Конспект урока "Народные песнопения о Сергии Радонежском" 3 класс

Урок музыки по теме: Народные песнопения о Сергии Радонежском.
Цели:
-воспитание интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой
народ, за его прошлое
- формирование представления школьников о различных явлениях русской
музыкальной культуры
- введение учащихся в художественные образы русской духовной музыки
- знакомство с музыкой религиозной традиции через духовный фольклор.
Задачи:
- расширить представление школьников о духовном опыте предшествующих поколений,
запечатлённом в музыкальных образах; изучать и присваивать этот опыт
- формировать основы гражданской идентичности через духовную музыку, обращённую к
истории и традициям родного края
- с помощью ассоциативного ряда (история, литература, архитектура, живопись,
иконопись) усилить музыкальные впечатления детей
- расширить музыкально слуховой опыт школьников в процессе интонационно –
образного и жанрово – стилевого анализа произведений
- пополнить эмоционально – музыкальный словарь
Ход урока:
1. Организационный момент. ( звучит колокольный звон).
Вступительное слово учителя.
- С древних времён на Руси с большим почитанием относились к колоколам и
колокольным звонам. В звучании колоколов отражена душа русского народа, вся его
жизнь. Колокольный звон сопровождал человека от рождения до смерти - во времена
великих праздников и событий, в моменты радости и горя. Когда мы слышим
колокольный звон перед нами рисуются картины монастырей, храмов, икон с
изображением святых. Сегодня на уроке мы будем говорить о Преподобном святом
Сергии Радонежском. Будем слушать песни, которые сложил народ о нём
(Звучит стихира русским святым «Земле русская» в исполнении хора Свято Троицкой
Сергиевой лавры. ( хрестоматия 4 класса, страница 17).
Стихира (стих) посвящена всем святым в земле Российской просиявшим.
Преподобный Сергий был одним из них.
Читаем подзаголовок: Народные песнопения о Сергии Радонежском.
Там, где стоит, красуясь ныне
Обитель Троицы святой,
Спускаясь с низких гор к долине,
Шумел когда – то лес густой.
Древняя Русь. Стоит над озером Неро город Ростов Великий. В этих краях около
семисот лет тому назад находилось маленькое селение, название которого не сохранилось.
В этом селении – родился отрок Варфоломей. Великий светильник и угодник Божий
Преподобный отец Сергий, игумен Радонежский чудотворец. Родился Сергий
приблизительно в 1314 – 1322 году.
Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте в церковную школу вместе с братом
Стефаном.
Стефан учился хорошо, и Петруша маленький – брат шести лет тоже читал бойко.
А для Варфоломея труд непомерный разобраться в грамоте, все сливалось аз, буки,
земли, веди... Сколько ночей бессонных провел отрок в слезах и молитве. И Господь внял
молитве, исходившей из глубины сердца отрока.
Однажды Варфоломей пас лошадей и увидел человека в тёмном монашеском
одеянии.
Рассматриваем картину М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». На картине
мальчик лет 10ти. Видение – это то, чего на самом деле нет – привидилось, показалось. И
явился отроку (подростку) ангел в облике монаха и предрёк мальчику необыкновенное
будущее. Видение исчезло, как – будто растворилось. На картине изображён момент,
когда отрок, подойдя к старцу, благочестиво смотрит на него, тихо ожидая окончания его
молитвы. Пастушеский кнут заткнут за пояс, руки сложены в благоговейном жесте.
Выходит ученик, исполнитель роли Варфоломея и подходит к монаху.
Монах. Что тебе надобно, чадо?
Варфоломей. Отче, отче, мне не дается ученье,
Помолись о немощи этой моей!
Ведь без Господа не деется ничесоже —
Он услышит молитвы твои!
Я хотел бы читать Слово Божие
Так вот, как умнеют это братья мои.
Монах. Сердце мое помочь тебе радо.
И вот сейчас
Вместе с тобой мы помолимся, чадо.
Разве Господь не услышит нас?
Вместе. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Господи, приклони к нам всеслышащее ухо Твое,
Вот мы молим Тебя, стар и млад!
Учитель. Ангел с отроком клали поклоны,
И горела в них к Богу любовь.
Монах. От Бога тебе отрада –
Святыя просфоры часть;
Отверзи уста, о, чадо,
Дар благодатный ясть.
Твоя скорбь да исчезнет разом!
Мал кусочек – но дар велик
В сей частице – от Бога разум
К постиженью священных книг.
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему, несмотря на прилежание и старания
Варфоломей получил разум и научение не от людей, а от Духа Святого?
Что ещё мы видим на картине?
Красивый русский пейзаж. Вдали видна небольшая часовня. Картина природы
находится в гармонии с душевным состоянием человека. (Эскизы художник писал в
окрестностях Троице – Сергиевой лавры).
Ведущие. В те дни, во времена Преподобного Сергия на Руси мучительно
"собирались земли” под началом Москвы. И это собирание часто происходило
насильственно. Народ роптал. Разоряли и свои и чужие. Властвовали татарские ханы. На
старости лет преподобный Кирилл, отец Варфоломея, был разорен и вынужден был
переселиться в Радонеж.
Здесь строгие подвиги Варфоломея еще более усилились. Он стал питаться только
хлебом и водою, а по средам и пятницам – вовсе не есть. Он много молился, иногда
целыми ночами, просился в монастырь. Но он был послушным сыном и на просьбу отца с
матерью не уходить в монастырь до их кончины дал согласие.
Учитель. Перед самою кончиною своею благочестивые его родители приняли
монашеский чин в Хотьковском монастыре, в четырех верстах от Радонежа.
Обратимся ко второй картине Нестерова «Юность Сергия Радонежского».
Когда мать и отец умерли, он ушел вместе с братом иноком Стефаном в
дремучий лес и там усердно молился Богу. Они построили небольшую церковь во имя
Пресвятой Троицы. Но старший брат Стефан не смог вынести всех тягостей и ушел в один
из московских монастырей. Варфоломей остается один. Он принял монашеский постриг с
именем Сергий. На картине вокруг головы Сергия мы видим нимб (сияние) – символ
святости. У ног его покорно лежит медведь, показываем пальчиком (тактильное
ощущение). Медведь был другом пустынника, часто приходил к нему и вскоре стал
ручным. Жили в лесу зайцы, лисицы, волки и все они приходили в гости к преподобному.
Слухи о Сергии, как о молитвеннике, шли по всей земле. Стали к нему приходить люди и
проситься строить кельи рядом с ним. Увеличилась монашеская братия, ожила пустынь. С
этого времени началась многовековая история Троице – Сергиева монастыря.
Теперь вернёмся к народному песнопению. Посмотрим на нотную запись:
- Каков характер песнопения?
- Ритмический рисунок?
- Как строится мелодия?
- В каком темпе исполняется?
- Какую песню напоминает?
Характер песни спокойный. Ровный ритмический рисунок ровный - чередуются
четвертные и половинные ноты. Мелодия безыскусная, построена на четырёх соседних
звуках. Песня похожа на русскую народную.
Как мы знаем, русские народные песни исполнялись без сопровождения. Но если
бы нам пришлось подобрать музыкальный инструмент для исполнения этой песни, что бы
мы выбрали? Свирель.
Свирель - это народный инструмент. Варфоломей был пастушком, а все пастушки
играют на свирели. \
Варфоломей пас лошадей – это было его послушание (работа). Пока лошади
паслись, он играл на свирели.
(Поём песнопение, опираясь на нотную графику, на слог «лю», выразительно
читаем текст и поём песню со словами).
-В нежной красивой мелодии выражена любовь народа к святому. Попробуем
сопоставить картину «Видение отроку Варфоломею», и интонации «Народного
песнопения о Сергии Радонежском».
- На картине изображён бескрайний зелёный луг, ещё более бескрайний простор
горизонта. Голубая гладь озера, небольшие холмы (водим пальчиком – тактильные
ощущения). Тропинка, убегающая к озеру (символ жизненного пути, пока неясного).
Спокойная красота средне – русской природы. Линии картины плавные, горизонтальные.
- В песнопении простая, льющаяся из сердца мелодия, широкое дыхание. Мелодия
чуть – чуть колышется, как огонёк в лампаде или свеча.
Картина и мелодия песни созвучны, в них живёт образ тишины, покоя,
умиротворения.
Линии картины и мелодии – горизонтальны. Показываем руками (пластическое
интонирование).
Темп картины и песни спокойный, неторопливый, без суеты.
Внимательно рассмотрим вторую картину «Юность Сергия Радонежского»:
Густой, непроходимый лес, маленькая церковь на заднем плане. На переднем плане
преподобный Сергий. У ног его огромный медведь. Нимб вокруг головы – ореол святости.
Одет Сергий в белый подрясник (священная одежда). Белый цвет – символ чистоты
душевной и непорочности.
- Что общего в картинах?
- И там и тут один и тот же человек, храм на обеих картинах, природа.
- В чём различие?
- На второй картине нет горизонта, убегающей вдаль тропинки. Судьба человека
определена. Он выбрал иноческий (иной, отличный от других) путь. Принял постриг,
получил новое имя - стал преподобным Сергием (преподобный – подобен Богу). Вокруг
головы у него символ святости – нимб. Медведь покорно лежит у его ног. Картина
природы другая – вокруг дремучий лес (гладим пальчиком).
- Так что же, эта картина не созвучна первой картине и мелодии песнопения?
- Она им созвучна, но дополняет их. Это новая грань одного и того же образа.
Человек поднялся на новую духовную высоту. Но он по прежнему смиренный, ни перед
кем не возносится. Даже став настоятелем монастыря, он внешне не отличался от простых
монахов (в житии упомянуто много интересных случаев по этому поводу), а трудился
больше всех остальных.
Давайте споём слова второго куплета более сдержанно, серьёзно. Перед нами не
просто юноша, а святой.
- Темп, лад, характер не изменились?
- Нет, они остались прежними. Ведь и Варфоломей и святой преподобный Сергий
находятся в душевной гармонии (ладу) с собой, природой, Богом.
Ему покорны были звери,
Делил он с ними часто снедь,
Его убогой кельи двери
Хранил в глухую ночь медведь.
Он долго был безвестен люду,
Но наступили времена,
И имя Сергия повсюду
Узнала Русская земля.
Над Русью нависла смертельная опасность: с юга на нее надвигались орды Мамая.
Готовясь выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович (Донской) счел своим
долгом посетить преподобного Сергия. Это событие говорит нам об огромном значении
личности Сергия в то время. Князь получил благословение святого на правую битву за
землю и веру. Преподобный Сергий, находясь далеко от Куликова поля, знал всё о ходе
сражения и поимённо называл погибших. Об этих событиях так же повествует народное
песнопение:
Он отвращал молитвой беды,
И в грозный час у Бога сил,
Дар силы, славы и победы
Стране родимой испросил.
8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины
одержали на Куликовом поле победу, положив начало освобождению Руси от монголо-
татарского ига. Во время битвы русских воинов с Мамаем на Куликовом поле
Преподобный Сергий собрал в церкви всю братию и возносил Господу молитву об успехе
сражений, поминая при этом по имени каждого из павших.
Получился народный гимн преподобному Сергию Радонежскому! Так народ увековечил
память о святом.
Ученик. Прошли века, и там, где прежде
Была лесов дремучих ширь,
Стал в белокаменной одежде
Оплотом веры монастырь.
Кресты и главы золотые
Венчают иноков приют,
Где мощи Сергия святые
Нетленно в раке почиют.
- В чём ещё живёт память о великом подвижнике?
- Обитель, основанная им, носит его имя.
- Много храмов построено в честь святого.
- Написаны иконы преподобного.
- Написаны жития – литературные произведения; а так же жития – в иконах, настенной
росписи, повествующей о земной жизни святого. Например, на вратах при входе в Троице
Сергиеву лавру, святой запечатлён со своим другом медведем.
Подвигами святого Сергия был подвиг смирения, затем подвиг воздержания,
подвиг трудолюбия, подвиг нравственной чистоты, справедливости. Но главным деянием
Преподобного Сергия были вера и любовь к Господу.
Святая Церковь празднует память Преподобного Сергия 5/18 июля и 25 сентября/8
октября. Особенно много людей приходят в храм на Престольный праздник – день памяти
святого. Говорят, в этот день особая Божия благодать нисходит на храм.
Домашнее задание: Раскрась храм в рабочей тетради (страница 16), или нарисуй сам.
Ответь на вопросы (страница 17). Попой со словами «Народное песнопение о Сергии
Радонежском». Узнай интересные истории из его жития.
Литература:
1.Музыка. 1 класс В.В. Алеев, Т.Н. Кичак М: Дрофа 2005г.
2.Музыка. 2класс Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева М:Просвещени е 2012г
3.Мир вокруг нас от А до Я.(Пер. с англ. С.Э. Шафрановского –М: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»2006г.
4.Русская история. Н, О.Майорова