Методическая работа "Таланты и способности. Работа с музыкально-одарёнными детьми"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №23» Советского района города Казани
Методическая работа
«Таланты и способности.
Работа с музыкально-одаренными
детьми»
Подготовила
преподаватель по классу фортепиано
Никитина Светлана Германовна
Казань
2015
2
План
I. Введение
Учитель и ученик. Уроки жизни. С. 3-5
II. О некоторых особенностях педагогического мастерства.
Гениальность – загадка. С. 5-7
III. Одаренность, как часть музыкально-творческого процесса.
Структура музыкальных способностей.
Виртуозность. Артистизм. С . 7-11
IV. Заключение. Выводы. С. 11-12
3
Поэтами рождаются.
Цицерон
Введение
Одаренный ребенок в индивидуальном классе любого педагога
музыканта будь то начинающего или опытного, конечно, же радостные
эмоции, восторженные чувства надежды с одной стороны, и бесконечные
вопросы о путях его развития, становления, возникающие в долговременном
педагогическом процессе.
В моем индивидуальном классе за последние два десятилетия, таковых –
ярких, запоминающихся и в некотором роде особо талантливых детей -
явлений было всего трое: две девочки и мальчик.
Один из них, назовем его Илья З. выпускник ДМШ текущего года, наделен
даром достаточно яркого музыкального самовыражения и эмоционально-
тонкой слуховой чуткости. Долгие годы работы с ним побудили меня как
педагога изучить волнующий вопрос и с интересом познакомиться с
мыслями великих педагогов и психологов по данной проблеме.
По теме: учитель ученик можно найти не мало литературы у известных в
мире музыки имен Г. Нейгауза, Б.М. Рейнбальд, Г. Цыпина, Д. Кирнарской
и многих др.
Опыт выдающихся педагогов и опыт выдающихся учеников содержит
много полезного. Так, известный психолог, музыковед, частый гость ТВ
канала «Культура» Д. Кирнарская достаточно широко и с разных позиций
освещает данную проблему в своей книге «Музыкальные способности» (М.,
2004).
Альфа и омега учительства, пишет Д.Кирнарская любовь к ученику и
понимание трудностей, которые он переживает. Учитель, как полководец,
ведущий к победе, которая еще далека, вынужден психологически
приближать ее и поддерживать веру в конечный результат. Не каждое
упражнение ля инструменталиста) учитель может сделать интересным,
осмысленным и здесь важен иной психотерапевтический прием. Так,
заучивание правильного положения руки на клавиатуре или на грифе, поиск
оптимальных движений кисти и пальцев, приспособление приемов игры на
инструменте к руке ученика требует аккуратности, терпения, которые есть не
у всякого взрослого, не говоря уже и ребенке.
4
Выдающийся учитель многих дирижеров Илья Мусин пытался вначале
заниматься на скрипке, затем перешел на фортепиано. Вспоминая годы, он
писал: «Первые шаги моей «пианистической деятельности» не казались мне
намного слаще того, что я испытывал, занимаясь на скрипке. Вначале
перебирание пальцами клавиш казалось мне столь же бессмысленным. Я
пришел в замешательство, когда обнаружилось, что каждой руке нужно
играть разные ноты. То, что я не бросил это занятие (наподобие игры на
скрипке) это заслуга моего отца. Каждый день, приходя с работы, он сажал
меня за инструмент и заставлял заниматься ровно час! Но отец был
неумолим. И я теперь низко кланяюсь ему, благодарю за то, что он заставил
меня преодолеть первые невзгоды.
1
В этот ответственный и очень непростой момент, когда ученик
сталкивается с первыми трудностями, педагогу приходиться мобилизовать
все свое мастерство, все свое воображение, свои способности, придумывать
сравнения между музыкой и жизнью ребенка, между музыкой и его
любимыми сказками, песнями и фильмами, чтобы не превратить свой
предмет в череду скучных и нудных упражнений, где нужно ловко
перебирать пальцами с непонятной ребенку целью. Здесь всегда есть
возможность двигаться медленно, не спешить, и следить при этом, чтобы
ученику не было слишком трудно или скучно. О «поведении» педагога в
первые годы занятий Альфред Корто пишет: «Поощрять, а не
разочаровывать. Никогда не позволяйте играть скверную музыку. В большей
мере прививать любовь к музыке нежели к фортепиано.»
2
Критерий мастерства педагога один увлечь музыкой, развить к ней интерес,
побудить юного человека отдать ей предпочтение перед спортом,
иностранными языками, рисованием и прочими увлечениями. Одни
увлечения, безусловно, не исключают другие, но мастер музыкальной
педагогики, сможет добиться такого результата от малыша, затем и юноши,
чтобы музыка всегда занимала достойное и почетное место в его жизни.
Как исследует Д. Кирнарская, в «…былые времена все преподаватели игры
на инструментах и пения, включая самых великих и знаменитых,
преподавали искусство музыки в семье, где единственной целью было
общекультурное развитие ребенка без музыки воспитания образованного
члена общества, интеллигента или аристократа считалась неполноценным»
3
«Искусство не терпит никаких ограничений человеческой свободы».
4
И, понимая это, даренные учителя музыки никогда не принуждали своих
учеников заниматься слишком много. Так, петербургский учитель музыки А.
5
Виллуан, воспитавший братьев Антона и Николая Рубинштейнов писал:
«Малолетним ученикам достаточно упражняться сначала час. Более
взрослым должно упражняться музыкой не более полутора или двух, а
дошедших до полного развития физических сил не превышать трех часовых
упражнений с десяти-минутным отдыхом между каждым часом. Этот способ
употреблял я с двумя Рубинштейнами и употребляю до сих пор с успехом».
5
Для одаренных учеников одаренный педагог – благо, он для них –
знающий и опытный друг, с которым можно поделиться своими творческими
проблемами и получить ответ на многие вопросы скорее, чем эти ответы
пришли бы к ученику сами.
Магия человеческого общения, магия психологического сплава:
человек – музыка- человек вряд ли может быть до конца разгадана.
Талант учителя музыки похож на сфинкса с причудливой смесью в нем
музыкального и педагогического начал. И то и другое необходимо;
взаимопроникновение и взаимодействие понимания музыки и человеческой
заразительности, передающей это понимание другим, составляет этот редкий
дар.
II Педагогика всегда поиск и творчество. Тем более процесс обучения на
фортепиано долгий, многогранный, сложный, требующий больших усилий
и вложений. И результаты их могут проявить себя не сразу.
Работать с детьми и стать детским педагогом может далеко не каждый.
Здесь интересен опыт в некотором роде уникальных педагогов Т.Б.
Юдовиной-Гальпериной, Т. Смирновой, О. Геталовой и др. Практикующие и
ищущие педагоги активно используют их методику преподавания, изучают
нотный материал публикуемых ими сборников в своих индивидуальных
классах.
Каждый ребенок, входящий в педагогический класс единственный в своем
роде уникальный мир, единственное в своем роде сочетание особенностей
личности, характера, темперамента и музыкальных способностей. Это
разнообразие человеческих типов делает работу педагога необыкновенно
творческой, не укладывающейся ни в какие заданные схемы, рамки, границы
и т.д.
Работа с детьми всегда в значительной степени импровизация, что требует
от учителя эмоциональной гибкости, артистизма, интуиции и многих других
6
профессиональных качеств. Необходимо искать свои особые методы и
приемы обучения, прежде всего потому, что у детей разные темпераменты,
характеры, способности. В нас всегда должен присутствовать педагогический
оптимизм и бесконечный поиск в подходе к каждому музыкальному
индивидууму…, и вдвойне – к одаренному ребенку.
Как пишет Т.Б. Гальперина, «…нельзя стать детским педагогом без любви к
детям, но при этом нельзя путать любовь к детям вообще и интерес к
данному, конкретному ребенку. Принцип психологической совместимости -
один из важнейших в обучении музыке. Ученик, выбранный педагогом
самостоятельно и пробуждающий у педагога чисто человеческий интерес,
как правило достигает больших успехов.
При приеме детей в ДМШ надо помнить о важнейшем праве педагога
познакомиться со своими будущими учениками!» (Т.Б. Юдовина-Гальперина
С-П, - 1996,с. 29).
С первых уроков следует развивать способности к выполнению
целенаправленных пианистических движений (двигательных актов), как
отмечает Юдовина-Гальперина, которые с годами совершенствуются. Очень
важно сбалансировать во времени все фазы обучения, индивидуально
оценить все психофизические, музыкальные и иные природные возможности.
Очень осторожно отношусь к вундеркиндам, отмечает Т.Юдовина-
Гальперина, т.к. многие из них стремительно возвысившись, так же
стремительно исчезли с концертных площадок. Известные миру Э.Гилельс,
Е.Кисин есть примеры врожденной музыкальной сверходаренности: сверх
музыкальный слух плюс фантастическая двигательная одаренность.
Может быть, Евгений Кисин, у которого необычайно редко проявился дар
два года безошибочно повторял услышанную мелодию, в шесть лет свободно
импровизировал по памяти любое произведение), состоялся как мастер
благодаря умному поведению родителей, и еще потому, что на протяжении
всего ученичества имел одного педагога – А.П. Кантор, которая довела
шестилетнего мальчика, не знавшего нотной грамоты, до вершин
исполнительского мастерства, сумев сохранить его индивидуальность.
«Гении роскошь истории», пишет великий А.Герцен. В книге
профессора-генетика В.П. Эфроимсона можно прочесть, о том, что частота
гениев ничтожна. Она исчислялась во все времена как один человек на 5-10
миллионов значит, что в конце XX в. около 100 человек на миллиард
7
жителей нашей цивилизованной Европы, Америки, Азии при благоприятных
условиях могли развиться до уровня гениальности.
И все же, как отмечает доктор педагогических наук, музыковед
Г.Цыпин «вундеркинд был, есть и будет загадкой. Во всяком случае в
обозримом будущем. Ибо суть, не только в том, как рано или насколько ярко
проявилось дарование у ребёнка. Суть в потенциальной способности
дарования к развитию, самоуглублению, совершенствованию, внутреннему
росту. А тут ясность может внести только время. (Г. Цыпин М.,1988, с.-183).
III Работа с талантливыми учениками весьма трудное и многострадальное
дело, потому как талантливого ученика «надо держать в равновесии между
его чисто музыкальными, творческими запросами и техническими
возможностями и развитием».
6
Это одно из основных положений, с которым
педагогу надо считаться. Таланты разные, ученики разные, а музыка одна и
та же.
«Самое трудное в педагогической работе-то, что искусство бесконечно, как
вся жизнь, как все на свете. Поэтому очень трудно останавливаться на чем-то
одном… И то, что было уже достигнуто, сделано, дает право идти дальше,
желать лучшего…»
7
(Г.Нейгауз – о игре той или иной сонаты Л. Бетховена).
Г. Нейгауз часто и в различных вариантах любил повторять мысль: «Все
должно исходить из музыки, от ее понимания. Надо направлять внимание
учеников в сторону музыки, и всего того, чем она живет… Ясное понимание
цели рождает средства».
8
«Человек может все», и «талантливый человек талантлив во всем» -
известные утверждения вселяют в нас оптимизм и уверяют каждого, что для
человека нет ничего невозможного. Однако, разные исследователи музыки
(Д.Кирнарская) относится к данному высказыванию не более как к народной
присказке.
Даже одаренные люди редко блистают талантами в любой области: т.к.
талант избирателен, а люди – титаны, подобные Леонардо да Винчи, почти не
встречаются. Древние греки, желая подчеркнуть избирательность таланта,
наделили каждого из богов лишь одним из них. Так, Гермес проявил свой
талант в коммерции, Аполлон - в искусстве, Деметра - в земледелии, Зевс
в управлении.
Обычному человеку дана возможность поражать современников в чем-
то одной; и найти свое точное призвание – нелегкая задача, и помочь в ее
решении должна психологическая наука.
8
Д. Кирнарская в своем исследовании «Музыкальные способности» подробно
раскрывает структуру музыкальной одаренности человека.
9
На данном рисунке схематично можно проследить тот путь развития,
который прошла музыка на всем протяжении человеческой истории. Вместе
с музыкальной деятельностью в ее недрах складывался, и формировался
музыкальный талант.
Первым появился интонационный слух, отражающий аффективные и
коммуникативные свойства звука. За ним последовало чувство ритма - оно
формировало музыкальное время. Названные выше свойства послужили
основанием для дальнейшего развития музыкальности человека: опираясь на
ощущение тембра и качества произнесения звука, на осмысление
музыкального движения, его акцентности, сложился аналитический слух. Он
был следующей ступенью на пути развития музыкального таланта. Этот
процесс имел речевое происхождение и складывался одновременно с
вербальным языком, используя фонологические, лексические и
синтаксические механизмы языкового мышления.
Наука - психология выделяет пять основных понятий, как то: -
способности, одаренность, талант плюс интеллект, креативность, сумма
которых определяет жизненный успех. Чем больше всего этого, как в
отдельности, так и вместе, тем больше поводов для оптимизма и перспектив
для каждого из нас.
В течение двух тысячелетий европейские мыслители бьются над
проблемой таланта, его природой, структурой, происхождением и развитием,
со времен Платона и Аристотеля до современных психологов, таких как
Стенберг, Гарднер, Геллер и др. И не смотря на их усилия, проблема таланта
далека от разрешения: само понятие таланта, как отличает Д. Кирнарская «не
проясняется».
9
Можно ли воспитать музыкальный талант? Являются ли музыкальные
способности продуктом культуры, воспитания или человек с ним рождается?
Однозначных ответов на эти вопросы вряд ли можно найти; однако ясно, что
музыкальные способности имеют более близкое отношение к биологии и
генетике, нежели способности юриста или бухгалтера: музыка появилась
гораздо раньше чем другие человеческие занятия, ее освоение происходит
спонтанно и непроизвольно в процессе музицирования и не нуждается в
специальных образовательных институтах.
Музыкальное дарование может раскрыться в любом возрасте: известны
случаи, когда концентирующими исполнителями становились люди,
начавшие свой творческий путь в подростковом возрасте или в ранней
юности. Композиторы традиционно относятся к так называемым late
bloomers - поздним цветам» (Э. Денисов, А.Хачатурян- в 19 лет начал
заниматься музыкой!).
Музыка есть проявление духовных сил человека; как известно
самосознание и духовная зрелость приходят отнюдь не в детстве; и процесс
раскрытия музыкального таланта лишь подтверждает эту общеизвестную
истину.
Читка с листа один из показателей музыкальных способностей и
крупные таланты всегда обладают в этом отношении феноменальном
мастерством.
Читающий с листа, едва ли не подсознательно, сегментирует текст, делит его
на фрагменты, тем самым обозначая «точки» своего продвижения. Четверо
французских психологов под руководством Дж. Лекануэ (Lecanuet. J. P.),
которые работали с группой из 60 пианистов, детьми и взрослыми,
заключили, что именно в этом состоит секрет хорошего чтения с листа.
«Квалификация и опыт,- писали они, - ведут к лучшему предвосхищению
событий и лучшему качеству планирования…».
10
Некий ученый Т. Гриффитс (Griffiths, Т.) из Медицинской Школы Ньюкасла
сосредоточился на несложном задании, когда 18 музыкантов и 18
немузыкантов должны были выстукивать метрические доли, сопровождая
фрагменты из классики. Музыканты в отличие от немузыкантов меньше
сбивались, действовали аккуратнее, а главное, могли действовать на разных
уровнях музыкальной структуры; они могли стучать и реже, сопровождая
только целые фразы и предложения, чаще попадая на каждый такт или
каждую долю. Не музыкантам подобная иерархия даже была не слишком
понятна. Автор сделал вывод, что музыканты могут мысленно организовать
10
события на большом временном протяжении и более полно представлять
себе иерархию этих событий. Результаты своих исследований Т. Гриффитс
опубликовал в престижном журнале «Brain» («Мозг») в октябре 2000г.
Все, что мы делаем, представляет собой в известном смысле
организацию разнообразных событий, действий и дел. Английское слово
«deadline», буквально переводиться как «смертельная черта». Так, играя на
инструменте и читая с листа, музыкант находится в условиях «deadline»,
измеряемом долями секунды, и в этих условиях он должен смотреть в ноты,
осмысленно воспринимать новую информацию, оглядываться как бы «назад»
на прошлое и видеть дальнейшее не есть ли способность подобная таланту
древнеримского полководца Ю. Цезаря?
Важнейшие качества или свойства одаренности музыканта это
виртуозность и артистизм игры исполнителя. Чтобы играть виртуозно, чтобы
руки и голос могли следовать за слухом и ничего им не мешало, нужна
полная естественность в положении всего тела и всех мышц
11
.Кирнарская).
Для лучшего понимания музыкальной виртуозности нужно было бы
исследовать ее как части музыкального творчества. Имеющиеся не слишком
обширные данные о психофизиологии виртуозной одаренности
свидетельствуют о том, что игра на инструменте не просто навык, или
умение высшего порядка. Это умение способно изменить даже мозговые
параметры человека. Виртуозность артиста исполнителя, как и любая
другая загадка таланта, не может быть разгадана до конца. Виртуозная
одаренность одно из проявлений музыкального таланта, и следствие
особого качества слышание музыки, и остроты слухо-пространственных и
слухо-моторных ассоциаций. Развитие интонационного слуха и чувства
ритма, развитие слухо-пространственных ассоциаций наилучший путь на
музыкальный Олимп. Игра виртуозного музыканта должна производить
праздничное впечатление ровностью, блеском и красотой звучания т.е. «a
perle» - есть «жемчужная» игра, как называли ее во времена Ф. Шопена.
Донести до публики смысл музыкального послания сможет лишь тот,
чья духовная природа настроена на публичную самоотдачу. Это и есть
артистический талант, который в психологическом смысле один и тот же для
актеров, танцовщиков и музыкантов.
Известная пианистка Полина Осетинская описывала свое состояние
духовного единения с залом, наступающее как награда за эстрадное
волнение. «Жизнь на сцене - самое истинное, самое искреннее и самое
11
правдивое существование из всех, которые когда-либо бывают в жизни. В
этот момент, во-первых, обмениваешься большим энергетическим валом с
людьми, которые сидят в зале. И с композитором, и с богом, и с роялем, и
сама с собой. И когда эти все энергии стекаются в одной точке, т.е. в тебе,
это совершенно волшебное ощущение. Потом, конечно, это еще вопрос
власти в некотором смысле: ты заставляешь людей, которые сидят в зале,
тебя слушать…!».
12
Постоянное эстрадное волнение психологическое топливо
артистической деятельности и одновременно тяжкий крест Артиста.
История искусства последнего столетия говорит о том, что внешний
«пропуск на сцену» - в виде мнения аудитории так же необходим, как и
«пропуск» внутренний, роль которого в театре, музыке и хореографии играет
эстрадное волнение, неизбежный спутник артистической одаренности.
IV Творческий труд требует определенных психологических свойств,
которые складываются в недрах творческого процесса: повышенная
самокритичность, готовность встретить неудачу «открытым забралом»,
«мужество начинать все сначала», готовность к постоянному поиску, а также
смелость, уверенность в своей правоте и бесконечное терпение. Творческие
личности идеально приспособлены к борьбе за признание и успех: не
случайно большинство крупных талантов в конце концов добиваются славы
и оказываются на вершине карьерной лестницы. Таланты становятся
звездами не в силу какого-то особого их везения или чьей-то помощи –
такова природа их личности, сложившейся в недрах творчества.
Музыка обогащает человека эмоционально, умственно и
способствует формированию основных человеческих способностей
способности и развитию логического мышления, способности к овладению
языком и речью.
Музыка чрезвычайно близка базовым интеллектуальным навыкам
человека, которые во многом сложись благодаря ей (музыке) и в недрах
музицирования. Музыка развивает социально ценные качества человека,
делая его более чутким и способным воспринимать «чужое» как «свое».
Огромное число просто успешных людей, не ставших музыкантами любят
музыку и занимаются музицированием. Среди них правители различных
государств, политики, бизнесмены, художественно-артистическая элита.
Многие авторитетные компании и фирмы, как то Microsoft, крупные
западные банки предпочитают сотрудников с музыкальным образованием,
т.к. музыка расширяет духовные и интеллектуальные возможности человека.
12
Музыкальное искусство настолько многогранно и требовательно ко всем
человеческим качествам, что не может быть музыканта, которые не преуспел
бы в какой-либо иной сфере деятельности.
«Музыкант - есть лучший во всем и всегда».
13
Широкое внедрение
музыкального образования на всех образовательных уровнях (д/сад школа-
колледж- ВУЗ) позволит каждому индивидууму максимально полно
раскрыть и приумножить имеющиеся способности.
13
Список литературы:
1. Вопросы фортепианной педагогики. Вып.4 М., 1976
2. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве М.-Л.,
1966
3. Гофман И.. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной
игре. М., 1961
4. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М. Таланты- XXвек,
2004
5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры М., «Музыка», 1982
6. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я-детский педагог.
Предприятие Санкт-Петербургского Союза художников, 1996
1
Мусин И. (1995) Уроки жизни. Спб., с.7
2
Корто А. (1965) О фортепианном искусстве. М, с.87
3
Кирнарская Д. (2004) Музыкальные способности. М., с.408
4
Кирнарская Д. (2004) Музыкальные способности. М., с.408
5
Цитата по Баренбойм Л., (1957) А. Рубинштейн М., Музыка с.29
6
Вицинский А. Стенограмма из бесед с Г.Нейгаузом с.58 Вопросы фортепианного исполнительства Вып.4, М., 1976
7
Вицинский А. Стенограмма из бесед с Г.Нейгаузом с.60 Вопросы фортепианного исполнительства Вып.4, М., 1976
8
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. (М., 1-е издание, 1951)
9.
Кирнарская Д. (2004) Музыкальные способности М., с 355
10
Lecanuet, J.P. (2000) Developmental Psychobiology, 36: 29-39, p-29
11
Кирнарская Д. (2004) Музыкальные способности М.,318
12
Кирнарская Д. «Полюшка, Поля» Общая газета, 9 августа 2001г. , с.16
13
Кирнарская Д.,(2004) Музыкальные способности М., с.459