Методическое сообщение "Распевание в детском народном ансамбле"


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Детская музыкальная школа №23»
Советского района города Казани
Методическое сообщение на тему
«Распевание в детском народном
ансамбле»
Подготовила
Преподаватель сольного пения
Руднева Анастасия Витальевна
Г.Казань
2015
Распевание является одной из важных частей работы по воспитанию
певческих навыков. Работа по распеванию строится на специальных
упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту,
педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей,
обучающихся пению. Распевание способствует развитию высотного слуха,
формированию чистоты интонации и расширению диапазона, является
систематической тренировкой голоса, укрепляющей основные навыки
голосообразования, дыхания. Упражнения для распевания подбираются с
четом возрастных особенностей детского коллектива, репертуара ансамбля.
Любое вокальное упражнение превратится в бесполезное повторение, если
оно не будет специально направлено на выполнение конкретно поставленой
цели: чистота унисона, цепное дыхание, диалектные особенности,
многоголосие, ритмически рисунок, ладовые строении и т.д.
При пении упражнений необходимо стремится к определенно
эмоционально окраске голоса. Пение лучше связывать с радостным
настроением, поэтом упражнения чаще даются в мажоре. Начинать пение
нужно с выстраивания унисона на примарном звуке, постепенно расширяя
диапазон вниз и вверх до крайних нот примарной зоны. Формирование
нижних и верхних звуков может идти только на базе хорошо звучащей
середины, поэтому прежде всего укрепляют средний участок диапазона.
Обязательно включать в распевание пение с закрытым ртом, что дает
правильное ощущение протяжности звука, кроме того, дети начинают
«ощущать звук» в верхних резонаторах, что способствует подключению
головного резонирования. Прежде всего, руководитель ансамбля должен
следить за тем, чтобы звук тянулся ровно, без толчков, чтобы дети пели без
напряжения: «пой как говоришь». Нужно вначале проговорить несколько раз
слова, фразу, прослушать, как произносятся в жизни, при разговоре те или
иные звуки, затем повторить их на заданно высоте. Упражнения поются
легко, бодро, по полутонам вверх и вниз. Руководитель должен объяснить
детям, что при пении закрытым ртом, зубы сжимать не следует, звук
свободно проходит в щель, образованную между верхним и нижним рядами
зубов и направляется к переднее стенке зубов, губы мягко сомнкнуты.
Проверить высокую позицию, верную подачу звука можно в любо момент
пения закрытым ртом: для этого следует плавно перейти на пение гласной
«Е». Если пение закрытым ртом вызывает неудобство, напряжение,
сдавленны звук- приоткройте рот и пропойте звук «Е»(йе), акцентируя
внимание на том, чтобы звук был звонким, близким, мощным.
Педагог всегда необходимо помнить, что важнейший принцип распевания
-комплексность, то есть каждое упражнение, помимо какого-то
определенного певческого навыка, должно отвечать и задачам тренировки
дыхания, звукообразования, дикции, ансамбля, строя. Вялое дыхание,
пассивная работа артикуляционного аппарата повлекут за собой бледный,
безтембровый звук.
В начале распевания педагог рекомендуется акцентировать все распевки на
гласную «Е»: четко формируется полетный, открыты, звонки звук, ясно
прослушивается разница в формировании близко, светло подачи звука и
глубоко, глухо. Научившись правильно петь гласную «Е», можно приступить
к выравниванию других гласных звуков. Иногда бывает так, что ребенку
удобнее петь другие гласные звуки, при пропевании которых осуществляется
правильный посыл, звук попадает в резонаторы. Поэтом первой гласно
буквой может быть любая гласная, правильно звучащая у конкретного певца.
Гласных в русском языке десять, шесть из них простые: и, э, а, о, у, ы; четыре
сложные: я, ю, ё, е.При пении сложных гласных первый звук «Й»
произносится очень коротко, последующий за ним простой гласный тянется
долго. Однако в пении гласные не всегда произносятся четко и ясно. Степень
яркости зависит от построения музыкальной фразы с учетом диалекта. Два
гласных звука внутри слова, а так же на стыке предлога или частицы со
словом произносятся слитно. Долго петь одни упражнения для детей
утомительно, поэтом предлагается пропеть то или иное слово, предложение с
разно речевой интонацией: строго, вопросительно, удивительно, ласково,
шутя и т.д. Все правила пения, произнесения гласных и согласных звуков в
авторских песнях подчиняются выработанным правилам хорового пения в
академической манере. При работе же с народным или фольклорным
ансамблем на первый план выдвигаются специфические особенности
данного песенного стиля.
Самым целесообразным способом обучения считается перенимание
манеры пения в целом. Преподаватель должен дать прослушать детям песни
разных стилей и особенно подчеркнуть тот, над которым в данный момент
работает коллектив.
Список используемой литературы
1. Терентьева, Л. А. Методика работы с детским фольклорным
ансамблем: учебное пособие / Л. А.Терентьева. Самара: Изд-во
«СТАКИ», 2000.
2. Федонюк, В. В. Детский голос. Задачи и метод работы с ним: Пособие
для преподавателей детских музыкальных школ, лицеев искусств,
средних и высших учебных заведений.- М., 2003.
3. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2
год обучения). М.: ООО «Издательство РОДНИКЪ» Российский союз
любительских фольклорных ансамблей, 1996.
4. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству часть
II (3-4 год обучения) М.: ООО «Издательство РОДНИКЪ», 1999.