Ансамблевое музицирование в классе фортепиано (для преподавателей фортепиано ДШИ, ДМШ)


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №2» г. Твери
Ансамблевое музицирование
в классе фортепиано
(для преподавателей фортепиано ДШИ, ДМШ)
Подготовили Тихомирова Наталья Борисовна
Горелова Елена Леонидовна
Тверь, 2015 г.
В процессе воспитания будущего пианиста перед преподавателем
встает вопрос как совместить процесс технического развития,
формирование эстетического вкуса, расширение кругозора ребенка с его
заинтересованностью в учебном процессе. К решению этой задачи
необходимо подходить в масштабах всей музыкально-педагогической
практики. С этой целью преподавателю потребуется выйти за рамки
классической программы, ограниченной учебными часами.
В традиционных формах и методах обучения преимущество отдается
работе над произведениями, которые выносятся на экзамены и зачеты.
Репертуар по большей части формируется по принципу хрестоматийности,
обязательности. Такой подход поглощает сто процентов учебного времени и
зачастую превращается для ученика в принудительный труд, не отвечающий
его личным интересам и почти не оставляющий свободы для творчества.
Чтобы избежать рутинности и поддержать интерес ребенка к учебному
процессу, преподаватель должен искать и другие не менее эффективные
формы обучения.
Одной из таких интересных и действенных форм обучения мы считаем
ансамблевое музицирование. Игра на фортепиано в четыре руки это вид
совместного исполнения, которым занимаются во все времена и на любом
уровне владения инструментом. Однако, музицирование как разновидность
игры в ансамбле имеет свои особенности. Эта форма работы скорее
относится к факультативной, общеразвивающей, хотя не становится от этого
менее значимой. Сложность состоит в том, что фактически не существует
какой-либо серьезной методики занятий ансамблевым музицированием. В
публикациях встречаются лишь разрозненные рекомендации по работе над
классической игрой в ансамбле.
Поэтому в своей многолетней практике работы с учащимися нам
приходится опираться на личные наблюдения, вырабатывать
индивидуальный подход к развитию и формированию музыкального
мировоззрения, вкуса и навыков каждого ребенка.
Совершенно очевидно, что жизнь меняясь вносит свои коррективы в
представления нового поколения о прекрасном. Музыка, звучащая с кино- и
телеэкранов, окружающая нас в повседневной жизни, оказывает свое влияние
на музыкальные предпочтения детей. Музыке классической, музыке,
отражающей национальные корни, да и просто хорошей музыке практически
не остается места.
В создавшейся ситуации преподаватель берет на себя ответственность
за формирование хорошего вкуса и расширения кругозора ученика,
воспитание его внутренней культуры восприятия музыки. Большой такт и
чуткость преподавателю необходимо проявить при подборе репертуара, дабы
не оскорбить семейные и личные предпочтения ребенка, постепенно, шаг за
шагом ведя его от простого к сложному, от примитивного к глубокому,
интеллектуальному. В процессе этого движения необходимо
руководствоваться художественной ценностью, степенью сложности,
доступностью в техническом отношении и содержанием предлагаемого
ученику материала.
Одно из условий работы по эмоциональной отзывчивости на музыку-
опора на музыкальные интересы учащегося. Расширяя кругозор ребенка
следует подбирать тематически разнообразные произведения. Наряду с
репертуаром, адресованным собственно роялю, в репертуар ансамблевого
музицирования можно включать переложения оперных клавиров,
симфонических, камерно-инструментальных, вокальных опусов, а также,
народной, джазовой и популярной эстрадной музыки. Обеспечивая
непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений,
переживаний, преподаватель способствует накоплению у ребенка запасов
ярких слуховых представлений, стимулирует развитие музыкального слуха,
вкуса и художественного воображения.
Музицируя в ансамбле с учеником, педагог, опираясь на принцип «от
простого к сложному» исходит из более гибкой и смелой репертуарной
политики. Фундаментом ансамблевого музицирования становится педагогика
сотрудничества.
Благодаря тому, что музицирование в ансамбле не выносится на
экзамены и зачеты, не облагается жесткими оценочными критериями,
возникает особый психологический настрой: чувство страха, боязнь
ошибиться, неуверенность, свойственные сольному выступлению, уходят.
Теперь, играя в ансамбле, ребенок не один. У него появляется чувство
творческой смелости, заметно улучшается музыкальное мышление, которое
становится ярким, обостренным, цепким.
Достоинствами такого типа развивающего обучения становятся
увеличение объема изучаемого материала и ускорение темпов его
прохождения, появляется большой простор для ознакомления со стилями и
жанрами в музыке.
Игра в ансамбле предполагает более богатое, наполненное звучание,
что особенно важно на начальном этапе обучения, когда совместно с
педагогом ученик играет простые, но уже имеющие художественное
значение пьески. За счет насыщенного мелодическими и гармоническими
красками сопровождения исполнение становится более ярким, живым,
занимательными.
С ростом мастерства ученика расширяются жанрово стилистические
возможности репертуара и параллельно с этим растет заинтересованность
детей в процессе игры в ансамбле. Исполнением ярких красочных
произведений ученики стремятся поделиться со слушателями. Достойным
подведением итога этой работы могут служить фестивали и концерты
ансамблевой музыки.
В нашей школе часто практикуются подобные мероприятия. К ним
можно отнести ежегодный фестиваль «Вместе весело играть», где
принимают участие не только пианисты, но и учащиеся других отделений. В
программу входят лишь номера в ансамблевом исполнении. Составы
ансамблей варьируются следующим образом:
Ученик – педагог
Ученик – ученик
Педагог – педагог
Каждый год фортепианное отделение нашей школы проводит отчетный
концерт в виде Новогоднего спектакля сказки, где принимают участие как
ученики, так и преподаватели. Увлекательный костюмированный спектакль
предлагает слушателям как сольные, так и ансамблевые выступления.
Атмосфера всегда очень живая и демократичная. Родственники и друзья
исполнителей, составляющие зрительскую аудиторию получают несравнимо
большее удовольствие, нежели от сухого академичного отчетного концерта.
За возможность принять участие в таких мероприятиях дети соревнуются,
что очень стимулирует учебный процесс. Кроме того, педагоги нашего
отделения нередко проводят индивидуальные классные концерты,
посвященные ансамблевому музицированию, которые сопровождают
комментариями и экскурсами в историю музыки, что решает музыкально
просветительскую задачу. Являясь своего рода отчетом, такие мероприятия
пользуются большой популярностью у слушателей, собирая полные залы.
Дети же с удовольствием участвуют в них. После выступления участникам
предоставляется возможность поделиться впечатлениями об исполнении.
Ребята учатся анализировать и бывают весьма критичными в суждениях.
Подводя итог вышесказанному, хочется пожелать всем преподавателям
фортепиано во чтобы то ни стало найти возможность заниматься со своими
учениками ансамблевым музицированием. Это безусловно важная
творческая работа, направленная на раскрытие духовно эмоционального и
музыкального потенциала каждого ребенка, развитие его способности к
самовыражению, освоению культурного наследия и расширению кругозора.
Музицирование в ансамбле с учеником как форма преподавания
фортепиано, требует умелого, гибкого, продуманного подхода. Так
устанавливается лучшее взаимопонимание с учеником и творческий поиск
новых форм в воспитании будущего музыканта.
Список литературы:
1. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция
оценки учения школьников. – М., 1984.
2. Ануфриев, Е. А. Социальная роль и активность личности. – М., 1982.
3. Баренбойм, Л. Путь к музицированию: Исследование. Л.: Советский
композитор, 1979.
4. Возрастные возможности усвоения знания //под ред. Д. Б. Эльконина,
В. В, Давыдова. - М., 1972.
5. Волков, И. П. Учим творчеству //Педагогический поиск. М.:
Педагогика, - 1987.
6. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования.
М.: Педагогика, 1986.
7. Кабанова Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее
обучение. - М.: Знание, 1981.
8. Калмыкова, З. И. Психологические принципы развивающего обучения.
М.: Знание, 1979.
9. Кириллова, Т. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего
обучения. – М.: Просвещение, 1980.
10. Менчинская, Н. А. Психологические вопросы развивающего обучения
и новые программы. - Советская педагогика №6, 1968.