Презентация "Искусство джаза и его истоки" скачать


Презентация "Искусство джаза и его истоки"

Подписи к слайдам:
Искусство джаза и его истоки «В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить». Ул.Колер Корабли колонистов из Европы и невольников из Африки У истоков джаза – африканская народная музыка Особенности африканской музыки Сложный ритм, создаваемый игрой на барабанах и других ударно-шумовых инструментах: погремушках, колокольчиках, кастаньетах, колотушках, палках. Всё подчиняется главному закону- полиритмии – одновременному сочетанию двух и более различных ритмов. Основа джазовых ритмов- спиричуэлс, блюз, регтайм. СПИРИЧУЭЛС Спиричуэлс - песни североамериканских негров религиозного содержания. Их пели хором рабы с плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев в Америку. Спиричуэлс оказали заметное влияние на развитие джазового искусства «Молитва» - в исполнении Махелии Джексон БЛЮЗ Блюз- народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы пелись в сопровождении банджо или гитары. РЕГТАЙМ
  • Регтайм – «рваное время»,танцевальная музыка, популярная в Америке перед появлением джаза.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДЖАЗА
  • Импровизация
  • Сложный ритм, акценты.
  • Свинг (качание)- причудливая манера джазовых музыкантов «произносить» звуки как бы невпопад
ЛЮБИМЫЕ ДЖАЗОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Труба, тромбон, кларнет, контрабас, саксофон, рояль, банджо, гитара и ударные – биг-бэнд БИГ-БЭНД Негритянский певец и трубач, «король джаза» – Луи Армстронг Элла Фицджеральд Э́лла Джейн Фицдже́ральд  — американская певица, одна из величайших вокалисток в истории мировой музыки(«первая леди джаза», «первая леди песен»), обладательница голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта и голосовой импровизации. 13-кратный лауреат премии «Грэмми. За свою 50-летнюю карьеру выпустила около 90 альбомов и сборников — как сольных, так и созданных в сотрудничестве с другими известными джазовыми музыкантами, в том числе Дюком Эллингтоном, Луи Армстронгом. Талант Фицджеральд высоко оценивали выдающиеся композиторы, поэты-песенники.  При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок с её записями. Элла Фицджеральд Что такое свинг
  • СВИНГ (английское swing - качание, колебание),
  • 1) особое выразительное средство в джазе, тип метроритмической пульсации, основанный на постоянных отклонениях (опережающих или запаздывающих) от опорных метрических долей. Создает эффект неустойчивого равновесия.
  • 2) Стиль джаза в исполнении биг-бэнда, где свободная импровизация уступает место игре по нотированным аранжировкам. Главные представители - Б. Гудмен, Г. Миллер.
Дюк Эллингтон - руководитель джаз-бенда Биг-бэнд Д.Эллингтона

«Дюк Эллингтон — это величайший талант во всей истории джаза. Я предсказываю, что четверть века спустя его музыку будут изучать в школах, а критики найдут для него подобающее место среди самых великих композиторов нашего столетия». Ральф Глиссон

Стиль Дюка Эллингтона
  • Его творческий путь был полон открытий. Он создает то стиль джунглей, то стиль настроения, то обращается к  академическим европейским музыкальным формам — сюитам, рапсодиям, балету и опере.
  • Его оригинальные оркестровые произведения оказали большое эстетическое воздействие на развитие культуры ХХ века.
  • Каждый значительный джазовый оркестр прямо или косвенно испытал на себе его влияние.
  • Эллингтон изменил роль  контрабаса, тенора и баритон-саксафона в биг-бенде.
  • Он впервые начал использовать человеческий голос как инструмент.
  • Положил начало латиноамериканскому  джазу композицией «Caravan».
  • Как пианист, Дюк Эллингтон всю жизнь модернизировал свой стиль демонстрируя своё искусство «ударного фортепиано» и сохраняя характерные черты страйдового пианиста (влияние Джеймса П.Джонсона, Уилли Лайона Смита и ФэтсаУоллера), но смещаясь к более сложным аккордам и гармониям.
  • Как аранжировщик, Эллингтон отличался творческим подходом
Бени Гудмен и Гленн Миллер

Джазовый кларнетист, дирижер, «король свинга»

Джазовый тромбонист,

аранжировщик,

Руководитель свинг-оркестра

Бибоп, кул-джаз, модальный джаз Бибоп -[англ. bebop] - джазовый стиль, возникший в 50-е годы XX в., сменивший в эволюции стиля свинг; в гармонии использует современные средства, способ трактовки мелодии и ритма. Первый стиль так называемого современного джаза, сложившийся в начале 1940-х гг. В противоположность свингу, как правило, исполняется малыми ансамблями (комбо). Родоначальники бибопа - Ч. Паркер, Дж. Гиллеспи. Характеризуется повышением роли солистов-импровизаторов (бибоп - нетанцевальный стиль), а также использованием голоса в качестве музыкального инструмента. Кул-Джаз - (англ. Cool jazz от cool - прохладный - холодный), стиль современного джаза, возникшего в конце 1940-х гг. Характерные черты -эмоциональная сдержанность, возросшее значение аранжировки и гармонии, изысканность тембров.  Модальный джаз (англ. modal jazz) — направление современного джаза, отличающееся от традиционного метода тональной организации (мажоро-минора с его функционально гармонической системой) и формообразования (в виде серии повторяющихся гармонических квадратов), стало базироваться на новом, модальном ("ладовом") композиционном принципе организации музыкального материала.  Кантри и вестерн (сельский фольклор США) 1.Фольклорный стиль в североамериканской музыке, а также одно из разновидностей современной, преимущественно молодежной, музыки, отличающаяся энергичным ритмом, мелодичностью, использованием для исполнения главным образом струнных инструментов (банджо и др.).  Стили кантри-музыки
  • Вестерн-свинг (western swing) – один из ранних стилей кантри. Он зародился в Техасе и Оклахоме в 30-е годы и получил особую популярность в 40-е. В этом стиле сочетаются элементы собственно кантри, а также блюза, свинга, джаза и др. Отличительной особенностью является использование ударных инструментов и гавайской стил-гитары, достаточно плотное звучание. Вестерн-свинг пользовался большим спросом на танцевальных вечеринках. «Королем вестерн-свинга» стал Боб Уиллс (Bob Wills), выступавший с группой Texas Playboys и имевший шумный успех. Большинство его хитов (включая «San Antonio Rose» and «Take Me Back to Tulsa») было записано между 1936 и 1943 годами. 
  • Хиллбилли (англ. hillbilly) - одна из ранних разновидностей кантри,которую исполняли жители аппалачских гор. Само обозначение появилось в 20-е годы. По поводу его происхождения нет единой точки зрения: одни ведут его от выражения "парень с холмов" (т.е. с Аппалачских гор, которые, как известно, отличаются покатостью), другие - от имени Билли Хилла (1899—1940) — профессионального фиддлиста и певца, исполнителя ковбойской музыки. Для хиллбилли, как и для кантри, характерно использование банджо и струнных инструментов. Стиль хиллбилли повлиял на молодого Джонни Кэша, который воспитывался на этой музыке. В 60-е хиллбилли начали полностью ассоциировать с кантри, и термин потерял свое самостоятельное значение. 
Канти-исполнители Наибольший успех во второй половине 1970-х гг. получили как раз исполнители, значительно стершие границы между кантри и эстрадой: Конвей Твитти, Глен Кемпбелл, Энн Мюррей, Кенни Роджерс, Барбара Мандрелл, записи которых настолько мало чем отличались от исполнителей поп-музыки, что между кантри-радиостанциями возникают ожесточённые споры о том, насколько вписывается та или иная песня в их формат. Наивысшего пика такое поп-кантри достигло в рубеже 1970-1980-х гг., не в последнюю очередь, благодаря фильму «Городской ковбой», вызвавшему массовый интерес к кантри. Противовес эстрадному кантри был дан в лице нового поколения исполнителей: Джордж Стрейт, Джин Уотсон, Патти Лавлес; именно это направление, получившее название неотрадиционализма, одержало верх в индустрии кантри к концу 1980-х гг. 1990-е годы В 1990-е гг. кантри определяли такие исполнители как Гарт Брукс, Джордж Стрейт, Тим Макгро, Алан Джексон. Международного успеха добилась канадская певица Шанайя Твейн, сочетавшая кантри с поп-музыкой и роком. Тенденция к насыщению кантри элементами популярной музыки, джаза и фолк-музыки ещё более очевидна в творчестве современных исполнителей, таких как Гарт Брукс, Тим Макгро, Лиэнн Раймс, Кэрри Андервуд. Вестерн-музыка

Музыка, созданная ковбоями, охотниками, шахтерами. В ней прославляется дикая природа, главный герой – лихой и находчивый ковбой.