Методическая разработка "Пушкин и музыка"

Методическая разработка
музыкального занятия для воспитанников
Музыкальный салон:
«Пушкин и музыка»
Музыкальный руководитель
Харламова Н.М.
2016
Музыкальный салон "Пушкин и музыка"
Харламова Наталья Михайловна, музыкальный руководитель.
Дорогие друзья! Мы рады встрече с вами в нашем “Музыкальном салоне”. Сегодня мы
вернемся на 200 лет назад, в то время, когда женщины носили красивые, пышные платья,
а мужчины строгие фраки. Когда по улицам ездили кареты, запряженные лошадьми, а на
балах звучала классическая музыка.
Звучит “Фугетта” Карулли. (гитара)
Именно тогда, в начале 19 века, было открыто необычное учебное заведение - Лицей. А
состоялось это открытие 19 октября 1811 года в одном из пригородов Санкт-Петербурга -
Царском селе (сейчас это город Пушкин).
Видеозапись царского села и музея “Лицей Пушкина”
В лицей было принято 30 мальчиков из дворянских семей, среди которых был и
Александр Пушкин. Пушкинский Лицей размещался в четырехэтажном здании, которое
соединялось аркой с царским Екатерининским дворцом. В арке была лицейская
библиотека, на 4 этаже – комнаты воспитанников. На других этажах залы, учебные
классы, хозяйственные помещения. Учиться лицеистам предстояло 6 лет, без отъездов на
каникулы к родителям. Лицеисты постигали не только точные науки, но и воспитывались
духовно : рисуя картины, слушая классическую музыку, постигая тонкости
хореографического искусства. Может быть соприкоснувшись с прекрасным мы тоже
станем чуточку добрее, талантливее, душевнее?
Музыкальный номер: Шуман “Марш”. (фортепиано)
Лицей готовил государственных деятелей и политиков. Но лишь А. Пушкин обессмертил
свое имя великой поэзией. Читаешь пушкинские строки и кажется, что только там и тогда
в начале 19 столетия, существовали благородная дружба, мудрые наставники, высокая
поэзия. Традиции Лицея воспитывали не меньше, чем люди, а чувство гордости за свое
учебное заведение не заменит даже самая совершенная педагогическая система.
Учебные предметы были самые разнообразные: история, математика, иностранные языки,
фехтование и многие другие. Лицеист Пушкин не был успешен в математике, но зато
блестяще владел французским языком, российской словесностью, фехтованием. Главное
же – в Лицее Пушкин состоялся как поэт.
А те дни- во мгле дубравных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов
Являться муза стала мне…
В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество
которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальная
пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы,
симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни.
“Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки”, - писал А. Н. Серов. А
замечательный русский композитор А. К. Лядов говорил: “О Пушкин, Пушкин! Вечный,
лучезарный, свободный художник… Вот перед кем могу стоять на коленях!”
Если роль творчества Пушкина так велика в развитии русской музыкальной культуры, то
не менее интересно проследить, какое же значение имело музыкальное искусство в жизни
и творчестве самого поэта.
Сила воздействия музыки на Пушкина была очень велика. Часто, упоенный звуками, поэт
произносил: “И замереть и умереть можно…”
С детских лет и до конца дней Пушкин сохранил любовь к народной музыке и песне.
Вспоминая юношеские годы, поэт писал, обращаясь к няне:
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Звучит запись Романс Яковлева “Зимний вечер”.
Ребята, давайте сейчас немного пофантазируем и представим себе, что каждый из вас –
композитор. Послушайте, пожалуйста стихотворение Пушкина “Зимняя дорога”, а после
ответьте, какую бы музыку вы написали к этому стихотворению ? А именно в каком
характере и темпе его можно было бы исполнить?
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
На печальные поляны льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный утомительно гремит.
Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика.
То разгулье удалое, то смертельная тоска.
Ни огня, ни черной хаты. Дождь и снег.
Навстречу мне только версты полосаты
Попадаются одне.
(Ответы учащихся)
А теперь послушайте романс “Зимняя дорога” в исполнении музыкального руководителя
Харламовой Н.М.
Музыкальный номер: романс на слова А.С. Пушкина, музыка Н.П. Елисеева
В Царскосельском лицее теперь музей. Проходя по его залам мы до сих пор вдыхаем
атмосферу высокой духовности и дружбы лицеистов. Множество воспоминаний написано
выпускниками разных лет, чтобы сохранить для следующих поколений “прекрасный
союз” лицейский друзей. Поэт Илличевский А.Д. посвятил лицею в1822 году следующие
строки: (музыка “Овод”)
Стихотворение Илличевского А.Д. ( на 19 октября 1822 года). читает А.Полтавский.
В одно время с Пушкиным жили и создавали свои прекрасные произведения такие
выдающиеся композиторы как: Шуберт, Россини, Бетховен, Вебер. Произведения этих
композиторов не потеряли своей красоты, несмотря на то, что были созданы почти 200 лет
назад. Они так же волнуют каждого из нас. Слушая звуки этих произведений, хочется, и
плакать, и смеяться. Они помогают нам на мгновение остановиться и задуматься о Вечном
и всегда прекрасном. Сейчас вы увидите и услышите произведение Сергея Рахманинова
“Вокализ”в исполнении преподавателя Темиртауского музыкального училища, человека,
посвятившего себя музыке Альфреда Риппе.
Просмотр видеофрагмента выступления А. Риппе
Как и где рождается музыка? Наверное, это не важно. Сегодня путешествуя по
страничкам воспоминаний о Царскосельском Лицее, мы поняли, что для настоящей
музыки, написанной не просто пером, а душой, неважно, где и когда она была написана.
Она всегда прекрасна и современна.
Музыкальный номер: “Маленькая ночная Серенада” В. Моцарт.
Мы благодарим вас за посещение нашего салона и желаем вам всего самого доброго. До
новых встреч, друзья.