Презентация "Симметрия в музыке" 8 класс

Подписи к слайдам:
Симметрия в музыке
  • Работу выполнила: Баева Софья,
  • ученица 8 «Б» класса
  • Учитель: Деревянкина Е.А.
Основные понятия.
  • СИММЕТРИЯ (от греч . symmetria - соразмерность), в широком смысле - неизменность структуры, свойств, формы материального объекта относительно его преобразований. Симметрия лежит в основе законов сохранения.
Симметрия в музыке.
  • Зеркальная симметрия басового и скрипичных ключей
  • Симметрия нотного стана
  • «Душа музыки – ритм – состоит в правильном периодическом повторении частей музыкального произведения, - писал в 1908 году известный русский физик Г.В. Вульф. – Правильное же повторение одинаковых частей в целом и составляет сущность симметрии. Мы с тем большим правом можем приложить к музыкальному произведению понятие симметрии, что это произведение записывается при помощи нот, т.е. получает пространственный геометрический образ, части которого мы можем обозревать». Он же писал: «Подобно музыкальным произведениям, могут быть симметричны и произведения словесные, в особенности стихотворения».
Виды симметрии, встречающиеся в музыке
  • 1.Ракоходное отражение
  • В этом случае зеркальная плоскость ориентирована перпендикулярно к нотным линейкам. Отраженные ноты кажутся такими, какими они действительно выглядели бы в зеркале. Начиная от зеркальной плоскости, оригинал проигрывается в обратном направлении.
  • Примерами являются все мажорные и минорные гаммы кроме мелодического вида, а также некоторые отрывки произведений. Например, песня "Священная война" композитора А.В. Александрова и поэта В.И. Лебедева-Кумача, И.С. Бах "Музыкальное приношение".
  • «Священная война» композитора А.В. Александрова и поэта В.И. Лебедева-Кумача
Виды симметрии, встречающиеся в музыке
  • 2.Обращение интервала
  • Это самый редковстречающийся вид. Обращение исходит из звуковой последовательности, которая испытывает зеркальное отражение в плоскости, параллельной средней линии нотного стана, так что направления музыкальных интервалов изменяются на обратные. Если мелодия (звуковой ряд) оригинала повышается, то в обращении - понижается на такой же интервал, и наоборот.
  • Примерами могут служить следующие отрывки произведений: "Тарантелла", "Концерт для фортепиано с оркестром" Г. Фоглер.
  • Россини-Тарантелла
Виды симметрии, встречающиеся в музыке
  • 3.Ракоходное обращение
  • При этом в зеркальной части снова меняется направленность звукового ряда по высоте. Понижающаяся мелодия ракохода становится повышающейся, и наоборот.
  • Примером является " Концерт для фортепиано с оркестром" Г. Фоглер.
Виды симметрии, встречающиеся в музыке
  • 4.Трансляционный вид.
  • Это самый распространенный вид симметрии в музыке. В этом случае музыкальная фраза (мелодия или более крупные отрывки музыкального произведения) повторяется, оставаясь неизменной. Но в некоторых случаях возможна асимметрия, то есть отступление от оригинала, для красоты звучания.
  • Примерами служат все песни, в которых куплет (припев) повторяется без изменения несколько раз. Например, произведения написанные в трехчастной форме ( "Вальс" Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель"); в трёх-пятичастной форме ("Танец Анитры" из сюиты "Пер Гюнт" Э. Грига); в форме рондо, ("Турецкий марш" Моцарта).
  • «Турецкий марш» Моцарт
  • «Вальс» Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»
Виды симметрии, встречающиеся в музыке
  • 5.Секвенция
  • Разновидность трансляции. Многократное повторение небольшого мотива разных ступеней лада, как в восходящем, так и в нисходящем направлении.
  • Беркович "Второй концерт для фортепиано с оркестром.1 часть"
Виды симметрии, встречающиеся в музыке
  • 6.Ракоходное обращении с зеркальным отражением
  • При этом нотный лист с написанной мелодией можно повернуть на 180°, но мелодия останется неизменной.
  • Примерами являются отрывки из следующих произведений: Моцарт "Соната № 9". Бетховен «Шесть вариаций«.
  • Моцарт «Соната №9»
Заключение.
  • С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, искусстве, науке. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого развития. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность. Симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир.
  • О симметрия! Гимн тебе пою!
  • Тебя повсюду в мире узнаю
  • Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,
  • Ты в елочке, что у лесной дорожки.
  • С тобою в дружбе и тюльпан и роза
  • И снежный рай – творение мороза.