Литературно-музыкальная композиция "Свобода"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 91»
г. Новокузнецк Кемеровской области
Сценарий литературной композиции
для старшеклассников
«Свобода»
подготовила
учитель физики
Двойнишникова Антонина Геннадьевна
г. Новокузнецк
2015
Все одеты в черные брюки и рубашки.
Вступление. Звучит мелодия (громкость и тревожность по нарастающей)
Выходит и читает один человек.
(Р. Рождественский)
Помогите мне, стихи!
Так случилось почему-то:
на душе
темно и смутно.
Помогите мне,
стихи.
Слышать больно.
Думать больно.
В этот день и в этот час
я –
не верующий в Бога –
помощи прошу у вас.
Помогите мне,
стихи,
в это самое мгновенье
выдержать,
не впасть в неверье.
Помогите мне,
стихи.
Вы не уходите прочь,
помогите, заклинаю!
А я и сам не знаю,
чем вы можете
помочь.
Разделите эту боль,
научите с ней расстаться.
Помогите мне
остаться
до конца
самим собой.
Выплыть.
Встать на берегу,
снова
голос
обретая.
Помогите…
И тогда я
сам
кому-то помогу.
1 сцена. Выходит весь класс. Выстраиваются клином. Читают построчно. Без музыки.
(Р. Рождественский. Ровесникам)
Знаешь, друг, мы, наверно, с рожденья такие….
Мы пришли в этот мир, чтоб смеяться и плакать,
Мы пришли быть, где необходимо и трудно…
От земли города поднимаются круто.
Что с того?
Всё равно: это – слышишь ты? – счастье.
2 сцена. Класс уходит за кулисы на сцене под музыку А. Рыбникова появляется
СВОБОДА (девочка) у неё красный цветок в волосах и красный шифоновый шарф в руке.
Читает без музыкального сопровождения или на его фоне.
Свобода:
(Ю. Друнина) А все равно меня счастливей нету,
Хотя, быть может завтра….
Я никогда не налагала вето
на счастье, на отчаянье, на грусть.
Я ни на что не налагала вето,
Я никогда от боли не кричу.
Пока живу – борюсь.
Меня счастливей нету,
меня задуть не смогут, как свечу.
- Свободу дарю я, маленькими, маленькими глотками, по капелькам…но слышу
Голоса из-за кулис. Не надо, не надо, не надо. Дайте свободу и равенство.
Выходят 2 парня. Протягивая к ней руки, читают без музыки.
1)
(Е. Евтушенко)
Наверно, с течением дней я стану еще одней.
Наверно, с течением лет пойму, что меня уже нет.
Наверно, с течением веков забудут, кто был я таков.
Но лишь бы с течением дней не жить бы стыдней и стыдней.
Но лишь бы с течением лет двуликим не стать , как валет.
И лишь бы с течением веков не знать на могиле плевков!
2)
(Е. Евтушенко)
Нет, мне ни в чем не надо половины!
Мне дай всё небо! Землю всю положь!
Моря и реки, горные лавины
Мои не соглашаюсь на дележ!
Нет, свобода, меня ты не заластишь частью.
Всё полностью! Мне это по плечу!
Я не хочу ни половины счастья,
Ни половины горя не хочу!
Голос за кулисами комментирует действия СВОБОДЫ:
посмотрела, улыбнулась, растерялась, огорчилась
Звучит отрывок из песни.
Я свободен, словно птица в небесах,
Я свободен, я забыл, что значит страх.
Я свободен – с диким ветром наравне,
Я свободен наяву, а не во сне!
Свобода меняет своё лицо (маска либо выражение)
Свобода:
За мной зритель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей свободы?
Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой зритель, и только за мной, и я покажу
тебе такую свободу.
Группа ребят исполняет танец из репертуара балета «Тодес», за основу взят танец
«Армия»
3 сцена. На сцене осталось трое, вынесли три стула, двое сидят на стульях, один
стоит, позы уверенных в себе людей.
1)
(В. Гафт. Яблоко.)
Земля – огромный зал для ожиданья,
Все грешниками заняты места,
Куда пасть яблоку, соблазну мирозданья?
Одно лишь место пусто – для Христа.
2)
(В. Гафт. Свобода)
Свободны – во тьме тараканы,
Свободен – мышонок в ночи,
Свободны – в буфете стаканы,
Свободно – полено в печи.
Но свет я зажег – тараканы
Трещат под моим каблуком,
А кот мой смертельные раны
Наносит мышонку клыком.
Зачем мы на свете живем?
Коварные ненужные слова.
За кулисами: Слова, Слова, Слова.
3)
(В.Гафт. Гамлет)
Нет, Гамлет, мы неистребимы,
Пока одна у нас беда,
Пред нами тень отцов всегда,
А мы с тобой, как побратимы.
Решая, как нам поступить,
Пусть мы всегда произносили
Сомнительное слово «или»,
Но выбирали только «быть».
4 сцена.
Трое уходят со сцены, выходят другие (6 человек) с рамками. Рамка с одной стороны
черная, а с другой цветная. Выходят из-за кулис под припев песни «Скованные одной
цепью», идут с двух сторон, выполняя танец почти роботов, при этом перестраиваются
в одну линию.
Читают в тишине, рамки у всех к залу повернуты черной стороной.
1)
(Р. Рождественский. Человек.)
Пугали богами. А он говорил : « Враки!»
Твердили: «Держите себя в рамках…»
А он посмеивался.
И в небо глядел.
«Держите себя в рамках, держите себя в рамках..»
А он отвечал дерзко!
«Держите себя в рамках..»
А он презирал страхи.
А он смеялся!
Ему было в рамках тесно.
Во всех.
Даже в траурной рамке.
За кулисами : Какого цвета грязь?
Все хором: Любого
Идет оглашение цветов и переворот рамок.
2)
(И. Бродский.)
Мы не пьем вина на краю деревни.
Мы не дадим себя в женихи царевне.
Мы в густые щи не макаем лапоть.
Нам смеяться стыдно и скушно плакать.
Зная медные трубы, мы в них не трубим.
Мы не любим подобных себе, не любим
Тех, кто сделан был из другого теста.
Нам не нравится время, но чаще – место.
Потому что север далек от юга,
Наши мысли цепляются друг за друга.
Когда меркнут солнце, мы свет включаем,
Завершая вечер грузинским чаем.
3)
Мы не видим всходов из наших пашен.
Нам судья противен, защитник страшен.
Нам дороже свайка, чем матч столетья.
Дайте нам обед и компот на третье.
Нам звезда в глазу, что слеза в подушке.
Мы боимся короны во лбу лягушки,
Бородавок на пальцах и прочей мрази
Подарите нам тюбик хорошей мази.
4)
Нам приятней глупость, чем хитрость лисья.
Мы не знаем, зачем на деревьях листья.
И, когда их срывает Борей до срока,
Ничего не чувствуем, кроме шока.
Потому что тепло переходит в холод,
наш пиджак зашит, а тулуп проколот.
Не рассудок наш, а глаза ослабли,
Чтоб искать отличье орла от цапли.
5)
Мы боимся, посмертной казни.
Нам знаком при жизни предмет боязни
Пустота вероятней и хуже ада.
Мы не знаем, кому нам сказать «не надо».
Почему все так вышло? И будет ложью
На характер свалить или Волю Божью,
Разве должно было быть иначе?
Мы платили за всех, и не нужно сдачи.
6)
(В. Гафт. Грязь.)
Какого цвета грязь? - Любого.
Пол грязным может быть и слово,
Идея, руки, площадь, шины,
Грязь – лишний штрих и нет картины.
Грязь в вечном споре с чистотой,
И дух свой, смрадный и густой,
Своё зловонье, безобразье
Грязь называет простотой.
И чистоту ведет на казни,
Грязь – простота убийц и палачей.
В орнаменте народного фольклора
Есть в лживой простоте ее речей
Смертельная тональность приговора.
Под музыку весь класс объединяется на сцене, выстраиваясь полукругом, Свобода на
пьедестале.
Вручая цветы Свободе читают.
1)
(Р. Рождественский. )
Мир, состоящий из зла и счастья,
Из родильных домов и кладбищ…
Ему я каждое утро кланяюсь,
Вчерашнюю грязь с ботинок счищая.
То – как задачник для третьего класса,
То – как чертеж грядущих домин,
Терпкий, невежливый, громогласный, -
Он навсегда мне знаком – этот мир.
Я выхожу и разбрасываю, раскидываю, рассеиваю!
Весь выворачиваюсь, как карманы,
Чтоб завтра сначала все повторить..
Мира так бесконечно мало, что лучше об этом не говорить!
2)
(Р. Рождественский. )
Дружище, поспеши. Пока округа спит,
Сними нагар с души, нагар пустых обид.
Страшась никчемных фраз,
На мотыльке свечи, как будто в первый раз,
Взгляни и промолчи…
Придет заря, шепча.
Но –
что ни говори –
бывает, что свеча горит светлей зари.
Читают разделив построчно
(Р. Рождественский. )
Не стоит от себя бежать, глаза потупив…
Поступки надо совершать! Одни поступки!
Поступок -
в трусе разбудить замах героя.
Поступок –
жить, на затвердив чужие роли.
Поступок –
быть собой в дыму и клятве пылкой.
Прикажет время зубы сжать –
Не протестуйте.
Поступки надо совершать! Одни поступки!
Читает СВОБОДА:
(Р. Рождественский. Жизнь.)
Живу, как хочу, -
светло и легко.
Живу, как лечу,-
высоко-высоко.
Пусть небу
смешно,
но отныне
ни дня
не будет оно
краснеть за меня…
Что может быть лучше –
собрать облака
и выкрутить тучу
над жаром
песка!
Я зла не имею.
Я сердцу не лгу.
Живу, как умею.
Живу, как могу.
Живу, как лечу.
Исполняется танец всем классом под композицию ДДТ (Ю. Шевчук « Песня о свободе»), в
руках танцоров белые платочки, которые в конце танца как голуби взлетают вверх.
Слово за кулисами.
Одно спасенье и оно таится в слове «Спаси Бо»
Список использованной литературы
1.Друнина Ю.В. Неповторимый звездный час – М.: «Эксмо-прсс», 2000
2.Евтушенко Е.А. Медленная любовь – М.: «Эксмо-прсс», 1997
3.Рождественский Р.И. Стихотворения. Поэмы. Эссе. – М.: «Олимп», 2000
4.Гафт В.И. Стихи. Эпиграммы – М.: «Полина», 1995
Использованные музыкальные материалы
1.«Бал Сатаны » из к/ф «Мастер и Маргарита», музыка Корнелюк И.Е.
2.« Песня о свободе», слова и музыка Шевчук Ю.Ю.
3.«Скованные одной цепью» слова Кормильцев И.В., музыка Бутусов В.Г.
4.«Я свободен» слова Пушкина М.А. , музыка Кипелова В.А.
5.Лирические композиции из к/ф «Волкодав», музыка Рыбников А.Л.
6.Танцевальные композиции группы «Тодес»
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.http://www.libok.net