МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕХНИКОЙ"


Государственное образовательное бюджетное учреждение
Иркутской области «Братское музыкальное училище» (техникум)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ
НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕХНИКОЙ
подготовила
преподаватель фортепиано
Миль Надежда Степановна
г.Братск
2015
Существуют различные точки зрения по вопросу «А так ли необходимо
ученикам играть гаммы?». Одни педагоги считают, что техника лучше
формируется на основе этюдов и виртуозных пьес, связывая этот факт с
большим желанием учеников играть инструктивный материал другого типа или
художественные произведения. Другие пианисты, в том числе и автор работы,
уверены в необходимости изучать гаммы особенно учащимися начального
звена.
Гаммы представляют собой универсальную основу классической
позиционной техники, включающую все виды фортепианного изложения
(одноголосные пассажи, короткие, ломаные и длинные арпеджио, интервалы,
аккорды, октавы).
Кроме выучивания и исполнения гамм в основном виде существует
огромное количество вариантов работы с данным инструктивным материалом,
позволяющее решать двигательные, координационные, ритмические,
штриховые, динамические, художественные задачи.
Отказываясь от работы над гаммами с учениками педагог должен помнить что
значительная часть мировой фортепианной музыки это произведения западно-
европейских композиторов XVII-XIXвв., где типы фортепианной фактуры
становятся некими универсальными формулами.
Ученик, не занимающийся гаммами, работая над новой программой, будет
тратить большее количество времени на разбор текста, подбор аппликатуры,
чем, если бы умел пользоваться «заготовками» из гамм.
Зачастую навыки игры гамм во многом определяют и качество техники
пианиста в целом.
ГАММЫ И АРПЕДЖИО
Игра гамм преследует множество целей: практическое овладение
системой квинтового круга, знание аппликатуры и ориентировка в особенностях
клавиатуры в разных тональностях; способствует овладению навыками
слышания подвижного безостановочного двухголосного пассажа, и
соответственно овладение координацией обеих рук, кроме того, это прекрасный
материал для овладения всем многообразием штрихов, динамики и ритма.
Большинству детей не под силу добиться абсолютно совершенного
исполнения гаммы. Однако определенные, пусть ограниченные задачи,
относящиеся к качеству исполнения должны обязательно ставиться педагогом
перед учеником. Самое главное, на что должен обращать внимание педагог
это выработка живых ощущений в кончиках пальцев.
Основой работы над гаммами является стремление к качественной
звуковой ровности и самостоятельности работы каждого пальца. А так как от
природы все наши пальцы имеют свои физические особенности - они требуют
особого подхода.
О РОВНОСТИ
Ровность в гаммах может делиться на три типа:
- собственно сама звуковая ровность, когда один по своей силе равен
другому;
- ритмическая ровность, когда один звук следует за другим через равные
промежутки времени;
- ровность в выдерживании клавиш.
Существенной помехой на пути к ровности является неправильная
организация работы первого пальца. Здесь на помощь может прийти игра гамм
двумя пальцами (подкладывание 1-2, 1-3, 1-4, и даже 1-5), они могут
исполняться и на столе и за инструментом и одной и двумя руками. В этом
упражнении нужно добиваться ровности и пластики в подкладывании.
В процессе игры гамм есть определенные требования к положению
первого пальца: он должен быть без прогиба в первом суставе, слегка
закругленным, но самое главное он должен работать самостоятельно без
помощи всей руки.
Момент подкладывания первого пальца нужно отрабатывать отдельно и
здесь полезно поучить так:
- сначала сыграть пять звуков одним пальцем и обратить внимание
ученика насколько ровно и одинаково звучат все взятые звуки. Это должно
являться для него своеобразным эталоном ровности;
- затем эту же последовательность сыграть пятью пальцами и добиться
того, чтобы все и даже слабые пальцы играли также как один третий, это очень
полезное упражнение и для тренировки слуха и для укрепления слабых пальцев;
- и, наконец в пределах той же пятизвучной последовательности
переходим к подкладыванию первого пальца и добиваемся той же эталонной
ровности как в первом случае.
Эффективным упражнением на подкладывание первого пальца является
игра трех звуков подряд с участием первого пальца (возможные комбинации: 2-
1-2; 3-1-3;, 4-1-4, с их производными вариантами: 2-1-3;. 2-1-4-и т.д.) Эти
последовательности полезно учить с акцентами на крайних звуках, с
задержанием верхнего или нижнего звука. Упражнения могут быть различными
самое главное для достижения результата должна непрерывно
поддерживаться высокая активность слуха.
Играя гаммы нельзя недооценивать роль запястья. Недопустимо играть с
неподвижным запястьем – это приводит к поверхностной, безопорной игре.
Свободная в запястье кисть переводит руку из позиции в позицию,
подводя пальцы к нужной клавише.
Гаммы являются благодатным материалом для работы над различными
видами штрихов, динамики и ритмической организации.
О ДИНАМИКЕ
Работая над динамикой в гаммах, необходимо добиваться не только
ровного форте или пиано в обеих руках, но и уметь комбинировать контрастную
динамику (левая - форте, правая - пиано и наоборот). Это упражнение является
чрезвычайно полезным для развития слуха и координации разных весовых
ощущений в руках. Гамму форте необходимо играть с большим включением
веса руки, гамму пиано с совершенно иными весовыми ощущениями.
Говоря о динамике невозможно не затронуть тему фразировки в гаммах.
Играя гамму, ее нужно мыслить как мелодическую фразу со своим нарастанием
кульминацией и спадом, причем кульминация может находиться как вверху, так
и внизу. Работая над фразировкой, ученик должен понимать, что чем ближе
кульминация, тем больший вес руки должны выдерживать пальцы,
максимальное его количество приходится на верхний звук пассажа. Говоря о
весе руки, следует помнить, что чем быстрее темп в гамме, тем меньшее
количество веса руки включается процесс игры. Если веса руки будет много, то
пальцы потеряют свою подвижность и самостоятельность.
О ШТРИХАХ
Также на материале гамм очень удобно работать над различными видами
артикуляции, т.е. штрихами. Также как в случае с динамикой, полезно играть не
только один вид штриха (стаккато или легато), но комбинировать контрастные
способы произнесения пассажа. В этой работе не следует гнаться за темпами,
т.к. штрихи, в основе которых лежит раздельность (нон легато, стаккато) в
очень быстром движении могут нивелироваться и превращаться в легато.
О РИТМЕ
Гаммы представляют широкие возможности для работы над ритмом.
Также как и в предыдущих случаях со штрихами и динамикой можно играть
всю гамму триолями, квартолями, секстолями, квинтолями, септолями на один
метрический удар, так и комбинировать в пределах одной гаммы различные
ритмические группировки на одну метрическую единицу. Располагать
различные ритмические формулы можно как постепенно дуоль, триоль,
квартоль и обратно, так и чередовать различные группировки дуоль, секстоль,
триоль и т.д. Таким образом, приобретается навык сочетания метрической
устойчивости и равномерного распределения разного количества звуков.
Благодаря тому, что акценты в данном упражнении будут приходиться на
разные пальцы - это будет способствовать их укреплению.
При изучении гамм есть несколько объективно сложных моментов,
которые нуждаются в дополнительном внимании. Сбои в игре учеников
происходят, как правило, в одних и тех же местах, а именно в местах смены
направления движения. Т.е. это поворот пассажа вверх или вниз, момент начала
расходящегося движения в первой октаве и крайние октавы в расходящейся
гамме. Из этих сложных отрезков гаммы нужно сделать упражнения и путем
многократных внимательных проигрываний устранить эти недочеты. При
работе над этими отрезками гаммы нужно следить за работой запястья, которое
должно помогать, обеспечивая плавность перехода, а также за звуковой
ровностью и самостоятельностью работы каждого пальца.
ОБ АППЛИКАТУРЕ
Как правило, большую часть работы над гаммами, занимает выучивание
аппликатуры. «Благодаря» этому факту очень редко дело доходит до работы над
динамикой, штрихами и ритмом в гаммах.
Есть несколько вариантов систематизации аппликатуры всех гамм. Тот, о
котором пойдет речь, имеет чисто практическую цель запомнить аппликатуру
любой из гамм.
За основу систематизации необходимо принять то положение, что нас
интересует, где используется четвертый палец в левой и правой руках в любой
из гамм.
Как известно, вместе с энгармонически равными тональностями
всего тридцать гамм. Чтобы их осталось двадцать четыре, можно исключить фа
диез, до диез и до бемоль мажоры с их параллелями. Оставшиеся двадцать
четыре тональности, делятся на пять групп по принципу единства аппликатуры
внутри каждого вида.
1 вид «зеркальный». В расходящемся движении левая и правая рука
используют одни и те же пальцы (как в зеркале)
Как уже сказано основой запоминания в этой системе является
местонахождение четвертого пальца.
В данной группе гамм:
- в правой руке четвертый палец на седьмой ступени;
- в левой руке четвертый палец на второй ступени.
К этому виду аппликатуры относится сразу 10 гамм:
До мажор, Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор, Ми мажор;
Ля минор, ми минор, ре минор, соль минор, до минор.
2 вид три бемольные мажорные гаммы: Си бемоль, Ми бемоль, Ля
бемоль мажор.
- в правой руке четвертый палец на си бемоль;
- в левой руке четвертый палец на четвертой ступени.
3 вид - си минор и шесть гамм, которые могут быть заменены на
энгармонически равные тональности: Си мажор соль диез минор, Ре
бемоль мажор си бемоль минор и Соль бемоль мажор ми бемоль минор. Все
эти гаммы также объединены одной аппликатурой:
- в правой руке четвертый палец на ля диез(си бемоль);
- в левой руке четвертый палец на фа диез (соль бемоль).
4 вид - смешанный, к нему относится всего две гаммы Фа мажор и фа
минор
- в правой руке четвертый палец на си бемоль (как во втором и третьем
видах);
- в левой руке четвертый палец на второй ступени (как в первом виде);
5 вид - это две гаммы фа диез минор и до диез минор:
- в правой руке четвертый палец на второй ступени;
- в левой руке четвертый палец на фа диез (как в третьем и четвертом
видах).
В мелодической гамме вверх в правой руке четвертый палец попадает на
ре диез в фа диез миноре и на ля диез в до диез миноре.
Для того чтобы овладеть этой системой аппликатуры нужно потратить
определенное время, внимание, приложить усилия, но в конечном итоге знание
этих закономерностей освобождает значительное количество времени на уроке,
которое можно посвятить действительно работе над техникой, как таковой, а не
заниматься бесконечной зубрежкой аппликатуры, что только отталкивает
учеников от игры гамм.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры М.: Государственное
музыкальное издательство 1958.
2. Коган Г.М. Работа пианиста М.: Государственное музыкальное
издательство 1963.