Методические рекомендации по обучению игре на фортепиано во взрослом возрасте


Администрация Великого Новгорода
Комитет культуры и молодежной политики
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Новгородская детская музыкальная школа №1 им. С.В. Рахманинова"
Методическая работа
Методические рекомендации по обучению игре на
фортепиано во взрослом возрасте
Составила
Самарина Людмила Владимировна,
преподаватель по классу фортепиано
Великий Новгород
2016 г.
Стремление человека к игре на фортепиано во взрослом возрасте вызывает чувство
уважения и восхищения. Большинство людей довольствуется лишь теми знаниями,
которые приобрели в юности, искренне считая, что лишь они, знания, их углубление и
применение на практике и поможет в успешной профессиональной и повседневной жизни.
И лишь те, кому скучно жить без открытий и приключений, стремятся к новым вершинам
познания.
Все, к чему приходит взрослый человек, не связанное с его профессиональной
деятельностью, является и непостижимым и легкодоступным одновременно.
Действительно, в жизни часто встречаются инженеры, неплохо разбирающиеся в
медицине, врачи, чьи артистические способности приводят в восторг, педагоги, с успехом
работающие в ресторанном бизнесе, военнослужащие, играющие на музыкальных
инструментах.
На самом деле, совершенно не сложно «в нужное время нужными пальцами
нажать нужную клавишу»! Сложно найти серьёзную методику, помогающую взрослому
человеку справиться с обманным чувством легкой доступности, а, столкнувшись с
трудностями, не разочароваться и не потерять интерес к трудному, но такому
заманчивому навыку, - игре на фортепиано!!
Данные методические рекомендации предназначены тем педагогам, в чью дверь
однажды постучался и вошел человек, имеющий образование, профессию, а, зачастую и
семью, и сказал: «Научите меня играть на пианино, пожалуйста!»
Для педагога, работающего в ДЕТСКОЙ музыкальной школе это очень серьезная
задача, поскольку возникает необходимость адаптировать классическую методику
обучения игре на фортепиано для каждого конкретного взрослого ученика, что, по сути,
делает ее авторской, оригинальной и уникальной.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО ВЗРОСЛЫХ
УЧАЩИХСЯ
Учитывая то, что большинство взрослых учеников хотят стать музыкантами-
любителями, я акцентирую свои занятия на задаче быстрого овладения нотной грамотой,
историей и спецификой инструмента.Основными здесь являются: умение читать с листа и
самостоятельно разучивать и воспроизводить на инструменте легкие пьесы, этюды и
упражнения из хрестоматий для начинающих. Методика включает в себя не только
изучение нотной грамоты, но и непосредственно обучение игре на фортепиано, -
учащемуся дается возможность научиться и таким более сложным вещам, как подбор по
слуху, умение аккомпанировать, транспонировать мелодию в нужную тональность,
освоение буквенного обозначения аккордов.
Поскольку период обучения взрослого человека весьма ограничен по времени
данной методике речь пойдет о трехлетнем обучении), в основе данной методики лежат
задачи одновременного постижения теоретических и практических знаний, умений и
навыков. Обучаемому сразу дается большой объем информации, который осваивается им
в практической деятельности. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, чтение
нотных записей, постановка рук и правильной осанки, игра двумя руками, работа над
музыкальными образами, подбор по слуху, транспонирование это повышает
эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает системный
подход к обучению. Каждый этап данной методике каждый год обучения)
характеризуется более высоким уровнем усвоения всего блока знаний, умений и навыков.
Обучаемому приходится,играя на инструменте, решать одновременно технические и
художественные задачи. Знания приобретаются им в процессе работы над произведением,
их анализе. Теоретические знания предлагаются по необходимости, в зависимости от
требований изучаемого произведения.
С первых дней занятий ученик сначала вместе с педагогом, а потом и
самостоятельно, ищет способы решения возникших проблем, формируя навык
самостоятельной работы, который очень пригодится ему в дальнейшем.
МЕТОДИЧЕКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ 3-ЛЕТНЕГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ
Многолетняя практика работы с взрослыми привела меня к убеждению, что
ТРИ года - самый оптимальный срок для приобретения необходимых знаний, умений и
навыков:
Первый год является базовым, формирующим крепкий теоретический,
технический и эмоциональный фундамент дальнейшего обучения.
Занятия проводятся два раза в неделю по 60минут. В отличие от стандартного
академического часа (45 минут), данное время требуется не только для предоставления
знания, но и для беседы, ответов на вопросы, игры на инструменте педагога и пр. Урок
необходимо условно разделить на несколько частей: теоретическую, практическую,
творческую. Обязательно по окончании урока необходимо подвести его итоги и
определиться с домашним заданием, так как без самоподготовки учащийся ни в коем
случае не достигнет нужных ему же самому результатов!
Знакомство с клавиатурой, нотами и их расположением на нотном стане и
понятием «октава» происходит на первом же уроке в полном объеме! Это совершенно
необходимо с взрослым учащимся, т.к. большой объем «свежей» информации, к тому же
до сих пор являющейся для него непостижимой, вызывает колоссальный интерес и
большую радость.
Несмотря на то, что мы не преследуем цель воспитания профессионального
пианиста, вопросы технического осуществления игры на инструменте, постановка рук,
корпуса, способы звукоизвлечения очень живо интересуют взрослых учеников. В этом
случае следует рассказать о наших мышцах, участвующих в процессе, о работе пальцев,
роли локтя, специфической посадке за инструментом.
Также на первых уроках необходимо предоставить сведения об инструменте, его
истории, механике, особенностях звукоизвлечения.
Обращаю особое внимание на то, что в арсенале педагога всегда должна быть
необходимая литература, которую обязательно следует предлагать учащемуся для
самостоятельного прочтения и изучения. Такую библиотеку педагог обязан сформировать
самостоятельно, исходя из собственных предпочтений.
Музыкальные произведения, рекомендуемые для изучения на первом году,
можно использовать любые, рекомендованные для обучения детей в музыкальной школе.
Замечу только, что количество этих произведений должно быть довольно солидным, т.к.
взрослому человеку не составит труда за урок научиться играть 8 10 легких пьес! Также
нет необходимости учить их наизусть, поэтому при такой работе автоматически
формируется навык чтения с листа. Очень полезно начинать урок с чтения с листа, а
заканчивать игрой в ансамбле с педагогом, чтобы учащийся почувствовал себя способным
соответствовать уровню педагога. Это очень радует и воодушевляет взрослого человека!
Во втором полугодии я рекомендую начинать играть произведения,
соответствующие уровню 2 класса ДМШ по классу фортепиано. В список произведений
необходимо включать большое количество этюдов и упражнений, т.к. при исполнении
произведения у взрослого чаще возникают технические проблемы, нежели
художественные.
К концу учебного года учащийся должен иметь понятие о ритме, метре,
мажорном и минорном ладе, тональностях, их буквенных обозначениях, квартово-
квинтовом круге, штрихах и динамических оттенках.
Последний урок в году проводится в виде торжественного экзамена, на котором
при помощи собеседования проводится проверка необходимых знаний, а также концерт,
включающий несколько разнохарактерных произведений, исполненных учащимся
наизусть, в хорошем темпе и в соответствующем характере.
На втором году обучения, наиболее насыщенном с точки зрения технического
овладения инструментом, учащийся должен выучить и хорошо сыграть как можно
больше произведений различного характера, уровня сложности, эмоциональной
насыщенности и технического разнообразия.
Предпочтения здесь должны отдаваться тем произведениям, которые взрослый
человек знает и любит, несмотря на сложность и неподготовленность к ним учащегося.
Это объясняется тем, что работа над таким произведением ведется более увлеченно, и, как
следствие, успешно. Наряду с такими произведениями, педагог должен выбрать и научить
исполнять и другие, наиболее подходящие по уровню, а также убедить учащегося в
необходимости их изучения.
В течение года педагог и его взрослый ученик должны посетить как можно
больше разных концертов, послушать большое количество разнообразной «живой»
музыки. Педагог обязан рассказать ученику о стилях, жанрах и формах музыкальных
произведений, а также познакомить с творчеством композиторов классиков.
В качестве подготовки к третьему, творческому году обучения, рекомендую
включать в каждое занятие, начиная со второго полугодия, задания по подбору
аккомпанемента. Для этого в теоретической части урока должно быт рассказано об
основных функциях (тоника субдоминанта доминанта), об обращении трезвучий, о
ритмических разновидностях аккомпанемента.
В конце года учащийся должен представить на суд педагога уже более сложные в
техническом и художественном смысле, произведения, а также продемонстрировать
навыки подбора по слуху. Форма такого урока любая, какую предпочтет сам учащийся.
Третий год творческий, где, помимо любимых произведений, учащийся может
применить полученные знания, умения и навыки для реализации своих творческих
замыслов.
Основным предложенным педагогом навыком в этом году должен быть навык
импровизации. Таким навыком должен обладать, в первую очередь, сам педагог, иначе у
него не получится объяснить ученику основы импровизации, ее главные принципы, и,
самое основное, - чего ни в коем случае на инструменте делать нельзя! В качестве
тренировочного материала могут быть использованы те самые легкие пьесы, с которыми
ученик познакомился в конце первого года обучения. К этим пьесам может быть
предложен другой аккомпанемент, сочинены вариации, использованы некоторые
ритмические изменения.
К концу обучения взрослый ученик должен, во-первых, полностью овладеть
необходимыми теоретическими музыкальными знаниями, во-вторых, научиться
ХОРОШО играть на фортепиано произведения, соответствующие 4 5 классу ДМШ, в-
третьих, пользоваться полученными знаниями, умениями и навыками.
В случае, если учащемуся удалось достигнуть хороших результатов, педагог
может предложить ему участвовать в одном из очень интересных конкурсов пианистов
любителей, где люди разных профессий демонстрируют свое умение играть на
фортепиано.
Список литературы
1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М.: Российское музыкальное
издательство, 1996.
2. Гат Й. Техника фортепианной игры.
3. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. Таланты 21 век. 2004.
4. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника.
5. Милич Б.В. Воспитание ученика пианиста. – М.: Классика – 21 век,2002.
6. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.:Советский композитор, 1989.
7. Шмидт-Шкловская А.О. О воспитании пианистических навыков. Л.,
Музыка, 1995.