Презентация "Коми народные музыкальные инструменты"

Подписи к слайдам:
Коми народные музыкальные инструменты
  • Абраменко Надежда Гавриловна
  • учитель начальных классов
  • МОУ «СОШ №9» г. Печора
  • Республика Коми
  • Коми народные музыкальные инструменты
Музыкальные инструменты:
  • Духовые
  • Струнные
  • Ударные
  • Музыкальные инструменты коми связаны с пастушеским и охотничьим образом жизни, обрядами, праздничными гуляньями, детскими забавами. 
Духовые инструменты
  • Музыкальные инструменты коми отличаются разнообразием типов и их местных разновидностей. Наиболее распространенными были духовые инструменты (аэрофоны):  Чипсан, пэлян, бадь пу чипсан (ивовый свисток) и сьола чипсан (рябчиковый свисток, манок) — закрытые (с одного конца) продольные флейты со
  • свистковым вырезом и вставной деревянной пробкой со щелью;
  • Гум пэлян (дудка из стебля гума, дудника) — продольная губно-щелевая флейта со свистковым вырезом;
  • Сёй пэлян (глиняная дудка в форме птицы) — свистковая флейта с двумя игровыми отверстиями;
  • Идзас чипсан (соломенный свисток) и бадь пу пэлян (ивовая дудка с выкрученной сердцевиной) — аэрофоны с одинарным бьющим язычком типа кларнета;
  • Сюмод пэлян, сюмод буксан, (берестяная дудка) — аэрофон с двойным бьющим язычком типа гобоя. 
  • Коми традиционный музыкальный инструмент пэлян может быть самой разной формы.
  • Народный мастер из Центра Коми культуры "Югöр" (г.Ухта) играет на коми традиционном музыкальном инструменте пэляне своего производства.
  • Сюмöд буксан — рожок из бересты
  • с бьющим язычком (гобой), вероятно,
  • самый древний, ещё древне–финский,
  • музыкальный инструмент.
  • В Коми распространен повсеместно.
  • Чипсан – свисток.
  • Это общее название свистящих
  • музыкальных инструментов
  • изготавливаемых из стеблей
  • дудника. Чипсаны были
  • большие и маленькие,
  • состояли из одного или
  • нескольких свистков.
  • Игра на чипсанах.
  • Струнные инструменты Коми
  • Среди струнных инструментов (хордофонов):  Брунган (гудящий, гулкий) — струнный ударный инструмент с приспособленным резонаторным ящиком больших размеров (голбец — деревянная пристройка к кухонной печи), струны проволочные длиной от 65 до 125 см.
  • Брунган изготовлялся следующим образом. На боковую стенку деревенского голбца прибивают пять длинных и толстых проволочных струн и пять отдельных подвижных струнных подставок — колодок высотой 3,5 см. Настройка брунгана производилась передвижением колодочек ударами молоточка: для повышения звука их раздвигали — увеличивалась степень натяжения упругости струн, для понижения — сдвигали.
  • С. И. Налимов (1857-1916) прославился как выдающийся мастер балалаечных дел «балалаечный Страдивари». Балалайки Налимова обладали совершенством форм, отличались изящной отделкой, имели редкий по красоте тембра звук.
  • Налимов
  • Семён Иванович
  • 1857 - 1916
  • Памятник Семёну Налимову
  • в с. Выльгорт
  • Сигудэк - любимый коми
  • народом традиционный
  • музыкальный инструмент.
  • Лютневидный трехструнный
  • смычковый, с долблёным корпусом.
  • Сигудок — подвижный музыкальный инструмент с волосяными струнами. Относится к составным лютневидным хордофонам типа шейковых лютней и представляет собой трех или четырех струнный смычковый инструмент. Сигудки имеют разнообразные внешние формы — от простой плоской досчатой до фигурной скрипичной. Сигудки особенно бытовали в среде охотников верховьев Вычегды. На них музицировали, как дома, так и в охотничьем срубе в лесной чаще во время охоты. С изготовлением сигудка, согласно древним верованиям коми-зырян, на земле появилась музыка. 
  • Оркестр Коми народных инструментов
  • « Сигудэк».
  • Игра на сигудке
  • и чипсане.
  • Брунган – один из самых распространённых
  • музыкальных инструментов.
  • Ударные инструменты коми
  • Ударные инструменты (идиофоны):  Тотшкбдчан (стукалка) — колотушка в виде долбленой колодки и рукоятки с подвижным билом или привязанным шариком,
  • Сярган (трещотка) — ребристый валик с рукояткой и скользящей по нему деревянной пластинкой внутри рамки,
  • Жыннян (колокол) — деревянный, долбленый из куска березы и жестяной клепаный,
  • Пу паньяс (деревянные ложки),
  • Пу бедьяс (деревянные палки),
  • Пу пов (деревянная дощечка, барабан).
  • Сярган (трещотка)- традиционный коми
  • народный музыкальный инструмент.
  • Народный мастер из с.Визинга Сысольского района демонстрирует один из видов торгана своего производства (в его левой руке), мастер назвал его табяс.
  • Различные варианты Коми национального народного
  • инструмента шур–шар из бересты.
  • В правой руке шур–шар из бересты (похож на погремушку).
  • Игра на чипсане
  • и на трещотке.
  • Шаблон презентации http://easyen.ru/load/metodika/k_prezentacijam/shablony/277-1-0-25020
  • http://foto11.com/photo/collection/musicinstruments/77.php
  • http://www.tomovl.ru/komi/Muzykalnye_instrumenty.html
  • http://foto11.com/photo/collection/musicinstruments/05.php
  • http://foto11.com/photo/collection/musicinstruments/51.php
  • http://foto11.com/photo/collection/musicinstruments/10.php
  • http://foto11.com/photo/collection/musicinstruments/chipsan.php
  • http://gazetaraduga.ru/kultura/skromnyy-geniy-02-02-2015.html
  • Использованы материалы: В. Н. Белицер, Очерки по этнографии народов коми, 1958; П. Чисталев, Коми народные музыкальные инструменты, Сыктывкар, 1984; Энциклопедия РК, Сыктывкар, 1999.
  • Источники: