Развитие музыкального мышления учащихся на уроках фортепиано

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская музыкальная школа №3 г. Волжского
Методический доклад
«Развитие музыкального мышления учащихся на
уроках фортепиано»
подготовила
преподаватель
Близнюк Елена Владимировна
г. Волжский
2016
Развитие музыкального мышления учащихся на уроках
фортепиано
Общепринятого определения для понятия «музыкального мышления»
не существует. Понятие «музыкальное мышление» не получило к сожалению
статуса строгого полученного термина, не только потому что недостаточно
изучено, но и потому что оно отличается собственно от понятия
«мышления». Область понятий и логических операций, относящихся к
категории «мышления» играет известную роль, как в процессе создания
музыкального произведения, так и при его восприятии, тем более при его
исполнении. Однако ясно, что не это определяет специфику музыкального
мышления.
Понятие музыкальное мышление достаточно широко распространилось
в практике наряду с понятиями музыкальной мысли, логики, языка это не
является случайным и отражает интуитивно верное убеждение в том, что
музыкальное исполнительство есть особый вид интеллектуальной
деятельности, близкой к мышлению. Трудности заключаются в том, что
исследование «музыкального мышления», его составных частей требует
комплексного подхода, применение разнообразных методик.
В «музыкальном мышлении» наблюдаются все признаки мышления как
такового, кроме одного: в «музыкальном мышлении» в предлагаемом здесь
понимании отсутствует сознательная составляющая: различие сходного и
несходного, анализ звучащей информации и синтез представления о
звучащем происходят бессознательно. Музыкальной мыслью слушателя,
сигналом слушаемого оказывается нечто на понятный язык непереводимое, а
именно: более или менее адекватное воссоздание чувственного объекта, уже
однажды созданного композитором.
Такое воссоздание требует владения некими закономерностями, при
помощи которых чувственная информация переходит в осмысленное целое,
иначе говоря, владения музыкальным языком.
Развитие «музыкального мышления» ребенка является не целью, но
средством для постижения музыкальной культуры. Развитого музыкального
слуха для этого недостаточно. Обучение тому, что мы понимаем под
«музыкальным языком» и будет для нас развитием музыкального мышления,
а способность к прогнозированию поступающей музыкальной информации и
будет для нас признаком развитости «музыкального мышления».
Любое обучение в той или иной степени обращается к умственным
способностям учащегося. Как же обстоит дело с интеллектуальным
воспитанием в ходе обучения игре на фортепиано?
То, что в других учебных дисциплинах является совершенно
очевидным, в художественных на первый взгляд далеко не так ясно. Однако
посредством более глубокого анализа можно достаточно четко установить,
какие требования предъявляет, например, именно преподавание игры на
фортепиано к развитию мышления. Уже только для того, чтобы
воспроизвести простую нотную запись, учащийся должен потратить гораздо
больше духовной энергии, чем это может потребоваться в большинстве
других, обычных для его возрастной группы, процессов мышления.
Необходимо подчеркнуть, что читать ему надо одновременно и
звуковысотный и ритмический рисунок но на двух нотоносцах сразу; к
тому же он должен успевать следить за правильными пальцами,
артикуляцией, фразировкой и динамикой, и все это в сочетании с моторной
деятельностью, протекающей для каждой руки отдельно. Такое напряжение
требует от учащегося максимальной концентрации сил и поддерживает его
духовную активность. Да и сам по себе характер этой дисциплины исключает
любое пассивное участие в процессе обучения. Разумеется, здесь, как и
всегда, поступательное движение необходимо вести от простого к сложному.
Так постоянно вводятся новые элементы: различные виды удара, более
сложные ритмы, дифференцированная динамика, педализация и агогика.
Постоянно усложняется нотное письмо в связи с появлением новых
тональностей, новых знаков и итальянских обозначений. Разучиваемые
композиции удлиняются и усложняются как с точки зрения формы, так и в
отношении гармонии. При этом важно с самого начала заставлять ученика
мыслить самостоятельно и выполнять простейшие задания, такие как
определение тональности и размера, нахождение трудных мест и способа
заучивания. Более сложные - вплоть до анализа формы и гармонии,
самостоятельного выбора аппликатуры или педализации. В области
музыкально-теоретического обучения материал также дается очень
постепенно от простых 2-х и 3-х размеров, например к сложным размерам, от
знакомства с простым интервалом к сложным аккордам. Здесь ситуация
осложняется тем, что приходится оперировать в основном понятиями
абстрактными, весьма далекими от детского мышления. Правда, отправной
точкой является практический музыкальный опыт, однако необходимо
иногда шагом подводить учащегося и к общим абстрактным суждениям, что
особенно важно при объяснении основ гармонии.
Требования, предъявляемые к детскому мышлению, тесно
взаимосвязаны с развитием и тренировкой памяти. Преподаватель должен
следить за тем, чтобы заучивание наизусть происходило не просто
механически, а систематически, по частям и с использованием всех видов
памяти: слуховой, зрительной, моторной.
Рассмотрим те личностные качества учащегося без формирования
которых невозможно достичь оптимальных результатов в фортепианной
игре, развитии музыкального мышления:
1. Основное качество, стимулирующее все остальные воля.
Предпосылкой развития воли является заинтересованность,
вызывающая как прямое следствие потребность в действии;
2. Следующее качество внимание, т.е. способность
концентрироваться. Лишь немногие специальности требуют от
ребенка с самого раннего возраста применение столь большого
объема труда, как обучение игре на фортепиано. Преподаватель
должен заинтересовать ученика, чтобы пробудить интерес к
заданиям. Заинтересованность пробуждает волю к деятельности;
3. Необходимо работать над развитием самостоятельности мышления
с первых же уроков. Надо направлять, наставлять, а не требовать. В
начальной стадии обучения основу работы по развитию
самостоятельного мышления образуют наводящие вопросы
преподавателя и ответы ребенка.
С развитием этой способности следует создавать ситуации
позволяющие учащемуся интенсивно и активно участвовать в уроке и
задумываться над качеством звука и способом его извлечения на рояле.
Точно так же и в области трактовки произведения для развития критического
и самостоятельного «мышления» полезно предоставлять учащемуся
возможность выбора одного или нескольких вариантов интерпретации,
предложенных педагогом.
С воспитанием самостоятельного мышления связано ещё одно
требование: начиная с простейших комбинаций на клавиатуре, учащийся
должен уметь самокритично прослушать свою игру, своими словами оценить
её.
Преподаватель, который придает значение приведенных выше
проблем:
1) пробуждение интереса к музыке;
2) логичное и интересное определение цели труда;
3) четкое обозначение средств к достижению цели;
4) широкое развитие способности воображения, особенно слуха,
логики мышления и прежде всего развитие способности
концентрироваться;
5) самостоятельное и критическое мышление в процессе труда за
инструментом может постепенно приучить ребенка к
систематическому труду.
6) Уровень развития музыкального мышления прямо зависит от
качества овладения соответствующими понятиями,
содержательности и емкости последних.
Следует отметить, что опыт, приобретаемый через исполнение музыки
особенно ценен. Сухомлинский писал «Есть особые, активные, наиболее
творческие участки мозга, которые пробуждаются к жизни благодаря
соединению абстрактного мышления и тонкой, мудрой работы рук. Если
такого соединения нет, эти отделы мозга преображаются в тупики». Если
соединяются усилия ума и рук информация идет двумя непрерывными
встречными потоками от рук к мозгу и от мозга к рукам.
Структура музыки (её мелодическое, полифоническое, гармоническое,
метроритмическое, тембра динамическое и иные особенности) будучи
воспроизведена в исполнительстве конкретизируя, - наполняется реальным
музыкальным смыслом.
Задача исполнителя воссоздать на инструменте звуковой образ. Это
предполагает проникновение в выразительно-смысловую сущность
музыкальных интонаций и осознание конструктивно-логических принципов
организации материала. Исполнитель не должен игнорировать жанровую и
стилистическую специфику (стиль композитора, общность признаков
определенной исторической эпохи).
Нельзя забывать и о том, что интеллектуальные операции музыканта-
исполнителя имеют ярко выраженную эмоциональную окраску. Современная
наука подчеркивает, что эмоции и чувства играют важную роль в структуре
мыслительных действий человека.
Исполнение музыки неизбежно активизирует музыкальное мышление.
Разговаривая и рассуждая с учащимся на равных, в то же время нельзя
забывать, что перед нами ребенок, а ребенку свойственно конкретное
мышление.
Поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена
непосредственно в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приемах.
Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным, конкретным и
метким.
Например, определив характер и настроение пьесы, нужно сразу же
найти звуковую окраску, пульс, движение элементарные нюансы, а также
технические средства, вытекающие из характера пьесы и помогающие ярче
раскрыть ее образное содержание. Это и будет работой над художественно-
музыкальным образом и над приобретением игровых приемов конкретно
увязанных с музыкальной задачей.
Учащемуся хочется получать от музыки удовольствие и радость, но он
не согласен достигать этого ценой однообразной работы. Избавить его от
ощущения однообразия важная задача в педагогической работе этого
периода.
И путь к этому один научить ребёнка работать за инструментом, т.е.
наполнить процесс разучивания осмысленными заданиями. Только на этой
основе можно развить концентрацию внимания и привить интерес не только
к результату, но и к самому процессу работ.
Большое значение для развития музыкального мышления имеют
навыки разбора и чтения нот. Так как происходит наполнение смыслом
процесса разучивания, концентрация внимания и слуховой контроль.
Хотелось бы подчеркнуть роль мышления и необходимость его развития для
успеха в решении поставленных выше задач. Надо воспринимать нотный
текст сразу группами по 2-3 ноты, как они укладываются в мотивы, такты.
Далее следует развивать навыки непрерывного чтения нот (непрерывного
внимания). Решая эту задачу, необходимо преодолеть инертность мышления,
свойственные ребёнку, надо добиться длительной концентрации внимания и
плавной непрерывности мышления, идущего вперед движения рук.
Игра в четыре руки должна продолжаться в течение всего времени
обучения, постепенно охватывая интересный материал оперных и других
произведений. Надо развивать способность охвата произведения в целом, это
очень расширит музыкальный кругозор учащегося.
К сожалению, воспитанию самостоятельности музыкального
мышления учащихся в сегодняшнем массовом обучении уделяется ещё очень
мало внимания.
Надо сказать, что формированию самостоятельности мышления
учащегося особенно препятствует ещё широко распространенная практика
обучения, при которой общий, теоретически не подкрепленный
педагогический показ атаскивание), используется как единственный метод
обучения. Механическое копирование ведет к хронической пассивности
исполнительского мышления.
Современные научные исследования позволяют сделать вывод, что
ключевым условием формирования музыкальных способностей и умений
является развитие полной самостоятельности музыкального мышления
исполнителя умения свободно действовать в уме. Однако самостоятельное
музыкальное мышление не сводится лишь к высокому уровню развития
внутреннего слуха. Как более широкое и сложное явление оно позволяет
исполнителю не только внутренне представлять звуковые образы
произведения, но и мысленно оперировать этими образами. Прорабатывать
их с различными исполнительскими установками (медленно, заострять
ладовые созвучия, акцентируя внимание на функциональных тяготениях
гармонических последований). Как показывает практика выдающихся
исполнителей, такая высокоразвитая способность дает возможность
фактически полностью «заниматься в уме» позволяет по-настоящему познать
музыкальные произведения.
Можно сказать, что умственная деятельность учащихся музыкантов и
законченных артистов в принципе должна иметь одну и ту же природу
различие здесь лишь в степени. Поэтому естественно предположить, что
такой уровень самостоятельности музыкального мышления, при котором
исполнитель может свободно «действовать в уме», должен рассматриваться
как образец в профессиональном образовании.
Умению работать без инструмента придавали раньше большое
значение. В книге С. Хентовой «Артур Рубинштейн» приводится цитата
композитора «...Технику я отрабатываю за столом. Могу заниматься в
кинематографе. Иногда... возвращаясь из кино, чувствую, что заметно
усовершенствовался в гаммах».
Г. Цыпин в статье «Обучение игре на фортепиано» - пишет:
«музыкальное мышление сущность, структура основы формирования и
развития, любая интеллектуальная деятельность всегда уходит своими
истоками в знания о предмете».
Формирование и развитие музыкального мышления должно
основываться на глубоком познании законов музыкального искусства,
внутренних закономерностей музыкального творчества, на осмыслении
важнейших средств выразительности, воплощающих художественно-
образное содержание музыкальных произведений. Музыкальное мышление
имеет такую же структуру, как и мышление вообще. Оно включает в себя
анализ и синтез, сравнение и обобщение. Овладение данными приёмами
умственной деятельности в процессе музыкального обучения способствует
развитию музыкального мышления учащихся. Анализ и синтез дают
возможность музыканту глубже проникнуть в сущность произведения,
точнее понять его содержание, приучают к критическому построению
выводов. Обобщение является сложным мыслительным процессом, который
осуществляется в тесной связи с анализом, синтезом и сравнением.
Способность к обобщениям является показателем более высокого уровня
умственного развития учащихся и основывается на принципе системности
знаний. Большое значение в музыкальном обучении имеет сравнение. Эта
мыслительная операция несёт в себе противоречие, основывающееся на
различии уровня знаний, имеющихся и необходимых для решения
поставленной задачи.
Постоянное применение разносторонних знаний в процессе
музыкального обучения главное условие эффективности развития
музыкального мышления учащихся. Поэтому на занятиях по инструменту
необходимо давать ученику весь комплекс знаний, необходимых для
изучения произведения. При такой постановке вопроса будут развиваться не
только исполнительские, но и музыкально-теоретические познавательные
навыки. В процессе разучивания разнообразных музыкальных произведений
учащиеся должны приобретать специальные знания, выстроенные в систему,
что будет способствовать более эффективному развитию музыкального
мышления и оказывать существенную практическую помощь в
самостоятельной работе.
Список литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978
2. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974
3. Баринова М О развитии творческих способностей ученика Л., 1961
4. Бернштейн Н. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.
М., 1966
5. Восприятие музыки: Сборник статей под редакцией В.Н. Максимова М.,
Музыка 1980
6. Выготский Л.С. Психология искусства М., Искусство 1986
7. Коган Г. У врат мастерства М., 1977
8. Коган Г. Вопросы пианизма. Избранные статьи, вып. 1.2. М., 1968, 1972
9. Коган Г. Работа пианиста М., 1979
10. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные
психологические произведения в двух томах. М., Педагогика 1983
11. Морозова З.П. Теоретические основы формирования мотивации
эстетической деятельности школьников Под ред. Л.П. Печко М., ННХВ. 1990
12. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей М., Педагогика 1988
13. Тимакин Е. Воспитание пианиста М., 1989
14. Фейшн М. Индивидуальность ученика и искусство педагога М., 1975
15. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано М., 1984
16. Шмидт-Шкловская А.О. Воспитание пианистических навыков Л., 1971
17. http://odiplom.ru/pedagogika/metody-razvitiya-muzykalnogo-myshleniya
18. http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2016/04/29/metodicheskoe-posobie-
dlya-studentov-na-temu-razvitie-muzykalnogo
19. http://festival.1september.ru/articles/530403/