Методический доклад «Вопросы развития музыкально-эстетического вкуса учащихся»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа»
Октябрьского района Тюменской области
Методический доклад
«Вопросы развития музыкально - эстетического
вкуса учащихся»
подготовила
преподаватель фортепиано
Слободскова Ольга Александровна
пгт. Октябрьское
2015 г
2
План:
Вступительная часть.
1. Понятие слова «эстетика».
2. О сущности эстетического чувства.
3. Понятие эстетического анализа, оценка эстетического объекта.
4. Аристотелевская теория мимезиса.
Основная часть.
1. Понятие эстетического вкуса.
2. Роль среды.
3. Роль учителя-воспитателя.
4. Роль семьи в формировании и развитии эстетического вкуса.
Заключельная часть.
1. Общая задача эстетического воспитания.
3
Слово «эстетика» - одно из наиболее употребляемых в нашей повседневной жизни,
рассеяно в разных сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике
фильма, интерьера и т.д. Понятие эстетики обозначает и философскую науку об
искусстве. При всем различии употребления на обыденном и профессиональном уровне
это понятие обозначает некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное
качество, как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода,
феноменов природы. Слово «эстетика» в переводе с греческого означает чувственный,
относящийся к чувственному восприятию.
Всегда, когда речь шла о принципах чувственной выразительности творений
человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений,
способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного
любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось
представление о мире выразительных форм. Активно обсуждалось их строение связь
чувственной оболочки с символическим, духовным содержанием, совмещённость в
эстетическом явлении осознаваемых и невыразимых с помощью слов качеств и т.д.
свойства произведений и сопутствующее им чувства эмоционального подъёма
описывались через понятия прекрасного, явившееся центральным в эстетической науке.
Все прочие эстетические понятия (возвышенное, трагическое, комическое, героическое)
обретали свой смысл через соотнесенность с категорией прекрасного, демонстрируя
безбрежные оттенки разных типов чувственного восприятия. Важно понимать, что
трагические и сентиментальные чувства, взятые сами по себе, составляют предмет для
изучения своеобразных психических реакций. Эстетическими их делает преломленность и
выраженность художественной формы. «Все естественное прекрасно, когда имеет вид
сделанного человеком, а искусство прекрасно, если походит на природу», отмечает
И.Кант.
Интересно отметить, что дистанция времени придает эмоциональным
переживаниям законченные формы, порождает своевременный «гербарий чувств». Это не
столько само чувство, сколько повествование о чувстве со всеми необходимыми
элементами, сообщающими ему композиционную целостность, выразительность, т.е.
эстетическую структуру. Когда речь заходит об анализе не одного произведения
искусства, а об общих художественных измерениях группы искусства, спацифики жанра
или художественного стиля, - мы имеем дело с эстетическим анализом. Это выглядит как
макроанализ. (Изучение в более пространственной и временной перспективе).
Исторически складывающаяся форма любого произведения искусства
свидетельство не только мастерства и художественных традиций эпохи, но и источник
нашего знания о человеке: о том, как изменились способы его восприятия и
чувственности, каким он видел, или хотел видеть себя, как развивался его диалог с
внтренним миром, перемещался избирательный интерес к окружающему.
Искусство всегда обладало способностью расширить свои возможности. От
первоначальной способности фокусировать в художественном произведении все самое
совершенное, что художник находил в мире (Античность, Возрождение), искусство
переходило к умению воплощать в художественном образе изотерическое значение,
невидемые смыслы и сущности (средневековье, романтизм) и т.д. Гегель видель истоки
искусства художественного творчества в потребности человека к духовному удвоению
себя в формах внешнего мира, опосредованно. Через язык символов, намеков, мерцающих
нюансов рождается художественная реальность, недосказанность, которая проявляет себя
как нерастраченная энергия.
Размышления о соотношении выразительных качеств действительности и
искусства нашли воплощение в аристотелевской теории мимезиса (подражание). По
мнению философа, природа художественного удовольствия заключена в радости
узнавания: вид знакомого явления актуализирует связанную с ним память, рождается
сопоставление и т.д. Вместе с тем творческая способность не сводится к копированию.
4
Художник производит селекцию явлений видимого мира, добывая невидимые смыслы.
Необходимо множество набросков, черновиков, прежде чем остановиться на
единственном решении. Итоговое решение зачастую представляет собой собирательный
образ, в действительности в таком виде не существующий. Художник может поступиться
точностью деталей, если этим обеспечивается большая выразительность произведения.
Аристотель заметил, что, будучи перемещёнными в сферу искусства, знакомые
предметы обнаруживают в себе новый смысл.
Способность непосредственного и верного различия прекрасного и безобразного в
продуктах материального и духовного производства, в образе жизни, искусстве есть
эстетический вкус. Вкус не врожденная, а социальная способность. Она
детерминируется различными факторами: полом, возрастом, характером воспитания,
социальным строем, мировоззрением и т.д. Свое выражение эстетический вкус может
найти и в высказываниях, и в жестах, и в поведении. По одежде, по манере держаться, по
тому, какие книги читает данный человек, мы можем составить представление о его вкусе.
Формирование хорошего эстетического вкуса одна из важнейших задач теории и
практики эстетического воспитания. Более высокая ступень развития эстетического
сознания эстетическое суждение. В эстетическом суждении не только находит
мысленное выражение эстетического чувства, но формулируется и обосновывается оценка
эстетического объекта.
Что является мерилом эстетического суждения эстетический идеал. Это наиболее
сложная категория. Она воплощается в эстетических вкусах. Поскольку всякая
удовлетворенная потребность ведет за собой новые, то обладающий эстетическими
ценностями идеал оказывается никогда до конца не дотижим.
Велика роль среды в воспитании ребенка, т.е. в городе или в селе растет
подрастающий музыкант. Как много талантливых людей окружают его, оказывая на него
свое влияние. Посещает лион выставки работ художников, ремесленников, занимается ли
сам творческим трудом, носят ли эти занятия серьезный характер. Преимущество города в
том, что здесь есть центры искусств, музыкальные школы, филармонии, театры,
проводятся выставки художественных работ. Живое общение с искусством приносит
огромные результаты, так как влияет впервую очередь на нервную систему ребенка,
вызывает определенное впечатление, которое зависит от уровня собственной
эмоциональности, развития фантазии и т.д. Впоследствии, при новом общении с тем же
видом искусства, например, с театром, мы имеем возможность сравнивать стеиень
воздействия, следовательно, и качество постановки спектакля.
В музыкальной школе, например, практикуется проведение конкурсов, сольных
выступлений учащихся, открытых академических концертов. Посещая такие мероприятия
в качестве слушателя, юный музыкант приобщается к искусству, оазвивает в себе
избирательное качество, умение выделить лучшее исполнение.
Большую роль в развитии критического взгляда, оценки выступлений,
формирования эстетического, музыкального вкуса играют беседы после концерта
учеников с учителем, где идет детальное обсуждение того, что получилось, а что нет.
Умение найти и выделить сильные и слабые стороны исполнения приближает ученика к
пониманию и изоюражению прекрасного, безобразного, трагического, комического.
Естественно, что у старшеклассников уже накапливается большой опыт
музыкальных впечатлений, отсюда большая эмоциональная амплитуда, осмысленность
исполнения.
Нам известно как по выступлению ученика на эстраде можно судить не только о
его музыкальных задатках, но и о внутреннем, чувственном мире, эстетическом,
интеллектуальном развитии. Исполнение талантливого ученика отличается и единством
формы, продуманной динамикой звуковой палитры, яркой образностью, что говорит о
хорошо развитом воображении, музыкальном вкусе.
5
Не прав тот учитель, который считает, что только непрерывная работа над
освоением различных видов техники, над интонацией, фразировкой и т. д. принесет
желаемый результат. Чаще всего действительно хороших результатов добиваются
ученики достаточно развитые интеллектуально. Поэтому учителю всегда необходимо
знать, что читает ваш воспитанник, какой детской литературой интересуется. Рассказать
ему о том, что любили читать в детстве вы и, возможно, дать полезные советы. То же
самое касается сказок, мультфильмов.
Педагог должен изучать, направлять развитие вкуса ученика. В начальны, младших
классах идет процесс накопления музыкальных, эстетических впечатлений. Поэтому
желательно ребенку слушать как можно больше интересных, содержательных пьес. Далее,
необходим разговор о том, с помощью каких выразительных средст музыки композитор
достигает результата (создания того или иного образа). Тут речь пойдет об интонации,
артикуляции, темпе, качестве звука, динамических градациях и т.д.
Роль учителя в воспитании известна каждому. «Ученик это факел, который
нужно зажечь». Заинтересовывая ученика, подбирая ему интересную программу, учитель
побуждает ученика к творчеству.
Семья является той средой обитания, где создаются нормальные условия для
творчества, где поощеряются занятия творчеством, или высказывается к ним равнодушие,
а то и непонимание. Конечно, ребенку очень важно чувствовать, что отношение к его
занятиям со стороны родителей заинтересованно. Желательно, чтобф родители собирали
для детей семейную фонотеку, видео - и аудио - записи, альбомы с произведениями
живописи, архитектуры, библиотеку, общались в кругу семьи по поводу посещения
музеев, концертов, выставок.
Общая задача эстетического воспитания развитие восприимчивости к красоте,
возвышенному, в развитии способности и потребности строить жизнь по законам красоты.
Эстетический объект выступает как таковой только в процессе его восприятия, хотя он
существует объективно, независимо от воспринимающего объекта. Способность к
эстетическому восприятию не дана человеку природой. Природа лишь создает
предпосылки для формирования эстетического восприятия. Уже в элементарной форме
эстетического сознания эстетическом чувстве содержится не только отражение
объективных свойств эстетического объекта, но и их оценка.
Нужно сказать, что сама эстетическая оценка социально обусловлена, поскольку в
обществе мы всегда наблюдаем несхожесть, а иногда противоположность эстетических
суждений. Так, в эпоху абсолютизма культивируется «порядок», «ясность», «мера».
Романтизм, напротив, предпочитает «живописность», «поэтический беспорядок». Отсюда
в оформлении, например, садов и парков в тот период мы наблюдаем тягу к гротам,
развалинам, «безыскусным уголкам природы». Следовательно, нельзя считать, что
эстетические вкусы и оценки всегда и всюду одинаковы. Опять же нельзя считать, что в
их эстетических оценках у людей нет ничего общего. В исторической смене эстетических
оценок и идеалов есть также свой прогресс, свое приближение к абсолютной истине.
6
Список использованной литературы:
1. Кияшенко Н.Н. Лейзеров Н.Л. «Эстетическое творчество». М., 1990.
2. Кривцун О.А. «Эстетика», М. 1998.
3. Овчинников М. Н. «Что изучает эстетика». М., 1999
4. Толстых В. И., Энгресс Б. А., Макаров К. А. «Эстетическое воспитание», М., 1997