КТП 5 класс "Музыка" 35 часов

Календарно-тематическое планирование 5 класс «Музыка» 35 часов
п/
п
Д
а
Т
а
Тема и тип урока,
страница учебника
Основное содержание темы,
термины и понятия
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Виды
деятельност
и, формы
работы
Форма
контроля
Предметные
результаты
Универсальные учебные действия
(УУД)
1
2
3
4
5
6
7
8
I полугодие «Музыка и литература» 16 часов
1 четверть 9 часов
1
«Что роднит музыку
с литературой»
Урок открытия и
первичного
закрепления новых
знаний.
учебник стр. 6-9.
Что стало бы с музыкой, если
бы не было литературы? Во все
времена музыка училась у
поэзии (фразы, предложения,
восклицания, вздохи). Связь
музыки и литературы. Единый
стержень этих искусств - инто-
нация
М.Глинка, сл. Н.Кукольника
романс «Жаворонок»,
Г.Струве, сл. Н.Соловьевой
песня «Моя Россия»;
П.Чайковский «Симфония №4»;
Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер
Гюнт»
Познакомятся с по-
нятиями: романс, песня,
симфония, концерт,
сюита, опера, инструмен-
тальная музыка.
Научатся выявлять
связи музыки и лите-
ратуры
Познавательные: выделять и
формулировать познавательную цель;
понимать, что изучает музыка, учиться
практически применять музыкальные
знания; добывать новые знания из
различных источников.
Регулятивные: выполнять задания в
соответствии с поставленной целью,
предвосхищать результаты и уровни
усвоения; отвечать на поставленные
вопросы, ориентироваться в тетради и
учебнике.
Коммуникативные: планировать
учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, владеть монологической и
диалогической формами речи в
соответствии с нормами родного языка,
выражать свои мысли с достаточной
полнотой и точностью.
Личностные: проявлять
любознательность и интерес к изучению
музыки, нравственно-этически оценивать
усваиваемое содержание
Слушание
музыки.
Интонационн
о-образный
анализ
музыки.
Хоровое
пение
Устный
контроль
2
«Вокальная
музыка» картины
(постановка и реше-
ние учебных задач)
Комбинированный
урок.
учебник стр. 10-11
Песня - самый распространен-
ный жанр музыкально-лите-
ратурного творчества, душа
народа. Роль песни в жизни
человека. Как сложили песню?
Отличие музыкальной речи от
литературной.
Песня «Осень» П. Чайковский,
слова А. Плещеева;
Познакомятся с от-
личиями музыкальной
речи от речи ли-
тературной.
Научатся:
- называть основные
жанры русских народных
песен;
- определять значение
Познавательные: выбирать средства му-
зыкальной деятельности и способы её
успешного осуществления в реальных
жизненных ситуациях.
Регулятивные: оценивать уровень
владения тем или иным учебным
действием (отвечать на вопрос «Что я не
знаю и не умею?».
Коммуникативные: слушать других,
Интонаци-
онно-образ-
ный анализ
прослушан-
ной музыки
Устный
контроль.
Хоровое
пение
Песня «Осень» Ц. Кюи, слова
А. Плещеева;
П.Аедоницкий, сл. И.
Шаферана песня «Красно
солнышко»
песни в жизни общества.
определять способы взаимодействия.
Личностные: иметь представление о
социально-политическом устройстве
России, оценивать усваиваемый
материал. Проявлять эмоциональную
отзывчивость, личностное отношение к
музыкальным произведениям при их
восприятии и исполнении; выражать свое
эмоциональное отношение к музыкаль-
ным образам исторического прошлого в
слове, рисунке, жесте, пении
3
«Вокальная
музыка» (Русские
народные песни)
Комбинированный
урок, урок-
путешествие в
старину.
учебник стр. 12-15
Народное музыкальное
творчество. Сущность и
особенности устного народного
музыкального творчества как
части общей культуры народа,
как способа самовыражения
человека. Основные жанры
русской народной музыки
(наиболее распространенные
разновидности обрядовых
песен, трудовые песни,
лирические песни).
Народная песня, ее жанры и
особенности.
Русские народные песни:
«А мы просо сеяли»;
«Бояре, а мы…»;
«Уж ты, поле мое».
н. р. к.
Узнают: основные
жанры народных песен,
ее особенности.
Научатся: исполнять
образцы музыкально-
поэтического творчества.
Распознавать на слух и
воспроизводить
знакомые мелодии
изученных
произведений.
Рассуждать о
многообразии
музыкального фольклора
России. Выражать свое
эмоциональное
отношение к
музыкальным образам
исторического прошлого
в слове, рисунке, жесте,
пении.
Обнаруживать, выявлять
общность истоков
народной и
профессиональной
музыки.
Метапредметные
Умение осушествлять познавательную
деятельность с использованием
различных средств информации.
Личностные
Чувство гордости за Россию и
российский народ.
Интонаци-
онно-образ-
ный анализ
прослушан-
ной музыки.
Разучить
народные
песни своего
края,
объяснить их
сходство и
различие
Устный
контроль.
Хоровое
пение
4
«Вокальная
музыка» (Романс)
Комбинированный
урок
учебник стр. 16-17
Развитие жанров камерной
вокальной музыки – романс.
Романс - лирическое
стихотворение, положенное на
музыку.
Определение романса как
камерного вокального
произведения для голоса с
инструментом, в котором
Узнают: основные
жанры вокальной
профессиональной
музыки – романс,
определение: камерная
музыка.
Научатся: отличать
романс от песни
Метапредметные
Передавать свои впечатления в узкой
форме.
Личностные
Если ты был композитором, то музыкой
какого характера озвучил бы это
стихотворение?
Прочитать
стихотворени
е
М.Лермонтов
а «Из Гёте» и
выполнить
задания с.16.
Устный
контроль.
Хоровое
пение
раскрываются чувства
человека, его отношение к
жизни и природе.
Романс «Горные вершины» А.
Варламов, слова М.
Лермонтова.
Романс «Горные вершины» А.
Рубинштейн, слова М.
Лермонтова
5
«Фольклор в
музыке русских
композиторов»
(Кикимора А.К.
Лядов)
Урок обобщения и
систематизации
знаний.
учебник стр. 18-19.
Связи музыки с литературой:
произведения программной
инструментальной музыки и
вокальные сочинения, со-
зданные на основе различных
литературных источников
Народные истоки
профессиональной музыки.
Использование композиторами
выразительных свойств
народной песенной речи.
Народно-поэтические сюжеты и
образы в композиторской
музыке. Народное сказание.
Симфоническая миниатюра.
Программная музыка.
Кикимора. Сказание для
симфонического оркестра
(фрагменты) А. Лядов.
«Колыбельная» А. Лядов.
Познакомятся с по-
нятием программная
музыка.
Научатся анализировать
составляющие средств
выразительности:
мелодию, ритм, темп,
динамику, лад
Познавательные: узнавать, называть и
определять явления окружающей
действительности; добывать новые
знания (информацию) из различных
источников.
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу; определять
и формулировать цель деятельности,
составлять план действий по решению
проблемы (задачи).
Коммуникативные: обращаться за
помощью к одноклассникам, учителю,
формулировать свои затруднения.
Личностные: анализировать и
характеризовать эмоциональные
состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их
учетом, иметь мотивацию к учебной дея-
тельности
Интонаци-
онно-образ-
ный анализ
музыки.
Хоровое
пение
Устный
контроль
6
«Фольклор в
музыке русских
композиторов»
(Шехеразада Н.А.
Римский-Корсаков)
Урок обобщения и
систематизации
знаний.
учебник стр. 20-21.
Интонационное своеобразие
музыкального фольклора
разных народов; образцы
песенной и инструментальной
народной музыки.
Использование композиторами
выразительных свойств
народной песенной речи.
Народно-поэтические сюжеты и
образы в композиторской
музыке. Симфоническая сюита.
«Шехеразада» Симфоническая
сюита (фрагменты). Н. Рим-
ский-Корсаков.
Познакомятся с
интонационным
своеобразием
музыкального фольклора
разных народов;
Научатся: по
характерным признакам
определять принадлеж-
ность музыкальных
произведений к
соответствующему
жанру и стилю —
музыка классическая или
народная на примере
опер русских
композиторов.
Метапредметные
Понимать истоки музыки и её
взаимосвязь с жизнью.
Личностные
Общение со сверстниками при решении
различных творческих задач, в том числе
и музыкальных.
Послушать
темы
Шахриара и
Шехеразада
из сюиты
Н.Римского-
Корсакова.
Устный
контроль
7
«Жанры
Вокальная и инструментальная
Познакомятся с по-
Познавательные: ставить и
Слушание
Устный
инструментальной и
вокальной музыки»
(вокализ, романс,
баркарола, серенада)
Урок закрепления
нового материала.
Учебник стр. 22-27
музыка. Развитие жанров
светской вокальной и
инструментальной музыки.
Наиболее значимые стилевые
особенности классической
музыкальной школы. Вокализ,
Песня без слов, Ария, Романс,
Серенада, Баркарола:
своеобразие и выразительность,
лиричность.
«Вокализ» С. Рахманинов.
«Романс» Из Музыкальных
иллюстраций к повести А.
Пушкина «Метель» (фрагмент)
Г. Свиридов.
Баркарола (Июнь). Из
фортепианного цикла
«Времена года». П.
Чайковский.
«Песня венецианского
гондольера» (№ 6). Из
фортепианного цикла «Песни
без слов». Ф. Мендельсон.
.
«Венецианская ночь» М.
Глинка, слова И. Козлова.
«Баркарола» Ф. Шуберт, слова
Ф. Штольберга, перевод
A. Плещеева.
нятиями: вокальная,
инструментальная
музыка.
Научатся называть
основные жанры во-
кальной и
инструментальной
музыки: вокализ, песня
без слов, романс,
серенада.
Смогут: выявлять общее
и особенное при
сравнении музыкальных
произведений на основе
об интонационной
природе музыки,
музыкальных жанрах.
Размышлять о музыке,
анализировать,
выказывать своё
отношение.
формулировать проблемы.
Регулятивные: составлять план и
последовательность действий.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии, вести
диалог, слушать собеседника.
Личностные: иметь мотивацию к
учебной деятельности, демонстрировать
эмоциональное восприятие произведений
искусства; размышлять о музыке,
анализировать, высказывать своё
отношение к вокальной и инстру-
ментальной музыке
музыки.
Интонаци-
онно-образ-
ный анализ
Послушать
одну из
«Песен
венецианских
гондольеров»
Ф.Мендельсо
на и
«Баркаролу»и
з «Времён
года»П.Чайко
вского
контроль.
Хоровое
пение
8
«Вторая жизнь
песни»
Урок изучения и
первичного
закрепления новых
знаний.
учебник стр. 28-29.
Широкое отражение народной
песни в русской
профессиональной музыке.
Связи между композиторским и
народным музыкальным
искусством
Народные истоки русской
профессиональной музыке.
Способы обращения
композиторов к народной
музыке: цитирование,
варьирование.
Связи между русской
композиторской музыкой и
народным музыкальным
искусством. Интерпретация,
обработка, трактовка.
Познакомятся с по-
нятиями: цитирование
мелодии, аранжировка,
оригинал, переложение,
интерпретация.
Научатся определять
связи между
композиторским и
народным музыкальным
искусством
Познавательные: контролировать и
оценивать процесс и результат
деятельности; раскрыть сюжеты, темы,
образы искусства, интонационные
особенности языка народной, ре-
лигиозной музыки.
Регулятивные: формулировать и
удерживать в памяти учебную задачу.
Коммуникативные: формулировать соб-
ственное мнение и позицию
Личностные: иметь мотивацию к
учебной деятельности; проявлять
доброжелательность и эмоционально-
нравственную отзывчивость
Хоровое
пение
Прослушиван
ие
музыкальных
сочинений
разных
композиторов
, в основу
которых
положены
интонации
народных
песен и
напевов.
Итоговый
тест
Письмен-
ный кон-
троль
«Концерт № 1» для фортепиано
с оркестром (фрагмент финала).
П. Чайковский.
«Веснянка», украинская
народная песня.
«Пер Гюнт» музыка к драме Г.
Ибсена (фрагменты). Э. Григ.
9
«Программная
симфония»
(«Перезвоны» В.
Гаврилин)
Урок изучения и
первичного
закрепления новых
знаний
учебник стр. 30-37.
Колокольный звон в музыке.
Звучащие картины
Стилевое многообразие музыки
20 столетия. Наиболее
значимые стилевые
особенности русской
классической музыкальной
школы, развитие традиций
русской классической
музыкальной школы.
Язык искусства. Колокольность
и песенность – свойства
русской музыки. Значимость
музыки в жизни человека, ее
роль в творчестве писателей и
поэтов. Программная
симфония. Симфония-действо.
Кантата.
«Перезвоны» по прочтении В.
Шукшина. Симфония-действо
для солистов, большого хора,
гобоя и ударных (фрагменты).
B.Гаврилин
«Снег идет» из Маленькой
кантаты. Г. Свиридов, слова
Б. Пастернака.
«Запевка» Г. Свиридов, слова
И. Северянина.
Познакомятся с по-
нятиями: симфония-
действо.
Научатся выявлять
родственные средства
выразительности музыки
и живописи,
сопоставлять образное
содержание
музыкального
произведения, выявлять
контраст, как основной
прием развития
произведения,
определять средства
выразительности,
подчеркивающие
характер музыкального
произведения;
размышлять о знакомом
музыкальном
произведении, вы-
сказывать суждение об
основной идее, о
средствах и формах ее
воплощения;
участвовать в
коллективной
исполнительской
деятельности.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения задач;
самостоятельно отбирать для решения
учебных задач необходимые электронные
диски.
Регулятивные: использовать речь для
регуляции своего действия; принимать
учебную задачу и следовать инструкциям
учителя.
Коммуникативные: аргументировать
свою позицию и координировать её с
позициями партнеров в сотрудничестве
при выработке общего решения в
совместной деятельности.
Личностные: иметь мотивацию к
учебной деятельности; объяснять, что
связывает тебя с культурой, судьбой
твоего народа
Хоровое
пение. Беседа
по теме
занятия.
Сравнение
музыкальных
произ-
ведений,
созданных на
основе
метода
«тождества и
контраста»
Послушать
фрагменты
симфонии-
действа
«Перезвоны»:
«Весело на
душе»,
«Вечерняя
музыка»,
«Молитва».
Интона-
ционно-
образный
анализ
музыкаль-
ного
и художе-
ственного
ряда
2 четверть 7 часов
10
1
«Жанр кантаты»
(кантата «Памяти
Сергея Есенина»
Свиридов)
Урок изучения и
первичного
закрепления новых
Определение кантаты.
Звучащие картины. Взаимо-
действие музыки и литературы
Кантата «Памяти Сергея
Есенина» Г.В. Свиридов
(2 часть «Поёт зима, аукает!)
Познакомятся с по-
нятиями: Живописная
музыка, зерно ин-
тонации, струнные
инструменты.
Научатся выявлять
родственные средства
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения задач;
выполнять универсальные логические
действия.
Регулятивные: использовать речь для
регуляции своего действия.
Коммуникативные: аргументировать
Выполнить
задания в
творческой
тетради на
развороте
«Поэтические
страницы».
Текущий,
устный
опрос
знаний.
Учебник стр. 36-39
выразительности музыки
и литературы.
Выделять особенности
жанра кантаты, средства
выразительности хора.
свою позицию и координировать её с
позициями партнеров в сотрудничестве
при выработке общего решения в
совместной деятельности.
Личностные: иметь мотивацию к
учебной деятельности; объяснять смысл
своих оценок, мотивов, целей
11
2
«Писатели и поэты о
музыке и
музыкантах» (жанры
фортепианной
музыки)
Комбинированный
урок.
учебник стр. 40-43,
Романтизм в западно –
европейской музыке:
особенности трактовки
драматической и лирической
сфер на примере образцов
камерной инструментальной
музыки – прелюдия, этюд.
Творчество Ф. Шопена как
композитора связано с его
исполнительской
деятельностью. Именно
Ф.Шопен утвердил прелюдию
как самостоятельный вид
творчества, открыл новое
направление в развитии жанра
этюда, никогда не отделяя
техническую сторону
исполнения от художественной.
«Этюд №12» Ф.Шопен
«Прелюдия№7» Ф.Шопен
«Прелюдия№20» Ф.Шопен
«Вальс №7» Ф.Шопен
Научатся понимать:
взаимодействие музыки с
другими видами ис-
кусства на основе
осознания специфики
языка каждого из них.
Знать композиторов –
романтиков: Ф.Шопен,
жанры фортепианной
музыки: этюд, ноктюрн,
прелюдия.
Размышлять о знакомом
музыкальном
произведении, вы-
сказывать суждение об
основной идее, о
средствах и формах ее
воплощении, выявлять
связь музыки с другими
искусствами, историей,
жизнью. Узнавать на
слух изученные
произведения
зарубежной классики.
Метапредметные: определять названия
произведений и их авторов , в которых
музыка рассказывает о русских
защитниках.
Личностные: использовать
музыкальную речь, как способ общения
между людьми и передачи информации,
выраженной в звуках
Прочитать
отрывок из
рассказа
В.Астафьева
«Слово о
Мастере».
Текущий,
устный
опрос
12
3
«Писатели и поэты о
музыке и
музыкантах»
(музыка в рассказах
К. Паустовского)
Комбинированный
урок.
учебник стр. 44-47
Сравнительная характеристика
особенностей восприятия мира
композиторами классиками и
романтиками. ( В.Моцарт
Ф.Шопен)
Значимость музыкального
искусства для творчества
поэтов и писателей. Музыка -
«главное действующее лицо»
рассказов К. Паустовского.
Расширение представлений о
творчестве В. А. Моцарта. Хор.
Оркестр. Жанры вокальной
музыки: реквием
Откуда приятный и нежный тот
Узнают, что благодаря
музыке появились
многие произведения
литературы.
Познакомятся с ос-
новными событиями из
жизни и творчества
композиторов, с
понятием реквием
Научатся понимать:
взаимодействие музыки с
другими видами ис-
кусства на основе
осознания специфики
языка каждого из них,
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя и
исполнителя.
Познавательные: осуществлять поиск
необходимой информации.
Коммуникативные: ставить вопросы;
обращаться за помощью, слушать
собеседника, воспринимать музыкальное
произведение и мнение других людей о
музыке.
Личностные: эмоционально
воспринимать произведения искусства,
определять основное настроение и
характер музыкального произведения
Хоровое
пение.
Беседа.
Интонаци-
онно-образ-
ное сопо-
ставление
музыки и
литературных
произведений
Текущий,
устный
опрос
звон. Хор из оперы «Волшебная
флейта». В.-А. Моцарт.
Маленькая ночная серенада
(рондо). В.-А. Моцарт.
Dona nobis pacem. Канон. В.-А.
Моцарт.
Реквием (фрагменты). В.-А.
Моцарт.
что музыка не только
раскрывает мир
человеческих чувств,
настроений, мыслей, но и
играет
драматургическую роль,
не только в литературе,
но и в жизни. Знать
жанры музыки: реквием,
сюита.
Найдут: ассоциативные
связи между
художественными
образами музыки и
других видов искусства;
13
4
«Первое
путешествие в
музыкальный
театр» (Опера)
Урок изучения и
первичного
закрепления новых
знаний.
Учебник стр. 48-57
История развития оперного
искусства. Основные понятия
жанра. Синтез искусств
(музыкального,
драматического и изобрази-
тельного) в опере. В основе
оперы — литературное
произведение.
Особенности жанра оперы.
Либретто – литературная
основа музыкально-
драматического спектакля, в
которой кратко излагается
сюжет оперы. Разновидность
вокальных и инструментальных
жанров и форм внутри оперы
(увертюра, хор, речитатив,
ария, ансамбль). Мастера
мировой оперной сцены.
Музыкальный портрет.
«Садко» опера-былина
(фрагменты). Н. Римский-
Корсаков.
Познакомятся с сю-
жетом (либретто) оперы
«Садко»; с историей
развития оперного
искусства; с понятиями:
опера, либретто, увертю-
ра, речитатив, хор,
ансамбль, сцена из
оперы.
Научатся приводить
примеры к понятиям,
творчески
интерпретировать
содержание
музыкального
произведения в рисунке,
участвовать в
коллективной
исполнительской
деятельности,
размышлять о музыке,
выражать собственную
позицию относительно
прослушанной музыки.
Регулятивные: применять
установленные правила в планировании
способа решения.
Познавательные: осуществлять поиск
информации (в разных источниках),
расширяющей и дополняющей знания о
музыкальном жанре - опера.
Коммуникативные: овладевать
способностями сотрудничества с
учителем, одноклассниками, отвечать на
вопросы, делать выводы.
Личностные: выражать свои эмоции в
процессе познания произведений разных
жанров, форм и стилей, разнообразных
типов музыкальных образов и их
взаимодействия; проявлять чувства
сопереживания героям музыкальных
произведений; уважать чувства и
настроения другого человека
Интонаци-
онно-образ-
ный анализ
фрагментов
из оперы
«Садко»
Текущий,
устный
опрос
14
5
«Второе
путешествие в
музыкальный
театр» (Балет)
Урок изучения и
первичного
закрепления новых
знаний.
Учебник стр. 58-63
История развития балетного
искусства. Основные понятия
жанра. В основе балета -
литературное произведение.
Балет П. И. Чайковского «Щел-
кунчик»
Формирование русской
классической школы.
Синтез искусств в балетном
жанре. Образ танца. Сказочные
сюжеты балетного спектакля.
Исполнители балета (танцоры-
солисты, кордебалет - массовые
сцены). Лучшие отечественные
танцоры и хореографы.
Щелкунчик. Балет-феерия
(фрагменты). П. Чайковский.
Спящая красавица. Балет
(фрагменты). П. Чайковский.
Познакомятся с ис-
торией развития ба-
летного искусства; с
понятиями: балет,
солист-танцор, кор-
дебалет.
Научатся анализировать
составляющие средства
музыкальной
выразительности
участвовать в
коллективной,
исполнительской
деятельности
(вокализации основных
тем, пластическом
интонировании);
наблюдать за развитием
музыки, выявлять
средства
выразительности разных
видов искусств в
создании единого образа.
Познавательные: осуществлять поиск
информации (в разных источниках),
расширяющей и дополняющей знания о
жанре - балет. Регулятивные:
планировать свою учебную деятельность;
принимать учебную задачу и следовать
Инструкциям учителя; работая по
составленному плану, использовать
наряду с основными дополнительные
средства (ИКТ, справочную литературу).
Коммуникативные: сотрудничать с
учителем, одноклассниками, оформлять
свои мысли в устной и письменной речи с
применением ИКТ.
Личностные: иметь мотивацию к
учебной деятельности, проявлять чувства
сопереживания героям музыкальных
произведений
Сказки Э.-Т.-
А. Гофмана.
Музыкальные
характеристи
ки
литературных
героев
Выполняют
задания в
творческой
тетради на
разворотах
«В
музыкальном
театре. Балет
«Спящая
красавица»
Устный
контроль.
Интонаци-
онно-
образный
анализ
фрагменто
в из
балета
15
6
«Музыка в театре,
кино, на
телевидении»
Урок изучения и
первичного
закрепления новых
знаний.
Учебник стр. 64-67
Роль литературного сцена-
рия и значение музыки в
синтетических видах искусства:
в театре, кино, на телевидении.
Творчество отечественных
композиторов – песенников,
роль музыки в театре, кино и
телевидении.
Музыка как неотъемлемая
часть произведений
киноискусства. Киномузыка
важное средство создания
экранного образа.
Музыкальный фильм.
Песня о Родине из к/ф «Цирк»
И. Дунаевский.
Песня о веселом ветре из к/ф
«Дети капитана Гранта»
Познакомятся с ролью
литературного сценария
и значением музыки в
синтетических видах
искусства: в театре, кино,
на телевидении.
Научатся участвовать в
коллективной
исполнительской де-
ятельности (вокализации
основных тем,
пластическом инто-
нировании)
Познавательные: самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель; перерабатывать
информацию для получения необ-
ходимого результата.
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленными задачами.
Коммуникативные: сотрудничать с
учителем, одноклассниками, отвечать на
вопросы, делать выводы.
Личностные: осваивать способы
отражения жизни в музыке и различных
форм воздействия музыки на человека
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Беседа по
теме занятия
Вспомнить и
спеть
полюбившиес
я песни из
кинофильмов
, телепередач.
Устный
контроль.
Интонаци-
онно-
образный
анализ
фрагменто
в из
балета
И. Дунаевский.
16
7
«Третье
путешествие в
музыкальный
театр» (Мюзикл)
Урок изучения и
первичного
закрепления новых
знаний.
учебник стр. 68-73
Кроссворд «Музыка
и литература»
Расширение представлений о
жанре мюзикл. История
возникновения жанра. Основ-
ные его отличия от оперы
(театр «легкого» стиля).
Наиболее известные мюзиклы
Взаимопроникновение
«легкой» и «серьезной
музыки», особенности их
взаимоотношения в различных
пластах современного
музыкального искусства.
Знакомство с жанром мюзикл.
Мюзикл – театр «легкого»
стиля. Особенности жанра
мюзикла, его истоки.
Кошки. Мюзикл (фрагменты).
Э.-Л. Уэббер.
Песенка о прекрасных вещах.
Из мюзикла «Звуки музыки». Р.
Роджерс, слова О.
Хаммерстайна, русский текст
М. Подберезского.
Познакомятся с по-
нятием: мюзикла,
историей возникновения
мюзикла.
Узнают, чем мюзикл
отличается от оперы,
особенности жанра
мюзикл. Выявления
связей музыки с другими
искусствами, историей и
жизнью
Научатся называть
наиболее известные
мюзиклы и их ком-
позиторов
Познавательные: осуществлять поиск
информации (в равных источниках),
расширяющей и дополняющей знания о
мюзикле.
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленными задачами.
Коммуникативные: использовать
простые речевые средства для передачи
своего впечатления от музыки.
Личностные: иметь мотивацию к
учебной деятельности .
Хоровое
пение.
Слушание
музыки.
Интонаци-
онно-образ-
ный анализ
Прослушать
фрагменты из
мюзикла:»Пе
сню
Джелликл-
кошек»,
«Песню
Бастофера
Джонса»-
важного,
солидного
кота, «Песню
Макэвити»-
кота-
разбойника и
финальный
хор «Как
приручить
кошек»
Устный
контроль.
Интонаци-
онно-
образный
анализ
фрагменто
в из
мюзикла
II полугодие «Музыка и изобразительное искусство» 19 часов
3 четверть 10 часов
17
1
«Что роднит
музыку с
изобразительным
искусством» Урок
открытия новых
знаний
учебник стр. 74-79.
Жизнь - единый источник всех
художественных произведений.
Связь музыки и изоб-
разительного искусства.
Живописная музыка и му-
зыкальная живопись. Общее в
средствах выразительности
музыки и изобразительного
искусства
Выразительность и
изобразительность
музыкальной интонации.
Богатство музыкальных
Узнают, что роднит
музыку и изобрази-
тельное искусство, со
средствами выра-
зительности музыки.
Научатся выявлять
связи и общие черты в
средствах вырази-
тельности музыки и
изобразительного
искусства, вслушиваться
в музыку, мысленно
представлять
Познавательные: использовать общие
приемы решения задач; ориентироваться
в информационном материале учебника;
соотносить содержание рисунков с
музыкальными впечатлениями.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя.
Коммуникативные: использовать
простые речевые средства для передачи
своего впечатления от музыки; адекватно
оценивать собственное поведение;
воспринимать музыкальное произведение
и мнение других людей о музыке.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение
Рассмотреть
произведения
изобразитель
ного
искусства,
подумать,
можно ли
услышать
живопись, а
Устный
опрос
обучающи
й
образов (лирические).
Способность музыки вызывать
в нашем воображении
зрительные (живописные)
образы. Отражение одного и
того же сюжета в музыке и
живописи.
Песня о картинах. Г. Гладков,
стихи Ю. Энтина.
«Эхо» О. Лассо, «Мелодия»
П.И. Чайковский, «Два еврея»
Мусоргский, картина «Стог
сена в Живерли» К. Моне,
«Жизнь и смерть» Э.
Дробицкий.
живописный образ, а
всматриваясь в
произведения
изобразительного
искусства, услышать в
своем воображении
музыку, эмоционально
воспринимать и
оценивать
разнообразные явления
музыкальной культуры.
Личностные: иметь мотивацию к
учебной деятельности; понимать
значение музыкального искусства в
жизни человека; осознавать роль
прекрасного в жизни человека
вслушиваясь
в
музыкальные
сочинения,
можно ли
увидеть
музыку.
18
2
«Небесное и
земное в звуках и
красках» (русская
духовная музыка)
Комбинированный
урок.
учебник стр. 80-85
Отношение композиторов и
художников к родной природе,
духовным образам древ-
нерусского и западноевро-
пейского ис-кусства.
Музыкальные средства выра-
зительности: мелодия, лад,
ритм, регистр, темп, динамика.
Отечественная духовная
музыка в синтезе с
храмовым искусством.
Духовные образы
древнерусского искусства.
Пение: a capella
Осмысление основных
жанров музыкально-
поэтического народного
творчества.
Знаменный распев.
Концерт № 3 для фортепиано с
оркестром (главная мелодия).
С. Рахманинов. Богородице
Дево, радуйся. Из «Всенощного
бдения». П. Чайковский.
Богородице Дево, радуйся. Из
«Всенощного бдения». С.
Рахманинов. Любовь святая. Из
музыки к драме А. Толстого
«Царь Федор Иоаннович». Г.
Свиридов.
Познакомятся с
общностью языка
различных видов ис-
кусства.
Научатся выявлять
общие черты в худо-
жественных и му-
зыкальных образах
Познавательные: осуществлять поиск
информации (в разных источниках),
расширяющих и дополняющих знания о
взаимосвязи художников и
композиторов; использовать рисуночные
и простые символические варианты
музыкальной записи
Регулятивные: учиться планировать
свою учебную деятельность; выполнять
действия в устной форме.
Коммуникативные: сотрудничать с
учителем, одноклассниками, выражать
своё мнение о музыке в процессе
слушания и исполнения.
Личностные: развивать музыкально-
эстетическое чувство, проявляющееся в
эмоционально-ценностном отношении к
искусству
Слушание
музыки.
Интонаци-
онно-образ-
ный анализ
музыкальных
и ху-
дожествен-
ных произ-
ведений
Устный
контроль
19
3
«Небесное и
земное в звуках и
красках» (западно-
европейская
духовная музыка)
Комбинированный
урок.
учебник стр. 86-89
Зарубежная духовная
музыка в синтезе с
храмовым искусством.
Духовные образы
западноевропейского
искусства. Осмысление
основных жанров
зарубежного музыкального
наследия
Аве, Мария. Д. Каччини.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова
В. Скотта, перевод А.
Плещеева.
Аве, Мария. И.-С. Бах — Ш.
Гуно.
Знать/понимать:
интонационно-образную
природу духовной
музыки, ее жанровое и
стилевое многообразие.
Уметь: эмоционально -
образно воспринимать и
характеризовать
музыкальные
произведения;
сопоставлять средства
музыкальной и
художественной
выразительности: цвет-
тембр, колорит лад,
ритм музыки – ритм
изображения, форма –
композиция.
Метапредметные
Умение осушествлять познавательную
деятельность с использованием
различных средств информации.
Личностные
Адекватно оценивать явления
музыкальной культуры;
эмоционально выражать свои
впечатления о музыке
Слушание
музыки.
Интонаци-
онно-образ-
ный анализ
музыкальных
и ху-
дожествен-
ных произ-
ведений
Текущий,
устный
опрос
20
4
«Звать через
прошлое к
настоящему»
Урок закрепления
нового материала.
учебник стр. 90-93
Выразительность и
изобразительность
музыкальной интонации.
Богатство музыкальных
образов (героические и
эпические)и особенности их
драматургического развития
(контраст)
Героические образы в музыке и
изобразительном искусстве.
Кантата. Контраст. Триптих,
трехчастная форма.
Выразительность.
Изобразительность.
Кантата «Александр Невский»
С. Прокофьев:
«Песня об Александре
Невском»
хор «Вставайте, люди русские»
Знать/понимать:
богатство музыка-льных
образов (героические и
эпические) и
особенности их
драматургического
развития (контраст).
Жанр вокальной музыки
- кантата.
Уметь: сопоставлять
героико - эпические
образы музыки с
образами
изобразительного
искусства;
эмоционально-образно
воспринимать и
характеризовать
музыкальные
произведения; пропевать
темы из вокальных и
инструментальных
произведений,
получивших мировое
признание; проявлять
творческую инициативу.
Метапредметные
Самостоятельно анализировать условия
достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров
действия в новом учебном материале.
Личностные
Формирование уважения к истории,
культурным и историческим памятникам
- слушание
музыки;
- анализ
строения
музыки и
средств
выразительн
ости;
-
инструмента
льное
музицирован
ие,
-
самостоятель
ная,
индивидуаль
ная и
коллективная
исследовател
ьская
деятельность
с
применением
ИКТ;
- хоровое,
Текущий,
устный
опрос
21
5
«Звать через
прошлое к
настоящему»
Урок закрепления
нового материала.
учебник стр. 94-97
Более глубокое изучение
кантаты С. Прокофьева
«Александр Невский»: со-
поставление героических
образов музыки с образами
изобразительного искусства
Выразительность и
изобразительность
музыкальной интонации.
Богатство музыкальных
образов (героико - эпические) и
особенности их
драматургического развития.
Героические образы в музыке и
изобразительном искусстве.
Сопоставление героико
эпических образов музыки с
образами изобразительного
искусства. Песня-плач.
Осмысление темы о
героических образах в
искусстве.
Кантата «Александр Невский»
С. Прокофьев:
«Ледовое побоище»
«Мертвое поле»
«Въезд Александра во Псков»
Познакомятся с общими
чертами художественных
и музыкальных образов,
с основными чертами
кантаты, с богатством
музыкальных образов
(героические и эпиче-
ские) и особенностями
их драматургического
развития.
Научатся сопоставлять
героико-эпиче-ские
образы музыки с
образами изобрази-
тельного искусства;
эмоционально-образно
воспринимать и
характеризовать му-
зыкальные произведе-
ния; пропевать темы из
вокальных и ин-
струментальных про-
изведений, получивших
мировое признание;
проявлять творческую
инициативу
Познавательные: осуществлять поиск
информации (в разных источниках),
расширяющей и дополняющей знания о
героических образах в музыке и
изобразительном искусстве; сопоставлять
героико-эпические образы музыки с
образами изобразительного искусства;
расширять свои представления о музыке.
,
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленными задачами;
самостоятельно ставить новые учебные
задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов.
Коммуникативные: ставить вопросы,
формулировать свои затруднения,
учитывать настроение других людей, их
эмоции от восприятия музыки.
Личностные: иметь мотивацию к
учебной деятельности, испытывать
чувство сопричастности к истории своей
Родины и народа; выражать в
музыкальном исполнительстве свои
чувства и настроения, понимать настро-
ение других людей; эмоционально
отзываться на доступные и близкие по
настроению музыкальные произведения
ансамблевое
и сольное
пение;
-
самостоятель
ное
составление
исполнитель
ского плана
песни;
- просмотр
фрагментов
кинофильма.
Устный
контроль
22
6
«Музыкальная
живопись и
живописная
музыка» (С.В.
Рахманинов)
Урок обобщения и
систематизации
знаний.
учебник стр. 98-103
Общность музыки и живописи.
Выразительные возможности
музыки и живописи. Можем ли
мы услышать живопись?
Можем ли мы увидеть музыку?
Общность музыки и живописи
в образном выражении
состояний души человека,
изображении картин природы.
Значение жанра пейзаж в
русском искусстве. Выражение
любви к родной земле
средствами искусства. Образы
русской природы в песне,
светской музыке, молитве,
живописи, литературе.
«Музыкальные краски» в
Познакомятся с
выразительными воз-
можностями музыки и её
изобразительности, с
выдающимися русскими
и зарубежными
композиторами: С.
Рахманиновым, Ф.
Шубертом, их
творчеством.
Научатся:
- выявлять общее в
выразительных
возможностях музыки и
живописи;
- анализировать со-
ставляющие средств
Познавательные: осуществлять поиск
информации (в разных источниках),
расширяющей и дополняющей знания
общности музыки и живописи в образном
выражении состояний души человека,
изображении картин природы. Значение
жанра пейзаж в русском искусстве.
Регулятивные: работать в группе –
устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной
кооперации, анализировать собственную
работу: соотносить план и совершенные
операции; выделить этапы и оценивать
меру освоения каждого.
Коммуникативные: собственное
поведение; воспринимать музыкальное
Слушание
музыки.
Рассматри-
вание картин
Интона-
ционно-
образный
анализ
музыкальных
и художе-
ственных
произведений
Сравните
язык
произведений
двух видов
искусства:
Письменн
ый
контроль
(составлен
ие
таблицы)
произведениях композиторов-
романтиков. Развитие
музыкального, образно-
ассоциативного мышления
через выявление общности
музыки и живописи в образном
выражении состояний души
человека, изображении картин
природы. Музыкальные образы
произведений, созвучные
музыкальной живописи
художника. Изобразительность.
Островок. С. Рахманинов, слова
К. Бальмонта (из П. Шелли).
Весенние воды. С. Рахманинов,
слова Ф. Тютчева.
выразительности:
мелодию, ритм, темп,
динамику, лад.
произведение и мнение других людей о
музыке.
Личностные: проявлять в конкретных
ситуациях доброжелательность, доверие,
внимательность, помощь и др.
музыки и
живописи.
Какое
состояние
вызывают у
тебя
особенности
композиции
романса?
картины?
23
7
«Музыкальная
живопись и
живописная
музыка.
Музыкальные
картины».
(Ф. Шуберт)
Урок обобщения и
систематизации
знаний.
учебник стр. 104-107
Общее и особенное в русском и
западно – европейском
искусстве в различных
исторических эпох, стилевых
направлений, творчестве
выдающихся композитов
прощлого.
Сопоставление зримых образов
музыкальных сочинений
русского и зарубежного
композитора (вокальные и
инструментальные) и обшность
отражения жизни в русской
музыке и поэзии. Восприятие,
исполнение, сравнение
произведений искусства,
созданных в жанре пейзажа
Ф.Шуберта и С. Рахманинова.
Живописная пластика (цвет,
линия, характер движения
кисти) выражает тончайшие
изменения настроений,
состояний человеческой души.
Изобразительность.
Инструментальный квинтет.
Мелодия. Рисунок. Колорит.
Ритм. Композиция. Линия.
Палитра чувств. Гармония
красок
«Фореллен – квинтет»
Познакомятся: с
выразительными
возможностями музыки
и ее изобразительности,
общее и различное в
русском и западно
европейском искусстве,
различных стилевых
направлений. Знать
выдающихся русских и
зарубежных
композиторов:
С.Рахманинов,
Ф.Шуберт, их
творчество.
Научатся: сопоставлять
зримые образы
музыкальных сочинений
русского и зарубежного
композитора (вокальные
и инструментальные),
общность отражения
жизни в русской музыке
и поэзии.
Петь темы из вокальных
и инструментальных
произведений,
получивших мировое
признание. Узнавать на
слух изученные
Метапредметные: работать в группе –
устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной
кооперации, формулировать собственное
мнение и позицию, аргументировать её.
Личностные: формировать уважение к
личности композитора.
Вспомните
музыкальные
произведения
других
композиторов
, написанные
в форме
вариации.
Спойте их
главные
темы.
Сравните
выразительн
ые средства-
мелодию,
аккомпанеме
нт, ладовую
окраску ,
динамику,
форму,
которые
усиливают
контраст этих
двух образов.
Письменн
ый
контроль
Ф.Шуберт. Прелюдия соль
мажор для фортепиано. С.
Рахманинов. Прелюдия соль-
диез минор для фортепиано. С.
Рахманинов.
произведения русской и
зарубежной классики.
24
8
«Колокольность в
музыке и
изобразительном
искусстве»
Комбинированный
урок
учебник стр. 108-111
Народные истоки русской
профессиональной музыки.
Представление жизненных
прообразов и народные истоки
музыки - на примере
произведений отечественных
композиторов. Колокольность
важный элемент национального
мировосприятия. Красота
звучания колокола,
символизирующего соборность
сознания русского человека.
Колокольные звоны: трезвон,
благовест, набат. Гармония.
Фреска. Орнамент.
Сюита для двух фортепиано
(фрагменты). С. Рахманинов.
Фрески Софии Киевской.
Концертная симфония для
арфы с оркестром (фрагменты).
В. Кикта.
Познакомятся с местом
и значением
колокольных звонов в
жизни человека. Узнают,
как называется
праздничный
колокольный перезвон.
Научатся проводить
интонационно-образный
анализ музыки
Познавательные: осуществлять поиск
информации (в разных источниках),
расширяющих и дополняющих знания о
красоте звучания колокола,
символизирующего соборность сознания
русского человека.
Регулятивные: планировать свою
учебную деятельность.
Коммуникативные: ставить вопросы,
формулировать свои затруднения,
учитывать настроение других людей, их
эмоции от восприятия музыки.
Личностные: иметь мотивацию к
учебной деятельности, развивать
эмоциональное восприятие произведений
искусства
Слушание
музыки.
Интонаци-
онно-образ-
ный анализ
Текущий,
устный
опрос
25
9
«Портрет в
музыке и
изобразительном
искусстве»
(Портрет Паганини
в произведениях
искусства).
Урок обобщения и
систематизации
знаний.
учебник стр. 112-117
Выразительные возможности
скрипки, её создатели и
исполнители. Музыка и жи-
вопись. Портрет Н. Паганини в
музыке и изобразительном
искусстве. Портреты и
автопортреты великих ху-
дожников
Сопоставление произ-ведений
скрипичной музыки с
живописными полотнами
художников разных эпох,
портрет Н.Паганини в музыке и
изобразительном искусстве.
Каприс № 24. Для скрипки
соло. Н. Паганини (классиче-
ские и современные
интерпретации). Рапсодия на
тему Паганини (фрагменты).
С.Рахманинов.
Познакомятся с ис-
торией создания
скрипки, её мастерами -
изготовителями и
исполнителями.
Научатся:
- сопоставлять скри-
пичную музыку
с живописью;
- анализировать,
сравнивать произведения
Регулятивные: определять и
формулировать цель деятельности,
выбирать действия в соответствии с
поставленными задачами.
Познавательные: осуществлять поиск
информации (в разных источниках),
расширяющих и дополняющих знания об
истории создания скрипки и её мастерах.
Коммуникативные: адекватно
оценивать собственное поведение;
воспринимать музыкальное произведение
и мнение других людей о музыке.
Личностные: выражать своё отношение
к произведениям искусства в различных
формах
Слушание
музыки.
Интонаци-
онно-образ-
ный анализ.
Хоровое
пение
Устный
контроль.
Вариации на тему Паганини
(фрагменты). В. Лютославский.
«Скрипка Паганини» В.
Мигуля.
26
10
«Тема
обездоленного
детства в
произведениях
искусства 19 века»
Интегрированный
урок.
Драматизм, героизм,
психологизм, народно-
эпическая образность как
характерные особенности
русской классической
школы. Родство
художественных образов
разных искусств. Общность
тем, специ-фика
выразительных средств
разных искусств (звучаний,
линий, красок). Творчество
М. П. Мусоргского, В.Г.
Перова и В. Г. Короленко.
Художники-передвижники.
Реализм в музыке и
живописи».
Ключевые понятия:
Интонации просьбы, жалобы;
неразрывность стихов и
музыкальных интонаций;
динамические оттенки; тембр;
регистр; лад.
Бытовой жанр в
изобразительном искусстве;
композиция; детали; фон;
колорит.
Портрет литературного героя;
эпитеты; сравнения;
художественные детали.
Общность и особенности
отражения темы в
произведениях различных
видов искусств.
Реализм в разных видах
искусства.
Знать/понимать:
Понимать
интонационные
особенности
музыкального
произведения,
анализировать их;
Описывать картину
Перова «Тройка»,
используя термины
изобразительного
искусства;
Знать приёмы создания
портрета литературного
героя;
Выбирать необходимый
материал для
характеристики
литературного героя;
Делать выводы о
реалистических чертах
произведений музыки,
изобразительного
искусства и литературы;
Проявлять чувство
сострадания к
обездоленным героям
разбираемых
произведений.
Развивающие:
Умение анализировать эпизоды
литературного произведения, находить
изобразительно-выразительные средства;
Развивать коммуникативные умения
учащихся (монологическую речь
учащихся, диалог «учитель + ученик» и
«ученик + ученик»);
Развивать творческие способности
учащихся.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей чувство
сопереживания, сострадания к
обездоленным людям, гуманизм.
Пение песни
из х/ф
«Генералы
песчанных
карьеров»,
Слушание
песни
Мусоргского
«Сиротка»
(анализ
выразительн
ых средств);
видеофрагме
нт из х/ф
«Мусоргский
»; картина
«Тройка»
худ. Перова;
отрывок из
произведения
Короленко
«Дети
подземелья»
(портрет
Маруси).
Текущий,
устный
опрос
4 четверть 9 часов
27
1
«Волшебная
палочка
Симфонический оркестр.
Значение дирижера в ис-
Знать/понимать: имена
выдающихся дирижеров,
Познавательные: осуществлять поиск
информации (в разных источниках),
Слушание
музыки.
Письмен-
ный кон-
дирижера»
Комбинированный
урок.
учебник стр. 118-121
полнении симфонической
музыки оркестром. Группы
инструментов оркестра, их
выразительная роль.
«Музыкант» Б. Окуджава,
«Брандербургский концерт»
Бах, «Симфония №5» Бетховен,
«Полёт Валькирий» Р. Вагнер,
«Весна священная»
Стравинский.
их значение в
исполнении
симфонической музыки,
роль групп
симфонического
оркестра.
Уметь: передавать свои
музыкальные
впечатления в устной
форме, размышлять о
музыкальном
произведении, проявлять
навыки вокально
хоровой
самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения
предметной учебной задачи;
самостоятельно отбирать для решения
предметных задач необходимые
энциклопедии, справочники.
Коммуникативные: овладевать
способностями сотрудничества с
учителем, одноклассниками, отвечать на
вопросы, делать выводы.
Личностные: иметь мотивацию к
учебной деятельности, развивать
эмоциональное восприятие произведений
искусства
Хоровое
пение
троль
(карточ-
ки), тест
28
2
«Образы борьбы и
победы в искусстве»
Комбинированный
урок.
учебник стр. 122-125
Жизнь и творчество Людвига
ван Бетховена. Образный строй
Симфонии № 5. Творческий
процесс сочинения музыки
композитором. Особенности
трактовки драматической
музыки на примере образцов
симфонии. Особенности
симфонического развития
«Симфонии № 5» Л. Бетховена.
Эскиз. Этюд. Набросок.
Зарисовка.
Симфония № 5 (фрагменты). Л.
Бетховен.
Научатся:
- делать предположения
о том,что предстоит
услышать (образный
строй);
- проводить интона-
ционно-образный анализ
музыки
Узнают: имена
выдающихся дирижеров,
их значение в
исполнении
симфонической музыки,
роль групп
симфонического
оркестра. Сущность
музыкального
исполнительства как
искусства
интерпретации.
.
Регулятивные: планировать свою
учебную деятельность.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: сотрудничать с
учителем, одноклассниками, отвечать на
вопросы, делать выводы.
Личностные: развивать музыкально-
эстетическое чувстйо, проявляющееся в
эмоционально-ценностном отношении к
искусству
Слушание
музыки.
Интонаци-
онно-образ-
ный анализ
Устный
контроль
29
3
«Застывшая
музыка»
Урок изучения и
первичного
закрепления новых
знаний
учебник стр. 126-131
Архитектура -застывшая му-
зыка. Характерные особенности
музыкального языка И.-С. Баха
на основе интонационно-
образного анализа.
Отечественная и зарубежная
Познакомятся с от-
личием католической и
православной му-
зыкальной культуры; с
понятием а капелла.
Научатся сопоставлять
музыку и памятники
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу, выполнять
учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель.
Коммуникативные: использовать речь
Слушание
музыки.
Интона-
ционно-
образный
анализ
Рассматри-
Устный
опрос
обучающи
й
духовная музыка в синтезе с
храмовым искусством.
Гармония в синтезе искусств:
архитектуры, музыки,
изобразительного искусства.
Православные храмы и русская
духовная музыка. Хор, а
капелла.Католические храмы и
органная музыка.
Органная прелюдия (соль
минор) И.-С. Бах
Ария альта из мессы (си
минор) И.-С. Бах
«Богородице Дево, радуйся» П.
Чайковский
«Богородице Дево, радуйся» С.
Рахманинов
архитектуры
для регуляции своего действия; ставить
вопросы.
Личностные: выражать эмоциональное
содержание музыкальных произведений в
исполнении, проявлять инициативу в
художественно-творческой деятельности
вание ил-
люстраций.
Хоровое
пение
30
4
«Полифония в
музыке и живописи»
(И.С. Бах)
Урок обобщения и
систематизации
знаний.
учебник стр.132-133
Продолжение знакомства с
творчеством И.-С. Баха.
Освоение понятий: полифония,
фуга, светская и духовная му-
зыка. Любимый инструмент
Баха - орган. Ведущие орга-
нисты мира. Органные мастера.
Музыка И.Баха как вечно
живое искусство, возвышающее
душу человека. Знакомство с
творчеством композитора на
примере жанра – фуга.
Выразительные возможности
различного склада письма
(полифония). Общность языка
художественных произведений
в музыке и живописи. Духовная
музыка. Полифония. Фуга.
И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1
(до мажор),
Аве Мария.
М.К. Чюрленис. Фуга.
Познакомятся
с понятиями: орган,
полифония, фуга; с
основными событиями
из жизни и творчества
И.-С. Баха
Знать/понимать:
принадлежность
духовной музыки к
стилю русского или
западноевропейского
искусства, изученные
музыкальные сочинения,
называть их авторов;
понятие – полифония,
фуга. Органная музыка.
Уметь: соотносить
музыкальные
произведения с
произведениями других
видов искусства по
стилю, размышлять о
музыке, выражать
собственную позицию
относительно
прослушанной музыки;
участвовать в
коллективной
исполнительской
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя.
Познавательные: осуществлять поиск
информации (в разных источниках),
расширяющей и дополняющей знания о
творчестве Баха и его : любимом
инструменте - органе.
Коммуникативные: адекватно
оценивать собственное поведение;
воспринимать музыкальное произведение
и мнение других людей о музыке.
Личностные: иметь мотивацию к
учебной деятельности
Слушание
музыки.
Хоровое
пение
Устный
контроль
деятельности.
31
5
«Импрессионизм в
музыке и живописи»
Урок изучения и
первичного
закрепления новых
знаний.
учебник стр. 140-143
Особенности импрессионизма
как художественного стиля,
взаимодействие и взаимообу-
словленность в музыке и жи-
вописи. Творческая биография
композиторов-импрес-
сионистов.
Стилевое многообразие музыки
20 столетия. Знакомство с
произведениями К.Дебюсси.
Особенности импрессионизма
как художественного стиля.
Взаимодействие
импрессионизма в музыке и в
живописи. Импрессионизм.
Прелюдия. Интерпретация.
Фортепианная сюита.
Джазовые ритмы.
«Детский уголок», «Диалог
ветра с морем» К.Дебюсси
«Океан море синее»
вступление к опере «Садко»
Н.Римский - Корсаков
Познакомятся с по-
нятиями: импрессио-
низм, интерпретация,
джаз.
Знать/понимать:
особенности
импрессионизма, как
художественного стиля,
особенности творчества
К. Дебюсси.
Выразительность и
изобразительность
музыкальной интонации.
Уметь: определять
характер, настроение и
средства
выразительности в
музыкальном
произведении.
Передавать настроение
музыки в пении,
музыкально-
пластическом движении,
рисунке.
Регулятивные: ставить новые учебные
задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: осуществлять поиск
необходимой информации.
Коммуникативные: ставить вопросы,
обращаться за помощью к учителю,
одноклассникам, контролировать свои
действия в коллективной работе.
Личностные: иметь мотивацию к
учебной деятельности, проявлять
эмоциональное отношение к искусству,
эстетический взгляд на мир в его
целостности, художественном и
самобытном разнообразии
Слушание
музыки.
Хоровое
пение
Устный
контроль
32
6
«О подвигах, о
доблести и славе»
Комбинированный
урок.
учебник стр. 144-147
Стилевое многообразие музыки
20 века. Богатство
музыкальных образов - драма-
тические, героические.
Тема защиты Родины в
различных видах искусства.
Сопоставление
художественных произведений.
Реквием. «Реквием» Д.
Кабалевский:
«Помните»
«Наши дети»
«Реквием» стихи Р.
Рождественского.
Познакомятся с по-
нятием реквием, про-
изведениями литературы,
живописи и музыки,
раскрывающими
военную тему - защиты
Родины.
Научатся проводить
интонационно-образный
анализ музыки (на
примере музыкальных
произведений С. С.
Прокофьева, Г. В.
Свиридова и др.)
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя.
Познавательные: использовать общие
приемы решения задач; ориентироваться
в информационном материале учебника.
Коммуникативные: адекватно
оценивать собственное поведение;
воспринимать музыкальное произведение
и мнение других людей о музыке.
Личностные: различать основные
нравственно-этические понятия
Спойте
известные
тебе
современные
песни,
которые
звучат в День
Победы 9
мая?
Перечитайте
рассказ
К.Паустовско
го «Струна»
из творческой
тетради.
Какой силой
обладает
музыка?
Какую роль
Устный
контроль
она играла в
годы войны?
33
7
«Музыка на
мольберте»
Комбинированный
урок
учебник стр. 134-139
Знакомство с творчеством
литовского художника и
композитора М. К. Чюрлениса.
Расширение представлений о
взаимосвязи и взаимодействии
музыки, изобразительного
искусства и литературы.
Анализ репродукций картин
триптиха: цветовой колорит,
композиция, образы
Стилевое многообразие музыки
20 столетия. Импрессионизм.
Выявление многосторонних
связей музыки,
изобразительного искусства и
литературы на примере
творчества литовского
художника - композитора
М.Чюрлёниса. Живописная
музыка и музыкальная
живопись М.К. Чюрлениса.
Иносказание, символизм.
Звуковая палитра пьес.
Цветовая гамма картин. Образ
моря в искусстве Чюрлениса.
Композиция. Форма. Триптих.
Соната. Allegro, Andante.
М.К. Чюрленис. Фуга.
М.К. Чюрленис. Прелюдия ми
минор,
М.К. Чюрленис. Прелюдия ля
минор, Симфоническая поэма
«Море».
Познакомятся с по-
нятиями: триптих,
соната.
Узнают, что роднит
музыку и
изобразительное
искусство;
Научатся выявлять
связи и общие черты в
средствах вырази-
тельности музыки и
изобразительного
искусства
Регулятивные: научиться планировать
свою учебную деятельность и следовать
инструкциям учителя; выполнять
действия в устной форме.
Познавательнее: осуществлять поиск
информации (в разных источниках),
расширяющей и дополняющей знания о
взаимодействии музыки,
изобразительного искусства и
литературы.
Коммуникативные: понимать
содержание вопросов о музыке и
воспроизводить их; оформлять свои
мысли в устной речи с учётом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций.
Личностные: различать основные
нравственно-этические понятия
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Рассматри-
вание ил-
люстраций
(репродукций
картин)
Всмотритесь
в картины М.
Чюрлёниса.
Что новое,
необычное
увидел ты в
них?
Послушать
музыку М.
Чюрлениса.
Симфоническ
ая поэма
«Море»
Устный
контроль
34
8
«В каждой
мимолетности вижу
я миры.
Музыкальная
живопись
Мусоргского»
Комбинированный
урок.
учебник стр. 148-151
Образный мир произведений С.
С. Прокофьева и М. П. Му-
соргского. Своеобразие
творчества обоих компози-
торов. Сравнение музыкальных
зарисовок С. С. Прокофьева с
картинами В. Кандинского,
определение замысла и его
воплощения в произведениях.
Познакомятся с по-
нятием интерпретация,
со своеобразием
музыкальных образов в
творчестве русских
композиторов С. С.
Прокофьева и М. П.
Мусоргского.
Научатся выявлять
особенности интер-
претации одной и той же
Познавательные: использовать общие
приемы решения задач; ориентироваться
в информационном материале учебника;
добывать новые знания (информацию),
полученную из различных источников и
разными способами.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя;
соотносить результат своей деятельности
с целью и оценивать его.
Коммуникативные: адекватно
Слушание
музыки.
Хоровое
пение
Интона-
ционно-
образный
анализ
художественной идеи,
сюжета в творчестве
различных
композиторов; выявлять
общее и особенное при
сравнении музыкальных
произведений на основе
полученных знаний об
интонационной природе
музыки
оценивать собственное поведение;
воспринимать музыкальное произведение
и мнение других людей о музыке.
Личностные: выражать эмоциональное
содержание музыкальных произведений в
исполнении, проявлять инициативу в
художественно-творческой деятельности;
объяснять смысл своих оценок, мотивов,
целей
35
9
Мир композитора. С
веком наравне.
Урок контроля,
оценки и коррекции
знаний учащихся.
учебник стр. 152-157
Тест «Музыка и
изобразительное
искусство»
Обобщение представлений о
взаимодействии музыки,
литературы и изобразитель-
ного искусства. Их стилевое
сходство и различие на при-
мере творчества русских и зару-
бежных композиторов. Сопо-
ставление выразительных
средств художественного языка
разных видов искусств.
Образный мир произведений С.
Прокофьева и М. Мусоргского.
Цикл «Мимолетности» Цикл
«Картинки с выставки».
Сопоставление музыкальных и
художественных образов.
Фортепианная миниатюра.
Язык искусства. Интермедия
С. Прокофьев Мимолетности
(№ 1, 7, 10)
Обобщение представлений о
взаимодействии
изобразительного искусства и
музыки и их стилевом сходстве
и различии на примере
произведений русских и
зарубежных композиторов.
Слушание и исполнение
произведений по желанию
детей.
Познакомятся
с тем, что роднит
музыку, литературу и
изобразительное
искусство.
Научатся выявлять
особенности
интерпретации одной и
той же художественной
идеи, сюжета в
творчестве различных
композиторов; выявлять
общее и особенное при
сравнении музыкальных
произведений на основе
полученных знаний об
интонационной природе
музыки.
Знать/понимать:
своеобразие музы-
кальных образов в
творчестве русских
композиторов С.
Прокофьева и М.
Мусоргского.
Познавательные: осуществлять поиск
информации (в разных источниках),
расширяющей и дополняющей знания о
взаимосвязи художников, литераторов,
композиторов.
Регулятивные: учиться планировать
свою учебную деятельность; выбирать
тему проекта с помощью учителя.
Коммуникативные: доносить свою
позицию до других, владея приёмами
монологической и диалогический речи;
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с применением ИКТ;
слушать других, быть готовым изменить
свою точку зрения.
Личностные: выражать эмоциональное
содержание музыкальных произведений в
исполнении, проявлять инициативу в
художественно-творческой деятельности
Слушание
музыки.
Хоровое
пение
Выполните
задания в
творческой
тетради на
развороте
«Программа
урока –
концерта».
Защита
проектов