Конспект открытого занятия в образцовом ансамбле современного эстрадного танца «Shaky» 9-10 класс


Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества «Городской» им. С.А. Шмакова
Конспект открытого занятия в образцовом ансамбле
современного эстрадного танца «Shaky»
Тема: «Наставничество как способ активизации деятельности
учащихся на уроке хореографии»
9 и 11 год обучения
Подготовила:
педагог дополнительного
образования
руководитель ансамбля
Старостенко Ирина Анатольевна
г.Липецк, 2014 г.
Дата и время проведения: 09.04.2014г. в 15:30
Место проведения: МАУ ДО ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова
Продолжительность занятия: 100 минут
Характеристика группы учащихся: группы 9-го и 11-го года обучения,
количество 8 человек из каждой группы, возраст 13 лет и 16 лет.
Состав присутствующих: участники городского методического объединения
по хореографии, педагоги и администрация МАУ ДО ДДТ «Городской» им.
С.А. Шмакова.
Цель: привести знания, умения и навыки учащихся, изученные понятия по
модерн-джаз танцу в систему, в которой все компоненты тесны
взаимосвязаны с помощью старших товарищей (наставников).
Задачи:
Обучающие:
1. Организовать самостоятельную деятельность учащихся, которая
позволит выявить конкретные знания, умения и навыки по предмету,
умение использовать их в новой ситуации.
2. Закрепить и расширить знания теоретических основ модерн- джаз
танца.
3. Формировать у учащихся умение работать друг с другом.
4. Совершенствовать навыки хореографического мастерства по джаз-
модерн танцу.
Развивающие:
1. Развивать определенные личностные качества учащегося, помогающих
ему в процессе деятельности в роли наставника.
2. Развивать самостоятельность и мышление.
3. Развить у учащихся мотивации личности к познанию и передачи
основных знаний, умений и навыков младшим воспитанникам.
4. Развивать пластику тела по средствам джаз- модерн танца
5. Развивать умение анализировать исполнительское мастерство коллег
по коллективу.
Воспитательные:
1. Формировать положительный климат в танцевальном коллективе.
2. Воспитывать чувства толерантности и уважения друг к другу.
3. Воспитывать у учащихся качества личности, дающих возможность
выступать в роли наставника.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний (на уровне применения
знаний в новой ситуации)
Вид занятия: нестандартный урок, мастер класс или демонстрационное
занятие
Методы обучения: активный практический метод, способствующий
закреплению и совершенствованию знаний, объяснительно побуждающий
Оборудование: музыкальный центр, коврики, экран и проектор.
План занятия
1. Организация начала занятия 5мин
2. Вступительная беседа педагога с учащимися 5мин
3. Разминка – 10мин
4. Партерный тренаж – 10мин
5. Работа по группам – 10мин
6. Диагональ – 10 мин
7. Модерн – джаз танец, проверка теоретического материала – 10мин
8. Модерн – джаз танец, практическая часть – 20мин
9. Видео- просмотр номеров старшей группы с отчетного концерта с
оценкой выступления- 10мин
10. Рефлексия – 5мин
Ход занятия
Педагог: Добрый день, ребята!
Поклон
Организационный момент
Педагог: Прежде чем начать занятие мне бы хотелось, чтобы воспитанники
средней группы, находящиеся на середине зала, приняли позу в любом
положении: сидя, стоя, лежа, в которой им было бы неудобно находиться.
Учащиеся принимают позу.
Педагог: Я предлагаю учащимся старшей группы выбрать одного из своих
товарищей и помочь им выпутаться из сложной ситуации, т.е. встать на ноги.
Учащиеся выполняют требования педагога.
Вступительное слово педагога
Педагог: Сегодня у нас не совсем обычное занятие. С одной стороны, мы
вновь обратимся к модерн- джаз танцу, вспомним основные понятия.
Повторим базовые движения, с другой стороны, учиться вы будете друг у
друга, обмениваясь опытом и уже приобретенными знаниями, умениями и
навыками. В роли добровольных помощников, своеобразных наставников,
выступят воспитанники старшей группы ансамбля, так как они в течение
нескольких лет не только изучают модерн- джаз танец, но и успешно
используют базовые движения в исполняемых хореографических
композициях. Вам есть чему у них поучиться. Итак, тема нашего урока
«Наставничество как способ активизации деятельности учащихся на уроке
хореографии»
Педагог: Ребята, каждый из вас уже много лет посещает занятия по
хореографии и уже знаком с основными структурными компонентами
нашего занятия. И знаете, что мы начинаем его всегда с разминочного
комплекса.
Разминка
Педагог: Следуя теме занятия, воспитанники старшей группы получили
творческое задание придумать по одному комплексному упражнению на
разогрев мышц нашего тела. Сейчас каждый из вас будет выходить на
середину зала и демонстрировать всем то, что он придумал. Время смены
ведущих будет происходить по моей команде, вы должны будете еще еще
занять новое место, т.е. каждый из вас поменяет свое хореографическое
пространство.
Разминочный комплекс
Педагог: Спасибо, ребята, вы отлично справились с заданием,
самостоятельно подготовили упражнения разминочного комплекса, а также
закрепили навыки использования пространства хореографического класса, а
это необходимо знать, уметь и применять во время исполнения танцевальных
композиций на сцене.
Партерный тренаж
Педагог: Исходя из схемы построения занятия по хореографии, следует
сказать, что после разминки мы всегда выполняем упражнения партерного
тренажа. Покажите, какие навыки и умения мы отрабатываем в процессе
данного вида деятельности?
Ответы детей:
- силу ног, выворотность;
- гибкость;
- умение контролировать корпус;
- растяжка.
Педагог: Правильно, эти упражнения вы начали изучать давно, но они из
года в год усложнялись. Сейчас я предлагаю вам поделиться по парам в
состав которой будет входить один наставник и ученик из средней группы.
Сядьте напротив друг друга. Вы увидите, как выполняют задание
воспитанники старшей группы, которые в свою очередь будут
корректировать исполнения упражнений партерного тренажа своего
младшего партнера.
- Grand Battements из положения лежа на животе;
- Grand Battements из положения в упоре на руки и на ноги;
- упражнения на подкачку мышц пресса и спины в парах(20 раз);
- упражнения на гибкость спины, коленей и стоп в парах;
- упражнения на растяжку (складочка, упражнения на растяжку из позы
«лотос»)
Работа по группам
Педагог: Переходим к следующей части нашего урока. Эта форма носит
название «Работа по группам». В прошлом году воспитанники старшей
группы сдали свой выпускной экзамен, продемонстрировав всем членам
комиссии то, чему они научились в течение 10 лет и получили за эту
дисциплину оценку «отлично». Ученикам средней группы еще только
предстоит сдавать выпускной экзамен, поэтому мы будем отрабатывать
элементы, входящие в комплекс данной учебной формы. В качестве образца
правильного выполнения движений будут служить элементы выполняемые
учениками старшей группы. Поделитесь на ряд так, чтобы воспитанники
средней группы и наставники чередовались. Это необходимо для более
качественного и грамотного выполнения элементов.
- комбинации Grand Battements;
- разножка в шпагат на обе ноги;
- кабриоли (вбок, вперед);
- пистолетик (на обе ноги);
- прыжки вбок с одной ноги на одну;
- прыжок с одной ноги на одну со сменой направления в воздухе;
- комбинация прыжка с одной ноги на одну в поперечный шпагат с шене.
Диагональ
Педагог: Давайте повторим большие прыжки по диагонали и простые
гимнастические элементы, используемые в джаз- танце, вновь поделившись
на пары.
- Grand jete;
- Grand jete антурнан;
- колесо на локтях в одну сторону;
- слэйп:
- переворот через стойку вперед в положение «сидя»
Модерн- джаз танец. Объяснение теоретического материала.
Педагог: Основу хореографической композиции, которые исполняют
учащиеся средней и старшей группы составляют номера, базирующиеся на
элементах модерн- джаз танца. Поэтому необходимо изучать принципы
исполнения движений этого современного направления хореографического
искусства. Воспитанники старшей группы уже используют изученный
материал по модерн- джаз танцу не только на сцене , но и в процессе
каждодневных занятий. Они помогут своим младшим товарищам более
качественно изучить этот учебный материал. Начнем мы с рассказа об
истории создания и появления этого танцевального направления. Помогут
нам доклады учащихся старшей группы. Предлагаю послушать выступления.
Доклад об истории возникновения модерн- джаз танца
Педагог: С воспитанниками средней группы мы уже начали изучать
основные принципы, методы и приемы исполнения модерн- джаз танца.
Произведем проверку знаний теоретического материала. Мы будем задавать
вопросы по основной терминологии, а вы будете выбирать в качестве
правильного ответа один из трех плакатов: да, нет, не знаю.
1. Вопрос: Поза коллапса- это лежа на полу?
(Воспитанники выбирают один из вариантов ответа)
Правильный ответ: Поза коллапса - своеобразное движение тела,
когда нет напряжения и вытянутости вверх, тело свободно и
расслаблено, его изгибы немного утрируются, колени согнуты, торс и
голова чуть наклонены вперед.
2. Вопрос: Изоляция это работа одной какой-то части тела?
(Воспитанники выбирают один из вариантов ответа)
Правильный ответ: Изоляция - Когда каждая часть тела, центр,
двигается независимо от другой части тела.
3. Вопрос: Мультипликация- это просмотр мультфильмов на занятии по
хореографии?
(Воспитанники выбирают один из вариантов ответа)
Правильный ответ: Мультипликация - Понятие тесно связано с
ритмом и означает, что единое движение раскладывается на составные
части, фазируется или мультиплицируется. Однако количественное
увеличение танцевальных акцентов не должно приводить к
увеличению музыкального такта.
4. Вопрос: Контракшн выполняется на выходе, а релиз на входе?
(Воспитанники выбирают один из вариантов ответа)
Правильный ответ: Contraction- сжатие, сокращение, т.е.
относительное уменьшение объема тела. Release- расширение, когда
тело расширяется в пространстве. Эти два термина тесно связаны с
положением торса, ног и рук.
5. Вопрос: Чем джаз модерн отличается от бального танца?
(ответы учащихся)
А от классического?
(ответы учащихся)
6. Вопрос: Оппозиция и параллелизм- это понятия полиритмии?
(Воспитанники выбирают один из вариантов ответа)
Правильный ответ: Это понятия координации. Осуществляется двумя
способами: импульсом, при котором два или несколько центров
приводятся в одновременное движение, либо применяется принцип
управления, т.е. центры включаются в движение последовательно.
Координация в разных направлениях называется оппозицией. В одном
направлении- параллелизм.
7. Вопрос: Полиритмия- это танцы в разных ритмах?
(Воспитанники выбирают один из вариантов ответа)
Правильный ответ: В джаз- танце центры могут двигаться не только в
различных пространственных направлениях, но и в различных
ритмических рисунках, метрически независимых друг от друга.
Полиритмия тесно связана с музыкой.
8. Вопрос: Полицентрия – это работа всех частей тела?
(Воспитанники выбирают один из вариантов ответа)
Правильный ответ: Основополагающий принцип танцевальной
техники, когда центры могут пространственно и ритмически
независимо двигаться.
9. Вопрос: Абстракционизм это поза в модерн- джаз танце значит стоя
на голове?
(Воспитанники выбирают один из вариантов ответа)
Правильный ответ: Это направление в живописи где изображаются
нереальные картинки.
Модерн- джаз танец. Практическая часть.
Педагог: Попробуем применить уже полученные теоретические знания на
практике. Будем соблюдать правила выполнения движений модерн- джаз
танца, выполняя упражнения на середине зала. Каждую из восьми частей
джазового комплекса будут демонстрировать воспитанники старшей группы,
а воспитанники средней группы по очереди станут эти движения повторять,
точно копируя технику исполнения.
- упражнение для позвоночника body roll (позвоночник в комбинации с позой
собачки);
- изоляция (голова, грудная клетка, сидя на коленях, шаги на колено,
изоляция плеча, в комбинации с шагами и движениями рук );
- demi plie;
- battements tendus (по 6 позиции) в комбинации с движениями рук;
- contractions, release;
- flat back или table fop в комбинации с plie и releve;
- кросс в комбинации с поворотами и shasse
Видео- просмотр номеров старшей группы с оценкой выступления.
Педагог: Каждый из вас, занимаясь много лет хореографией, понимает, что
от качества усвоенного материала, зависит результативность и уровень
исполняемых на сцене хореографических композиций. Танец,
представленный на суд зрителей, можно оценить по нескольким критериям:
например, исполнительское и актерское мастерство .
1. Что мы подразумеваем под термином исполнительское мастерство?
Ответы детей:
- уровень подготовки;
- качество исполняемых элементов;
- физическая подготовка.
2. Как можно оценить актерское мастерство?
Ответы детей:
- как воплощаются хореографические образы;
- как передается идея и основная мысль танца;
- эмоциональность исполнителей.
Педагог: Вашему вниманию будут представлены отрывки хореографических
композиций отчетного концерта 2013 года. Воспитанники старшей группы
попробуют оценить актерское и исполнительское мастерство в
хореографической композиции «Колыбельная» из репертуара средней
группы. А учащиеся средней группы, посмотрев танец «Почему люди не
летают», назовут элементы и основные принципы модерн- джаз танца,
которые используют в нем танцоры.
Рефлексия
Педагог: Ребята, наш урок подошел к концу. Надеюсь, что цели и задачи,
поставленные в начале занятия, реализованы успешно. Мы отработали ранее
приобретенные знания, умения и навыки, познакомились с теоретической
основой джаз модерн танца, научились применять на практике принципы и
приемы. А теперь давайте сделаем большой круг так, чтобы все стояли по
группам через одного и возьмемся за руки. Ответьте на вопрос: Понравился
ли вам наше занятие и почему? Воспитанники старшей группы пожелайте
успехов своим младшим товарищам, а вы посмотрите им в глаза и
поблагодарите за оказанную помощь. . А теперь закройте глаза и загадайте
самое заветное желание и пусть энергия этих рук и стук сердец, бьющихся в
унисон, помогут всем мечтам осуществиться. Спасибо за прекрасный урок.
Список литературы:
М.Н. Жуков. Подвижные игры «Академия», 2002.
«Хореографическое образование на стыке веков»: Сб. докл. и тез.
Всероссийской науч.- практ. конф. (Москва, 25-28 апреля 2003 года)/ Отв.
Ред. В.Н. Нилов – М.: МГУКИ, 2003.
«Танец через призму актерского мастерства» семинар-практикум
музыкального театра “Браво” г. Королев, 2012 г.
Д. Холл. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам. г.Москва. 2008 г.
С.В. Гиппиус. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. г. Санкт-Петербург.
2008 г.