Программа кружка «Трель»

1
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №43
Дзержинского района г. Волгограда
Программа кружка «Трель»
Разработчик программы:
учитель музыки
Григорян Ольга Юрьевна.
г. Волгоград, 2015
2
Содержание
1. Введение
2. Пояснительная записка
3. Школьный хор
3.1 Как создать школьный хор
3.2 Первые шаги хора
3.3 Занятия хора
4. Певческая деятельность
4.1 Цели и задачи певческой деятельности
4.2 Методика разучивания песни.
4.2.1 Дыхание;
4.2.2 Певческая осанка
4.2.3 Работа над разучиванием песни
4.2.4 Заключительный этап работы над песней
5. Значение пения
6. Ожидаемый результат
7. Заключение
8. Список использованной литературы
9. Приложение
3
1. Введение
Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением
души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей.
Язык слов и язык музыки...
На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык,
они помогают нам общаться между собой.
Слова прежде всего воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь
человека - универсальный язык нашего общения между собой. Разговаривая,
мы отлично понимаем, что хочет сказать наш собеседник, какие картины
рисует он нашему воображению. Но не все можно передать словами.
Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в
силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к
музыке.
Музыкальные звуки, по утверждению композитора и критика Александра
Серова, «досказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии,
дорисовывают весь этот внутренний душевный мир, для которого слово -
только самая внешняя и довольно грубая оболочка».
Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение
чувств - разговор сердец.
Именно это обстоятельство побудило автора к созданию программы «Мир
вокального искусства». Очень хотелось «окунуть» учащихся в прекрасный
мир музыки, тот, в котором музыка окрыляет слово, делает его более
взволнованным, а слово придает музыке большую определенность;
предложить учащимся на занятиях творческого объединения общение на
языке волшебных музыкальных звуков и чувств, когда поет душа и не петь
не может.
Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной
музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и
песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие
на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На
протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд,
на подвиги, любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе
грустим и радуемся, надеемся и мечтаем.
Нам песня строить и жить помогает.
Она, как друг, и зовет, и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
4
Обидно, но приходится сознавать, что зачастую ребята, не понимая истинно
прекрасного, что дает нам музыка, увлекаются бессмысленными песнями,
весьма далекими от хорошего вкуса, забывают об отечественных традициях
вокала и возможностях голосового аппарата петь, а не кричать или шептать,
песнями, превращающимися в хаос звуков, режущих слух, разрушающих
нервную систему. Пользы от такой музыки никакой - один вред.
Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной
музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими,
лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и
радостно и желанно исполнять?
Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает
человека, делает его чище и благороднее?
5
2. Пояснительная записка
Хор - прежде всего коллектив. Каждое занятие-это
собрание единомышленников, любителей музыки, хорового
искусства.
Подчинить свое "Я" задачам и целям коллектива - одно из правил его
участников. Только тогда дело, которым занимается коллектив, станет
делом каждого, когда в него вложены общие усилия, общий труд.
Музыкальная деятельность детей, в том числе и пение, во многом
определяется собственной творческой деятельностью, ибо в этом случае
ученик на личном опыте узнает, когда и почему его исполнение становится
выразительным, убедительным, "художественным" или же остается
монотонным, скучным, не интересным, ни ему самому, ни окружающим. Но
работа по приобретению любых навыков ни в коем случае не должна
превратиться в бессмысленную зубрежку (что, к сожалению, нередко
наблюдается в практике). Каждый на первый взгляд самый "техничный"
навык (певческая установка, певческое дыхание, звукообразование, дикция)
должен преставать перед учеником как условие красивого, выразительного
исполнения, то есть в его художественном значении. Такой подход
способствует развитию важнейшего качества музыкальности -
эмоциональная отзывчивость учащихся при работе над песней.
Школьный хор это постоянно действующий коллектив, который
вмешивается во все школьные дела, создает в школе истинно
творческую атмосферу.
Такой школьный хор и в будни и в праздники - непременный участник
всей школьной деятельности. К тому же все ребята, занимающиеся в
хоре, никогда не забывают, что они в ответе за всю музыкально
просветительную работу в школе.
Своеобразным отчетом с демонстрацией успехов работы хора служат
не только районные и городские праздники, но и постоянное участие во
всех школьных праздниках.
Сделать работу хора общественным явлением в школе - дело нелегкое,
и для решения подобной задачи нужны объединенные усилия руководителя
коллектива, участников хора, администрации школы - всех, от кого зависит
успешная деятельность коллектива.
Хор - это довольно сложный организм, создание которого, а главное -
удержание, развитие требует колоссальной энергии, знаний, умений всех
заинтересованных лиц.
6
3. Школьный хор
Как создать школьный хор
Ставя перед собой задачу, создать хор, следует, прежде всего,
определить, что это будет за коллектив, какой контингент учащихся в
возрастном и количественном отношении он будет охватывать в настоящие
время, в недалеком будущем, какой у хора будет репертуар и репертуарное
направление, каковы его специфические особенности: (скажем, это хор -
старших классов, средних или объединенный).
Руководитель хора должен сделать все от него зависящее для создания
коллектива перспективного, прогрессивного, с хорошей внутренней
атмосферой, интенсивно развивающегося как в области непосредственно
хоровой и обще музыкальной, так и в области нравственной, эстетической,
воспитательной.
Именно в первые дни существования хора закладывается фундамент
его прочности, стабильности, долгой жизни.
Прием в хор обычно проводиться так: прослушиваются все ученики и
отбираются наиболее из них. Это не значит, что в дальнейшем любой
желающий не сможет поступить в хор. Но вначале особенно важно
выделить наиболее способных ребят. Многие ребята еще не уверены, хотят
ли они заниматься в хоре, а многие просто не знают, что такое хор. Уже при
первом прослушивании руководитель хора распределяет учащихся по
основным хоровым партиям-3и А.
Ребята должны понять, что каждый голос по-своему хорош и важен в
звучании хора
Первое занятие должно пройти эмоционально, радостно, в хорошем
темпе, чтобы ребята поняли, какое это интересное дело - ХОР.
Назначаются постоянные дни занятий.
Все занятия, особенно на первом этапе, должны быть подчинены
главной цели: увлечь детей хоровым пением, коллективным творчеством,
самой музыкой. Для достижения этой цели особенно важна творческая
атмосфера в коллективе. Очень важно воспитать у детей и любовь к самому
процессу совместного пения. Поэтому каждая репетиция должна стать,
прежде всего, занятием, на котором руководитель всячески старается
создать коллектив единомышленников (сопереживателей музыки).
7
3.2 Первые шаги хора
Совсем не обязательно сразу же организовать большой хор, хотя
стремиться к этому следует. Важно удержать основной состав - ядро хора,
познакомиться с каждым его участником, изучить их наклонности,
увлечения
Но для того чтобы хор хорошо "прижился" и стал музыкально
профессиональным очагом в школе, чтобы его участники полюбили сами
занятия, а не только концерты и поездки, руководитель хора должен,
прежде всего, сам тщательно готовиться к каждому занятию, умело строить
его, уделять серьезное внимание репертуару и т. д.
3.3 Занятия хора
Занятие хора начинается с распевания. Оно может дополняться новым
упражнением, которые способствуют формированию единой манеры
звукообразования, определенных навыков.
Другие упражнения могут быть связаны с разучиваемым репертуаром,
то есть строиться на его материале, на наиболее трудных моментах
произведений.
Важно воспитывать сознательное и заинтересованное отношение к
исполнению упражнений, как и к работе над любой песней. Это будет
способствовать созданию благоприятных условий для успешного овладения
певческими навыками, которые требуются для освоения музыкальных
произведений.
При исполнении песни целиком учитель может помогать детям
дирижерским жестом, негромко подсказывать слова каждого нового
куплета, активно артикулировать текст вместе с детьми, но не петь!
Исполнение песни желательно завершить кратким анализом
исполненного: пусть ребята выскажут свое мнение о том, насколько
выразительно прозвучала песня, что им понравилось в их собственном
исполнении, каким образом нужно устранить ошибки и недочеты звучания.
Одной из форм заключительного этапа разучивания новой песни может
служить исполнение под фонограмму.
Только любовь к пению, терпение и трудолюбие помогут, научиться
петь чисто и красиво, правильно дышать, формировать гласные звуки, четко
произносить согласные, выразительно исполнять песню и беречь свой
голос.
8
4. Певческая деятельность
4.1 Цель и задачи певческой деятельности:
Цель: Воспитать у детей певческую культуру, приобщить их к музыке.
Задачи:
1. Развить музыкальные способности:
эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкальный
слух, уметь владеть голосом и выразительно исполнять музыкальное
произведение.
2. Обучить вокальным навыкам
9
4.2 Методика разучивания песни.
Работа над песней происходит в несколько этапов.
4.2.1 Дыхание
Дыхание; когда мы хотим сказать какую-нибудь фразу, то делаем
вдох и говорим, пока воздух не кончится. Тогда мы снова
делаем вдох и продолжаем говорить. Важная роль в пении
принадлежит дыханию.
Чтобы спеть музыкальную фразу, нужно набрать побольше воздуха и
постараться, как можно дольше задержать его, иначе вы не сможете
допеть фразу. Музыкальная фраза должна быть плавной, а если делать
много вдохов, то мелодия будет казаться разорванной на куски.
Вдох нужно делать в начале фразы после ее окончания. Плечи во время
вдоха и выдоха должны быть опущены.
4.2.2 Певческая осанка
Певческая осанка: Как приятно смотреть на девочек и мальчиков с
хорошей осанкой. В пении хорошая осанка особенно необходима. Голос
звучит легко и свободно, если ему ничто не мешает. Плечи должны
быть опущены, спина прямая.
Если придется петь сидя, то не надо ставить нога на ногу, иначе вы
будете горбатиться. Это очень мешает свободному звучанию голоса.
Нужно
сесть прямо, а руки положить на колени.
3 Певческая осанка:
Большое внимание над песней следует уделять
дикции, артикуляции. Если плохо произносить слова,
песня не получится. Никто не поймет, о чем в ней
поется.
Речь должна быть четкой и выразительной. В песне смысл так же важно
донести до слушателя, как и в стихах.
Теперь можно приступать к непосредственному разучиванию песни.
4.2.3 Работа над разучиванием песни
Работа над разучиванием песни: Разучивание песни - сложный процесс,
соединяющий музыкальные и педагогические элементы. Разучиванию
10
предшествует вступительное слово учителя или беседа с детьми, с целью
создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать
воображение ребят.
При работе над песней не нужно спешить с разучиванием всех
куплетов, так как ребята с большим удовольствием поют уже знакомую
мелодию с новыми словами, чем с известными, поэтому процесс
разучивания следует притормозить. В каждом новом куплете нужно
обращать внимание, прежде всего на трудные места, недостаточно
хорошо получившиеся при исполнении предыдущего куплета.
После разучивания первого куплета песни можно выбрать солиста,
который споет отдельные фразы или мелодию целиком, а остальные
повторят за ним. Прислушиваясь к каждому, педагог выявляет тех, кто
неверно интонирует, и обращает их слуховое внимание на ошибки.
При разучивании песни с маленькими детьми хорошо использовать
наглядный метод- изображение на доске направления движения
мелодии, показ ее рукой и т. д.
Хороший результат дает пение по одному при всем хоре (не
обязательно петь все произведение, достаточно одной - двух фраз).
Во время пения одного участника все остальные внимательно
слушают, происходит как бы творческое соревнование разных певцов.
Поэтому все сидят ТИХО. А главное - появляется новый интерес к
песне.
Пропевание с начала до конца песни, когда она еще пока следует,
не выучена, не отшлифована, ничего, кроме вреда, не дает: имеется,
введу запеванне неточностей (интонация, акценты), которые
впоследствии трудно исправлять. Не надо стремиться сегодня - же
выучить всю песню до конца (даже при самом активном желании ребят),
гораздо важнее раскрыть ее смысловое значение, найти и решить самые
разнообразные исполнительские задачи при разучивании песни. И
постепенно от занятия к занятию украшать исполнительство новыми
красками. В этих случаях дети полюбят сам процесс разучивания, а не
только его результат.
Выразительное хоровое исполнение музыкального произведения
непосредственно связано с развитием эмоциональности, оно углубляет и
обогащает восприятие музыки в целом, усиливает воздействие
музыкального искусства на личность ребенка
Во время пения важно научить ребенка понимать, о чем поется в
песне. Он должен уметь объяснить каждое слово, рассказать содержание
песни. Вкладывать смысл в каждое, слово, делать остановки между
фразами, выделять главные слова
В процессе разучивания песен учитель развивает музыкальные,
творческие способности детей, формирует их вокальные - хоровые
11
навыки и умения, необходимые для передачи музыкального образа
4.2.4 Заключительный этап работы над песней
Заключительный этап работы над песней: предполагает исполнение
выученного произведения целиком, от начала до конца, "как на
концерте" Такому исполнению может предшествовать работа по
повторению наиболее трудных фрагментов песни, слов. Затем следует
показ произведения.
Разучивание песни значительно облегчается, если сам
руководитель может ярко и выразительно исполнить ее. Он раскрывает
детям содержание песни, выясняет с ними в беседе ее характер,
контрасты, сопоставления, связь музыки с литературным текстом. После
беседы следует вторично исполнить песню.
На практике можно использовать несколько вариантов показа
песни: исполнение песни самим учителем, одним или несколькими
хорошо поющими детьми (этом случае педагог заранее готовит их к
выступлению); прослушивание грамзаписи, которую можно дать после
исполнения учителя.
После прослушивания песни учитель спрашивает, понравилась
ли она ребятам. Затем, в ходе беседы, определяется характер песни,
наиболее яркие выразительные средства, которые использовал
композитор для создания музыкального образа. Все это подготавливает
учащихся к разучиванию песни и выявляет, насколько глубоко они
поняли произведение.
Хорошо, когда дети могут разобраться в средствах
музыкальной выразительности: в характере мелодии, ее направлении,
скорости движения, характере сопровождения, динамике и регистрах.
Общими приемами разучивания песни являются:
- показ учителем отдельных фраз и их пояснения к их исполнению он
обращает внимание на характер звуковедения, объясняет непонятные
слова,
- выстраивание первого звука, с которого начинается фраза;
разучивание мелодии в рабочем темпе, активным звуком при
плавном звуковедении.
В процессе разучивания песни осуществляется работа над чистотой
интонирования мелодии правильным воспроизведением ее
ритмического рисунка. Наиболее трудные места в ритмическом плане
очень полезно прохлопать.
12
Перед каждым повторении фразы необходимо давать детям
конкретное задание и активизировать слух детей для его результата, что
способствует развитию слухового самоконтроля.
В процессе разучивания песни важно уделять внимание не только
усвоению мелодии, но и осмыслению текста как важного средства
создания музыкального образа. Поэтому выявляются логические
вершины в тексте, проводиться работа над его ясным и четким
произношением.
Ошибки детей в пенни руководитель не должен пропускать. Иногда
бывает хорошо "передразнивать" пение детей, утрированно показать их
ошибку. Это всегда вызывает оживление смех, и они быстрее находят
музыкальный образ.
Известно, что дети всех возрастов поют, но далеко не всегда умеют
петь и зачастую не хотят учиться петь.
Как научить детей петь? Как привить им любовь к пению, воспитать
их художественный вкус?
Певчий голос может быть воспитан практически у всех, исключая
патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом
возрастных особенностей и закономерностей становления голоса
способствует развитию здорового голосового аппарата
Прекрасное, окружает нас повсюду. И в природе, и в обществе, и в
отношениях между людьми. Надо только уметь его видеть, чувствовать
и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке.
Развивать их - значит воспитывать эстетически.
Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается
важнейшей частью педагогической деятельности в детских
оздоровительных лагерях XXI века
Каждому нужно научиться воспринимать прекрасное, а вот учить
этому других... Тут невольно задумаешься: по плечу ли мне это? Хватит
ли культуры, знания, вкуса, наконец? Советы справедливые. Сценарий
мероприятия, проведенного в детском оздоровительном лагере "Родник-
плюс", поможет вожатым и педагогам- воспитателям вместе со своими
воспитанниками постичь прекрасное. И нет ничего зазорного, если
взрослые и дети будут совместно узнавать то, чего еще не знают,
формировать свой вкус, умение понимать и чувствовать искусство...
13
5. Значение пения
Значение пения: Во время пения дети глубже воспринимают музыку
и активно выражают свои переживания и чувства
1. В процессе пения у детей развиваются музыкальные
способности: музыкальный слух, память, чувство ритма
2. Пение, способствует развитию речи детей: слова выговариваются
протяжно нараспев, что помогает четкому произношению отдельных
букв и слогов; происходит активная работа над дикцией.
3. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к
совместной деятельности. Дети слушают тех, кто отстает или
торопится, нарушает стройность пения.
4. Пение способствует физическому развитию детей: формируется
вокальная мышца, развиваются голосовые связки, укрепляются, и
увеличивается объем легких, улучшается осанка, развивается весь
голосовой аппарат.
По мнению врачей, пение является лучшим средством дыхательной
гимнастики. Пение с движением формирует хорошую осанку,
координирует ходьбу.
5.Пение способствует эстетическому воспитанию детей.
6.Пение творчески развивает детей.
14
6. Ожидаемый результат
В дальнейшем при работе с хором я ставлю более сложные задачи:
- владение вокально-певческими навыками;
- развитие диапазона в рамках принятой классификации;
- владение вокально-хоровым дыханием;
- умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
- интонирование больших, малых и чистых интервалов, а также
диатонических звукорядов;
- слышание простейших элементов музыкального языка;
- чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, понимание его
значения для создания ансамбля;
- устойчивые навыки чистого исполнения произведений в
сопровождении на a'capella
- уверенное пение в простых, сложных и сложно-составных размерах.
Формы подведения итогов реализации программы: концертная
деятельность.
Общая оценка качества достигнутого развития ребенка диагностируется
на основе интеграции общего и дополнительного образования.
Основным методом диагностирования является метод педагогического
наблюдения, который с особой эффективностью подтверждает
результативность обучения во время подготовки и участия в концертно-
исполнительской деятельности.
15
7. Заключение
В программе предусматривается следующая последовательность и
порядок изучения:
1 год 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 80 часов на
индивидуальную и концертную деятельность.
2 год 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 85 часов на
индивидуальную и концертную деятельность.
3 год 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 90 часов на
индивидуальную и концертную деятельность.
Направленность программы. Данная программа направлена на
стимулирование творческой деятельности детей посредством хорового
пения. Коллективное хоровое и ансамблевое исполнение одна из
самых эффективных форм музыкального развития детей.
Новизна. Реализация программы и занятия хоровым пением в школе
открывают значительные перспективы для музыкально- эстетического
самовыражения обучающихся, отражают мое стремление помочь детям
полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе
своих сверстников, обеспечивают высокий уровень эмоционально-
личностной вовлеченности детей в процесс коллективного пения,
создания в процессе хорового исполнения художественно-
исполнительского образа.
Актуальность. Мною определено три круга проблем, разрешение
которых открывает перспективу разработки и применения таких
методов, которые позволяют вовлечь в художественно-творческую
деятельность обучающихся, имеющих изначально разную степень
предрасположенности к музыкально- исполнительской деятельности.
Первый круг проблем проблемы стратегического характера. В
настоящее время современного ребенка окружают музыкальный центр,
компьютер, диски, синтезатор, на него обрушился невообразимый
поток музыки компьютерной, примитивной, однодневной. Пассивно
слушая, впитывая подобное обилие механической музыки, ребенок, на
мой взгляд, лишен возможности развить свои собственные музыкально-
исполнительские задатки и способности. Особенно трудно приходится
тем детям, у которых такие способности не особенно ярко выражены.
Программа ориентирована на детей, имеющих хороший уровень
исполнительских возможностей, и способных в активных коллективных
16
формах музицирования освоить ансамблево-хоровую деятельность.
Второй круг проблем это проблемы организационно-педагогического
плана. Суть их можно свести к тому, что темп обучения ансамблево-
хоровому пению может быть самым непосредственным образом
соотнесен с потребностями, имеющимися интонационными
возможностями детей.
Третий круг проблем – методико-психологического порядка. В этой
сфере я и попытаюсь реализовать свою модель обучения детей 7-10 лет
ансамблево-хоровому пению.
Цель программы - познакомить детей с такой вокальной музыкой,
которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице
отечественного вокально-песенного искусства, способствовать
формированию устойчивого интереса к пению,
музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-
эстетический вкус.
Учителя музыки, педагоги дополнительного образования знают, какой
притягательной силой для ребят обладает музыка. Многих детей
увлекает деятельность в вокально-хоровых коллективах. Разве можно
упустить такую возможность, чтобы не воздействовать на
формирующуюся личность, характер и направленность склонностей,
интересов?
Предлагаемое пособие, вероятно, увлечет коллег тем, что поможет
лучше донести до детей понятие, что же такое искусство, особенно
вокальное, как извилисты, сложны дороги к нему, сколько требует оно
от исполнителя таланта, ума, сердца и, конечно, упорного труда.
Кто-то удачно сравнил творческий труд художника с героизмом
покорителей горных вершин. Только альпинист одолеет одну высоту,
как за ней оказывается другая, еще более прекрасная, еще более
недоступная.
Так и в искусстве: за решением одной задачи , тотчас встает другая,
более сложная и поэтому особенно манящая, увлекательная.
И так, пока словно бы не откроется весь могучий горный кряж со
снежными шапками вершин, уходящими в неоглядную даль.
И тогда становится ясно, что совершенствованию нет предела, что
искусство безгранично и неисчерпаемо, как сама жизнь, что им
постоянно движется вперед свойственная подлинно творческой
личности неудовлетворенность, стремление к новым замыслам, к новым
свершениям.
17
8. Список использованной литературы
1."Уроки пения" (1-3 классы) Н.И. Журавленке г. Минск "Полиграфмаркет"
1998 г.
2."Методика музыкального воспитания в школе" Л.Г. Дмитриева, Н.М.
Черноиваненко
Учебное пособие для студентов средних педагогических
учебных заведений г. Москва 1998 г
3."Музыкальное воспитание в школе" О. Апраксина
Государственное музыкальное
издательство г. Москва 1963 г.
4."Практикум по методике музыкального воспитания в
начальной школе" Г.П. Сергеева г. Москва 1998г.