Методическая работа "Урок в классе ансамбля"


Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования «Детская школа искусств»
Методическая работа
«УРОК В КЛАССЕ АНСАМБЛЯ»
Авторы:
- Баранович Наталья Николаевна
преподаватель по классу аккордеона
- Васильева Евгения Владимировна
преподаватель по классу баяна
Северск
2016 год
Урок в классе ансамбля
Работа с ансамблем – важная форма работы в общеобразовательном
процессе Деткой школы искусств. Игра в ансамбле играет активную работу в
процессах становления и развития музыкальных навыков, сознания,
мышления, интеллекта. А на начальном этапе- это лучшее средство
заинтересовать ребенка в обучении и эмоционально окрасить обычно
сложный начальный этап знакомства с инструментом. Игра в ансамбле
способствует развитию всех видов слуха и памяти, учит слушать партнера,
дисциплинирует ритмику, совершенствует умение чтение с листа. Игрой в
ансамбле можно и нужно заниматься с самых первых уроков и на любом
уровне владения инструментом.
На первых этапах обучения в классе аккордеона- баяна ансамбль
состоит из ученика и педагога. Это позволяет сразу играть многоголосную
музыку, подстегивается интерес к занятиям, воспитывается образное
мышление ученика. В дальнейшем ансамбль подбираются ученики с
равными возрастными и исполнительскими возможностями. Если в классе
одного педагога нет возможности подобрать равный союз партеров, то мы
прибегаем к совместной работе: аккордеон-домра-гитара; баян-аккордеон
При выборе участников ансамбля, педагоги тщательно
продумывают распределение по партиям, чтобы партии соответствовали
исполнительским возможностям учащихся. Здесь одинаково недопустимы,
как завышение, так и занижение трудностей партий. В первом случае
учащийся будет слишком долго выучивать партию и просто плохо исполнять
ее, во втором он не получит от знаний в ансамбле ожидаемого творческого
удовлетворения.
Работая с любым по составу ансамблем, педагоги ставят перед
собой и учениками определенные цели и задачи.
Задачи:
-практическое применение и закрепление навыков, умений и знаний,
полученных в классе специальности.
-точность воспроизведения нотного текста и основных элементов
выразительности;
- достижения единства темпа, ритма, динамики;
-развитие музыкального слуха;
-раскрытие художественного замысла, целостность исполнения
произведения.
Цели:
-активизация инициативы творчества детей, раскрытие личного потенциала;
-использование более широкого репертуара, знакомство с разными жанрами
музыки;
-воспитание внимания, ответственности за общее дело;
-заинтересованность к совместной деятельности;
-воспитание уверенности в своих силах.
Процесс работы ансамбля над произведением можно условно
разделить на три этапа, которые в практике очень тесно между собой
связаны. Порой трудно выявить, где заканчивается один этап, и начинается
другой. Но для более четкого определения частных задач и конечной цели
работы ансамбля над произведением вполне определенно такое условное
разделение процесса:
-знакомство с произведением в целом;
-техническое освоение выразительных средств;
-работа над воплощением художественного образа произведения.
Первый этап включает в себя проигрывание произведения в целом,
рассказ об авторе, эпохе создания произведения, его стиле, форме. Все это
расширяет кругозор учащихся, вызывает интерес, будет творческую
фантазию. Далее с каждым учеником необходимо поучить его партию, и
только после этого переходить к совместным репетициям.
На втором этапе работы основной задачей является преодоление
технических трудностей. С первых уроков необходимо приучать учащихся
точно соблюдать все штрихи, динамические оттенки, правильно исполнять
ритмические построения, соблюдать фразировку и использовать удобную
аппликатуру. Во время занятий нужно подробно знакомить учащихся со
всеми музыкальными терминами, встречающимися в тексте произведения,
объяснять их значение и требовать точного их соблюдения.
В процессе работы в ансамбле у учащихся воспитывается такой
важный аспект, как синхронность, они приучаются видеть и чувствовать
паузы, длинные и слигованные ноты, учатся выделять из общего звучания
главные и второстепенные голоса, осваивают сложные ритмы. Работая над
совершенствованием общего темпа необходимо помнить, что подвижность
исполнения должна согласовываться с техническими возможностями
участников ансамбля.
Третий этап работы - раскрытие образного содержания
произведения, требует от учащихся овладения всеми элементами техники
исполнения. Поэтому работа над техникой связывается с художественными
задачами и постепенно становится все более осмысленной и увлекательной.
Коллективный характер работы при разучивании и исполнении
произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения
к делу и чувство ответственности перед своим партнером, делают урок
ансамбля увлекательной и эффектной формой учебно-воспитательного
процесса.
Список литературы
1.Готлтб А.Основы ансамблевой техники - М.:Музыка,1983.
2.Шрамко В.И.Класс ансамбля баянов аккордеонов -
СПб:Композитор,2008.
3.Петрушин В.И.Музыкальная психология. - М.:Трикса,2008.
-