Италии.
Среди всех сочинений выделяется духовный концерт «Не отвержи мене во
время старости». Форма концерта, не связанная с формой церковных
песнопений, давала композитору возможность проявить свои творческие
способности.Его называли русским Моцартом, ведь он получил звание
академика в Болонье.
Учитель: Слушаем 1-ю часть духовного концерта «Не отвержи мене во время
старости» Березовского М.С. Проникновенность мелодии этого концерта
напоминает украинские народные песни. Какой способ музыкального
развития использует композитор в этом произведении?
Домашнее задание: стр .84-89 читать. Выписать в тетрадь названия видов
церковных служб, связанной с музыкой в католической и православной
церквях.
В завершении песня Л. Квинт «Здравствуй, мир».
Перед вами лист с заданием: заполнить таблицу и проверить ответы,
обменявшись соседом тетрадями
Композитор
Название
Способ развития
музыки
Березовский
Не отвержи мене во
время старости
Чайковский
Симфония №4
Бах
Высокая месса
Русская народная
песня
Молодая-молода
Бах
Гавот
Л.Квинт
Здравствуй, мир
Учитель: Спасибо всем за работу на уроке.
5
Нормативные документы.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
2. «Федеральный государственный стандарт начального общего
образования» утвержденный приказом Министерства образования и науки
РФ от 6 октября 2009г. N 373" в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. 1241,
от 22 сентября 2011 г. № 2357
3.
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений РФ,
реализующие программы общего образования утвержденные приказом
Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312
в ред. приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N
889
4. Концепция художественного образования в РФ, 2002.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, 2009
Учебно - методическое, материально- техническое, информационное
обеспечение образовательного процесса
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы.
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа
2013г.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка.Аудиоприложение.