Проект "Джазовый танец на эстраде"

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
ПРОЕКТ
«Джазовый танец на эстраде»
Подготовила:
учащаяся фортепианного отделения
Кутявина Маргарита
Руководитель:
Л.Г. Лукьянова, преподаватель
высшей квалификационной
категории по классу фортепиано
г. Северск
2015
Актуальность данной работы обусловлена тем, что джазовый танец — одно из
самых ярких танцевальных направлений. Ему присуща экспрессия, динамика,
ритмичность, особая пластика и свобода движений. Это постоянно
развивающийся жизнеутверждающий стиль! На джаз-танец радостно смотреть,
его радостно исполнять. Кажется, он ликует, даже когда печален. Поэтому я и
решила познакомиться поближе с этим танцевальным направлением.
Проблема: исследование процесса зарождения и развития джазового танца.
Гипотеза: джазовый танец используется в шоу и ревю, в мюзиклах и
кинематографии, в варьете и драматических спектаклях. Он многогранен и
открыт. От музыки джаза он взял не только наименование, но и разносторонний
характер, умение меняться (вкус к переменам), способность чувствовать на себе
влияния и самому влиять на другие стили. И если так сильно воздействие джаз-
танца на эмоциональное состояние человека, то это - уникальное направление,
дающее каждому возможность ощутить полноту и радость жизни.
Цель проекта: изучить историю зарождения и развития джазового танца, его
основные принципы и особенности стилей. В соответствии с целью были
поставлены задачи.
Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
1. Изучить литературу по истории джазового танца.
2. Сформировать представление об основных этапах становления и развития
джазового танца в XX веке.
3. Рассмотреть основные разновидности джазового танца.
4. Изучить особенности появления модерн-джаз танца в 60-е годы XX века в
контексте развития джазовой музыки.
5. Проанализировать особенности техники исполнения джазового танца.
6. Изучить историю появления и развития джазового танца в России.
7. Подготовить презентацию.
8. Поделиться своими открытиями с другими детьми.
9. Выступить с представлением работы.
Подготовила проект: учащаяся фортепианного отделения МАУДО ЗАТО
Северск ДШИ (класс Л.Г. Лукьяновой): Кутявина Маргарита.
Распределение ролей в проекте: учащаяся исполнитель, учитель
консультант и помощник.
Распределение функций в проекте:
Сбор материала для исследования и написание исследовательской части
Кутявина Маргарита.
Подготовка компьютерной презентации — Кутявина Маргарита.
Выступление с представлением результатов работы Кутявина Маргарита.
Этапы работы над проектом:
1. Этап постановки вопросов.
На данном этапе сформулированы следующие вопросы:
Что такое джазовый танец?
Каковы основные принципы техники джазового танца?
Как и когда появился джазовый танец?
Каковы разновидности джазового танца?
В чем специфика модерн-джаз танца?
Каковы основные этапы развития джазового танца в России?
2. Этап планирования.
Этап включает в себя разработку содержательной структуры проекта, поиск
ресурсов для работы над проектом, формулировку ожидаемых результатов
работы.
Содержательная структура проекта:
Часть I, исследовательская, связанная с изучением истории и развития
джазового танца.
Часть II, практическая, связанная с созданием проектного продукта.
Ресурсы для работы над проектом:
Литература.
Ресурсы сети Интернет.
Ожидаемые результаты работы (проектный продукт):
Создание компьютерной презентации.
3. Этап реализации проекта.
Изучение и анализ материалов по истории развития джазового танца.
Изучение принципов техники джазового танца.
Изучение разновидностей джазового танца.
Изучение истории появления и развития джазового танца в России.
Подбор иллюстраций.
Создание компьютерной презентации.
4. Этап рефлексии.
Работа над проектом создала условия для личностного и творческого роста его
участницы, выразившегося в:
расширении кругозора;
освоении технологий самостоятельного поиска информации;
развитии интереса познавательной деятельности;
развитии аналитических, исследовательских и творческих способностей;
совершенствовании навыков работы с компьютером.
5. Презентация результатов работы:
Подготовка к проведению презентации полученных результатов.
Представление проекта на заседании Областной Творческой фортепианной
лаборатории Территориального методического объединения ДШИ Томского
района и г. Северска.
Результаты осуществления проекта:
1. Изучила историю появления и развития джазового танца.
2. Рассмотрела основные принципы техники джазового танца.
3. Познакомилась с творчеством известных танцовщиков.
4. Научилась различать основные стилевые направления джазового танца.
5.Подготовила презентацию.
Исследовательская часть проекта
Содержание
Вступление
I. История появления и развития джазового танца
II. Джазовый танец в России
III. Африканские корни и технические принципы. Значение импровизации
Заключение
История появления и развития джазового танца
Джазовый танец пользуется большой популярностью во всем мире, это
одно из самых ярких танцевальных направлений, его танцуют на сцене и на
улице, создаются целые школы для изучения джазового танца. Поэтому я и
решила изучить феномен джаз-танца.
Без сомнения, каждый вид танца по-своему хорош и имеет свои
достоинства. Но разве найдется другой такой стиль, в котором столь активно
задействовано все тело, который так живо откликается на разнообразную
музыку!
Джазовая музыка это и веселье регтаймов, и очарование биг-бендов, и
утонченность би-бопа, и многое другое. История джазового танца не менее
интересна. Появившись более века назад, этот стиль все время развивался, брал
от других видов танца и щедро отдавал сам.
Джаз-танец родился в Новом Свете, а ему, особенно поначалу, было
свойственно рождать явления свежие и прогрессивные. Но, если взглянуть
более пристально, станет ясно, что джаз-танец уходит корнями в Африку, ее
ритмы и ее культуру.
Появлению джаз-танца предшествовали танцы, исполнявшиеся в XIX
веке в среде американских негров. Танцуя, они выражали свое стремление к
свободе и берегли традиции своей африканской культуры.
Африканский танец — весьма самобытное явление. Он слит в единое
целое с музыкой, ритмом, наполнен особой пульсацией.
Привезенные в Новый Свет из Африки в качестве рабов, негры
продолжали исполнять песни и танцы своих предков. Творчество служило им
отдушиной в их нелегкой жизни, дарило отдых и развлечение после тяжелого
труда. В некоторых странах, прежде всего в Панаме, Бразилии и на Кубе,
сохранились образцы почти нетронутого негритянского фольклора. Отдельные
негритянские ритмы и движения, вошедшие в обиход на Кубе, Гаити, в Панаме,
способствовали появлению таких латиноамериканских танцев как ча-ча-ча,
мамбо, меренге, самба. Помимо бытовых танцев негритянский фольклор питал
и различные ритуалы, например, вуду.
Конечно, то, что танцевали негры в Новом Свете, уже не было
аутентичным африканским танцем. На их манеру танцевать повлияли танцы
белых переселенцев, которые привезли с собой из Европы жигу, матросский
танец хорнпайп с их характерными дробными движениями ног, английские и
шотландские кадрили, польки, вальс и другие бытовые и народные танцы. Жиги
были особенно близки негритянским танцам своей ритмичностью.
Степ (другое название теп, чечетка) появился в дальнейшем именно на
основе жиги и хорнпайпа. В нем, как в зеркале, отражался динамизм
американской жизни.
В XIX веке, около 1820 года, негритянский танец проник на сценические
подмостки: появились белые исполнители, изображающие негров
менестрели.
Первые группы менестрелей появились на востоке США. Типичное шоу
менестрелей представляло собой варьете анцы, песни, исполняемые под
аккомпанемент скрипки, банджо, тамбурина, маленькие драматические сценки.
Заканчивалось представление танцем).
Первым менестрелем, на долю которого выпал большой успех, был Томас
Райс (1808-1860). Он первым из белых намазался пробкой и предстал в образе
негра по имени Jumpig Jack Grow.
Первый черный менестрель, чье имя сохранила история, был Генри
Уильям Джеймс по прозвищу Мастер Джуба, исполнявший виргинский
брейкдаун, алабамский кик-ап, теннесийский дабл-шафл, луизианский «каблук-
и-носок».
Примерно в это же время стало набирать силу течение за освобождение
негров от рабства. В 1822 году в Нью-Йорке был учрежден первый
афроамериканский театр, к середине XIX века вышли первые книги
американских негров, продолжало развиваться песенное и танцевальное
творчество. В 1845 году уроженец Нового Орлеана Луис Моро Готшок,
известный музыкант своего времени, сочинил танцевальную пьесу «Бамбула»,
возник одноименный танец.
Постепенно шоу менестрелей разрослись до больших представлений, и
негритянский танец был их неотъемлемой частью.
Маленькие негритянские труппы, руководимые чернокожими, выступали
преимущественно на Юге. Черные продолжали жить обособленно от белых, со
своей музыкой и танцами.
К концу века возникли танцы кек-уок и регтайм, ставшие популярными не
только среди черных, но и среди белых. И с этого момента влияние
афроамериканского танца становится все более и более ощутимым.
На рубеже XX века королями кек-уока были танцоры Берт Уильямсс и
Джордж Уокер. Много лет они выступали в шоу менестрелей, а в 1898 году
прославились на Бродвее. Танцоры работали в паре и представляли различные
характеры: Уокер изображал денди, а Уильямс сельского простака. Уильямс,
Уокер и композитор Кук образовали творческий тандем и в 1902 году
выпустили мюзикл «In Dahomey», который имел шумный успех на Бродвее, а
через год гастролировал в Лондоне. Именно после мюзикла танец кек-уок стал
популярен в Европе.
Время с 1898 по 1910 годы было временем первого триумфа негритянской
музыки, танца и театра. В те же годы и джазовая музыка начала выходить за
пределы Нового Орлеана.
Африканское влияние сказалось на появлении и развитии в начале XX
века таких танцев, как аргентинское танго, кубинская хабанера. В следующем
десятилетии к ним прибавились танцы по названию животных, в которых
активно использовались движения таза, бедер: тарки трот (Turkey Trot -
индюшачий шаг), бани хаг (Bunny Hug кроличье объятие), гризли-бэр
(Grizzly Bear медведь гризли) и другие. К началу 20-х годов появились
шимми и блэк боттом (Black Bottom «черный зад»). К середине 20-х вся
Америка танцевала чарльстон. Он вошел в моду в 1923 году будучи показанным
в негритянском мюзикле «Runnin Wild», прославила его танцовщица Жозефина
Бейкер. Как и блэк боттом, чарльстон появился в южных штатах в негритянской
среде, а затем был активно подхвачен белым населением.
С именем американского актера Гарри Фокса сязывают появление танца
фокстрот (1912-1914 год). В 1914 году театр Нью-Йорка был преобразован в
дом кино, в котором между фильмами устраивались шоу. Одно из них
называлось «Jardin de Danse» с участием Гарри Фокса и пользовалось большим
успехом у зрителей. Фокс использовал в своих танцах шаги «рысью». Очень
быстро зрители стали называть своеобразный танец «танцем Фокса», то есть
«Fox's Trot». Гладкость является одной из основных характеристик фокстрота.
Фокстрот был настолько популярен, что на какое-то время даже затмил
собой вальс и вальс-бостон. Тем не менее, именно фокстрот дал толчок для
развития бальных танцев.
До него абсолютно все танцы танцевались на каждый счет, то есть в
одном ритме. Комбинация быстрых и медленных шагов в фокстроте - это
разнообразие ритмических сочетаний, что делает его трудным для изучения, но
приносит ни с чем несравнимое удовольствие как танцующим, так и зрителям.
Кроме того, огромное количество движений из фокстрота было заимствовано
для медленного вальса, а не наоборот, как многие думают. Так фокстрот, затмив
вальс, вернул его в новом качестве.
Все эти бытовые танцы были частью того, что стало называться джаз-
танцем. Сам термин джаз-танец появился в 1917 году в Новом Орлеане, через
несколько лет после появления джазовой музыки. Появились негритянские
мюзиклы с яркими танцевальными номерами.
Популярность танцев «черного» происхождения охватила и Европу. Хотя
порой, попадая в Европу, бытовые танцы видоизменялись, исполнялись в
несколько иной манере. Так, танго и фокстрот стали танцевать гораздо более
широко, с большим продвижением.
Англичанин Вернон и американка Айрин были супругами. Слава пришла
к ним в Париже, где в 1911 году они танцевали на сцене Кафе де Пари,
заворожив публику своей манерой танцевать регтайм: элегантно, красиво,
стильно, загадочно. Вернувшись в Нью-Йорк, они открыли школу танцев
напротив фешенебельного отеля «Риц» и принялись учить танцам высшее
общество. А по вечерам давали представления в своем собственном кабаре.
Эти танцовщики упорядочили танцы тарки-трот, кек-уок, уанстеп и
другие, бывшие до них импровизационными, придумали новый танец кастл-уок
сновное движение ход на подушечках стоп, то есть полупальцах с
вытянутыми коленями). Помимо танцев стиля регтайм они исполняли и
развивали вальс, танго. Техника танцоров была утонченной и благородной.
Вместо подскоков они делали скольжения, прыжки заменяли шагами, бедрами
не раскачивали... В 1914 году вышла их книга «Modern Dancing», ставшая сразу
популярной.
Начиная с 20-х годов на джаз-танец начал оказывать влияние
классический балет и танец модерн стиль, для которого характерна особая
пластика и экспрессия (это направление развивалось одновременно в США и
Европе). Интерес чернокожих и белых танцоров был взаимным: в то время как
негритянские исполнители (например, Хелен Тамирис) старались приблизиться
к балету, белые (Чарльз Вейдман и другие) открывали для себя жизнь негров
как новую тему.
В 1928 году вышел фильм «Tap Dance», снятый Руби Килером. В 1929
году появился первый учебник по степу (автор Тамароф). В этом же году в
газете «Dance magazine» появилась первая серьезная статья по джаз-танцу, в
которой отмечалось, что джаз-танец являет собой противоположность
классическому балету с его прямым и статичным корпусом, ведь в джаз-танце
одинаково важны движения ног, таза, бедер, живота, груди.
В 20-х годах сценический джаз-танец уже оформился как стиль, и в это же
время процветал родственный ему степ. Время с 1900 по 1930 эпоха степа.
Он развивался очень быстро, и каждый исполнитель искал что-то новое.
Развитию степа способствовали различные конкурсы, соревнования. Дух
соревнования вообще присущ степу. В одном из таких конкурсов, который
состоялся в 1928 году, участвовали Фред Астер, Джек Донахью, Бил Робинсон.
Танец Фреда Астера особое явление XX века. Его невозможно отнести
к какому-либо одному жанру. Астер обладал яркой неповторимой
индивидуальностью. Для него, как будто, не было границ между разными
видами танца, он естественно и органично сплавлял в единое целое джаз, степ,
бальный танец, классику.
Долгие году Астер танцевал со своей сестрой Адель, выступая на
Бродвее и оттачивая свой стиль. Но еще более гармоничным стал дуэт Астера с
Джинджер Роджерс. Первым фильмом, в котором они танцевали вместе, был
«Улетая в Рио», где они исполнили номер «Кариока», который имел успех. С
тех пор руководство студии стало приглашать их сниматься вместе. Пара
снялась вместе в 10 фильмах.
Астер работал и с другими партнершами: в разных фильмах танцевал с
Элеонор Пауэлл, Ритой Хейворт, Джуди Гарланд, Сид Чаисс, Одри Хепберн и
другими. Соратником и единомышленником Астера был талантливый
хореограф Гермес Пан. В большинстве случаев они ставили танцы, которые
исполнял Астор, вместе.
Одним из первых танцоров-степистов был Вилли Кован,
гастролировавший по миру с группой «The Four Covans», а позднее ставший
главным хореографом-репетитором киностудии MGM.
Громкой славой пользовался чернокожий танцор степа Билл «Бонжанглз»
Робинсон. Он принадлежал к числу тех немногих чернокожих артистов,
которые выступали в белых водевилях. В 1928 году его пригласили в
бродвейское шоу «Дрозды». Начиная с 1930 года артист снялся в 14 фильмах.
Фирменным номером Робинсона был 15-минутный танцевальный номер на
лестнице.
Сообщество чернокожих танцоров-степистов было узким, все друг друга
знали. Степ жил на улицах Гарлема, точнее, в зале ночного клуба «Comedy
Club», который был частью театра Лафайет на 131-й улице. Здесь царила
подлинно творческая атмосфера, придумывались движения, шаги.
Отдельно можно сказать о Свинге. В отличие от других джазовых техник,
это парный танец - подобие акробатического рок-н-ролла. Родом он из Гарлема
20-30х годов, на полусогнутых ногах, веселый с поддержками и трюками
зависимости от подготовки пары) и со сменой партнера во время самого танца
(отсюда схожесть звучания со свингерами). Для пущего эффекта девушки
танцуют в пышных юбках, прическах, а мужчины в ярких галстуках и кепках.
Еще одно замечание о джаз-танце: есть такой стереотип, что его обязательно
исполняют под джазовую музыку. На самом деле не обязательно то, что
танцуют под джаз, является джаз-танцем, и, наоборот, джаз-танец можно
танцевать не только под джазовую музыку.
В 30-х и 40-х годах джаз-танец расцвел в бродвейских мюзиклах и в
голливудских киномюзиклах, красивых, жизнеутверждающих, радостных,
наполненных отличными танцевальными номерами; появилась плеяда
замечательных танцовщиков и хореографов.
Известным режиссером и хореографом этого времени был Басби Беркли
постановщик эффектных кордебалетных сцен в голливудских фильмах «42-я
улица», «Золотоискатели» и других.
Фильмы показывали красивую жизнь, помогая отвлечься от тягот
обычной жизни. Героями таких фильмов были, как правило, скромные люди:
танцовщицы, артистки, композиторы, которые добивались феноменального
успеха. Ну и, конечно же, в этих фильмах побеждала настоящая любовь.
В голливудских фильмах были заняты лучшие танцоры и танцующие
артисты, многие из них отлично владели степом.
В 30-е годы среди чернокожих танцоров появились исполнители, которые
стремились приблизить свой танец к серьезному сценическому искусству. Так, в
1933 году на сцене «Метрополитен Опера» была поставлена первая
негритянская опера «Беги, Лил Чиллан» Run Lil Chillun») чернокожего
композитора Холла Джонсона. Постановку танцев в этой опере осуществила
Дорис Хамфри, ученица Марты Грехем.
В 1937 году появилась труппа «Американский негритянский балет»
American Negro Ballet»), создавшая балет «Southern Episode» на музыку
Эллингтона.
Интересной попыткой показать жизнь африканских негров была
танцевальная опера «Киканкор» Kykunkor»), поставленная в 1934 году
выходцем из Сьерра Леоне по имени Асадата Дафора Хортон. Действие
спектакля происходило в Африке, все роли исполнялись негритянскими
артистами, были показаны подлинные африканские танцы.
Главную партию в этом спектакле танцевала Катрин Данхем. Танцовщица
классической выучки, она владела и этническими танцами Тринидада, Ямайки,
Гаити, и в 1937 году представила в Нью-Йорке концертную программу
«Негритянский танцевальный вечер».
Три года спустя она показала в Нью-Йорке свою джазовую постановку
под названием «Тропики и горячий джаз. От Гаити до Гарлема». В этой
программе была представлена история джаз-танца, а танцы афроамериканского
происхождения были показаны художественно, как произведение искусства.
Этот спектакль был первым джазовым балетом.
После Второй мировой войны афроамериканская культура стала
развиваться более свободно и широко. В 40-х годах появились новые
американские танцы «черного» происхождения: джиттербаг, буги, джайв. Они
внесли свежую струю в джазовый танец. В джазовом танце нашли отклик и
латиноамериканские танцы самба, румба, ча-ча-ча, ставшие очень популярными
с 40-х годов.
В 50-х весь мир покорил рок-н-ролл. Этот музыкальный стиль также
уходил корнями в негритянскую музыку (ритм-энд-блюз), однако стал
неслыханно популярен среди белой молодежи. В самом начале 60-х в моду
вошел новый танец твист, затем свое отражение нашли в танце музыкальные
стили бит, рок, соул. Стиль танца, свойственный черным, был с энтузиазмом
воспринят белой молодежью. Влияние афроамериканского танца стало
всепроникающим.
В 50-х продолжал развиваться и обогащаться жанр киномюзикла, были
созданы выдающиеся произведения. Лучшие из них были сняты кинокомпанией
MGM, их продюсером выступил Алан Фрид: «Волшебник страны Оз» (1939),
«Американец в Париже» (1951), «Поющие под дождем» (1952), «Оркестр в
пути» (1953) и другие. Фрид собрал многие таланты. У него трудились
хореографы Майкл Кидд, Гермес Пан, Боб Фосс, актер, танцор и хореограф
Джин Келли, актриса Джуди Гарленд, композиторы Ирвин Берлин и Кол
Портер, режиссеры Винсент Минелли и Стенли Донен, великий танцовщик
Фред Астор.
Такие хореографы как Роббинс, Келли, Боб Фосс были одновременно и
режиссерами фильмов, ведь танец в картинах был представлен не просто
номерами, а активно вел сюжет. Они вывели мюзикл на новый концептуальный
уровень.
Роберт Фосс (1927-1987) танцовщик, который знал и степ, и работу в
стрип-клубе, и это отразилось в его творчестве. Фосс работал и на Бродвее, и в
Голливуде, стал автором фильмов-мюзиклов «Милая Черити», «Кабаре», «Весь
этот джаз». Его стиль хореографии, изощренный и чувственный, далеко ушел от
невинных шоу 50-х годов.
С конца 50-х джаз-танец заявил о себе в Европе: в Англии, Западной
Германии, Швеции в виде мастер-классов и постановок. Прославил джаз-танец
на весь мир фильм «Вестсайдская история».
Разные белые хореографы представляли немного различные стили.
Например, Джек Коул проповедовал джаз немного с индийским оттенком. Коул
был первым белым танцовщиком, который увидел в изоляционной технике
основное зерно джаз-танца. И он соединил афроамерикаские изолированные
движения и некоторые движения индийского танца, так он ввел в джаз-танец
движения головы в индийском стиле, которые прочно укрепились в джазе.
Из белых педагогов джаз-танца ближе всех к негритянскому стояла Рут
Уолтон, первая применившая термин джаз-модерн для обозначения нового
стиля и написавшая три книги по истории и технике джазового танца.
В начале 60-х началась активная борьба негритянской молодежи за свои
права, как за политическую и экономическую власть, так и за сохранение своей
афроамериканской культуры. Можно сказать, что наступило время второго
черного Ренессанса, и музыка соул была его выражением. Появились танцы в
стиле соул, их также называли фанком. Типичные танцы соул и фанк появились
в период между 1967 и 1970 годами: фанки Бродвей (Funky Broadway), скейт
(skate конек), шингалинг (shingaling), африканский твист Джеймса Брауна
(James Brown African Twist), перл (pearl жемчужина), африканский фанк
(African Funky) и другие. Как и джаз-танец, танец-модерн в своих поисках и
экспериментах искал «подпитку» в других танцевальных направлениях.
Взаимное тяготение джаза и модерна друг к другу, видимо, было естественно
неизбежным. Эти танцы охотно перенимались белой молодежью. Танцевальные
педагоги также против них не возражали.
В этой связи необходимо вспомнить школу известного педагога Лестера
Хортона, создавшего технику танца-модерн и положившему начало
объединению двух танцевальных направлений ХХ века. Однако первым, кто
объединил джаз и модерн, стал педагог и хореограф Джек Коул. Хинди-джаз -
так называлась его система, построенная на «трех китах»: модерн школы
«Денишоун», изоляция «черного» танца и индийский фольклорный танец.
Немного позднее ученик Джека Коула Мэт Мэттокс, владевший степом и
классическим танцем, привнес в эту систему классический танец. Следует
отметить, что довольно успешные и любопытные опыты по соединению
классического танца и джаз-танца осуществлял и Луиджи джин Луис),
учившийся в свое время у Брониславы Нижинской и Адольфа Больма. Наконец,
в 1966 году появился первый учебник по технике танца, объединявшему джаз и
модерн. Его автор - Гас Джордано.
Таким образом, к концу 1960-х - началу 1970-х годов джаз-танец и танец-
модерн оформились в единое танцевальное направление модерн-джаз танец.
Вместе с тем, помимо бурного развития на своей родине в США, в 1960-х
годах огромный интерес к модерн-джаз танцу возник и в Европе. Стали
проводиться семинары американских педагогов сначала в ФРГ, а затем и в
других странах, появились последователи, возникли школы, танцевальные
труппы. Так в Лондоне в 1966-67 годах была открыта школа современного
танца, на базе которой Робин Хауард и хореограф Роберт Кохан создали
Лондонский театр современного танца, снискавший впоследствии мировую
славу.
К началу 70-х сложилась методика джазового танца, новое направление
джазовой гимнастики, которое было ориентировано на афроамериканские
движения, на изоляционные техники джаза.
Начиная с 80-х годов наблюдалось быстрое распространение джаз-танца
во Франции. Возможно, отчасти это связано с иммиграцией африканцев.
Сыграла свою роль и культурная политика государства, позволившая создать
множество танцевальных школ и трупп.
Самое виртуозное и яркое направление в джаз-танце на сегодняшний день
- это Флеш. Само название (в переводе «вспышка») говорит о том, что это нечто
ослепительное. Исполнители этого стиля отличаются силовой выносливостью,
необычайной внутренней танцевальностью, мгновенностью переходов
танцевальных па, сложностью танцевальных трюков.
Более всего джаз в его первоначальном виде выражен в Стрит-джазе.
Уличный джаз претерпел меньше всего изменений. Все современные
молодежные направления: брейк, реп, хаус и бывшие ранее твист, чарльстон,
шейк, буги-вуги и многие другие танцы - это соединения джазового танца с
социальным танцем.
Джазовый танец в России
Ранние джазовые танцы регтайм и кекуок танцевались в начале XX века и
в нашей стране, хотя они, конечно, не были столь распространены, как в
Америке. А вот чарльстон в 20-х годах был очень популярен. Появились в то
время на нашей эстраде и танцоры степа.
Знакомство с классическим джазом пришло в послевоенное время, когда
появилась возможность увидеть американские киноленты «Серенада солнечной
долины» и другие, позднее - «Вестсайдскую историю».
Выдающийся отечественный танцор Владимир Шубарин, появившийся
на эстраде в начале 60-х, обладая ярким индивидуальным стилем и высокой
техникой, активно утверждал стилистику джазового танца, прекрасно
чувствовал ее нюансы. С тонким стилем и фантазией артист исполнял вариации
на темы танцев 20-х годов матчиш, чарльстон, чечетка. Он невероятно
органичен в джазовых композициях, таких как «Уличный танцовщик» на
музыку Гершвина. Виртуозно преображает новинки бытового танца шейк,
летку-енку. Его программа в конце 60-х носила название «В ритмах джаза», а
еще 10 лет спустя он написал учебник «Джазовый танец на эстраде», в котором
предложил тщательно разработанную систему тренажа джазового эстрадного
танца (позиции, пластика, упражнения), поделился секретами исполнительского
мастерства, разработал систему записи танцевальных движений. Учебник не
своей актуальности и по сей день.
Наши любители танца могли воочию увидеть и лучших представителей
американской джазовой сцены. С концертами в Советский Союз приезжали
труппы Джерома Роббинса, Элвина Эйли, Дорис Хэмфри, Пола Тэйлора.
Официально в нашем обучении техника джазового танца появилась в
конце 80-х: в Институте культуры и Профсоюзной школе культуры. А первая
студия джазового танца была организована в Ленинграде в 1971 году в ЛГУ
артистами балета Театра музыкальной комедии Владимиром Павловичем и
Владимиром Трофимовым. Тогда в этой студии занимался большой круг
любителей джазового танца, включая студентов Института культуры.
В настоящее время изучением джаз-танца занимаются во множестве
школ, которые дают возможность россиянам постичь его азы и развиваться
дальше, выступления джазовых исполнителей приводят зрителей в восторг, а
сам джаз-танец иногда напоминает настоящее театрализованное выступление.
Наиболее популярные школы джазового танца в России это молодежная
студия «C-Jam Club», эстрадно-джазовый колледж «Консорт», джазовая школа
для детей имени Назаретова, центр танца «Визит» и другие, где можно не
только отлично потанцевать, но и понять, что значит настоящее
самосовершенствование, ведь каждый раз, когда постигается новое движение,
чувствуется гордость за самого себя.
Африканские корни и основные технические принципы
Сегодня джаз-танец один из важнейших видов сценического танца и
одно из популярных танцевальных направлений у любителей. Присмотримся к
нему внимательнее.
Стиль джаз-танца можно понять, если обратиться к африканскому танцу,
потому что джазовый танец уходит своими корнями в африканскую
танцевальную культуру. Основные принципы движения у них общие, и техника
джаз-танца базируется на африканской.
Танец органическая часть африканской культуры, важная часть
общественной жизни и быта. В различных народностях Африки имеются свои
особенности танцевального фольклора. Но у всех народов танцевальные
действа являются массовыми, в них участвуют все представители общины.
Большинство африканских танцев связаны с ритуалами, языческими
культами. Большое количество танцев носит экстатический характер.
Интересно, что даже в начале XXI века в странах Африки еще сохранились
образцы танцевального фольклора.
Танец в Африке это общественный феномен, а суть танца экстаз,
телесное и духовное воспарение и праздничное единение. И эта суть близка и
созвучна джазовому танцу, как близка ему и техника африканского танца:
активные движения бедрами, тазом, головой, плечами, грудной клеткой в
тесном слиянии музыки и танца. Как и у всякого вида танца, у джазового танца
есть свой собственный язык.
Основные принципы и законы техники джазового танца по своей сути
сильно отличаются от европейской танцевальной традиции с ее прямым
поставленным корпусом.
Для негритянского танца характерна изолированность движений
различных частей тела. Они могут двигаться как будто независимо друг от
друга, одновременно совершать разнонаправленные движения, например, левое
бедро поднимается вперед и вверх, правое плечо выводится вперед, а голова
откидывается назад. При этом движения выполняются раскованно, свободно.
Изолированные движения или «изоляции» могут совершать любые части
тела. Они могут быть простыми (вперед, назад, вверх, вниз) или сложными
(например, рисующими геометрические фигуры, такие как крест, круг, квадрат,
восьмерка и т. д.). Изоляции могут выполняться в параллельных или
противоположных направлениях разным образом. Например, оба плеча вверх —
это параллельное движение внутри одного центра. Оба бедра вперед, оба плеча
вперед — это параллельное движение разных центров. Правое плечо вверх,
левое плечо вниз это противоположное движение внутри одного центра. Оба
бедра назад, оба плеча вперед это противоположное движение разных
центров.
Особенностью движений джаз-танца является импульс и ведение. Это
означает, что одна часть тела дает импульс, начинает движение и автоматически
приводит в движение другую часть тела, ведет ее за собой. Например, при
поднимании плеча автоматически поднимается рука, но при этом рука не делает
усилия, чтобы подняться, она ведома плечом.
Для негритянского танца характерен сложный ритмический рисунок,
синкопированный ритм, полиритмия — наложение одного ритма на другой,
когда разные части тела двигаются одновременно, но каждая в своем
темпоритме.
В отличие от классической европейской традиции, известной своей
устремленностью вверх, для движений негритянского танца (прыжков, шагов и
т. д.) присущи такие черты, как тенденция выполнять движения на согнутых
коленях, исполнение шагов на целую ступню, быстрое перенесение веса с ноги
на ногу.
Для джаз-танца характерна активная и, нередко, быстрая смена уровня
тела: движения выполняются не только стоя, но на коленях, сидя, лежа на полу.
Кроме того, африканский танец отличает особая внутренняя пульсация,
новое постоянное внутреннее движение. Отсюда и характерная особенность
джаз-танца как множественность движения, то есть шаг идет не одним куском,
а чередой, цепочкой мелких связанных движений, выполняемых на мелкие доли
такта. Этим достигается постоянное биение, ритм, пульсация.
Ритм движения в джазовом танце часто связан с ритмом дыхания, что
особенно чувствуется при исполнении контракции. Контракция очень важная
составляющая джазового танца. Это сжатие, сокращение различных мышц
корпуса, за которым следует расслабление. Дыхание синхронизируется с
движением: на контракцию следует выдох, на расслабление — вдох.
Значение импровизации в джазовом танце
В современном танце, в частности в модерн-джаз танце часто на первый
план выходит умение танцора импровизировать, воплощать новые образы и
идеи, пользуясь имеющейся базовой техникой танца.
Импровизация - это не прописанные заранее в схеме танца движения,
которые вписываются в ритм, соответствуют стилю танца, украшают и
разнообразят танец, повышают его выразительность.
Импровизация - высшая форма танца, совмещающая в себе владение
своим телом, развитое чувство ритма, ощущение характера и «души» музыки,
раскрепощенность движений, фантазию и богатое воображение. Именно
умение импровизировать делает из танцора настоящего артиста. Импровизация
рождается, когда человек чувствует потребность в ней, когда за плечами много
времени, посвященного изучению танца и музыки. Наступает день, когда в теле
рождаются где-то услышанные ранее мелодии - это и есть импровизация.
Поэтому для овладения навыком импровизации следует изучать сам танец,
много практиковаться самостоятельно, а главное, учиться понимать музыку,
постигать свободу ощущения себя в пространстве.
Импровизационное мышление у танцора редко бывает врожденное, оно
рождается, во-первых, из изучения джазовой музыки, джазового мышления как
импровизации (направления free jazz, где преобладает импровизация), во-
вторых, в театре, где актер импровизирует в определенной маске: выходит,
вступает в драку, изображает какой-то скандал, конфликт, делает какие-то
действия и уходит. Эту схему он заполняет текстом, и каждый раз импровизируя
по новой.
В джазе очень важны ритмический и темповый диалоги - тогда
появляется живой танец.
Чтобы начать импровизировать, можно взять какую-либо школу, выучить
несколько простейших комбинаций и варьировать их под разную музыку - джаз,
хип-хопа, фанка, соула, acid jazz - за счет пауз, синкоп, задержек, темпа. Очень
помогает изучение латиноамериканских и афрокубинских ритмов, так как это
очень богатые ритмы: множество пауз, синкоп, сбивок. Можно использовать
аритмичность, атональность. Импровизация помогает выработать свой стиль:
одни и те же комбинации могут быть использованы в различной музыке.
Импровизационное мышление перестраивается в тему определенного ритма и
уже вместе с ним ведет диалог. Со временем количество переходит в качество, и
человек начинает уже творить на сцене: появляется больше комбинаций. Можно
подпитываться от других школ, постепенно учить все больше и больше
комбинаций, и в процессе импровизации они будут подсознательно выходить. В
импровизации первично подсознание, а сознание уже потом фиксирует и
оценивает.
Таким образом, можно говорить о том, что импровизация становится
новой гранью развития современного модерн-джаз танца, гранью, которая
находится в процессе своего развития и открывает все новые формы
танцевального искусства.
Заключение
Нами ставилась следующая исследовательская цель - провести изучение
особенностей становления и развитие джазового танца. В соответствии с
поставленной целью, был дан обзор истории появления и развития джазового
танца, рассмотрены основные его разновидности, изучены особенности
появления модерн-джаз танца в 60-х гг. ХХ века, особенности развития
джазового танца в России. Во второй главе проанализированы особенности
техники джаз-танца, а также обосновано значение импровизации в джазовом
танце.
Джаз-танец имеет те же корни, что и джазовая музыка - это смесь
европейской и, особенно, африканской культуры. Отсюда характерные
особенности: эффектные четкие позы, вращения, повороты и прыжки,
свободные движения всех частей тела и всех конечностей
противоположность балету, где свободны только ноги, а торс остается прямым),
ритмичность и эмоциональность. С момента своего возникновения джаз-танец
успел «отрастить» много различных ветвей, а самые знаменитые джазовые
хореографы оставили в наследство собственные джазовые техники.
В XX веке джазовый танец находил широкое применение в мюзиклах,
театре и кино, помогая ярче выражать психологическую характеристику героев,
создавая выразительную атмосферу спектаклей. Кроме того, необходимо
помнить, что джазовый танец уверенно присутствовал во многих бытовых
танцах.
Основными техническими особенностями джазового танца являются:
использование в танце позы коллапса, активное передвижение исполнителя в
пространстве как по горизонтали, так и по вертикали, изолированные движения
различных частей тела, использование ритмически сложных и
синкопированных движений, полиритмия танца, комбинирование и
взаимопроникновение музыки и танца, индивидуальные импровизации в общем
танце, функционализм танца.
Использованная литература и Интернет-ресурсы
1. Александрова Н.А., Макарова Н.В. Джаз-танец. Пособие для
начинающих: Учебное пособие. - СПб.: Изд. «Лань»; Изд. «Планета музыки»,
2012.
2. Шереметьевская Н.В. Прогулка в ритмах степа. - М.: «Печатное дело»,
1996.
3. Шереметьевская Н.В. Танец на эстраде. - М.: «Искусство», 1985.
4. Краткий словарь танцев. Под ред. Проф. А.В. Филиппова. - М.: Изд.
«Флинта»; Изд. «Наука», 2006.
5. Шубарин В.А. Джазовый танец на эстраде: Учебное пособие. - Спб.:
Изд. «Лань»; Изд. «Планета музыки», 2012.
6. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=552083