Методические рекомендации для музыкальных руководителей "Как заинтересовать дошкольников на музыкальных занятиях"


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - д/сад № 73»
Методические рекомендации для музыкальных руководителей
«Как заинтересовать дошкольников на музыкальных
занятиях»
подготовила
музыкальный руководитель
Чужкова Ольга Михайловна
Воронеж 2015 г
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире
творчества, воображения, фантазии. На мой взгляд, музыкально - игровая
деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим
эстетический вкус детей. Дошкольное учебное заведение должно заниматься
качественным выполнением своей основной функции обучением,
воспитанием и развитием.
«Наши дети это наша старость. Правильное воспитание это наша
счастливая старость; плохое воспитание это наше будущее горе, это наши
слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А.С.
Макаренко. Есть особые люди, которые не меняются в силу обстоятельств, они
изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное,
извлекая пользу и знания из ситуации. Быть хорошим музыкальным
руководителем значит уметь применить свой талант там, где нужно изменить
ситуацию так, чтобы окружающие получали в процессе обучения импульс к
развитию становились умнее, добрее, смелее. Музыкальный руководитель должен
не меняться в силу обстоятельств, а изменять сами обстоятельства и превращает их
в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.
Проработав 30 лет музыкальным руководителем, я хочу дать рекомендации
молодым педагогам и поделиться с ними своим опытом работы. Что бы провести
увлекательное музыкальное занятие, нужно поверить в себя, что вы это можете!
Периодически, я отступаю от классического построения занятия и провожу его в
необычной форме.
Похвала это то, что нужно вашим воспитанникам. Интерес в большей степени
зависит от похвалы. Даже если ребёнок сделал, что то не правильно, то я сначала
скажу ему добрые слова (найду за что похвалить), а затем объясню его ошибки. Я
стараюсь проводить занятие так, чтобы воспитанники в каждый момент делали для
себя маленькое открытие. На занятиях я стараюсь говорить так, чтобы каждому
ребёнку казалось, что я говорю именно с ним. Что бы заинтересовать детей, я
стараюсь преподнести материал так, что бы он был им понятен и доступен.
Придумываю для занятия захватывающий сюжет и с изюминкой маленькие детали.
Успех обеспечен! Если музыкальный руководитель не увлечён своим предметом,
не горите желанием сообщить воспитанникам что то новое и увлекательное вам
никогда не провести интересное занятие. Дошкольникам нужны эмоциональные,
яркие, звучные, интересные занятия. Одним из залогов успешного занятия является
мотивация. Успех создаёт мотивацию, а неуспех уничтожает её. Любовь и уважение
вот что приводит к успеху. Успех ведёт к победе, победа к мотивации, а она к
желанию побеждать и к новым успехам. Любовь и похвала вот то, чего желает
каждый ребёнок больше всего.
Как музыкальный руководитель я понимаю, что информация считается
качественной тогда, когда она обладает истинностью, полнотой и
своевременностью. С двух до пяти лет ребёнок познаёт больше, чем за всю
оставшуюся жизнь. Поэтому моя задача на каждом занятии у дошкольников
использовать различные формы и методы для реализации учебно-познавательной
деятельности, не перегружая информацией, сделать занятие максимально
познавательным. Я стремлюсь к развитию детей, используя различные формы
обучения. Говоря о качественных формах работы, напомним, что для каждой
формы существует определённый вид деятельности. Двигательная деятельность:
подвижные дидактические, развивающие игры, конкурсы, соревнования, экскурсии.
Игровая ведущая деятельность: сюжетно-ролевые игры, интеллектуальные,
логические и т.д. В каждое занятие я стараюсь включать:
игру (подвижная, дидактическая, ролевая, настольная);
танец, физические упражнения, физкультурные минутки и динамические
паузы;
песню, музыкальное сопровождение;
кукольный спектакль или театрализованное представление;
присутствие костюмированного героя;
творческую поделку;
исследовательскую деятельность (опыты)
если присутствуют родители игру с родителями.
Молодые педагоги часто жалуется на плохое поведение воспитанников и занятие
не получается из-за непослушных детей. На самом деле дети не виноваты в том,
что что-то не получилось. Музыкальному руководителю необходимо знать не
только приёмы и методы обучения, но и помнить о некоторых моментах
управления детским коллективом на занятии.
Сначала настройте детей на занятие. Просьбы формулируйте четко и следите за
тем, чтобы они выполнялись. Не обязательно обращать на себя внимание голосом.
Используйте невербальные сигналы: мимика, жесты, телодвижения. Отработайте
технику реагирования: культура мышления, умение слушать, умение сдерживать
первичную реакцию.
Когда я замечаю признаки утомления детей, то предпринимаю попытки их
ликвидировать. Я, стараюсь, используйте различные способы восстановления
внимания (шутка, картинка, разминка, психологическое упражнение). С малышами
нельзя терять время, они сразу отвлекаются и теряют интерес к занятию.
Что бы ребят заинтересовать, я привлекаю их к организации учебного процесса.
Я стремлюсь к тому, чтобы мои занятия в детском саду были занимательными и
интересными. В этом могут помочь несколько несложных правил. На занятиях я
всегда придерживаюсь плана, составленного на год. Но не забывайте, что план
всегда можно дополнить и разнообразить. Я использую интерактивную доску,
мультимедийный проектор, компьютер или просто интересную идею. Когда я
провожу занятие, то подхожу к этому творчески, используя план занятия с
конкретными задачами и целями.
Я советую соблюдать структуру занятия с учётом здоровье сберегающих
технологий. Отработайте ритуал приветствия и прощания. Не забывайте чередовать
умственную деятельность с творческим подходом, включая активные движения.
Чаще дети утомляются от бездействия. На занятиях я всегда использую
раздаточный (дидактический) материал. Он должен быть крупным и рассчитан на
каждого ребенка. Стараюсь подобрать такие упражнения, игры которые содержат
интересные, заставляющие думать задания.
Хочу обратить внимание, что занятие для дошкольника это не школьный урок.
Ведущая деятельность дошкольника игра. Обучать играя! Развивать через
игровые приёмы! Помните, что на занятии продолжается жизнь ребёнка! Я
постоянно применяю дидактические и ролевые игры. Обучение через игру
наиболее эффективная форма занятия для дошкольников. Включайте несложные
игры воспитательного характера. Так же я старайтесь планировать занятие так,
чтобы мои воспитанники в процессе занятия имели возможность высказать своё
мнение или задать вопрос, рассуждать по теме, аргументировать свой ответ. Очень
важны положительные эмоции.
Конечно же, проводя занятие, я всегда готова к непредвиденным ситуациям. На
занятии все должны находиться в спокойном состоянии, но не в стрессовом. Свои
занятия я стараюсь разнообразить, насыщенно творческими, развивающими
заданиями. На каждом занятии организую проблему и поиск путей решения.
Мотивация, поощрение и рефлексия неотъемлемые части каждого моего занятия.
Дети на моём занятии получают информацию по средствам зрения, слуха и
осязания, иногда и обоняния. Я стремлюсь подбирать такие упражнения, чтобы
учебная информация поступала по этим каналам. Ребёнок должен не только
слышать мои объяснения, но и увидеть, потрогать. Мои воспитанники видят
«продукт» своего изучения: картину, музыкальный инструмент, сделанное и
обязательно проверенное упражнение.
Каждый музыкальный руководитель, работающий с детьми, должен быть
успешным. Он обязан готовить свои занятия для детей на 80-95, а может, и на 100
процентов, воплощать свои мечты в занятиях. Я стараюсь творчески, с
«изюминкой» подходить к каждому занятию. И когда я вижу благодарные лица
родителей, то понимаю, что мой труд оценен. Я сама получаю огромное
удовлетворение, видя плоды своего труда.
Качество не может появиться внезапно. Его необходимо подготовить,
распланировать. Стратегическое планирование один из главных факторов
успеха. Воспитание детей есть только самосовершенствование, и этому помогают
только дети. Поэтому я используйте всегда систему самооценки занятия.
Самоконтроль. Подготовку к занятию, план.
Продумайте, как начать занятие. Есть ли интрига, мотивация, «изюминка»
занятия? Не забывайте о структуре занятия. Как закончить занятие? Ритуал
прощания, итог, рефлексия, поощрение. Помните о здоровье сберегающих
технологиях. Если вы будете планировать и оценивать свою деятельность, то
непременно ваши занятия будут высокоэффективными. Содержание любого
занятия направлено на решение единой образовательно-воспитательной задачи. А
условием их единства можно назвать подход музыкального руководителя к выбору
программы, материала занятия и общей организации, как обучения, так и
воспитания.
Хочется ещё раз напомнить о соблюдении структуры занятия.
Начало занятия в детском саду.
Цель этого этапа включение каждого дошкольника в деятельность, создание
благоприятной атмосферы на занятии. Ритуальные приветствия. Использование
упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива.
Организация дошкольников и настрой на занятия. Стимуляция интереса и
эмоциональный настрой.
Ход занятия в детском саду.
Включает в себя: повторение пройденного материала, объяснение нового,
закрепление. Выполнение поставленных задач, с учётом здоровье сберегающих
методов обучения.
Занятие может быть комплексным. Включение средств достижения
нескольких целей или какой-то одной, использование игровых моментов,
наглядного материала, динамических пауз или физкультурных минуток.
Самостоятельную деятельность.
Объяснение учителя, помощь в выполнении заданий.
Окончание занятия в детском саду.
Подведение итогов занятия.
Создание предпосылок к дальнейшим занятиям.
Оценка результатов, рефлексия, самооценка, поощрения.
Ритуал прощания.
Чтобы развивать у детей воображение, фантазию, нужны занятия по музыке и
пению, праздники, игры, общение с окружающим миром, повседневное
взаимодействие ребенка с взрослым. Цель, которую я ставила перед собой,
занимаясь с детьми музыкальной деятельностью - сделать жизнь наших
воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью и творчества.
Я считаю, что каждый ребёнок талантлив изначально. Мои занятия дают
возможность выявить и развить в нём то, что заложено природой. Чем раньше
начать работу с детьми по развитию творческих способностей, тем больших
результатов можно достигнуть в песенном танцевальном и игровом творчестве Я
стараюсь, чтобы навыки, полученные на моих занятиях, дети смогли применять
повседневной жизни.
Список используемой литературы:
1.Левин А.В. Воспитание творчеством. - М.; Знание,1977.
2.Савицкая Л.В. Развитие творческих способностей детей средствами
музыкально – театрального искусства. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2004.
3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
Просвещение, 1991.