Конспект занятия "Латиноамериканский танец - ча-ча-ча"

Тема занятия: «Латиноамериканский танец ча-ча-ча».
Возраст обучающихся: младшая группа (7- 8 лет), 1 год обучения.
Дата проведения 11.12.2015г.
Тип занятия: изучение, усвоение нового материала.
Вид занятия комбинированное.
Цель занятия: познакомить учащихся с историей танца «Ча-ча-ча», его
музыкой, ритмом; разучить основные элементы танца (положение корпуса
на определённый счёт, основное движение, «нью – йорк»).
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, ноутбук, монитор,
флешкарты (аудио - и видеоматериал).
Образовательные задачи:
1. Повторить и закрепить ранее пройденный материал
1.Знать последовательность выполнения движений партерного экзерсиса, и
совершенствовать навыки выполнения его движений.
2. Знакомство с историей происхождения танца ча-ча-ча.
3. Характеристика музыки танца ча-ча-ча (размер, темп, ритм).
4.Формировать движенческие навыки, учить основные и характерные
движения ча-ча-ча.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать - чувства прекрасного, интерес и любовь к
латиноамериканской музыке.
2.Воспитывать культуру речи, исполнительскую культуру.
3. Воспитывать умение работать в коллективе, дисциплинированность,
трудолюбие, ответственность.
4.Воспитание умения творчески взаимодействовать с педагогом и
учащимися.
Развивающие задачи:
1. Комплексное развитие музыкальных способностей: развитие слухового
внимания и слуховой памяти, чувства ритма, темпа.
2. Развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти,
мышления и др.
3. Развитие индивидуальных способностей, стремление к правильному
выполнению движений.
4. Развитие и укрепление психического и физического здоровья учащихся
средствами танца, формировать правильную осанку, походку.
5. Формирование положительных эмоций и душевного равновесия,
снятие психологического и мышечного напряжения.
План занятия:
1.Вводная часть занятия (5 мин.)
Организационный момент.
1) вход в танцевальный зал (по 1, по 2, по 4)- марш;
2) поклон педагогу и концертмейстеру;
3) сообщение цели и задач занятия.
4) эмоциональный настрой на занятие «Солнышко»;
2. Подготовительная часть занятия (15 мин.)
1) Партерный экзерсис (10 мин).
2)Упражнения и движения на середине зала (координация и разогрев
мышц)(5 мин).
3. Основная часть (20 мин).
1) Знакомство с историей происхождения танца ча-ча-ча.
2). Характеристика музыки танца ча-ча-ча (размер, темп, ритм).
3).Формировать движенческие навыки, учить основные и характерные
движения ча-ча-ча.
4. Заключительная часть (5 мин).
1)Подведение итогов занятия
2)Рефлексия. гра «Мы пойдем налево, мы пойдем направо»);
3)Поклон.
Ход занятия:
1.Вводная часть занятия (5 мин.)
Организационный момент.
1)вход в танцевальный зал (по1, по 2, по 4)- марш;
Музыкальное сопровождение - марш, муз. размер - 4/4.Учащиеся
маршируют в одну, две, четыре колонны, затем выстраиваются в четыре
линии.
2)поклон педагогу и концертмейстеру;
Музыкальное сопровождение – музыкальный размер - 2/4.
3)сообщение цели и задач занятия;
- Добрый день, ребята! Тема нашего занятия - Латиноамериканский бальный
танец ча - ча ча. Мы познакомимся сегодня с историей создания этого
танца, его характером, ритмом, темпом и основными движениями.
- Но прежде, конечно, нам надо улыбнуться и создать себе и всем хорошее
настроение. Это поможет нам сделать наша веселая, ритмичная, игривая
зарядка «Солнышко».
4) эмоциональный настрой на занятие зарядка «Солнышко».
2. Подготовительная часть занятия (15 мин.)
1) Партерный экзерсис.(10 мин.)
К: Ребята, скажите, а для чего нам нужен «Партерный экзерсис»?
(чтобы красиво двигаться, красиво танцевать, укрепить мышцы, чтобы стать
сильными и здоровыми).
К: Молодцы, все правильно, именно поэтому комплекс «партерного
экзерсиса» необходимо выполнять на занятиях систематически.
Сейчас мы с вами отправимся на «Солнечную полянку» », где можно
полежать, поиграть и позаниматься. А чтобы нам туда добраться, я
предлагаю сесть на ковры - самолеты и отправиться в путешествие. Сначала
мы полетим к солнышку в гости и поблагодарим его за теплые и ласковые
лучи. (Дети выполняют упражнение «Солнышко»).
Упражнение 1. «Солнышко».
И.П. ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Муз. размер 4/4.
1 такт наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, левой
рукой коснуться носка правой ноги, правой рукой дотронуться до левой ноги.
2 такт вернуться в исходное положение, движение повторить с левой ноги.
Упражнение повторяется 4 раза.
К: Молодцы! Мне очень понравилось, как вы выполнили это упражнение. А
теперь пусть солнышко поможет согреть вам ваши носочки.
Упражнение 2. «Греем носочки».
И.П. – руки упор сзади, ноги вытянуты вперед. На счет «1» натянуть
носочки от себя, на счет «2» - сократить стопы на себя. Упражнение
повторяется 8 раз.
К: А теперь мы полетим на « Цветочную полянку». Давайте покажем, как
сидят бабочки на цветочках.
Упражнение 3. «Бабочка на цветочке».
И.П. ноги подтянуты к себе, спина ровная, колени раскрыты в стороны, как
« крылья у бабочки», руки - упор сзади. Стараемся коленями достать до
пола. «Бабочка посидела на цветочке и полетела», руки плавно изображают
полет «бабочки», ноги остаются развернутыми, следим за осанкой. «Бабочка
полетала и приземлилась на цветочек». Упражнение повторяется 4 раза.
К: Очень хорошо.. А теперь, чтобы продолжить наше путешествие, мы
пересядем на «велосипед» и поедем к озеру.
Упражнение 4. «Велосипед».
И.П. ноги на 90 градусов, стопы сокращены, руки вдоль корпуса. Ноги
поочерёдно сгибаются в коленях, описывая, круг в воздухе.
Педагог: молодцы! Вот мы с вами и на озере. Посмотрите, какая красивая
лодочка (педагог показывает наглядное пособие). Мы тоже умеем быть
такими лодочками. Сейчас посмотрим, чья лодочка лучше?
Упражнение 5. «Лодочка».
И.П. лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Поочередно
поднимаем ноги и руки, изображая качающуюся лодочку. Упражнение
повторяется 4 раза.
К: А за нашими лодочками наблюдали лягушки. Давайте посидим и
отдохнем, так же как это делают лягушки.
Упражнение 6: «Лягушка».
И.П. лёжа на животе, ноги согнуты в коленях, стопы прижаты друг к другу,
колени максимально разведены в стороны. Педагог подходит к каждому
ребёнку и легонько давит на ягодицы, при этом поднимая носочки наверх.
Цель упражнения - достигнуть как можно большей площади
соприкосновения с полом.
К: А теперь я предлагаю полететь на самолете.
Упражнение 7. «Самолет».
И.П.: сидя на коврике ноги в натянутом положении, пятки вместе, руки лежат
под подбородком.
На счет «1» руки, как «крылья» поднять в стороны, на счет «2» натянутые
ноги поднимают над полом на 25 градусов, как «хвост самолета». В таком
положении держим равновесие на счет «1-8», следим за осанкой.
Упражнение повторить 4 раза.
К: «Самолет» получился у вас отлично. Вы и не заметили, как «самолетик»
доставил вас на ягодную полянку. Здесь нам нужны корзинки. Давайте мы с
вами изобразим «корзинки».
Упражнение 8. «Корзинка».
И.п. лёжа на животе, согнуть ноги в коленях и захватить стопы руками.
Удерживать, это положение, прогнувшись в спине на 4 счета. Упражнение
повторить 8 раз. В дальнейшем для развития гибкости поясного отдела
постараться достать ногами пол перед головой, руками надо держаться за
бедра.
К: На ваши красивые «корзинки» пришел полюбоваться «медвежонок».
Упражнение 9. «Медвежонок».
И.П. стоя на коленях. Сесть мимо пяток вправо-влево, по центру между
пятками (вывернув стопу в 1 поз.)
2)Упражнения и движения на середине зала (координация и разогрев
мышц)(5 мин).
Упражнения под ритмичную, веселую, «заводную» музыку, на различные
части тела и на все группы мышц, включаются специальные упражнения на
развитие движений стопой, коленями, бедрами.
3. Основная часть (20 мин).
1) Знакомство с историей происхождения танца ча-ча-ча.(10 мин.)
«Ча-ча-ча» это очень игривый, веселый и невероятно эффектный
латиноамериканский танец, который обладает своим характером и очень
положительной зажигательной энергетикой (видеофрагмент на мониторе).
«Ча-ча-ча» довольно быстрый танец по темпу. Название танца напоминает
четкий звук маракасов, характерный для кубинских мелодий.
Ча-ча-ча молодой танец, он возник в 50-х годах прошлого века. Родиной
танца является Куба. Как появилось название «ча-ча-ча» - версий существует
множество.
1)Название танца связывают с растением, чьи стручки называются ча-ча.
Из них делали простейшие музыкальные инструменты погремушки,
отбивающие ритм.
2)Наиболее точной считают версию, по которой название танца можно
сравнить со звуком шагов танцоров. Ритм новой мелодии понравился
танцорам, и они начали импровизировать под нее, следуя аккомпанементу
маракас. При этом движения ног издавали звук, напоминающий ча-ча-ча, это
и стало названием танца.
2). Характеристика музыки танца ча-ча-ча (размер, темп, ритм).
Танец «ча-ча-ча» произошёл от другого кубинского танца - «Мамбо». Это
было связано с изменением ритмического рисунка музыки. Музыкальный
размер «Мамбо» - 4/4. В «Ча-ча-ча» 4 счёт разбивается пополам и каждая
половинка подчёркивается акцентом. В результате получается 5 ударов: 3
медленных и 2 быстрых, поэтому для ребят считаем «раз, два, три ча - ча».
Вашему вниманию предлагается один видеофрагмент, на котором вы
увидите, как танцует ча-ча-ча известный мастер боевых искусств Брюс Ли.
В юности Брюс ли выиграл чемпионат по танцу ча-ча-ча в Гонконге.
К: - Какой характер исполнения вы увидели? (Зажигательный, яркий,
красочный, веселый).
- Какие движения встречались в танце? (Мелкие переборы ног на месте,
повороты).
- Давайте прохлопаем ритм музыки ча-ча-ча. А теперь протопаем.
3).Формировать движенческие навыки, учить основные и характерные
движения ча-ча-ча. (10 мин.)
- А теперь приступим к непосредственному изучению основных движений
ча-ча-ча.
Движение №1.
Основной шаг ча-ча-ча. Небольшой шаг правой ногой вправо(ча), шаг
приставка левой(ча), шаг правой вправо(раз), левая нога ставиться
вперед(два), переноситься тяжесть тела на правую ногу(три). С левой ноги
небольшой шаг влево(ча), шаг приставка правой (ча), шаг левой влево(раз),
правая нога ставиться назад(два), переноситься тяжесть тела на левую
ногу(три).
Движение №2. Нью-йорк.
Небольшой шаг правой ногой вправо(ча), шаг приставка левой(ча), шаг
правой вправо(раз), левая нога ставиться вправо под углом 90*(два), тяжесть
тела переносим на правую(три). ). С левой ноги небольшой шаг влево(ча),
шаг приставка правой (ча), шаг левой влево(раз), правая нога ставиться влево
под углом 90*(два), тяжесть тела переносим на левую(три).
Пробуем станцевать эти движения в паре.
4. Заключительная часть (5 мин).
1)Подведение итогов занятия.
К: С каким танцем вы сегодня познакомились? (ча-ча-ча)
- В какой стране он появился? (Куба)
- От какого танца он произошел? (Мамбо)
- Какой счет у танца? Кто похлопает? Кто протопает? А теперь все
вместе.
- Что понравилось больше всего?
2)Рефлексия.
К: - В завершении занятия я предлагаю вам выбрать цветок. Если
понравилось сегодня наше занятие, то выбираем красный цветок, если не
очень понравилось - желтый, а если совсем не понравилось – синий.
- Каких цветов больше? (красных)
По результату выбранного цвета можно сделать вывод: занятие понравилось,
вам удалось справиться с заданиями на сегодняшнем занятии, продолжим
работу на последующих.
Давайте поблагодарим, друг друга за занятие.
(Игра «Мы пойдем налево, мы пойдем направо»);
3)Поклон.
Дети выполняют – поклон и выходят из зала.
О Т З Ы В
на открытое занятие концертмейстера
МОАУ ДОД Дома художественного творчества детей
МО Кореновский район
Подскребалиной Ларисы Александровны
Дата проведения: 11.12.2015г.
Предмет: хореография.
Место проведения: МОАУ ДОД ДХТД МО Кореновский район.
Цель посещения: открытое занятие.
Возраст обучающихся: младшая группа (7 – 8 лет) 1 год обучения.
Тема занятия: «Латиноамериканский танец – ча-ча-ча».
В начале занятия концертмейстер акцентировала внимание учащихся 1
года обучения на цели и задачи, которых нужно добиться в процессе работы.
По типу занятие «Латиноамериканский танец ча-ча-ча» - изучение,
усвоение нового материала, вид комбинированное.
Учебный материал подобран концертмейстером с учетом возрастных
особенностей учащихся и выстроен методически грамотно.
В процессе знакомства с новым музыкальным и теоретическим
видеоматериалом применялись различные методы обучения: наглядно
слуховой, объяснительно иллюстративный, игровой, соревнование,
поощрение, метод музыкального сопровождения. Применение
разнообразных приемов и методов, а также средств обучения способствовало
высокой активности и работоспособности обучающихся.
Занятие показало, что концертмейстер свободно владеет не только игрой
на фортепиано, но и пользуется новыми образовательными технологиями:
личностно ориентированными, здоровьесберегающими, ИКТ. Очень
интересен учащимся был видеоматериал, который мотивировал особенно
мальчиков к изучению танца ча-ча-ча.
За счет продуманной структуры организации занятия, время было
использовано продуктивно.
Концертмейстер эмоционален, тактичен в общении с учащимися, и это
стимулировало продуктивную деятельность воспитанников. На всех этапах
занятия обучающиеся были внимательны, активны.
В ходе занятия, цели поставленные концертмейстером, полностью
реализованы.
Очень интересное и яркое занятие, которое позволило не только
проверить и повторить уровень усвоенных ЗУНов учащихся, но и закрепить
полученные знания.
Педагог дополнительного образования,
руководитель образцового художественного коллектива «Жизнь»
МОАУ ДОД ДХТД МО Кореновский район Е. Б. Курченко
Директор МОАУДОД ДХТД МО Кореновский район А. Н. Мищенко
I. Организационный момент.
1. Приветствие, поклон
Учащиеся входят в танцевальный класс под ритмичную музыку.
2. Постановка цели данного занятия
Педагог: - Здравствуйте, ребята (все делают приветственный поклон).
Педагог: - Сегодня на нашем занятии вспомним, чему научились за три
месяца обучения в объединении «Спортивные бальные танцы». Какие танцы
мы с вами изучали? (Дети отвечают).
Педагог: - Да, правильно! Это медленный вальс, ча-ча-ча, самба, полька,
«стирка»! Вот этим и займемся. Тот, кто правильно исполнит все фигуры,
получит приз!
II. Основной этап
1. Разминка, партерная растяжка.
Педагог: - Итак, ребята, как всегда перед началом занятия у нас разминка!
Становимся по кругу на весь зал, лицом по линии танца, руки на пояс,
спинки ровные! Пошли!
Педагог включает энергичную музыку, показывает движения, а дети
повторяют: быстрый мелкий шаг с выпрямлением коленей, ходьба на
носочках, ходьба на пятках, подскоки, галопы, ходьба на корточках,
упражнения «слоники» и «обезьянки», «карусель»)
Далее воспитанники становятся лицом к зеркалу, и педагог проводит
общую разминку для разогрева мышц шеи, рук, ног, корпуса.
После этого дети берут коврики для партера, ложатся на них и
выполняют упражнения для повышения гибкости позвоночника и стрейчинг
для ног. Педагог им помогает: «ласточка», руки вперед; «ласточка», руки в
стороны; «коробочка», лежа на животе; «стойкий оловянный солдатик»;
«коробочка», стоя на коленях; лежа на спине, качаем пресс; «лягушка»;
«книжка».
2. Перемена.
Педагог: - Спасибо, ребята. Разминка закончена. Аккуратно складывайте
коврики, кладите их на место. Перемена. Можете выйти в коридор.
3. Медленный вальс.
Педагог: - Итак, ребята, начинаем! Становимся лицом к зеркалу. Сейчас мы
вспомним шаги маленького квадрата в медленном вальсе. С какой ноги идем
вперед? (дети отвечают) Правильно, с правой! С какой ноги идем назад?
(дети отвечают) Да, верно! Счет 1,2,3. И наши волшебные слова? Да,
правильно: внизу, наверх, снизились!
Воспитанники исполняют движение вместе с педагогом, потом сами
под счет).
Педагог: - Молодцы! А теперь большой квадрат! Помните, что в большом
квадрате у нас также шаги вперед с правой ножки, а назад с левой. И такие
же волшебные слова! (ребята также исполняют движение сначала вместе с
педагогом, а потом сами). Отлично, умнички!
4. Ча-ча-ча.
Педагог: - А теперь мы танцуем основной шаг танца ча-ча-ча! Становимся
лицом на зеркало и вспоминаем: идем вперед с левой ножки, назад с
правой, не как в медленном вальсе. И счет у нас здесь 1,2,3,4и. Помните? И
еще: на каждом шаге выпрямляем коленочки, как будто маршируем на
параде! Очень хорошо! Тогда танцуем!
Педагог исполняет основной шаг вместе с детьми, потом они сами.
Подходит к детям, у кого не получается и показывает индивидуально еще
раз.
Педагог: - Молодцы, ребятки, а сейчас еще один танец из программы
бальных танцев – самба!
5. Самба.
Педагог: - Итак, танец самба! Основной ход вперед-назад! На какой счет
исполняется? (дети отвечают) Правильно!!! 1и2. Вперед идем с правой
ножки, назад с левой. А что еще особенного в этом ходе? Помните? Да,
верно, волшебные слова: вниз-наверх-вниз, и еще: долго-и-долго!
Педагог также, как в предыдущих танцах исполняет шаги вместе с
ребятами, потом они это делают сами. Педагог подходит к детям и
исправляет ошибки).
Педагог: - Молодцы, ребятки!
Педагог: - А теперь, как я и говорила, зарабатываем призы!!! Все садимся на
пол вдоль стеночки и исполняем шаги всех трех танцев по одному!
Дети выходят и по одному танцуют под счет педагога маленький и
большой квадрат медленного вальса, основной шаг ча-ча-ча и основной ход
самбы. Ребята, которые сидят, смотрят и хлопают своим товарищам. Педагог
каждому ребенку говорит замечания и обязательно хвалит: «Еще немножко и
ты доучишь обязательно!» или «Молодец, но нужно на счет «два»
подниматься на носочек!» и т.д.
Педагог:- Ну что, я очень рада, что у многих получилось все правильно!
Немножко устали? Играть хотите?
Педагог:- Давайте поиграем вот в какую игру: я включаю музыку (быструю,
медленную, любую), вы под нее танцуете, исходя из характера музыкального
произведения, исполняя те движения, какие хотите. Как только я
останавливаю музыку, вы должны очень быстро сесть на корточки! Кто это
сделает медленней всех, тот выбывает из игры и садится смотреть на других.
Второй раз, когда я останавливаю музыку, вы должны очень быстро лечь на
пол. И также, кто ложится медленнее других, выбывает из игры. И так
повторяется, пока не останется один победитель! Готовы? Начали! (Играют,
пока не остался один ребенок). Ура! Хлопаем самому быстрому!
Победителю!
6. Полька.
Педагог: - Хорошо, а сейчас, в конце занятия мы с вами станцуем польку,
ваш любимый танец. А после еще один танец, который вы любите больше
всех: «Стирку»! Согласны? Встали лицом на зеркало и начинаем!
Педагог исполняет движения польки вместе с воспитанниками под
счет, потом под музыку. Дальше педагог еще раз включает музыку и по
команде дети начинают все вместе без педагога.
Педагог: - Молодцы! Веселый танец, правда?
7. Танец «Стирка».
Педагог: - А сейчас самый-самый любимый танец «Стирка!!!!!!» Готовы?
Что мы делаем, когда стираем? Стираем, полощем, отжимаем, вешаем и
утираем пот со лба! (педагог напоминает движения) Стирка закончена!
Начинаем!
Педагог сначала исполняет танец под счет вместе с детьми, потом в
музыку. Далее по команде ребята начинают танец сами. Педагог только
руками подсказывает движения и ритм.
Педагог: - Молодцы!!!
I. Заключительный этап
Подведение итогов
Педагог: - Итак, мы подошли к завершению нашего занятия! Встали,
построились! Я иду за призами для тех ребят, кто правильно исполнил все
три танца!
Педагог раздает призы. Все дети хлопают.
Педагог: - Вы все прекрасно помните, что я задаю домашнее задание каждый
урок? Если дома будете танцевать, то у все у вас получится! И еще: пусть
ваши родители запишут на видео основные шаги, которые я исполню. Тогда
дома у вас будет над чем поработать, и вы ничего не забудете! Итак, поклон!
Хлопаем в ладоши себе и педагогу за занятие! До свидания!
Библиография
1. Пересмотренная техника латиноамериканских танцев. Имперское
общество учителей танцев. Англия. Пер. Ю. Пин. – СПб., 1993. 224с.
2. Бершштейн Н.А, О ловкости и ее развитии, учебник. М.: ФИС, 1991.
–288с.
3. Станкин М.И. Психология общения. – М.:НПО «МОДЭК», 2003, 336
с.
1. Организационный момент. . Вход в класс под музыку. Приветствие.
2. Игра «Зеркало»,направленная на раскрепощение членов групп,снятие напряжения и
сокращения эмоциональной дистанции.
2. Игра «Зеркало»,направленная на раскрепощение членов групп,снятие напряжения и
сокращения эмоциональной дистанции.
Ученики образуют пары.1-ведущий,2-й-ведомый.Под музыку ведущий показывает
движения,2-й- их зеркально повторяет в течении 1-й минуты, затем поменялись.(звучит
музыка танцев народов Казахстана)
Ученики образуют пары.1-ведущий,2-й-ведомый.Под музыку ведущий показывает
движения,2-й- их зеркально повторяет в течении 1-й минуты, затем поменялись.(звучит
музыка танцев народов Казахстана)
3.У-ль читает:
А почему мы любим танцевать почти с рождения?
Да танцы выражают всегда чувства нашей жизни,
Они мечтаний отголосок и желаний тайных воплощение.
И что словами мы озвучивать не в силах,
Расскажут страстные и виртуозные движения.
И танец выбираем по душе, по настроению,
Порою просто отказаться не реально, невозможно,
Когда по сердцу музыка, на радость, в утешение,
Мы своим танцем воплощаем красоту, очарование мелодии.
Искусство танец и к прекрасному стремление.
Галина Бобылёва
Итак,друзья,вы догадались,мы продолжаем работу по теме « Искусство танца»
с помощью таблицы «Знаю,Хочу узнать,Узнал»мы сегодня преступим к продолжению
изучения и закреплению темы «Искусство танца» мы будем продолжать работу в
группах.напомните,пожалуйста,правила работы в группах.Начнём!(заполнение
таблицы)
-что такое танец? мы знаем:
Танец —вид искусства, ритмичные, выразительные телодвижения, обычно
выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным
сопровождением.
Даю задания отразить каждой группе понятие“ танец“ с помощью различных
приёмов.(кластер,концептуальное колесо,синквейн, круги по воде)
( Танец, возможно древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым
ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или
скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного
человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя,
исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о
плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па (фр. pas «шаг») ведут
происхождение от основных форм движений человека ходьбы, бега, прыжков,
подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных
движений постепенно превратились в па традиционных танцев.
Главными характеристиками танца являются ритм относительно быстрое или
относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок
сочетание движений в композиции; динамика варьирование размаха и
напряженности движений; техника степень владения телом и мастерство в
выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также
жестикуляция, особенно движения рук.
Танец имеет разные средства выразительности:
гармонические движения и позы,
пластика и мимика,
динамика «варьирование размаха и напряженности движений»
темп и ритм движения,
пространственный рисунок, композиция.
костюм и реквизит.
Большое значение имеет техника «степень владения телом и мастерство в
выполнении основных па и позиций». Темп это простейшая форма танцевального
движения, различные танцевальные сочетания образуют па. Танец измеряется теми же
длительностями, что и музыка и подчинён законам определённой музыкальной
системы
-Существуют основные жанры танцев:1)народный2), ритуальный,
3) классический (балет),4)исторический, 5)бальный,6)акробатический,7)свинг8)эстрадн
ый,9)современный10),уличный,11)клубный.. Эти жанры в свою очередь делятся на
различные направления
у нас сегодня 5групп,используя дом. работу предлагаю каждой группе рассказать нам
об одном из направлений танцевального искусства:
1 группа- «народный танец» -изложит нам свой ответ в «Синквейне»
2гр-« Балет»-используя приём « Круги по воде»(опорное слово записывается в столбик
и на каждую букву подбираются существительные(
глаголы,словосочетания,предложения. По сути это небольшое исследование)
3гр-«Бальный танец»- с помощью приёма «Кластер »
4гр-«Эстадный танец»-подготовит рекламу своего направления
5гр-«Современные танцы»с помощью приёма «Концептуальное колесо»(необходимо
подобрать синонимы к слову,находящемуся в ядре понятийного «колеса»и вписать в
секторы колеса,что им известно о данном понятии)
Народные танцы. (выступает 1-ая группа)
С музыкальным фольклором, свадьбой и сватовством, сопровождавшими их
обрядовыми песнями, танцами, с играми-состязаниями, пантомимой непосредственно
связана самобытная танцевальная культура казахского народа. Хотя многие
канонические формы древних плясок не дошли до нас, в памяти народной остались их
сюжетная тематика, традиционные увлечения многих поколений, идеалы танцевальной
пластики, ибо этот вид искусства у казахов никогда не ограничивался определенной,
раз и навсегда выработанной системой жестов, движений и «механикой» танца.
Изучение фольклора, памятников материальной культуры, письменных источников,
лексикона самого казахского языка дает основание утверждать, что танцы, будь это —
шаманские, плясовые или игровые состязательные, сопровождали весь процесс
развития казахского общества с глубокой древности до наших дней, обогащая его
духовную культуру. Сохранились некоторые народные танцы, в которых
прослеживаются мотивы жизненного уклада казахов в прошлом.
По сюжетной направленности, характеру и манере исполнения казахские танцы можно
подразделить на следующие группы:
Ритуально-обрядовые «Баксы ойыны», «Айкосак» (пляски баксы), «Жезтырнак»
(пляска ведьмы), «Буынби» (танец суставов), «Жар-жар» (пляска с одноименной
ритуальной песней), «Коштасу» (прощание невесты с подругами), «Айда, былпым»
(танец молодухи), «Келиншек» (танец молодухи с парнем), «Шалкыма» (танец на
каблуках);
Воинственно-охотничьи «Сайыс» (поединок), «Акат» (танец по мотивам древней
мужской пластики), «Клышпан-би» (танец с саблей), «Мерген» (танец с луком), «Коян-
буркут» (заяц и беркут), «Кусбеги — дауылпаз» (танец с ловчей птицей и
дауылпазом);
Бытовые подражательные «Ормек-би» (танец ткачей), «Ортеке» (танец козла-
прыгуна), «Каражорга» (бег иноходца), «Тепен-кок» (бег скакуна);
Массовые «Алка-котан» (бок о бок), «Алтынай», «Кербез-би», «Ыргакты», «Каз-
катар», «Балбраун», «Утыс-би», «Кокпар», «Косалка», «Шашу» и др.
Наиболее характерными особенностями казахского танца, исполняемого под
аккомпанемент домбры, кобыза, дангры, являются экспрессивность исполнения,
резкость движения, подвижность суставов, собранность корпуса в мужских танцах,
гибкость талии, пластика рук — в женских. Специфичными были пляски на коне,
доступные лишь более одаренному танцовщику, джигиту-наезднику, а также ночные
хороводы вокруг костров у алтыбакана — переносных качелей и т. д. В казахском
языке слов «би» — танец, «билеу» — танцевать, в арсенале музыкального фольклора
так называемых «би-кюйев» танцевальных ритмов. В этом отношении нельзя не
согласиться с мыслью Л. Сарыновой о том, что «старинные народные пляски, следы
которых удалось обнаружить не так давно, являлись не «зачатками примитивного
танца», как часто называют их в наше время, и не «элементами танцевальности», а
самобытным танцевальным искусством, выразительные средства которого
определялись уровнем культуры патриархально-феодального общества». Искусством
танца в прошлом владели в совершенстве многие певцы-импровизаторы, например,
знаменитый певец Берикбол Копенов, прозванный Агаш-аяком (деревянной ногой), за
умение танцевать на ходулях, Шашубай Кошкарбаев, Жунусбек Жолдинов, Карсак
Копабаев и другие. Они были желанными на всех празднествах, ярмарках, где
устраивались театрализованные танцы с пением, танцы-игры, показывающие силу и
ловкость плясунов, представления, пронизанные пантомимой и шутками.
Просмотр презентации и видео танца «Акку»
К какому направлению отнесём это выступление и почему?
- Бытовые подражательные,т.к.имитирует лебедя.
-прощу группы дать характеристику танца.(обсуждение в группах)
2 Классические танцы. Балет (выступает 2-я группа)
Бале?т (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) — вид сценического искусства; спектакль,
содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Чаще
всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел,
либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете
являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет
пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между
собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также
элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от
любого человека, занимающегося им.
Балет зародился в Италии в XVI веке. В начале как объединённая единым действием
или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере.
Заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное
торжественное зрелище. Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует
считать 15 октября 1581 года. Первый балет назывался «Комедийный балет королевы»
(или «Церцея»), поставленный итальянцем Бальтазарини. Музыкальную основу
первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную
сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как
комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной
музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом
сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века
благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем
Новером. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли,
в которых содержание раскрывается в драматически выразительных пластических
образах, утвердил активную роль музыки как «программы, определяющей движения и
действия танцовщика».
(презентации о балетместере Булате Газизовиче Аюханове, Ш.Жиенкуловой…)
Видео о приме-балерине Алие Таныкпаевой, о коллективе «Астана.Балет»
-Гимнастика А.Н. Стрельниковой
- Вокально -хоровая работа
-Тест
-Рефлексия.
-Приём «5 открытий урока»
Предлагается подумать над тем,какие открытия каждый из них сделал для себя на
уроке. Предлагаю незаконченные словесные конструкции:
-на уроке я открыл для себя….
-возникли неожиданные мысли о…
-я понял,что … мне в дальнейшей жизни
-сегодня меня удивило…
-оценивание (я,дело,группа -самооценивание)
-дом.задание-тест 2-ая часть.
Приём «Весы успеха».
(Красные стикеры крепят на доске те,кто успешно работал, «зелёные»- кто мог бы
лучше.)
Скрыть