Урок музыки "Фрески Софии Киевской" 5 класс

5 класс урок музыки "Фрески Софии Киевской. №25
Место и роль урока в изучаемой теме: «Музыка и изобразительное искусство»
3 четверть, 25 урок (по программе Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина)
Технологии: проблемное обучение (эвристическое погружение, мозговой штурм);
проектно- исследовательская (методы проектов, защиты презентации, “сочинение
сочинённого”);
Тип урока: формирование новых знаний;
Вид урока: комбинированный
Цель урока: Уметь находить взаимосвязь между музыкой и изобразительным
искусством. Углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной
музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.
Задачи урока:
Личностные:
осознание своей этнической принадлежности;
формирование культурного и духовного мировоззрения;
формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре,
религии и традициям;
формирование коммуникативной компетенции в процессе образовательной
деятельности;
здоровьесберегающая (метод пластического движения, вокальные упражнения) .
личностно-ориентированное обучение (индивидуальные задания);
Метапредметные:
формирование умения обсуждать проблемные вопросы;
формирования умения рефлексировать в ходе творческого сотрудничества;
Предметные:
формирование представления о роли музыки в жизни человека;
формирования умения слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей
человека;
формирование слушательской культуры;
формирование вокально-хоровой и исполнительской культуры;
формирование эстетического вкуса и внутренней культуры;
формирования уважительного отношения к шедеврам музыки и живописи;
Наглядность: Презентация с изображениями внешнего и внутреннего убранства Софии
Киевской;
Планируемые результаты:
Предметные:
учащиеся познакомятся
с произведениями
музыки и
монументальной
живописи;
учащиеся узнают о
памятнике
архитектуры 11 века;
Метапредметные:
учащиеся научаться
обсуждать
проблемные вопросы;
учащиеся научаться
рефлексировать в
ходе творческого
сотрудничества;
Личностные:
учащиеся узнают о
значении памятника
архитектуры 11 века
для современников;
Задачи: результаты урока:
Предметные:
учащиеся познакомятся с произведениями музыки и монументальной живописи;
учащиеся узнают о памятнике архитектуры 11 века;
учащиеся смогут используясь средства музыкальной выразительности определить
на слух музыкальные фрагменты;
Метапредметные:
учащиеся научаться обсуждать проблемные вопросы;
учащиеся научаться рефлексировать в ходе творческого сотрудничества;
Конкретный результат:
учащиеся обозначат тему и задачи урока;
учащиеся узнают о значении памятника архитектуры 11 века для современников;
учащиеся смогут используясь средства музыкальной выразительности определить
на слух музыкальные фрагменты;
Результат-вклад:
учащиеся научаться умению слушать музыкальные произведения, овладеют
слушательской культурой;
учащиеся научаться уважительно и бережно относиться к произведениям
искусства;
учащиеся овладеют исполнительской культурой;
учащиеся смогут услышать в музыкальных произведениях идею композитора;
учащиеся овладеют эстетическим вкусом и культурой;
Оборудование: компьютер, фортепиано, ноты, учебник стр. 111, тетрадь, раздаточный
материал.;
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая;
ХОД УРОКА
Слайд №2
I. Орг. момент. Вход в класс (Ф. Шуберт «Ave Maria»)
Что за музыкальное произведение звучало? Кто авторы? Картины, музыки?
-ответы
На наших уроках мы говорили о том, что все искусства связанны между собой и
дополняют друг друга.
Какова цель нашего урока, что же мы будем продолжать выяснять сегодня?
- Взаимосвязь между музыкой и изобразительным искусством.
- Литература и музыка – рождают новые жанры, музыку мы видим в своём воображении,
а живопись, если прислушаться, звучит разными звуками.
Слайд №3 Тема урока
Дома вы готовили материал к нашему уроку, я давала общие и индивидуальные
задания. Давайте начнём урок.
II. Музыкальное приветствие: Здравствуйте ребята!
-Добрый день (распевание по полутонам)
ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
- Встали.
1 Гамма –крещендо, диминуэндо с пластическим дирижированием
2. Упражнение на умение экономить дыхание (“Надувная игрушка”)
- Надуваем игрушку в среднем темпе, сдуваем медленно, струйно.( 2раза
4. Упражнение на отработку кантиленного пения (показать)
“Ми-и-и-и-я-я-я-я, ми-и-и-и-я-я-я-я-ми” (1раз –легато, 2 раз – стаккато)- (5 мин.)
- Сели
Слайд №4 Эпиграф нашего урока: «Музыка- сестра живописи»
Леонардо да Винчи
Сл 5 На слайде храм и звучит знаменный распев.
Как вы думаете, о какой музыке мы будем сегодня говорить?
Ответы: церковной, божественной, небесной, духовной…
- Как вы считаете, а в наши дни современные композиторы сочиняют духовную музыку?
Почему?
(Да)… В современном мире нам так же нужно, что бы души людей были светлыми,
мирными, добрыми…
Сл 6 Мы начали учить песню, которая созвучна теме нашего разговора, мы сейчас
станем исполнителями. О чём песня? О чём песня? Как мы будем её исполнять?
Правильно, людям всегда нужна вера, надежда, любовь!
Давайте исполним её.
Исполнение песни «Молитва» Е. Крылатова
III. Сл 7 - Новая тема. Концертная симфония для арфы с оркестром
“Фрески Софии Киевской” Валерия Григорьевича Кикты. На экране фото композитора и
учебника стр.111
(запись в тетрадь) (8мин)
Композитор XX века В. Кикта рассказал нам о далёких событиях. Мы узнаем, какие
средства музыкальной выразительности использовал украинский композитор в своей
концертной симфонии, чтобы передать для нас, потомков, образы древней Руси.
Что такое Симфония?
Ответы детей
Написал он её в честь 1000-летия крещения Руси. Потому что как раз 10 веков назад по
велению князя Ярослава Мудрого в 50-ую годовщину христианства на Руси в Киеве
возводится величественный собор Святой Софии, украшенный мозаикой, фресками,
орнаментом.
Слайд№8 (Рассказывает ученик)-Экскурсовод
Перед нами Храм Святой Софии в городе Киеве. Храм относится к произведениям
византийско-киевского зодчества. Святая София - главное культовое сооружение Киевской
Руси времен Ярослава Мудрого (1019-1054). Это главный православный храм Древней Руси .
Первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий
купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе Главе Церкви. Двенадцать
меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них с евангелистами,
через которых христианство проповедовалось во все концы земли.
- Ребята, как украшают соборы внутри?
Ответы: Иконы, свечи, фрески, мозаики…
Что такое фреска? У вас было домашнее задание найти и рассказать.
Ответы детей. Слайд№8
Слайд№ 9-13 (Рассказывает ученик)-Экскурсовод
Мерцающие мозаики храма Софии, её фрески уникальны.
Фрески писали греческие и русские мастера.
В тематику фресок входили не только сюжеты из Евангелия, но и сцены игр на
константинопольском ипподроме.
На фресках можно увидеть византийского императора, колесницы, музыкантов,
скоморохов в колпаках, ряженых, травлю медведей…портрет четырёх дочерей
Ярослава (портрет самого Ярослава не сохранился)
Так "Небесное и Земное" соединилось в искусстве фресковой росписи киевского
собора.
Путеводителем в симфонии служит музыка, которая как припев (рефрен) повторяется в
них несколько раз. (“Орнамент”)
Слайд №14
Что такое орнамент?
Орна
́
мент (лат. ornemantum украшение) — узор, основанный на повторе и
чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных
предметов (дома сделали запись в тетради)
Сравните два изображения…
Слайд№15
Верно. Послушайте его музыкальный узор.
ПРОСМОТР ВИДЕО
- Какая картина возникла в вашем воображении , когда вы слушали орнамент? ( Как будто
певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с историей Киевской
Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории).
-С каким жанром старинной песни она имеет сходство? (С былиной, арфа очень
напоминает гусли)
Слайд№16 Интересный приём, использует композитор, чтобы передать звучание струн.
Если звуки аккорда взять не одновременно, а по очереди получится красивый перебор,
такой приём называют АРПЕДЖИО -(показываю на фортепиано).
Встали: Давайте попробуем взять аккорд – одновременно нажимая на 3 пальца, а теперь
представьте, что вы играете на Арфе по порядку со счётом (123-123 –…). Каждый ваш
пальчик по очереди щиплет струну – это разложенный аккорд по типу арпеджио.
ФИЗМИНУТКА. ПЛАСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
дети выполняют движения пальцами в ансамбле с учителем под фортепиано.
Какой же исполнительский приём помог вам изобразить перебор струн? (арпеджио -
записать в тетрадь)
V. Проектная деятельность в творческих группах (10 мин)
Слайд№17
Итак, перед нами живописная фреска “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”
Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Как же нам её услышать?
Чтобы её услышать, мы сами должны научиться создавать музыку. Для этого мы должны
быть не только музыкантами, но ещё и художниками.
Сейчас вам предоставляется возможность сочинить музыку к фреске. У вас на столах
имеются карточки, где указаны парные элементы музыкальной и живописной
выразительности. Но у каждой творческой группы они разные.
МУЗЫКА
ЖИВОПИСЬ
1 группа Композитор
Художник
Чтобы работа получилась быстрой и качественной, распределите обязанности поиска
каждого элемента пополам.
Например, художники, определяют, глядя на фреску, элемент живописи и выбирают его, а
другой- музыкант, находит в соответствии элемент музыкальной речи и также выделяете
его.
На экране “Портрет дочерей Ярослава Мудрого” (дети работают группами, определяют
элементы музыкальной речи
Правильный вариант ответов
1 группа Композитор
Художник
Мелодия – поступенная
Линия – прямая
2 группа Композитор
Художник
Тембр – арфа, скрипки
Колорит – мерцающий
3 группа Композитор
Художник
Форма – вариация
Композиция – расположение частей-
повторное
4 группа Композитор
Художник
Развитие музыки – динамическое,
темповое
Развитие худ. идеи – приближение
5 группа Композитор
Художник
Темп - медленный, неторопливый
Темп - шаг
Мелодия – поступенная, скачкообразная
Линия – прямая, ломаная
2 группа Композитор
Художник
Тембр инструментов –
ударные: ксилофон, бубен;
струнные: арфа, скрипки;
деревянные духовые: дудки, рожки.
Колорит – ясный,
мерцающий,
сумрачный.
3 группа Композитор
Художник
Форма – рондо, вариация, куплетная
Композиция – расположение частей -
равномерное, повторное, беспорядочное
4 группа Композитор
Художник
Развитие музыки – инструментальное,
динамическое, темповое
Развитие художественной идеи –
приближение, дополнение, борьба
5 группа Композитор
Художник
Темп быстрый, медленный,
неторопливый, переменный
Темп – движение, бег, прыжок, шаг
Слайд №18 - А теперь послушаем, насколько ваши мысли были близки к идее
композитора
Слушание “фрески” “Портрет дочерей Ярослава Мудрого”
- Что вы представили, когда звучала музыка?
(будто княгини сначала ожили и сошли с фрески, приближаясь всё ближе и ближе. Они
водят хоровод вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И в конце музыки княгини
возвращаются на своё место и вновь превращаются в фреску).
- Проверьте, всё ли верно вы предположили?
Слайд №19 - РЕЗУЛЬТАТ: - Что же вы сегодня создали? (сотворили музыку к фреске)
VII. ВЫВОД УРОКА (2 мин.):
- А наш сегодняшний урок вас чему-то научил?
- Какими надо быть людьми? (добрыми, уважительными)
РЕФЛЕКСИЯ: - Ребята, трудно вам было быть художниками? А музыкантами?
- Какие знания вам понадобились, чтобы создать муз. проект? (умение
определять и сопоставлять различные языки искусств)
Оценки: У вас есть таблица самооценки, проследите по ней свою работу на уроке - какую
оценку вы заработали?
Особенно хочу отметить ребят, которые подготовили свои выступления дома (имена)
Слайд №20 Домашнее задание:
Выучить музыкальные термины.
Биографическую справку о композиторе В. Кикта.
Урок окончен.