Изучение формы «сонатного аллегро» в классе специального фортепиано ДМШ


МБОУДОД «Детская музыкальная школа имени М.И. Глинки
города Смоленска»
Изучение формы «сонатного аллегро» в классе специального
фортепиано ДМШ
Тер- Аванесова Нина Григорьевна,
преподаватель ДМШ № 1
им М.И. Глинки
Смоленск
2015
Среди различных видов камерной музыки почетное место занимает
сонатная циклическая форма, которая возникла на основе двухчастной формы
барочных танцев и сложилась в эпоху классицизма.
Термин «Соната» появился в XVI веке и означал буквально - «то, что
играют». Претерпевая различные изменения по внутреннему строению и
исполнительскому составу сольная соната в XVIII веке представляла собой
цикл из четырех, трех, реже - двух частей. Первая часть обычно излагалась в
сонатной форме и исполнялась в быстром темпе (allegro), отсюда она
получила название «сонатное Allegro». В сонатной форме имеется три
основных раздела: экспозиция, разработка и реприза. Более подробно их
строение будем рассматривать в ходе разбора сонаты.
С сонатинами и сонатами юный музыкант знакомится в первые же годы
своего обучения в ДМШ. Они представлены творчеством И.Гайдна,
В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена, М.Клементи, Ф. Кулау и других авторов.
Благодаря гению великих композиторов - классиков мы имеем в репертуаре
ДМШ значительные по глубине эмоционального содержания, поэтичности
музыкальные произведения. Богатство тематического материала,
свойственное сонатной форме, воспитывает в маленьком музыканте умение
полноценно раскрыть каждый образ, сохранить его индивидуальные
особенности и следить за развитием музыкальной мысли. Ученик начинает
понимать и любить один из интереснейших жанров серьезной музыки.
Огромное значение для изучения любого произведения имеет сама
личность композитора, эпоха, в которую он жил и творил. Детей привлекает
образ мальчика- вундеркинда, впоследствии ставшим серьезным музыкантом,
и им хочется прикоснуться к его музыке. Вспомнив основные вехи
жизненного пути В.А. Моцарта именно о нем идет речь), его известные
произведения, которые когда-либо слушал ученик, мы начинаем разбирать
сонатную форму.
Возникает множество вопросов: как называются основные темы части
сонаты, какие характеристики они несут в себе, как взаимодействуют друг с
другом и как преломляется их содержание в ходе развития, как меняются
смысловые нагрузки. Знания особенностей стиля композитора помогают
ученику, по мере достижения поставленных пианистических задач,
обратиться к поискам собственной интерпретации. Вот что об этом сказал
Эдвин Фишер: «Музыка Моцарта виртуозна, великолепна, полнозвучна,
жизненна! Все дает тебе Моцарт! Но и