Методическая разработка урока "Развитие музыки" 3 класс


Тема урока: «Развитие музыки»
Класс: ЗА
Цели:
1. Способствовать овладению учащимися опорными знаниями о музыке: об интонации как
«зерне» музыки, об элементах выразительности музыкальной речи (темп, динамика, мелодия,
ритм).
2. Развивать музыкально - образное мышление, творческие музыкальные способности в
процессе сочинения, исполнения, слушания музыки.
3. Воспитывать эстетическое отношение к жизни.
Оборудование: синтезатор, металлофон, компьютер, мультимедийная система.
Литература:
1. Программы для образовательных учреждений «Музыка» классы 1-4, 5-8. В.В. Алеев, Т.И.
Науменко, Т.Н. Кичак, 2003г.
2. Программно методические материалы «Музыка». Начальная школа, сост. Е.О. Яременко,
2001 г.
3. Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» 1-8 классы под руководством
Д.Б. Кабалевского, 2004 г.
4. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. редактор. Г.В. Келдыш, 1990 г.
5. Музыкальная энциклопедия. Гл. редактор. Ю.В. Келдыш, 1973г.
План урока
I. Организационный момент
II. Исполнение вокализа
III. Исполнение звукоряда c d е f g a h c
IV. Исполнение звуков c de f g a h с н a м е т а л л о ф он е
V. Сочинение «Колыбельной»
VI. Исполнения «Колыбельной» на металлофоне
VII. Анализ «Колыбельной» (интонация, темп, динамика)
VIII. Исполнения «Колыбельной» с аккомпанементом на металлофоне
IX. Слушание песни Книппера «Почему медведь зимой спит»
X. Анализ песни Книппера «Почему медведь зимой спит»
XI. Итог урока.
х
Этапы урока
Содержание урока
Примечание
I. Организационный
момент
Дети стоят возле рабочих столов. Учитель
исполняет музыкальное приветствие, дети
отвечают ему хором, строя свою мелодию на
звуках Т
3
, индивидуально по предложению
учителя.
II. Исполнения вокализа
Учитель предлагает исполнить детям вокализ
интонационно - выразительно (используется
интонация ласки, нежности, восхищения, любви)
III. Исполнение звукоряда
c d e f g a h c
Учитель предлагает детям сесть и вспомнить
название звуков музыки. Дети вспоминают
название звуков и исполняют их. На экране
появляется нотный стан с изображением нот
c d e f g a h c на нотоносце. Дети по
предложению учителя сольфеджируют.
Слайд 1
IV. Исполнение звуков
c d e f g a h c на
металлофоне
Учитель показывает металлофон и расположение
на нем звуков c d e f g a h c ,
предлагает сыграть эти звуки, предварительно
обратив внимание на прием звук извлечения.
Дети исполняют на металлофоне гамму C-dur.
Металлофон и
молоточек
V. Сочинение
«Колыбельной»
Учитель обращает внимание на экран с нотным
станом - звуки «g», «е» раскрашены красным
цветом. Дети берут эти звуки за основу будущей
мелодии, т.е. выделяют из звукоряда «интонацию
- зерно». Учитель предлагает учащимся
рассмотреть картинку, появившуюся на экране.
На ней девочка качает в колыбели куклу-дочку, в
окно смотрит луна и три звездочки.
После беседы о содержании картинки,
учащимся предлагается сочинить
«Колыбельную». На экране рядом с картинкой
появляются слова: «Баю-баю, баю-бай,
Слайд 2
Слайд 3 Слайд
4
Слайд 5
VIII.Исполнения
«Колыбельной» с
аккомпанементом на
Учитель предлагает спеть «Колыбельную» и
проаккомпанировать на металлофоне.
Исполняется «Колыбельная» хором,
индивидуально под аккомпанемент на
Меллафон
Спи. Катюша, засыпай».
Учащиеся, взяв за основу «зерно-
интонацию»
«g» и «е» сочиняют мелодию и исполняют ее
индивидуально и хором, показывая рукой
движение вверх на «g» и вниз на «е».
На экране появляется сочиненная мелодия в
нотной записи. Учитель обращает внимание на
начало 1-й фразы с «g», а второй с «е».
Слайд 6
VI. Исполнения
«Колыбельной» на
металлофоне
Учитель предлагает учащимся найти звуки «g»
и «е» на металлофоне и исполнить
«Колыбельную». Дети индивидуально
исполняют мелодию со словами.
Металлофон
VII. Анализ «Колыбельной»
(интонация, темп,
динамика)
Учитель предлагает исполнение сделать более
выразительным, т.е. интонационно осмыслить
звуки «g» и «е». Учащиеся в 1-й фразе
используют интонации ласки, нежности,
любви, во 2-й просьбы, тепла, любви. На экране
появляются над нотной записью
«Колыбельной» название интонаций. Учитель
предлагает детям выбрать темп, в котором
«Колыбельная» будет звучать. Дети выбирают
медленный темп, но с небольшим ускорением к
началу 2-й фразы и с замедлением в конце
песни. Учитель предлагает уже обратить
внимание на силу звука, т.е. динамику которую
дети будут использовать для выражения своих
чувств в «Колыбельной». Дети выбирают
динамические оттенки Р, <cresc., mf, dim.),
PP. И темп и динамические оттенки появляются
на экране в момент их выбора детьми.
Учитель просит детей вспомнить содержание
картинки, обращает внимание на звездочки,
предлагает сочинить вступление, которое будет
основано на изобразительной интонации
(«звездочки зажигаются») и заключение
(«мягкое сияние»). Вступление и заключение
появляются на экране. «Колыбельная»
сочинена, записана
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
металлофоне
металлофоне. Вывод. Таким образом, сочиняя
«Колыбельную» вы, дети, обратили внимание
на то, как из одного «зерна - интонации
появляется мелодия, как ее звуки, преобразуют
разный смысл, т.е. одни и те же «g» и «е»
становятся способными выразить ласку,
нежность, любовь, просьбу, тепло. Это
изменение в чувствах повлекло и изменения в
таких выразительных средствах музыки как
темп (медленно, ускоряя, замедляя) и динамика
(P(mf)PP), т.е. музыка «Колыбельной» все
время изменялась, а значит развивалась.
Изменение музыки и есть развитие музыки
Слайд 11
IX. Слушание песни
Книппера «Почему медведь
зимой спит»
Учитель предлагает послушать песню
Книппера «Почему медведь зимой спит» и
рассмотреть на экране появившегося медведя у
сосны в зимнем лесу. После прослушивания
ответить на вопрос, звучащий в самом названии
песни. Учитель исполняет песню.
Слайд 12
X. Анализ песни Книппера
«Почему медведь зимой
спит»
Дети, после прослушивания, передают в своих
ответах происходящих события в лесу и
отвечают на вопрос. Учитель обращает
внимание детей на мелодию в 1,2 и 3-ем
куплетах. Она одинакова, как и в
«Колыбельной», на звуки мелодии в каждом
куплете имеют разный смысл, как того требует
содержание. Дети анализируют чувства,
настроения, характер, мысли, выраженные в
песне. Приходя к выводу, что и здесь все
подвергается изменению. Музыка песни
«Почему медведь зимой спит» все время
изменяется, т.е. развивается.
XI. Итог урока
Сегодня мы сочиняли и исполняли
«Колыбельную», слушали песню Книппера
«Почему медведь зимой спит». На основе
приобретенного слухового опыта в процессе
сочинения, исполнения слушания мы пришли к
выводу, что музыка изменяется, т.е.
развивается. Развитие музыки - изменения
музыки
Слайд 13
.
Самоанализ урока
Предмет: Музыка
Преподаватель: Саклакова Нина Максимовна
Класс: За
Тема: Развитие музыки
Этот урок входит в систему уроков по теме «Развитие музыки». Тип
урока: комбинированный Цели урока:
1. Способствовать овладению учащимися опорными знаниями о музыке, об интонации как
«зерне» музыки, об элементах выразительности музыкальной речи
(темп, динамика, мелодия, ритм).
2. Развивать музыкально-образное мышление, творческие музыкальные способности в
процессе сочинения, исполнения, слушания музыки.
3. Воспитывать эстетическое отношение к жизни.
Учащиеся За класса в процессе урока принимали активное участие в выполнении
творческих заданий, с полной отдачей сил работали во время анализа, исполнения
музыкальных произведений. Проявили большой интерес к сочинению «Колыбельной» и ее
исполнение на металлофоне.
Все этапы урока подчинены раскрытию темы, что делает его целостным. Поставленные
задачи на каждом этапе урока были успешно решены. В процессе урока был проведен
фронтальный опрос, который дал возможность вызвать для ответа большее количество
учащихся, был осуществлен индивидуальный подход при привлечении учащихся к
исполнению мелодии «Колыбельной» на металлофоне, при пении ее мелодии со словами, при
анализе исполнительского плана песни. Была использована работа по группам при
исполнении «Колыбельной» со словами под аккомпанемент металлофон.
Для усвоения нового материала и его закрепления были использованы
методы:
- беседа, которая способствовала побуждению учащихся к рассуждениям и анализу в
определенной логической последовательности изученных музыкальных
явлений;
- метод объяснения использовался при анализе музыкальных произведений и сопровождался
вопросами к учащимся с целью активизации их познавательной
деятельности;
- наглядный метод использовался в момент сочинения;
- практический метод использовался при сочинении и анализе «Колыбельной» при
использовании вокализа, что позволило закрепить навыки выразительного
исполнения музыки;
- метод поисковых ситуаций использовался при анализе музыкальных произведений в
момент сочинения «Колыбельной», что явилось стимулом для развития
музыкально-образного мышления;
- метод интонационного постижения, который позволил учащихся интонационно осмыслить
музыкальные произведения и выразительно их исполнить;
- метод создания ситуации успеха применялся во время сочинения музыки, исполнения и
анализа, что служило поддержанию постоянного интереса к музыкальным произведением, к
их сочинению и исполнению как в группах, так и индивидуально.
В процессе урока была создана атмосфера взаимопонимания и доброжелательного
отношения друг к другу.
Поставленные цели урока в процессе работы учащихся над музыкальными
произведениями достигнуты.