Уроки развития речи на основе музыкальных впечатлений


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
города Сафоново Смоленской области
Статья
«Уроки развития речи на основе музыкальных
впечатлений»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Савченко Елена Николаевна
г. Сафоново
2015
Уроки развития речи на основе музыкальных впечатлений
Музыка оказывает очень сильное эмоциональное воздействие на
человека. Стендаль говорил: «Музыка единственное искусство, которое
проникает в сердце человеческое так глубоко».
Для нас привычно использование музыки на уроках литературы. А опыт
использования музыкальных произведений на уроках русского языка не очень
большой. Между тем большое значение для воспитания чувства прекрасного,
а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет
реализация межпредметных связей между музыкой и русским языком.
Использование музыки позволяет повысить эмоциональный фактор в
обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая
эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность
учащихся, потому что искусство развивает творческое начало,
эмоциональную чуткость, воображение.
Уроки развития речи на основе музыкальных впечатлений как раз и
пробуждают фантазию детей, вызывают желание выразить музыкальные
впечатления в форме высказывания, поделиться своими чувствами и мыслями.
Использовать музыку на уроках развития речи меня убедила книга известного
методиста Г.В.Вершининой «Вольна о музыке глаголить». Все музыкальные
образы, рекомендованные в этой книге, отобраны с учетом детского
восприятия, художественной значимости музыкальных произведений и
методической целесообразности.
Музыкальное произведение, звучащее на уроке, улучшает атмосферу
урока, повышает интерес учеников к нему, облегчает поиск языковых средств.
Дети становятся как бы участниками происходящего, в их речи используются
конструкции «мне кажется…», «я слышу…», «я чувствую…». Ребята, чтобы
более точно передать свои чувства, используют эпитеты, олицетворение,
сравнения, метафоры, т.е. активизируется употребление лексики, характерной
для художественного стиля.
Наиболее яркими, эмоционально насыщенными получились уроки
развития речи в 5 классе «Медленно ручку шарманки вертя…» с
использованием музыки П.И.Чайковского «Шарманщик поет», в 6 классе
урок-описание помещения «Дворец сладостей Конфитюренбург» (музыка
П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»), в 7 классе портретное описание
«Жалоба гнома» по пьесе М.П.Мусоргского «Гном».
Разумеется, не все ученики способны ярко и образно описать
музыкальные впечатления. Это зависит от многих причин, в том числе от
общего уровня развития их речи, от опыта общения с музыкой. Задача учителя
помочь возникшие у детей чувства выразить в устном или письменном
высказывании. О последовательности подготовки к сочинению я расскажу на
примере урока в 7 классе на основе музыкальных впечатлений «Жалоба
гнома»
В начале урока я говорю о фольклорных и литературных образах гномов.
Гномы, по преданию, добродушны, иногда помогают кладоискателям, умело
ведут свое хозяйство, заботливо оберегают лесные и подземные богатства.
Далее идет подготовка к слушанию музыки. О крошечном сказочном
человечке можно рассказать и языком музыкальных звуков, как это сделал в
одной из пьес музыкального цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргский.
Он назвал пьесу «Гном», но ее герой не вполне похож на веселых и милых
бородатых гномов, о которых говорит народное предание и пишут сказочники.
Затем рассказываю о том, как у композитора возник замысел пьесы.
Мусоргский сочиняет музыкальную историю о печальном гноме в память об
умершем друге-художнике. «Вслушайтесь в жалобу гнома, - прошу я ребят.
Пофантазируйте, что происходит с ним в музыке, задумайтесь над его
судьбой. Что могло сделать его несчастным? Обратите особое внимание на
финал пьесы»
Дети слушают музыку, беседуют о музыкальных впечатлениях. Можно
задать такие вопросы: «О чем поведала музыка? Почему гном несчастен, что
могло сделать его таким? Чем он занимается в музыке? Где могут происходить
эти события? Каким вы его себе представляете? Помогает ли музыка
«увидеть» его портрет?» Ответы на эти вопросы помогут ученикам собрать
языковой материал к сочинению и сгруппировать его по микротемам,
например, внешний вид гнома, действия, движения гнома.
Завершить подготовку целесообразно итоговым прослушиванием
музыки. Оно углубляет впечатления детей и помогает полнее и точнее
выразить их в высказывании. После этого дети приступают к написанию
сочинения. Так как речь идет о музыкальном образе гнома, нужно передать
словами особенности пьесы, её настроение. Это можно сделать попутно,
описывая самого гнома, которого дети «увидели» в музыке Мусоргского, а
также включить в сочинение вторую часть и начать её словами «Звуки музыки
(какие?)…»
Такие рекомендации уместны на начальном этапе работы с музыкальным
произведением как источником детской речи. Впоследствии, когда ученики
научатся передавать впечатления в художественном стиле, необходимо
помочь им создать такой текст, в котором возникшие представления будут
переплетаться с характеристикой музыкальной пьесы.
Музыка, звучащая на уроках русского языка, содействует развитию
творческих речевых способностей школьников, увеличивает интенсивность
речевого потока учащегося. При этом параллельно решаются и такие задачи,
как воспитание внимательного слушателя музыки, воспитание чувства
прекрасного – задачи эстетического воспитания школьников.
Список использованной литературы
1. Вершинина Г.Б. «…Вольна о музыке глаголить»: Пособие для учителя. М.: Новая
школа, 1996. – 192 с.
2. Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебнику «Русская речь. Развитие речи». 6
кл. – 2-е изд., стереотип / Е.И. Никитина. – М.: Дрофа, 2004. – 224с.