Сравнительный анализ общепринятых учебных пособий по предмету "Сольфеджио"

Подписи к слайдам:
Сравнительный анализ общепринятых учебных пособий по предмету «Сольфеджио» Преподаватель ОТМ ГБПОУ СО СКИК им. О.Н. Носцовой Тюрякова Ю.В. Классификация учебных пособий Общая характеристика: а) сборники-хрестоматии из отрывков музыкальных произведений; б) сборники музыкальных примеров, сочиненные автором пособия; в) учебники сольфеджио для ДМШ. По назначению (для сольфеджирования, диктанта, слухового анализа, усвоения теоретических знаний); По методической направленности (как использование определенной системы музыкального слуха, так и собственного педагогического опыта); По принципу подбора и систематизации музыкального материала (тональный, теоретический, стилистический, вокально-интонационный, тесситурный и др.) «Классические» советские издания:
  • Б.Калмыков и Г.Фридкин. Сольфеджио (Однологосие. Двухголосие) без комментариев и заданий. Рубрикатор по классам. В поздних изданиях по массивным разделам.
  • Н.Баева, Т.Зебряк. Сольфеджио для 1-2 классов. С вкраплением вокально-интонационных упражнений. Рубрикатор по классам и крупным темам.
  • А.Барабошкина. Сольфеджио. С заданиями и картинками. Рубрикатор по небольшим разделам (практически по урокам).
  • Е.Давыдова. Сольфеджио. С более детальными упражнениями и домашними заданиями. Рубрикатор по разделам и темам.
  • Достоинства:
  • упор на вокально-интонационные упражнения и чтения с листа
  • достаточное количество примеров для сольфеджирования
  • Недостатки:
  • В целом (Калмыков-Фридкин и Баева-Зебряк) отсутствие теоретических заданий
  • Отсутствие разделов с объяснением правил
  • Отсутствие поурочного планирования
Б.Калмыков и Г.Фридкин. Н.Баева, Т.Зебряк. Сольфеджио для 1-2 классов. А. Барабошкина. Сольфеджио. Е.Давыдова. Сольфеджио. Поколение «90-х»
  • Ж. Металлиди, А. Перцовская. Мы играем, сочиняем и поем.
  • Поурочный рубрикатор. Обилие муз примеров для анализа, сольфеджирования, ансамблевого пения с сопровождением и без. В конце учебника комментарии с заданиями. Имеются ритмические партитура для шумового оркестра (по Орфу).
  • Т. Боровик. Комплексная методика (с УМК).
  • Пособия для различных возрастных групп (с подробным планированием). Множество примеров ритмодекламации. Пение под фонограмму. Взаимодействие с Орф-методикой.
Ж. Металлиди, А. Перцовская. Мы играем, сочиняем и поем. Пособия Т. Боровик Учебные пособия 2000х годов
  • Е. Золина. Учебник с комплектом рабочих тетрадей.
  • Г. Калинина. Комплект рабочих тетрадей.
  • Ю. Фролова. Сольфеджио. Учебник= рабочая тетрадь.
  • Достоинства:
  • Ясное поурочное планирование;
  • Учебник выступает в комплексе с рабочей тетрадью или уже внутри содержит задания с местом для выполнения (Фролова);
  • Присутствие правил и таблиц.
  • Недостатки:
  • Уменьшается количество номеров для сольфеджирования, чтения с листа.
  • Теоретизация предмета.
Рабочие тетради Г.Ф. Калининой Е.М. Золина. Ю. Фролова. Сольфеджио. Новейшее поколение пособий разработанное или переизданное с ориентировкой на новые образовательные стандарты
  • Ю. Фролова. Занимательное сольфеджио (для общеразвивающих программ);
  • Ж. Металлиди, А. Перцовская. Учиться музыке легко.
  • Д. Шайхутдинова. Проблемно-модульное обучение (УМК).
  • Основные достоинства: Детальное поурочное планирование (иногда с методическими рекомендациями) Полное аудио сопровождение Ориентировка на ПП и ОП Стремление к преодолению «сухости предмета» Упор на ансамблевое музицирование Недостаток: Меньшее количество вокально-интонационных упражнений и примеров для чтения с листа
Переизданное (усовершенствованное): ПМО Сольфеджио. Д. Шайхутдинова. Ю. Фролова. Занимательное сольфеджио. Спасибо за внимание!