Статья "Донотный период обучения. Введение ребенка в мир музыки"


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей
дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия «Радуга»
г. Курска
Статья на тему:
Донотный период обучения. Введение ребенка в мир музыки.
Составитель:
Концертмейстер – Чернигина Ольга Владимировна
2015
2
Музыка… Великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает
человека с древнейших времен и по сей день. В наше современное время
звучит очень много музыки, музыки самой разной старинной и
современной, так называемой « классической» и « легкой», исполняемой
профессиональными артистами и любителями. Как разобраться,
сориентироваться в этом безбрежном звуковом море? Как научиться
отличать в музыкальном искусстве подлинное от подделки, содержательную
музыкальную пьесу от популярного, но пустого шлягера? Как почувствовать
красоту серьезного произведения, которое поначалу может показаться
скучным и неинтересным, а на самом деле глубоко по образному смыслу и
истинно красиво?
Совет один: стараться больше знать о музыкальном искусстве, его
истории, особенностях языка, закона, по которым строится музыкальное
творчество (разумеется, постоянно слушая много хорошей серьезной
музыки.)
Физическое и духовное развитие ребенка тесно друг с другом
связаны. Занятия, спланированные с воспитательной целью, оказывают на
ребенка весьма сложные многосторонние воздействия.
Освещая вопросы развития музыкальных способностей, мы
говорим раздельно о развитии ритмического чувства и слуха, хотя эти
способности всегда развиваются вместе. Развитие музыкальных
способностей включают в себя: певческие навыки, чувство ритма,
развитие слуха, восприятия музыки.
Развитие певческих навыков:
Стремление детей к подражанию - вот та основа, на которой
происходит формирование певческих навыков у детей. Чтобы
3
заинтересовать детей пением, учитель должен показать хороший пример,
всегда петь чисто, выразительно с ясной дикцией. Разучивание песен на
начальном этапе обучения происходит по слуху: учитель поет, и его
пение служит образцом для детей: ребенок внимательно слушает,
запоминает образец и старается его воспроизвести. Чтобы, подражая,
чисто петь требуется прежде всего точный слух. Но как мы уже знаем
дети бывают и со слабым слухом.
Дети, которые приходят учиться в музыкальную школу,
обладают различным музыкальным опытом, различными задатками и
различной музыкальной восприимчивостью. Учитель должен знать, что
музыкальный слух можно развить у любого ребенка. Есть дети, которые
уже в 3-х летнем возрасте чисто интонируют, а есть дети, которые
могут этого добиться в течение 3-х лет.
Развитие чувства ритма: У детей песня и игровые движения
должны быть неотделимы друг от друга; единство составляют они, и в
народных играх. Благодаря этому чувство ритма у ребенка развивается
в постоянной музыкальной деятельности, непринужденно и планомерно.
Под ритмом мы понимаем последовательность во времени
относительно длинных и относительно коротких единиц. В детских
песнях эта последовательность проявляется в ритмично расчлененном
произнесении слов. Ритм прибауток и детских песен прост и состоит
чаще всего из четвертей сгруппированных попарно восьмых. В работе
над развитием чувства ритма необходимо придавать должное значение
паузам. Дети должны всегда ощущать равномерную пульсацию, на фоне
которой вырисовывается ритм.
Детям трудна бывает такая задача: петь песню про себя, а вслух
выполнять один только ритм. Для этого требуется уже отвлеченное
мышление, для детей у которых чувство ритма уже хорошо развито.
Один из способов развития чувства ритма - узнавание мелодии по
4
одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на
ясные музыкальные образы, запечатлевшиеся в памяти.
Воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и
сравнивает его с другими ритмами. В результате он вспоминает ритм
знакомой песни, в точности совпадающей с только что услышанным
ритмом.
Работу по узнаванию песни, по ритму рекомендуется строить в
такой методической последовательности:
выбери песню с характерным ритмом, отличающим ее от
других песен;
воспроизводим ритм песни закрытым ртом без мелодии;
подходящим игровым движением помогаем ребенку
вспомнить нужную мелодию;
выделяем ритм хлопками, ударами по барабану или другими
звуками (медленно, тщательно, расчленяя);
выслушиваем высказывание ребят, называющих песни с
похожим ритмом, но указываем, что прослушанный ими ритм несколько
иной;
выражаем удовлетворение и в том случае, если ребенок
приводит отрывки текста из середины песни, по которому он ее узнал;
после того, как дети узнают песню, обязательно следует ее
спеть всем вместе, подчеркнуто, выделяя ритм.
Тексты ритмических мотивов следует придумывать в
соответствии с обстоятельствами, с окружением, с настроением детей, со
временем дня, временем года.
Восприятие темпа:
Та скорость, с которой протекают движения во время игры,
влияет множество разнообразных факторов: характер песни, уровень
5
развития двигательных навыков детей, личность преподавателя, его
активность, помещение в котором проводится игра.
Дети в пылу игры двигаются быстрее, но из-за этого страдает
чистота пения и точность произнесения слов. Приучить детей к
выдерживанию темпа не очень простая задача она требует тренировки.
Для того чтобы дети ясно постигли понятие «темп», можно
попробовать перевести понятие в пространство и в действие,
например: двое ребят стоящих от учителя на одинаковом расстоянии,
направляются к нему - один быстро, другой медленно; а другие ребята
следят кто раньше дойдет до цели.
Культура движений, детский танец: Главная форма, в которой
протекает деятельность ребенка дошкольного возраста, - игра, и она
ставит специальные задачи перед музыкальным воспитанием.
Культура движений дошкольников – имеются ввиду простые
детские танцы и игровые движения может быть усовершенствованна в
двух направлениях. Одно их них повышение требований к качеству
исполнителя, другое - поиск новых вариантов движений, развивающих
чувство ритма. И то и другое следует проводить в игровой форме.
Восприятие высоких и низких звуков:
В венгерской практике музыкального воспитания, развития слуха
начинается с активного участия детей в пении и строится на этом в
дальнейшем.
Воспитывая осознание различие между более высокими и более
низкими звуками, нельзя ограничиваться словесным перечислением этих
понятий; в сознании ребенка звуковысотные и пространственные
представления должны составить единство. Более высокий звук лишь
обозначается на нотном стане более высоко.
6
Итак, в представлении ребенка звуковысотные представления
должны объединиться друг с другом. Для того чтобы подготовить
ребенка к этому, следует разными способами привлечь его внимание к
относительной высоте звука.
- мы демонстрируем пение или игру на инструментах в
высоком или низком регистре; в начале дети лишь узнают эти отличия,
позднее сами участвуют в произнесении и в пении;
- мы исполняем на инструменте (или голосом) более высокие и
более низкие звуки, а дети не только воспринимают их, но и
показывают эти различия, соответственно высоко поднимая руки и
опуская их на колени.
Различие «тихого» и «громкого»: Дети должны уметь
различать тихие и громкие звуки. Сопоставление разное по динамике
звучности дойдет до осознания ученика лишь в том случае, если тихая
игра на инструменте была действительно тихая, а громкая значительно
громче, чем обычная игра средней силы.
Не стоит изменять силу звука, если этого не требует
музыкальное произведение; на протяжении детской песни следует, как
правило, сохранять постоянную динамику. Изменение силы звука не
должно механически повлечь за собой изменения темпа. Сила звука
провоцирует ребенка на более быстрый темп.
Узнавание тембров:
Тембровые особенности шумов и музыкальных звуков так же
речи), зависит от материала и величины источника звука, а так же от
способа его звукоизвлечения.
Звуки имеют для детей важное значение, ибо дают информацию
о внешнем мире. Шумы и звуки всегда сопутствуют движению; поэтому
дети учатся добывать информацию и делают вывод на основе одних
7
лишь звуков, без зрительного восприятия. Например, (скрип двери кто
то пришел: треск мотора проехал автомобиль: звук посуды подают
обед и т.д.).
Дети постарше научатся даже различать тонкие различия тембра
в интересующей их области: например: (по звуку мотора узнают
различные марки автомашин).
Наблюдение за тембрами шумов и звуков, воспроизводимых с
помощью различных предметов, мы планомерно включаем в
воспитательную работу.
В начале дети знакомятся с сильно различающихся шумов -
издаваемых деревом, металлом, стеклом; затем познают более тонкие
различия - звон стекла, фарфора, глины - научатся различать звуки
барабана, тарелок, треугольника и мелодических инструментов -
скрипка, ксилофон.
Задача слушания музык:
Приучить детей внимательно слушать музыку и пробудить к
ней интерес. Следует ознакомить их с песнями и вообще с музыкой
различного характера и настроения, с особенностями тембров и с
техникой игры на музыкальных инструментах.
Пусть детям доставляет радость не только активное пение и
участие в играх, но и прослушивание музыкальных произведений.
Ребенок охотно поет другим ребятам, а они, даже если песня им
знакома, с вниманием, интересом слушают его - слушают песню или
сказку, которою он рассказывает, украшая ее песней, слушают и
смотрят кукольную сценку с музыкой, которую он показывает.
Эмоциональное восприятие ребенка младшего возраста,
музыкального произведения в значительной степени зависит от того,
8
видит ли он исполнителя или не видит, сопровождается ли исполнение
соответствующей мимикой или не сопровождается.
Ребенок интересуется так же, как извлекается звук на
инструменте, как крутится катушка магнитофона, как включается
проигрывать.
На начальном этапе слушания музыки предполагает в первую
очередь прослушивание одноголосных музыкальных произведений в
живом исполнении. Интерес ребенка к музыке пробуждается только под
влиянием выразительного исполнения и проявленного хорошего вкуса.
Как проводить занятия по слушанию музыки?
Для начала нужно в классе создать спокойную атмосферу.
Пусть никакой внешний фактор не мешает возникновению у детей
интереса, пусть ничего постороннее не отвлекает их внимание от
музыки. Если необходимо сказать несколько вступительных слов:
объяснить характер произведения, обратить внимание на ее жанр; но
нельзя заранее настроить детей подробными объяснениями, не мешать
им наслаждаться непринужденно и свободно.
Исполнив песню, подождите немного, перед тем как ее
повторить. Посмотрите на лица детей, обратите внимание на их
поведение и лишь тогда решите, стоит ли исполнить песню еще раз.
Закончив показ, предоставьте детям время, прежде чем вернуть
их к будничной жизни после настроения, вызванного музыкой.
Подождите, пока они сами не станут отворачиваться и друг с другом
разговаривать.
Так же беседовать с детьми о произведениях или о чувствах,
которые они вызывают, излишне. Задачи слушания изменяются, когда
дети показывают песню с целью, чтобы они проследили за некоторыми
ее музыкальными особенностями например, исполнена ли песня
медленно или быстро. И в таких случаях имеет место эмоциональное
9
восприятие музыки, но на него оказывает влияние сознательное
наблюдение, радость интеллектуального постижения.
И после такого рода показа не следует говорить с детьми о
чувствах, а только проверить, поняли ли они основные музыкальные
категории.
Один преподаватель сказал: «Дети это очень благодатный
материал, в процессе работы с ним, ты учишься у него сам».
Чтобы научить ребенка музыке, учителю надо «упасть» до его
уровня. И в течение обучения «взлететь» с ним на самый высокий
уровень.
На начальной стадии обучения интересно детям на песенном
материале, а не на упражнениях. Для активного постижения детьми
музыки, педагогам нужно все время подталкивать учащегося на нужный
путь, в поисках своего решения. Слабому и робкому ребенку не дать
сразу «утонуть», сделать так, чтобы он был уверен, чтоб плывет сам и в
нужном направлении. Стараться уделять внимание всем детям
одинаково.
Развитие музыкальных способностей происходит путем
постепенных навыков игры на музыкальном инструменте. Одновременно
происходит накопление музыкальных впечатлений, обогащение слухового
опыта ученика, овладение элементарными теоретическими знаниями,
развитие и закрепление у них интереса к занятиям музыки.
10
Список литературы
1. Апраксин О.А. Методика музыкального воспитания в школе.
М.; Просвещение, 1983 г – 220 с.
2. Алексеев И.Д. Методика преподавания на баяне. – М., 1961.-156с.
.
3. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей
дошкольников в процессе музыкальных игр. - М.; 1985 г – 72 с.
4. Зильберквит М. Мир музыки. – М, 1988.-331с.
5. Мотов В. Развитие первоначальных навыков игры по слуху./Баян
и баянисты. Вып. 5 – М., 1981.-80с. .
6. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха.
7. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и
художественный образ. – Л., 1986.
8. Вопросы музыкальной педагогики. / С.б. статей. вып. №6 / сост.
В. Игонин, М. Говорушко. – М.; 1985 г 72 с.
9. Баян и баянисты. // С.б. метод. материалов №2 под ред. Ю.
Акимова – М.; 1974 г – 128 с.
10. Баян и баянисты. // С.б. метод. материалов №4 под ред. Ю.
Акимова – М.; 1978 г – 115 с.
11
17. Музыкальное воспитание в школе. // Метод. пособие К.; 1996г
73 с