Технологическая карта урока "Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь..." 5 класс

Технологическая карта урока музыки в 5 классе.
Тема: «Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь…».
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методы,
формы
Формируемые УУД
Планируемы
й результат
Организационный
(Самоопределение
к деятельности)
Приветствует класс,
проверяет готовность к занятию.
- Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Добрый день!
- Вы готовы к нашему уроку? У нас сегодня много
гостей…
Приветствуют
педагога,
проверяют уровень
своей готовности к
уроку
Фронта-
льная
Личностные: управление своим
настроением, умение выражать
эмоции.
Метапредметные:
организовывать рабочее место,
настраиваться на
познавательную деятельность
(К)
Планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками определение
цели, функции участников,
способов взаимодействия.
Волевая
саморегуляц
ия
Актуали
зация
знаний
Провер-
ка Д/з.
Проверяет домашнее задание, как учащиеся
воспроизводят знания, навыки, умения и
проводит их коррекцию
Какое домашнее задание было к уроку?
- Назовите, какие мы знаем средства
Демонстрируют
уровень выполнения
Д/з, задают вопросы,
возникшие в ходе его
подготовки.
Надо было повторить
средства
музыкальной
выразительности.
Фронта-
льная
Личностные:
определяют уровень своих
знаний, формируется стремление
к познанию. Смыслообразование.
«какое значение, смысл имеет
для меня учение»
Метапредметные:
(Р) Волевая саморегуляция в
ситуации затруднения;
выделение и знаний, которые
ужу были усвоены и которые еще
предстоит усвоить.
Умение
отличать
выполненно
е д/з от
невыполнен
ного,
определять
объем
знаний,
которые ужу
были
усвоены и
музыкальной выразительности?
Для чего нужны средства музыкальной
выразительности?
А сейчас посмотрите на доску, и
проверьте все ли средства вы назвали?
Стиль, форма, жанр,
мелодия, тембр,
темп, метр, размер,
динамика, ритм,
интонация.
Средства
музыкальной
выразительности
помогают лучше
почувствовать и
понять музыку:
характер,
настроение,
содержание.
(К) Умение выражать свои
мысли с достаточно полной
точностью; умение слушать и
понимать речь других; учитывать
разные мнения.
общеучебные) поиск,
выделение, структуирование
знаний
(П логические) Анализ, синтез.
Предметные:
Обучающиеся умеют применять
в реальной жизни средства
музыкальной выразительности,
понимают для чего нужно это
умение и как его используют в
реальной жизни
которые еще
предстоит
усвоить.
Умение
точно
выражать
свои мысли
Формирован
ие четких
мыслительн
ых процесс
сов, вырабо
тка умения
анализирова
ть информа
цию.
Мотивац
ия
учебной
деятельн
ости
Постано
вка
учебной
задачи
Демонстрирует отрывок из к/ф «Моцарт» 1
серия «Детские годы».
Проводит параллель с ранее изученными
знаниями.
Побуждает детей определить свою позицию.
- Кто это?
- Почему вы решили, что это Моцарт.
Смотрят отрывок из
фильма.
Отвечают на вопросы
учителя.
Моцарт.
Обосновывают выбор
правильного ответа.
-Мы знаем, что он
был маленький гением.
Фронта-
льная
Личностные:
определяют уровень своих
знаний, формируется стремление
к познанию. Смыслообразование.
Метапредметные:
(Р) Волевая саморегуляция в
ситуации затруднения; учатся
работать по предложенному
учителем плану; определять и
формулировать образовательную
цель с помощью учителя.
Целеполагание
(К) Умение выражать свои
мысли с достаточно полной
точностью; умение слушать и
понимать речь других; учитывать
разные мнения.
логические) Умение ставить и
Подведение
под понятие,
целеполаган
ие
Организует подводящий к теме диалог.
- Представляете! Будучи ребенком, какую
изысканную музыку он сочиняет!
Его называли ЧУДО –РЕБЕНКОМ,
ОДАРЕННЫМ ребенком.
Он за короткую свою жизнь написал
очень много красивой, утонченной и в то
же время яркой, непохожей ни на чью
музыку.
Размышляют.
Формулируют тему и
образовательные
задачи урока.
- красивая,
утонченноая.
- А теперь попробуем сформулировать
тема нашего урока?
-Молодцы! «Ты, Моцарт, бог и сам того
не знаешь…»
эти слова Пушкина являются темой нашего
урока.
- Какими вы видите цель и задачи урока?
Цель:
Помочь понять, чем объясняется
воздействие мелодии на самые сокровенные
человеческие чувства, выяснить, в чем
заключается «сила» музыки Моцарта.
Задачи:
Формирование знаний об этапах жизни и
творчества В.А. Моцарта.
Познакомиться с новым музыкальным
материалом.
-Будем говорить о
Моцарте.
- Будем учиться
чувствовать и
понимать музыку.
формулировать проблему с
помощью учителя. Подведение
под понятие
Предметные:
ознакомление обучающихся
биографией и с известными
произведениями Моцарта
Первичн
ое
закрепле
ние
В знако-
мой
ситуаци
и
Организует первичное закрепление
материала в знакомой ситуации.
- Ребята. Мне совсем случайно попались
ноты музыки Моцарта. Представляете, в
5 лет уже сочинял музыку. Хотите
послушать его первое сочинение?
Звучит «Менуэт»
- Что вы можете сказать охарактере
Слушают музыку.
Участвуют в
обсуждении,
закрепляют раннее
изученный материал
Конечно!!!
фронта-
льная
Личностные:
Умение осознавать
ответственность за общее дело,
умение следовать в поведении
моральным нормам и этическим
требованиям.
Смыслообразование.
Метапредметные:
(Р) Прогнозирование
Умение
структуриро
вать знания,
выбирать
наиболее
эффективны
е способы
решения
задач.
этой музыке?
- Используя термины на доске,
охарактеризуйте прослушанную музыку.
-Итак, правильно, это музыка легкая,
быстрая, звучит в среднем регистре…
Моцарт родился в городе Зальцбурге.
Австрия.
О Зальцбурге говорили так: «Да разве
это город? Это настоящая музыкальная
шкатулка!» И в самом деле. Каждый
второй пел, каждый третий играл на
музыкальном инструменте.
Слайд 6.
В один из дней в этом городе и в этом
доме родился мальчик. 27 января 1756 года
Мать Мария Анна,
Отец – Леопольд Моцарт -композитор и
теоретик.
В семье двое детей: Вольфганг и его
старшая сестра Наннерль.
Танцевальная, легкая,
светлая, изящная,
красивая, простая , не
верится, что написал
ее 5ти летний
ребенок.
- Темп – не очень
быстрый,
Тембр – произведение
для клавесина в
среднем регистре,
Динамика звука –
от…
последовательности действий на
уроке; формирование познава
тельной инициативы.
(П общеучебные) Умение нахо-
дить и выделять необходимую
информацию; умение делать
предположения и обосновывать
их. Моделирование.
Преобразование модели с целью
выявления общих законов.
(П логические) Установление
причинно-следст-венных связей.
(К) Умение выражать свои
мысли с достаточно полной
точностью; умение слушать и
понимать речь других; учитывать
разные мнения.
.
Предметные:
формирование у обучающихся
ярких, эмоционально
окрашенных образов
исторической эпохи;
складывание представления о
важных событиях прошлого;
формирование умения применять
на практике информацию
полученную из разных
источников;
ознакомление обучающихся со
способами применения в
жизненном пространстве умения
слушать музыку.
Слайд 8.
Леопольд Моцарт, рано распознавший
талант ребенка, всю свою энергию стал
вкладывать в его развитие. Заниматься
музыкой Вольфганг начал в два с половиной
года, а через пару лет отец взялся за его
систематическое образование. В три года
Моцарт уже играл на клавесине, в пять
показал себя выдающимся исполнителем на
этом инструменте, и принялся сочинять
музыку.
В восемь лет Вольфганг сочинил три
симфонии.
Слайд 9.
Однажды в страстную неделю юный
Моцарт с отцом прибыли в Рим. Они
направились в Сикстинскую капеллу, где
исполняли знаменитое произведение «
МИЗЕРЕРЕ» Аллегри
Пятидесятый псалом ДАВИДА
переложенный на музыку для хора, под
страхом отлучения от церкви это
произведение запрещалось переписывать
и тем более продавать. Амадей
прослушал это произведение и вернувшись
домой, записал его в точности по
памяти.
Весть об этом событии достигла и
папы Римского, но вместо отлучения от
церкви ПАНТИФИК пригласил Моцарта
к себе и пожаловал «ОРДЕН
ЗОЛОТОЙ ШПОРЫ», который давал
право дворянства в Италии и свободный
вход в ПАПСКИЙ ДВОРЕЦ.
Весть о юном гении Моцарте быстро
пронеслась по всей Европе.
В четырнадцать лет Вольфганг
становится академиком самой
авторитетной в Европе Болонской
музыкальной академии.
- А сейчас, дети, вспомните и скажите, с
какими произведениями вы уже знакомы ?
Я его наиграю
Слайд 10.
ДЛЯ УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА!!!!!
- Это произведение называется «РОНДО
В ТУРЕЦКОМ СТИЛЕ» (РОДЕ) или
Турецкий марш.
Почему он так называется?
- Охарактеризуйте! !!!!!
- Как сторится рондо
А почему Моцарт назвал 3 часть сонаты?
«Rondo Alla turca» - «Рондо в турецком
стиле».
-А что означает форма РОНДО ?
- Турецкий марш
Т-Турецкой музыкой
называли музыку живого
и веселого характера.
Обычно она имела
танцевальный склад и
исполнялась ансамблем
духовых и ударных
инструментов (флейта,
гобой, барабан, бубен,
тарелки), что придавало
ей своеобразную окраску.
Празднично-веселая,
танцевальная мелодия
звучит с характерным
сопровождением,
напоминающим мелкую
барабанную дробь.
-Форма РОНДО.
Главная мелодия
постоянно
повторяется через
Третья часть сонаты - финал. Rondo alla
turca - сложная 3-х частная форма с
прибавленным рефреном к каждой из 3-
хчастей. (В народе зовётся турецкий марш,
турецкое рондо).
Схема такова:
1 ч. //рефрен// 2 ч. //рефрен // 3ч.
(реприза ) // кода.
Финал является первым обращением
Моцарта к турецкому локальному
колориту, тогда весьма излюбленному в то
время.
В этом отношении характерны острые,
подчеркнутые, звенящие ритмы, в которых,
кажется, слышишь удары тарелок.
1 часть moll - в простой 3-хчастной
форме с развивающей серединой.)
Она выражает по-кошачьему льстивую,
вкрадчивую, но вместе с тем и неуклюжую,
грубую натуру этих парней, что
встретились нам кое-где в первой части и в
трио менуэта.
Рефрен ( a moll -в форме периода,
повторенного изображающий дикую и
кричащую натуру.
2 ч. (fis moll -в простой 3-х ч. Ф. с
развивающейся серединой - здесь явственно
ощущается звучание флейт-пикколо,
которыми Моцарт пользуется для
подобных мрачных настроений.
В коде этот ориентальный фанатизм
обрушивается на нас прямо-таки с
натуралистическим неистовством -
благодаря тирадам, разложенным
различные
промежутки
времени- эпизоды.
аккордам арпеджато, коротким
форшлагам создается впечатление
необычного мелодического строя – как -
будто фальшивого, без фиксированной
высоты звучания.
Рондо - это то же, что русское слово
«круг», «кружок», т.е. хоровод. Рондо –
хороводный танец, в котором главную
мелодию исполняют все, а эпизоды –
солисты или группа хора, выходящие для
этого в центр круга, хоровода.
-Что вы можете сказать о построении
этого музыкального произведения?
А(1,2,1)+ С + В(3,4,3) + С // кода
-Давайте исполним эту чудесную музыку.
Главную мелодию будем выделять
бубнами, а в эпизодах подыгрывать
колокольчиками и треугольниками.
(Раздать инструменты
-Форма РОНДО.
Главная мелодия
постоянно
повторяется через
различные
промежутки
времени- эпизоды.
Дети исполняют.
Личностные:
Смыслообразование.
Метапредметные:
(Р) Прогнозирование
последовательности действий на
уроке; формирование познава
тельной инициативы.
(П общеучебные) Умение нахо-
дить и выделять необходимую
информацию; умение делать
предположения и обосновывать
их.
(П логические) Установление
причинно-следст-венных связей,
построение логической цепи
рассуждения.
(К) Умение выражать свои
мысли с достаточно полной
точностью; умение слушать и
понимать речь других; учитывать
разные мнения.
Предметные:
формирование у обучающихся
ярких, эмоционально
окрашенных образов
исторической эпохи;
складывание представления о
важных событиях прошлого;
формирование умения применять
В изме-
ненной
ситуаци
и
Организует первичное закрепление
материала в незнакомой ситуации.
Организует обмен мнениями.
Слайд 11.
А сейчас мы познакомимся еще с одним
произведением Моцарта. Это
произведение появилось на рубеже, когда
появился новый инструмент
ФОРТЕПИАНО
Слайд 12.
Фантазия (от греч. – воображение) в
свободной форме.
Фантазии обычно выполняли функции
вступительных частей в циклических
формах и имели характер прелюдии.
Фантазия Ре минор. Моцартом написана в
свободной форме. Это Моцартовские
моления и искания, возникающие бурно
и неожиданно.
- Итак, что же воображал себе Моцарт,
какое настроение?
- Кто внимательно слушал?
.
- Дадим характеристику.
-Итак, мы прослушали фрагмент
Участвуют в
обсуждении,
закрепляют раннее
изученный материал
Классно,…
Фронтал
ьная
«Фантазии», состоящий из нескольких
настроений. А как можно понять
содержание произведения если мы не
послушали только фрагмент?
- Поэтому ваше д/ з дослушать до конца и
дать характеристику.
Нет
на практике информацию
полученную из разных
источников;
ознакомление обучающихся со
способами применения в
жизненном пространстве умения
слушать музыку.
Творческое приме-
нение и добывание
знаний в новой
ситуации (проблем-
ные задания)
Организует применение и добывание
знаний в новой ситуации, работу с
учебником. Организует самостоятельную
проверку с применением новых знаний,
помогает учащимся выполнять
самоконтроль.
Участвуют в
обсуждении,
закрепляют раннее
изученный материал,
выполняют
самопроверку.
Фронта-
льная,
Личностные:
Смыслообразование.
Проводят самооценивание,
определяют уровень своих зна-
ний.
Метапредметные
Выбирать
наиболее
эффективны
е способы
решения
задач.
Выработка
УУД:
Не за долго до смерти летом 1756 года к
Моцарту пришел человек в черном
Внимание на экран.
Отрывок из к/ф «Моцарт»
Человек в черном
откройте с. 45.
Прочитайте, что называется Реквиемом.
-Прочитайте письмо В. А. Моцарта
другу, которое он написал в период
работы над «Реквиемом».
О каких чувствах рассказал Моцарт своему
другу?
Не закончил!!!!
-Незадолго до своей смерти Моцарт
пригласил своего друга и в то же ученика
Францу Зюсмайеру, который и завершил
работу над этим произведением.
Умер 5 декабре 1791 года.
-Мы послушаем часть из «Реквиема». Какая
это будет музыка? Мы только что
прочитали определение в учебнике…
- Какими средствами можно печаль, слезы
изобразить в музыке
- Какой лад будет?
Реквием -
музыкальное
произведение
траурного
характера для хора
с оркестром. В
переводе с
латинского реквием
означает - покой,
отдых.
Смотрят
Читают
она будет
спокойная, плачущая,
грустная, напевная
Минор
Слушают музыку
РЕКВИЕМ»
Р) Формирование
познавательной инициативы.
Контроль и оценка результатов
деятельности.
Коррекция.
(П общеучебные) Умение нахо-
дить и выделять необходимую
информацию; умение делать
предположения и обосновывать
их.
(П логические) Установление
причинно-следственных связей.
Построение логической цепи
рассуждения.
Подведение под понятие,
выделение следствий.
Классификация объектов. Набор
оснований и критериев для
сравнения.
Контроль и оценка результатов
деятельности.
(К) Умение выражать свои
мысли с достаточно полной
точностью; умение слушать и
понимать речь других; учитывать
разные мнения.
Предметные:
создание у обучающихся
представлений о музыке
Моцарта ее особенностях,
формирование основ анализа;
формирование умения применять
на практике информацию
полученную из разных
источников.
оценка,
контроль,
коррекция.
Итак, слушаем 7 часть из 12, она
называется «ЛАКРИМОЗА»(Слезная)
Слушают музыку РЕКВИЕМ»
Совпали ли наши впечатления от
прослушанной музыки с нашими
предположениями.
- Да , конец произведения отличается
Выделяется верхний – самый песенный
голос. Такой материал – единственный раз
во всем реквиеме. Мотивы вздохов лежат в
основе и вокальных партий, и в
оркестровом сопровождении. Тембр
тромбонов.
-Кто услышал? Поднимите руку.
-А почему конец этой части такой
светлый, если по определению «Реквием»
- это покой.
Давайте предположим что
Моцарт!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
-Моцарт был глубоко верующим человеком
и в глубине души он верил в то, что Бог
смилуется над человеком и дарует ему
покой и свет!
-Сейчас еще раз послушаем, и когда в конце
вы услышите, что трагизм уступил место
свету , то в этот момент поднимите,
пожалуйста руку!(с закрытыми глазами)
На этой мажорной ноте хотелось бы
продолжить наш урок, исполнением
песни «Тоска по весне».
Какой характер, интонации?
Да Горя, страдания,
слез, печаль, вздохи
Конец не подходит
Он не трагичный, а
радостный, светлый.
Мажор, 2х ч. Ф.,
мелодия
скачкообразная,
регистр средний, 3х
дольный размер,
динамика – не очень
громко, характер
светлый,
Мальчики поют свою партию, девочки
свою
Информация о Д/з
и инструктаж по
его применению
Задает Д/з и дает инструктаж о его
выполнении.
- Напоминаю, что д/з дослушать до конца
произведение и дать характеристику при
помощи средств муз выразительности.
Вникают в суть Д/з.
Осмысливают его.
Фронта-
льная
Личностные:
проводят самооценивание,
определяют уровень своих зна-
ний.
Метапредметные
(Р)
Контроль результатов
деятельности.
Самоопредл
ение,
самоусвоени
е знаний,
определение
объема
материала,
который еще
предстоит
выучить.
Подведение итогов
урока. Рефлексия.
Актуализирует внимание на пройденном
материале, задает вопросы о задачах урока,
побуждает к высказыванию своего мнения,
соотносит достигнутые цели с поста-
вленным результатом.
Вот и подошел наш урок к концу.
А что вам запомнилось на сегодняшнем
уроке?
Еще раз назовите произведения и
настроения от услышанного.
СЛАЙД (постепенно открывается)
Формулируют
результат работы на
уроке, называют
основные тезисы
усвоенного
материала.
Знакомились с
новыми
произведениями,,
вспомнили…
Учились понимать и
чувствовать муз
Моцарта, используя
средства муз
выразительности.
Фронта-
льная,
Личностные:
Нравственно-этическая
ориентация. Умение оценивать
себя на основе критериев
успешности.
Метапредметные
(Р) Оценка.
(П) Умение контролировать и
оценивать процесс и результаты
деятельности.
(К) Умение выражать свои
мысли с достаточно полной
точностью; умение слушать и
понимать речь других.
Умение
контролиро
вать и
оценивать
учебный
процесс,
определять
результатив
ность
образовател
ьной
деятельнос-
ти.
Давайте вспомним:
«Менуэт» - Светлое, детское
«Рондо в турецком стиле» бодрое,
праздничное
«Фантазия» - смена настроений, искание.
«Реквием» - печальное, но с надеждой на
будущее.
-Какой можно сделать вывод из
сегодняшнего урока?
Вывод: Моцарт гений талантище…
С Каким настроением вы уходите с урока?
Моцарт гений
талантище…
Урок по музыке
в 5 классе по теме «Ты, Моцарт,бог, и сам того не знаешь…»
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Цель урока: помочь учащимся понять, чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие
чувства, выяснить, в чем заключается «сила» музыки Моцарта.
Создать условия для формирования:
- личностных УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание);
- регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, оценка);
- познавательных УУД (общеучебные, логические);
- коммуникативных УУД( планирование , постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной
точностью выражать свои мысли);
средствами предмета музыки при изучении темы «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…».
Задачи:
- способствовать формированию мотивации изучения темы ;
- актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе;
- организовать фронтальную и групповую работу учащихся по переработке музыкальной информации, а также
решению задач из реальной жизни;
- организовать рефлексию учащимися собственных знаний путем сравнения их ответов с реальными данными;
- организовать самооценку учащимися своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы;
- учащиеся осознают, какое значение имеет для них тема урока
Метапредметные:
Регулятивные:
- учащиеся умеют составлять план и определять последовательность действий;
- учащиеся умеют прогнозировать результат своих действий;
- учащиеся умеют контролировать правильность своих действий;
- учащиеся умеют корректировать свои действия;
- учащиеся умеют давать оценку своей деятельности ;
Познавательные:
- учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск средств её выполнения;
- учащиеся умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание;
- учащиеся умеют находить наиболее эффективный способ решения задач;
- учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы;
- учащиеся умеют выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- учащиеся умеют определять цели и функции участников взаимодействия;
Коммуникативные:
- учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество в процессе работы ;
- учащиеся умеют с достаточной четкостью выражать свои мысли.; умение слушать и понимать речь других; учитывать
разные мнения
Предметные:
- учащиеся понимают и чувствуют музыку по средствам музыкальной выразительности;
- учащиеся умеют пользоваться полученными знаниями в реальной жизни
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративный;
частично-поисковый.
Средства обучения:
1. Учебники.
2. Презентация .
3. Худ. фильм.
4. Детские шумовые инструменты.
Организационные формы:
фронтальная;
индивидуальная;
групповая.
Педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.