Рабочая программа учебного предмета "Ансамбль" дополнительной предпрофессиональной образовательной программы "Струнные инструменты"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
детская школа искусств имени Милия Алексеевича Балакирева
городского округа Тольятти
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Ансамбль»
дополнительной предпрофессиональной образовательной программы
«Струнные инструменты»
(8 (9) лет обучения)
Разработчик: Дубская Наталья Юрьевна –
преподаватель по классу скрипки, ансамбля.
Тольятти 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Скрипка».
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и
освоение навыков игры в струнном ансамбле с 1 по 8 класс, а также включает
программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для
поступающих в профессиональные образовательные учреждения.
Струнный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные
на занятиях в классе по специальности.
За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и
навыков, необходимых для совместного музицирования.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе
следующего репертуара: дуэты, различные переложения для струнного
ансамбля, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и
зарубежных композиторов.
Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа
по струнному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит
учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой,
романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого
творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу,
совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на
высоком художественном уровне.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы восемь лет 1 по 8 класс). Для
учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год
(9 класс).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Аудиторная нагрузка по предмету «Ансамбль» складывается из часов
обязательной и вариативной части.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два
ученика), рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как
обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим
образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того,
1
Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и т.д.
Срок обучения/количество часов
1-8 классы
9 класс
Количество часов
(общее)
Количество часов
(в год)
Максимальная нагрузка
773,5 часов
165 часа
Количество часов на аудиторную
нагрузку
428 часа
99 часов
Количество часов на
внеаудиторную
(самостоятельную) работу
345,5 часов
66 часов
Недельная аудиторная нагрузка
1-3 класс-1 час
4-8 класс-2 часа
3 часа
Самостоятельная работа (часов в
неделю)
1-3 класс-1 час
4-8 класс- 1,5 часа
2 часа
Консультации
1
(для учащихся 3-8
классов)
6 часов
(3-6 класс-1 час
7-8 класс-2 часа)
2 часа
реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного
исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
Цели и задачи учебного предмета
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого
исполнительства.
Задачи:
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться
в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
артистизма и музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с
ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и
исполнителями камерной музыки.
формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального
исполнительского комплекса скрипача-солиста камерного ансамбля.
Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального
материала всех партий);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего
произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого);
прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы со струнным ансамблем в рамках
предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
ансамблевого исполнительства.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль"
должны иметь площадь не менее 18 кв.м., звукоизоляцию, наличие хорошего
освещения и необходимого количества пультов.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для
содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных
инструментов.
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения - 9 лет
Распределение по годам обучения
Класс
2
3
4
5
6
7
9
Продолжительность
учебных занятий (в
неделях)
33
33
33
33
33
33
33
Количество часов на
аудиторные занятия (в
неделю)
1
1
2
2
2
2
3
Консультации (часов в
год)
1
1
1
1
2
2
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения
и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный
для освоения учебного материала.
Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве,
необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания,
умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий
демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских
намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных
эпох;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства, обусловленных художественным содержанием и
особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его
академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику.
Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-
эстетического развития личности и приобретения ею художественно-
исполнительских знаний, умений и навыков.
1 класс (1 год обучения)
Начальный этап обучения в классе ансамбля - это возможность педагога
влиять на развитие интеллекта ребёнка, раскрыть его способность общаться,
дружить, сопереживать, а значит и чувствовать. На этом этапе можно
заниматься развитием слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, чтением с
листа, ведь в процессе совместной работы дети успешней усваивают
длительности, понятия распределения смычка и различных средств
выразительности. Поскольку в этот период в классе по специальности ведётся
кропотливая работа над постановкой рук учащегося, задача педагога по классу
ансамбля - не навредить этой работе, а поддержать и, по возможности укрепить
пройденные навыки.
Исходя из этого, репертуар первого года обучения должен быть максимально
простым с технической стороны, но, в то же время, интересным с точки зрения
исполнительского замысла. За год учащиеся проходят 3-5 произведений малого
объёма. В конце года учащиеся сдают зачёт из 2 произведений.
Зачётом может считаться выступление на классном вечере, концерте или
академическом вечере.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Русская народная песня «Зимушка»
Русская народная песня «Как пошли наши подружки»
Русская народная песня «Уж как по мосту - мосточку»
Русская народная песня «Во саду ли в огороде»
В. Русин «Качели»
В. Русин «Весёлые струны»
Польская народная песня «Кукушечка»
Чешская народная песня «Колокольчик»
Немецкая народная песня «Братец Яков»
Филиппенко «Цыплятки»
2 класс (2 год обучения)
Данный этап является продолжением первого этапа, начинается постепенное
усложнение требований к учащимся в сфере совместной организации ритма,
точности интонации и динамических нюансов воспроизводимой партии. В
основе репертуара - несложные произведения, доступные для успешной
реализации начального этапа обучения. За год ученики должны пройти 3-4
произведения. В конце года учащиеся сдают зачёт из 2 произведений.
Зачётом может считаться выступление на классном вечере, концерте или
академическом вечере.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Ж. Металлиди «Деревенские музыканты»
Ж. Металлиди «Как по морю»
Ж. Металлиди «Про овечку и человечка»
Греческая народная песня «Колечко»
И. Дунаевский «Колыбельная»
Г.Пёрселл «Менуэт»
Н.Бакланова «Детский марш»
Финская народная песня «Я весёлый пастушок»
Й. Гайдн «Анданте»
3 класс (3 год обучения)
Продолжение формирования навыков ансамблевого музицирования на
фоне постепенного усложнения материала по технической сложности и
увеличению объёма:
умением слушать мелодическую линию и выразительно её фразировать;
умением слышать и различать основную мелодическую линию,
второстепенные линии, а так же аккомпанемент;
совместно работать над динамикой, образами и стилем произведения;
В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля. В конце года - зачёт
из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может быть
приравнено к концерту.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
П. Яковенко «Полька»
Р. Роджерс «Мои любимые вещи»
Л. Коган «Новогодняя полька»
А. Спавадеккиа «Добрый жук»
В.А. Моцарт «Немецкий танец»
Г. Свиридов « Старинный танец»
К.М Вебер «Хор охотников»
4 класс (4 год обучения)
На этом этапе продолжает формироваться навык слушания партнеров по
ансамблю, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом.
Увеличиваются требования к точности интонации, ритма, динамических
нюансов, распределения смычка в специфике ансамблевого музицирования. В
основе репертуара - несложные произведения, доступные для успешной
реализации данного этапа обучения.
За год ученики должны пройти 3 5 произведений. В конце учебного
года обучающиеся сдают зачет из 2-3 произведений. Зачетом может считаться
выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Н.Леви «Тарантелла»
Й.Брамс «Колыбельная»
А.Кокорин «Полька-галоп»
М.Шмитц «Принцесса танцует вальс»
Ж. Металлиди «Скачет галка по ельничку»
Ж. Металлиди «Ох, как я стараюсь»
Ю.Гина «Прогулка»
К. Караев «Задумчивость»
5 класс (5 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
умением различать, слушать и выразительно фразировать мелодическую
линию, слушать всю музыкальную ткань произведения.
умением грамотно и чутко аккомпанировать сольной партии;
совместно работать над динамикой произведения;
анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 3 5 произведений разной
степенью готовности). В конце года - зачет из 2 3 произведений. Публичное
выступление учащихся может приравниваться к зачету.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Н. Рота «Мелодия»
Н. Рота «Танец клоунов»
Кокорин «Кадриль»
Е. Крылатов «Крылатые качели»
С. Прокофьев «Марш» (из сюиты «Летний день)
А. Скултэ «Ариетта»
Ф. Шуберт «Музыкальный момент»
Н. Карш «Кубики»
Е. Дога «Вальс» (из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)
К. Караев «Паванна»
Неаполитанская народная песня «Санта Лючия»
6 класс (6 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение
репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука
между партиями. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского
текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.
В течение учебного года следует пройти 3 – 5 произведения (разного
жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной
программой.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
П.Маккартни «Yesterday»
П.И.Чайковский «Неаполитанский танец»
А. Бабаджанян «Танец»
Т. Хренников «Колыбельная Светлане» (из к/ф «Гусарская баллада»)
Старинный русский романс «Я встретил Вас…»
Э. Григ «Норвежский танец»
Э.Вальдтейфель «Полька «Пустячки»
С. Прокофьев «Шествие» (из симфонической сказки «Петя и волк»)
7 класс (7 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение
задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета
«Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и
средств выразительности; работа над идентичностью аппликатуры,
распределения смычка и качества штрихов; воспитание артистизма и чувства
ансамбля в условиях концертного выступления.
За год необходимо пройти 3 5 произведения. В конце учебного года
проходит зачет, на котором исполняется 2 – 3 произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Ж. Порри «Мелодия»
Й. Штраус «Анна-полька»
А. Дворжак «Цыганская песня»
А. Сахарова «Рэгтайм»
И. Фролов «Дивертисмент»
С. Фостер «Прекрасный мечтатель»
Л. Дезорме «Возвращение с парада»
М.П. Мусоргский «Гопак» (из оперы «Сорочинская ярмарка»)
8 класс (8 год обучения)
В восьмом классе продолжается совершенствование навыков совместного
музицирования. Расширяется и усложняется репертуар за счёт
совершенствования исполнительских приёмов в классе по специальности. За
год необходимо пройти 3 5 произведения. В конце учебного года проходит
зачет, на котором исполняется 2 – 3 произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
И. Фролов «Шутка-сувенир»
Д. Шостакович «Романс» (из к/ф «Овод»)
П.И. Чайковский «Вальс» (из балета «Спящая красавица»)
И.С. Бах - Ш. Гуно «Аве Мария»
А. Варламов «Красный сарафан»
С. Прокофьев «Вальс» (из оперы «Война мир»)
9 класс (9 год обучения)
В девятом классе продолжается дальнейшее совершенствование
ансамблевых навыков и накопление ансамблевого репертуара. В конце первого
полугодия учащиеся сдают зачёт, на котором исполняются 2 произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
А. Хачатурян «Гаяне» (отрывок из балета)
Т. Хренников «Увертюра» (из балета «Гусарская баллада»)
К. Караев «Вальс» (из балета «Семь красавиц»)
С Прокофьев «Гавот» (из балета «Золушка»)
Д. Гершвин « Блюз» (из симфонической сюиты «Американец в Париже»)
Э Капп «Эстонский танец»
Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает
формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному
музицированию в ансамбле с партнерами;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
навыков, позволяющий использовать многообразные возможности
скрипки и других инструментов для достижения наиболее
убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно
накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений
различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание ансамблевого репертуара;
знание художественно-исполнительских возможностей скрипки;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа;
навыки по воспитанию совместного чувства ритма;
навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом
музицировании;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы
над исполнительскими трудностями;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве
ансамблиста.
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает
в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию
обучающегося в конце каждого учебного года с 1 по 8 класс. В 9 классе
промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут
использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и
классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету
«Ансамбль» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно.
Формой аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также -
прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других
творческих мероприятиях.
По завершении изучения предмета "Ансамбль" проводится
промежуточная аттестация в конце 9 класса, выставляется оценка, которая
заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
оценка отражает грамотное исполнение с
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного
учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества
исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст
возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" -
подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем
подготовки в классе специальности.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности и наглядности в
освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном смысле)
3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно»)
комплекс серьезных недостатков, невыученный
текст, отсутствие домашней работы, а также плохая
посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
простого к сложному и опирается на индивидуальные особенности ученика-
интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные,
уровень его подготовки.
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших
примеров исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться
работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым
балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами,
интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму
произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые
прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также
важной составляющей частью общего представления о произведении, его
смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном
уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее
художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более
серьезная индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть
обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать
проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику
произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и
продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией,
затем с партнерами. Важным условием успешной игры становятся
совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет
индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального
плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень
подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения,
доступные по степени технической и образной сложности,
высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам,
форме и фактуре.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка
как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
С учетом того, что образовательная программа «Скрипка» содержит
одновременно два предмета, связанные с исполнительством на скрипке -
«Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» - учащийся должен разумно
распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно
выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на
нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить
к репетициям с партнерами по ансамблю. После каждого урока с
преподавателем необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные
преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно
ознакомиться с партиями других участников ансамбля. Важно, чтобы
партнеры по струнному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие
намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах
ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности
звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над
общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемых нотных сборников
1. «Светлячок» Пьесы с фортепианным аккомпанементом и партиями
Составление и переложение Э. Пудовочкин . I-VII ступени. ( Издательство
«Композитор» Санкт-Петербург).
2. «Шире круг». Популярные произведения для ансамбля скрипачей.
Составление и переложение Н.В. Нежинской. (Издательство «Композитор»
Санкт-Петербург).
3. «Парад скрипок». Сборник популярных классических и эстрадных
произведений для ансамбля скрипачей детских музыкальных школ.
Составление и переложение Г.П. Сигунина. ( Музыкальное издательство
«Классика ХХI»).
4. «Играем вместе». Сборник скрипичных дуэтов. Часть 1.Обработка и
педагогическая редакция В.Ф. Третьяченк о (Красноярск 2003).
5. С. Прокофьев. Ансамбли юных скрипачей. Составитель Р. Рейтих
(Москва «Советский композитор»1990)
6. Скрипичный ансамбли. Учебный репертуар ДМШ. Выпуск 4 (Киев)
7. «Произведения для ансамбля скрипачей» в сопровождении фортепиано и
без сопровождения. (Ленинград «Музыка» 1988)
8. Ж.Металлиди «Сыграем вместе пьесы для ансамбля скрипачей и
фортепиано». Младшие классы ДМШ. («Композитор» Санкт-Петербург
2002)
9. «Ансамбль скрипачей с азов» О. Щукина. Вып.1 («Композитор» Санкт-
Петербург 2007)
10. «Шедевры трёх эпох в скрипичном ансамбле». Составитель В.Ф.
Третьяченко (Красноярск 2003).
Список рекомендуемой методической литературы
1. Пудовочкин Э. В. «Скрипка раньше букваря». Опыт раннего группового
обучения на скрипке. Санкт-Петербург «Композитор» 2006.
2. «Как учить игре на скрипке в музыкальной школе». Составитель
Берлянчик М.М. Классика ХХI.,2006
3. Турчанинова Г. «Организация работы скрипичного ансамбля». Вопросы
музыкальной педагогики. М.1980 вып.2
4. «Ансамбль скрипачей с азов». Щукина О. «Композитор» Санкт-
Петербург. Выпуск 1.