Конспект урока "Путешествие через века - от классики до современности"

Конспект урока музыки на тему
"Путешествие через века — от классики
до современности"
Бажан Ольга Ивановна учитель музыки
Пояснение к уроку. На уроке рассматривается произведение И. С. Баха "Прелюдия и фуга
C-dur" из ХТК I том, его музыкальная жизнь во времени "Путешествие через века" (от
классики до рэпа). Прослеживается постепенный переход произведения из "серьезной"
области, раскрывающее глубокое музыкальное содержание образа классики, в область
"лёгкой" музыки с легким восприятием, в рэп обработке.
Цель урока.
Приобщить детей к наследию мирового музыкального искусства.
Сформировать представление о стилистических особенностях композиторского
творчества И.С. Баха, музыкальных жанрах и стилях современной музыки.
Задачи урока:
1. Воспитательная.
Формировать навыки оценочной деятельности с духовно-нравственной и
эстетической позиции. Воспитание музыкально-эстетического вкуса у учащихся.
2. Развивающая.
Развивать образно-творческое мышление в процессе интеграции изобразительного
и музыкального искусства, критическое мышление в анализе стилей современной
музыки.
3. Образовательная.
Научить разбираться и анализировать музыкальные жанры и стилистические
особенности музыкальных произведений классики и современности.
Сформировать у учащихся представление о направлении рок-музыки: рэпа
Методы обучения:
Метод моделирования художественно-творческого процесса;
Метод ретроспективы (повторение знаний);
Метод проблемной ситуации;
Метод размышления и обобщения музыки.
Тип урока: Углубление темы.
Оборудование. Компьютер, синтезатор, музыкальный центр.
Музыкальный материал: "Прелюдия и фуга C-dur" И.С. Баха "Ave Maria" И.С, Бах - Ш.
Гуно, 3. "Прелюдия" (JAY), исполнение песни "Есть только миг".
Ход урока
(На экране 1 слайд презентация).
У. Сегодня мы продолжаем с вами разговор о теме "Музыка "серьезная" и музыка
"легкая". Я приглашаю вас в необычное путешествие - "Путешествие через века".
Мы станем свидетелями жизни замечательного произведения.
Послушайте, пожалуйста музыку, кто из композиторов, вам хорошо знакомых, мог
написать это музыкальное произведение?
Звучит «Прелюдия и фуга С-dur» И.С.Баха
У. Итак, что же за музыка прозвучала и кто композитор?
Исполнить фрагмент фуги.
(Выяснить как развивается мелодическая линия - тема в фуге. Какой это склад гамофонно-
гармонический или полифонический? Кто мог из композиторов прошлого создать такое
произведение?)
Д. Многоголосие-полифония. Многоголосные произведения полифонического склада
писал И. С. Бах - немецкий композитор, живший в конце 17 начале 18 века (1685-1750г).
(На экране 2 слайд презентации, портрет И. С. Баха открывается по щелчку мыши))
У. Да, действительно многоголосие свойственно музыке Баха. И. С. Бах - один из
величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха,
музыканта-универсала, отличается всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило
достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма.
У. (Исполнение фрагмента фуги)
Прозвучавший фрагмент называется - Фуга, что в переводе бег.
Но разве сразу начиналось произведение с фуги?
(Исполняется фрагмент прелюдии)
У. Ей предшествовало музыкальное вступление, которое во времена И. С. Баха
называлось прелюдия. Прелюдировать - это значило импровизировать перед исполнением
певца или к фуге.
Мы услышали с вами инструментальное произведение И. Баха "Прелюдия и фуга C-dur"
из "Хорошо темперированного клавира", цикл, написанный Бахом для фортепиано
включающий в себя 24 произведения, написанные во всех существующих тональностях?
У. Какой музыкальный образ раскрывается в этом произведении?
(Отталкиваясь от характера, настроения, чувств.)
(В помощь в обсуждении должны звучать фрагменты прелюдии и фуги).
Д. Прелюдия - мечтательна. Фуга - рассудительный, степенный рассказ.
У. Как вы думаете, это произведение к какой области музыки можно отнести "серьезной"
или "легкой"? Заставляет ли музыка задуматься?
Д. (Дети должны смело высказывать своё мнение и аргументировать почему они так
считают).
У. Я предлагаю отправиться в ту эпоху, в которой жил и творил И. С.Бах.
(На экране 3 слайд, по щелчку мыши в презентации открываются слайды: музыкальные
инструменты: старинные виолы, виолины, клавесин; соборы архитектурного
готического стиля)
У. (Обсуждение увиденного, обратить внимание на особенности архитектуры готического
стиля)
У. Но всё же давайте еще раз вслушаемся в прелюдию, есть ли мелодия в прелюдии
(звучит фрагмент), как она развивается?
Д. Переливающимся движением.
У. А если я эти переливающиеся звуки соберу вместе (исполнение гармонии).
Д. Это уже аккорды - аккомпанемент.
У. А раз есть аккомпанемент, почему бы нам не добавить мелодию
(Исполняется фрагмент из «Ave Maria» Ш.Гуно (вокализом))
У. Такое построение прелюдии дало возможность обращаться к ней композиторов
последующих веков и аранжировать в своём представлении. Ведь, если вы помните
музыка И. С. Баха была "открыта" после смерти через полвека и заинтересовала своим
великолепием и философским взглядом многих музыкантов и композиторов XIX века.
Давайте послушаем с вами одну из таких аранжировок. Может быть, эта музыка вам
знакома?
(Звучит «Ave Maria» И.С.Бах, Ш.Гуно)
У. Ну как знакомо произведение? Мы только - что исполнили несколько фраз
произведения французского композитора Ш. Гуно, который обратился к прелюдии И. С.
Баха и на основе его написал свое произведение.
(На экране 4 слайд презентации, портрет Ш. Гуно открывается по щелчку мыши)
Что нового внес композитор Ш. Гуно в прелюдию? Остается ли музыкальный образ
прелюдии созданный И. Бахом?
Д. Музыкальный образ - это образ света, нежности, любви, образ Матери. Произведение
из инструментального перешло в вокальное.
У. Прозвучало произведение "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно
Можно ли оставить это произведение в понятии "серьёзной" музыки?
Д. Музыка заставляет задуматься, вслушаться, представить образ Марии.
У. Образ Марии - матери Иисуса Христа раскрывался во многих искусствам, в том числе
и в живописи. Я предлагаю обратиться сейчас к картинам Рафаэля и А. Мантенья
"Мадонна". Как вы думаете, есть ли что-то общее и различное между звучащей музыкой
"Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно и картинами.
(На экране 5 слайд презентации, на фоне музыки по щелчку мыши открываются картины
Мадонны)
У и Д: (Обсуждение, высказывание мнений. В музыке и картинах раскрывается один
образ - образ Матери, но разным языком искусств, в живописи - красками, в музыке -
музыкальными интонациями, музыкальными средствами выразительности).
У. Многие музыкальные произведения классических композиторов продолжают жить и
звучать в наши дни, в конце XX и начале XXI века. Но не только так, как создал
композитор, а в различных аранжировках и ремиксах.
(На экране 6 слайд, Звучит "Прелюдия" И. С. Баха в рэп обработке, на фоне музыки идут
слайды зданий, построек современного архитектурного стиля - конструктивизма,
слайды меняются по щелчку мыши)
У. Ваши впечатления от услышанной музыки? Что нового вы услышали в "Прелюдии"?
(Обратить внимание на музыкальные особенности этого стиля)
Д. Музыка приобрела современные ритмы: звучит в рэп обработке. Стала импульсивной,
стремительной.
Приобрела танцевальность благодаря быстрому темпу, активному ритму, введенным
современными инструментам: ударным, синтезатором, речитативному проговариванию
слов.
У. Изменился ли музыкальный образ, созданный И. С. Бахом: образ нежности, мечты.
Д. Конечно. (высказывания детей)
У. Можно ли оставить "Прелюдию" современного представления в области "серьёзной"
музыки.
Д. (Дети должны смело высказывать своё мнение. В таком представлении прелюдии
конечно музыка перешла в область легкой музыки, т.к. нет желания задуматься,
вслушаться, а хочется двигаться)
(На экране 7 слайд презентации с темой урока и четверти)
У. Предлагаю поимпровизировать на основе "Прелюдии" (с помощью синтезатора.)
Инструментальная импровизация.
Д. (Дать возможность выбрать из заданных ритмов и тембров (уже знакомых детям) и
импровизировать на основе фрагмента из "Прелюдии". В стилях: pop, Rock, джаз.)
Обобщение.
У. Сегодня в классе прозвучала музыка замечательного немецкого композитора
И.С. Баха не только как создал её композитор, но и через музыку Ш. Гуно и современное
представление этого произведения.
(На экране 8 слайд презентации, по щелчку мыши открывается портрет И. С, Баха,
слова Д. Б. Кабалевского)
Эпилог:
Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем.
(Д. Б. Кабалевский)
У. А как вы думаете, имеем ли мы право создавать такие аранжировки, ремиксы на основе
музыки классических композиторов.
Ведь меняется музыкальный образ созданный композитором (его чувства и мысли
выраженные в музыке).
Д. (Высказывания детей, мнения, предположения).
У. Я не стану настаивать на своем мнении, но хотелось бы, чтобы вы задумались над
моим вопросом.
И в завершении нашего путешествия почти через три века, а оно прошло как один миг,
предлагаю исполнить песню "Есть только миг".
Исполнение песни "Есть только миг".
Приложение № 1: Мультимедийная презентация к уроку.
Приложение № 2: Музыка к уроку:
1. "Прелюдия и фуга C-dur" И. С. Баха
2. "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно
3. "Прелюдия" (JAY)