Роль концертмейстера в сохранении традиций музыкально-исполнительского искусства в современном обществе


Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 6» г. Курска
Доклад на тему:
«Роль концертмейстера в сохранении традиций музыкально-
исполнительского искусства в современном обществе».
Подготовил
Ларин Юрий Владимирович
концертмейстер высшей квалификационной категории
Образцового фольклорного ансамбля «Теремок»
Курск
2015 г.
Народная музыка, народная мелодия истинный источник и
неисчерпаемая сокровищница музыки, неотъемлемая часть народного
художественного творчества (фольклора), выражение глубин
коллективного народного сознания. Подобно речи, народная песня,
мелодия являются обращением к слушателю с целью воздействовать на
него; выразительность связана с определённым эмоциональным тонусом.
Иначе говоря, народная мелодия наравне с доступностью является весьма
эффективным, мощным средством воздействия при воспитании культуры,
формирования позитивного внутреннего восприятия.
Сложившееся, на данный момент, положение в социальной сфере, в
культуре отношений, культуре быта в обществе, в том числе и среди детей
и подростков, приводит к весьма неутешительным выводам. В
инновационный XXI век, когда компьютер стал основополагающим
жизненным фактором, когда компьютерными технологиями владеет
каждый ребёнок, начинаешь понимать, что мы теряем что-то очень
важное. Самая высокая техника, самых высоких классов точности,
сложности и качеств, никогда не сможет заменить прелести звучания
живого исполнения, непосредственного присутствия при рождении
музыкальных звуков, возможности наблюдать, как эти звуки складываются
в произведение, как выстраивается шаг за шагом, и начинает сверкать
различными гранями тот или иной шедевр. С этой точки зрения, начинает
настораживать обилие всевозможных фонограмм, так называемых
«минусовок», в больших концертах разного уровня, более того, и в
конкурсах. Пение под фонограмму вполне возможно рассматривать как
великолепный практический этап в учебном процессе подготовки к
выступлению, говорить же о творчестве, в данном случае, вряд ли уместно.
Весьма возможно, здесь есть о чём задуматься руководителям
коллективов, музыкантам-концертмейстерам.
В настоящее время в области народно - музыкального искусства
успешно работают тысячи специалистов - исполнителей, дирижеров,
педагогов, методистов, артистов ансамблей и оркестров,
концертмейстеров. Концертмейстерство одна из тех профессий, где
обязанности и способы действий не прописаны чётко, оставляя за
специалистом право их широкого выбора. Яркой отличительной чертой
является индивидуальный путь совершенствования и конечная "планка"
мастерства, определяющаяся специфическими особенностями характера и
личными внутренними качествами каждого концертмейстера.
Современный баянист - эрудированный, образованный музыкант,
воспитанный на лучших традициях отечественной и зарубежной
музыкальной культуры. Однако, между сольным, оркестровым
исполнительством и трудом концертмейстера, наряду с большим
количеством схожих аспектов, существуют и принципиальные различия.
Воплощение композиторского замысла в реальном звучании инструмента -
это самая важная, ответственная и трудная проблема для любого
музыканта. Здесь соединяются все задачи исполнительского искусства - от
глубокого изучения текста, содержания, формы и стиля произведения,
тщательного отбора необходимых звуковыразительных и технических
средств, через кропотливое воплощение намеченной интерпретации в
повседневной шлифовке до концертного исполнения перед слушателями.
Одна из главных особенностей творчества концертмейстера - воплощение
не единоличное, а в триаде: руководитель - ансамбль - концертмейстер.
Было бы неверно говорить о том, что концертмейстер выполняет только
лишь механическое озвучивание исполняемой в ансамбле песни, заполняет
паузу у солистов. Наравне с руководителем, концертмейстер проникается
его творческими, художественными замыслами, концертмейстер,
используя средства музыкальной выразительности, добивается решения
той или иной творческой задачи. В работе с народным ансамблем
концертмейстеру нередко приходится создавать народную обработку
произведения, импровизировать, знать и воспроизводить подлинные
этнографические музыкальные напевы, быть всегда мобилизованным и
быстрее всех реагировать на всевозможные «внезапные ситуации».
Концертмейстер должен уметь по необходимости сменить тональность,
подхватить коллектив с любого фрагмента песни, напомнить детям слова
на сцене, если они их забыли.
Тема игры по нотам и без нот всегда актуальна для баяниста-
концертмейстера. Профессор кафедры Народных инструментов Санкт-
Петербургского государственного университета культуры и искусств
Юрий Ястребов выделил «письменную» и «устную» традиции игры на
баяне.
«Письменная» традиция определяется умением баяниста воспроизводить
нотный материал по заранее записанным им же самим «шаблонам», а так
же воспроизведение сочинений и аккомпанемента, созданных другими
авторами. Сюда же относятся различного рода нотные «переложения» для
другого музыкального инструмента, воспроизводить данное произведение
или аккомпанемент на баяне.
«Устная» традиция, наиболее творческая, которая раскрывает
многообразие воображения и фантазии концертмейстера-баяниста.
Заставляет его обращаться к прошлому, а именно в русское село, деревню,
где гармонисты, играющие на других русских народных инструментах,
творили с помощью игры на слух бесконечные линии своих наигрышей,
плясок, душевных мотивов. «Устная» традиция показывает, насколько
концертмейстер фольклорного ансамбля владеет импровизацией, сколько
времени из него может литься неоднообразная музыка при озвучивании
фольклорного действа (праздников, игрищ, гуляний), которое на Руси
затягивалось не на один и даже не на два часа.
Практика игры на баяне показывает, что современный
концертмейстер-баянист должен уметь работать и в одной, и в другой
традиции. Следовательно, ему важно заниматься постоянным
самообразованием, читать ноты с листа, делать переложения, заниматься
народной обработкой, изучать характерные черты исполнения и
аккомпанемента народной музыки различных областей России.
Взаимодействие концертмейстера с детьми остаётся актуальным
аспектом в работе:
1. быть в постоянном контакте с детьми;
2. знать психологию ребёнка;
3. уметь предотвращать и исправлять ошибки детей.
Разберём каждый тезис отдельно.
1.Что значит «быть в постоянном контакте с детьми»? Давайте рассмотрим
такую ситуацию: концертмейстер играет музыкальное вступление, дети
начинают петь, в более медленном темпе. В большинстве случаев это
происходит из-за того, что они не всегда понимают баянное вступление в
отличии, например, от вступления фортепианного. В этот момент на
первых словах песни концертмейстеру-баянисту важно удержать их в
темпе вступления, или в близком вступлению темпе с помощью, например,
более акцентированных нескольких тактов. Если этого не сделать сразу, то
на протяжении долгого времени придётся в прямом смысле подгонять
детский ансамбль, что со стороны будет, безусловно, слышно. Если же
поёт солист, то «подгон» концертмейстера будет особенно заметен. Но
бывает и так, что «подгона» просто не избежать. Представьте, что
произведение быстрое, зажигательное, а ребёнок поёт совершенно в
недопустимом темпе. Здесь концертмейстеру придётся вводить ребёнка в
нужный, или близкий к таковому темп, иначе номер просто не удастся. И
как сделать это менее заметным для зрителя, слушателя?
Например, Владимир Зубицкий, знаменитый баянный композитор и
исполнитель современности рассказывает, что когда он выступает сольно
на сцене и у него что-либо идёт не так, то он использует ряд
исполнительских хитростей. В одном из выступлений, в кульминационном
моменте он забыл нотный текст, и как он сам рассказал поднял правую
ногу, выше обычного, вместе с этим перешел с части на другую часть.
Внимание зрителей переключилось на его поднятую ногу. Кто-то из
зрителей подумал, что это исполнительские эмоции и т. п. Понятно, что
концертмейстер-баянист не является солистом, но если детям требуется
помощь на сцене, а он сидит позади, то можно встать, не прекращая
играть, подойти к ним, подмигнуть, даже, запеть с какого-либо места, если
у них этого не получилось. Бывает с точностью наоборот. Ребёнок не
садится в темпе, а бежит и бежит вперёд. Глотает окончания слов, берёт
недостаточное дыхание, волнуется. С одной стороны легче ребёнка
«подсадить» в темпе, чем «подогнать», но, опять же, это услышит зритель.
Рецепт снова неоднозначен. Каждый творческий человек в праве его
решать по-своему. Но главное помнить основную роль концертмейстера
роль помощника во всём, что касается его прямых обязанностей.
2. «Знать психологию ребёнка» очень важный аспект в работе
концертмейстера, особенно, когда поёт солист. Если для двух солистов
педагог взял в работу одну и ту же песню, профессиональный
концертмейстер не должен аккомпанировать одинаково. Необходимо
знать, что к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, так как
степень одарённости у них разная, они по-разному мыслят, слышат и
чувствуют музыку, вокальные данные у них тоже разные. Поэтому нельзя
играть для каждого ребёнка одинаково. Важно сыграть аккомпанемент,
который бы помогал ему передать образ исполняемой песни.
3.«Уметь предотвращать и исправлять ошибки детей». Концертмейстер во
время выступления должен быть выдерженным, внимательным, готовым к
какому-либо внезапному повороту событий, он должен уметь предвидеть
критическую ситуацию вперёд. Бывают такие ситуации, когда дети во
время выступления на сцене могут переволноваться, забыть слова песни.
Следовательно, концертмейстер не имеет права на ошибку во время
концертного выступления, а если и имеет то на такую ошибку, которая
не собьёт и не выведет из равновесия ансамбль, солиста.
Важно, чтобы каждый концертмейстер анализировал свою
деятельность, и деятельность других концертмейстеров, не стеснялся и не
боялся брать что-либо новое из опыта работы своих коллег, занимался
научно-методической и исследовательской работой в области народно-
инструментальной культуры и народно-песенного творчества. Так же
отдельно можно разбирать проблемы, связанные с профессиональным
техническим и исполнительским уровнем концертмейстера, уровнем
теоретической образованности в, особенно, его профильном направлении,
психолого-педагогические моменты в работе и др.
Еще очень важное качество концертмейстера – не мешать ансамблю,
хору, солисту. Часто встречаются проблемы, связанные с тем, что
концертмейстер не соблюдает баланс между аккомпанементом и голосом,
перетягивает на себя обязанности лидера, а бывает и наоборот, когда
концертмейстер не даёт показать смысловое развитие произведение.
Особенно актуальна эта проблема в работе с детскими коллективами,
которые всегда слушаются концертмейстера, ведь вся ответственность за
качество исполнения того или иного музыкального произведения ложится
на него.
С точки зрения исполнительства выступление фольклорного
вокального ансамбля с баянистом вполне возможно рассматривать как
вокально-инструментальный дуэт. Игра в дуэте вообще имеет свои
специфические сложности. Поскольку он является самой малой
ансамблевой формой, и один исполнитель не сможет «спрятаться» за
спину другого.
В процессе углубления работы над песней возникает всё большее
понимание образного содержания исполняемого. Соответственно, активно
совершенствуется ансамблевая техника, концертмейстер должен не только
свободно владеть всеми исполнительскими средствами, присущими
сольному музицированию, но также сочетать индивидуальные приёмы
игры с манерой исполнения песни. Лишь в этом случае возникает
подлинная синхронность ансамблевого звучания. В процессе работы над
песней баянист должен найти тот темп, который наиболее точно выражает
характер художественного образа, ориентируясь, в первую очередь, на
указания руководителя ансамбля.
Передовые музыканты в жанре инструментального искусства всегда
стремились приблизиться к лучшим традициям русской певческой школы,
стремились «к пению», к выразительности человеческого голоса.
Грамотному концертмейстеру, необходимо помнить об этих традициях,
ведь если пианисты наперекор природе добиваются на рояле пения, то на
баяне пение вытекает из самой природы инструмента. На баяне тоже
нужно петь! «Музыка - искусство звука», - говорил Г. Нейгауз, поэтому
«…главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого
исполнителя является работа над звуком».
Современный баян обладает множеством природных достоинств,
которые характеризуют художественный облик инструмента. Говоря о
положительных качествах баяна, в первую очередь о его звуковых
достоинствах, - о красивом, певучем тоне, благодаря которому
концертмейстеру-баянисту подвластна передача самых разнообразных
оттенков музыкально-художественной выразительности. Здесь и грусть, и
печаль, и радость, и веселье, и волшебство, и скорбь. Задушевная
лирическая мелодия звучит также убедительно, как и лихая народная
пляска.
Трудно охватить все аспекты теории баянного искусства, возможно
лишь изложить свои взгляды по некоторым вопросам фольклорного
искусства, специфики баянного исполнения в вокальных коллективах.
Искусство аккомпанемента на баяне, по сравнению, например, с
фортепиано, относительно молодо и требует дальнейшей
исследовательской и методологической работы.
Учебно-методическая литература
Ерошенков И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками.
Москва, «Просвещение», 1982 г.
Жукова Л., редактор. «Приглашаем в клуб. Серия «Твоя профессия» №4.
Москва, «Знание», 1984 г.
Имханицкий М., Мищенко А. Дуэт баянистов. Вопросы теории и практики.
Выпуск 1. Москва. Издательство РАМ им. Гнесиных, 2001 г.
Келдыш Г., гл. редактор. Музыкальный энциклопедический словарь.
Москва, «Знание», 1984 г.
Книга клубного работника. Методика, опыт, справочный материал.
«Профиздат», 1968 г.
Липс Ф. Искусство игры на баяне. Москва, «Музыка» 1985 г.
Новожилов В., Петров В. Информационный бюллетень «Народник».
Москва, «Музыка». №2 (22), 1998 г., №1 (25), 1999 г., №2 (30), 2000 г.