Методическая разработка открытого урока "С.И. Танеев «Иоанн Дамаскин»"

Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных»
Училище имени Гнесиных
Методическая разработка открытого урока по теме
«С. И. Танеев, “Иоанн Дамаскин”»
Сударева Мария Александровна
Москва 2019
2
1. Название дисциплины — ОД.02.04 Музыкальная литература (зарубежная и
отечественная).
2.Форма проведения занятий групповая.
3.Продолжительность открытого урока — 1,5 академических часа.
4.Сведения о группе — IV курс, специальность «Инструментальное исполнительство».
5.План открытого урока:
Тип урока традиционный урок.
Цель открытого урока саморазвитие преподавателя; изучение нового материала
и закрепление знаний студентов о русской музыке в рамках изучения творчества С.
И. Танеева.
Задачи открытого урока:
1) Образовательные в процессе изучения кантаты С. И. Танеева формирование
у обучающихся умения анализировать конкретное музыкальное произведение,
способности характеризовать выразительные средства в контексте его
содержания, а также применять основные музыкальные термины и определения
из смежных музыкальных дисциплин при разборе кантаты.
2) Развивающие развитие образно-художественных представлений учащихся о
музыке, улучшение внутреннего слуха, совершенствование навыков анализа
нотного текста и умения работать с клавиром, формирование способности
обобщать и делать выводы о произведении в целом на основании изучения
основного тематического материала.
3) Воспитательные развитие нравственных и эстетических качеств учащихся на
примере этических тем, затронутых в творчестве композитора, формирование
представления об искусстве как о важном компоненте жизни человека и
общества, вырабатывание осознания важности музыки в нравственном
воспитании личности.
Содержание урока:
1) Место кантаты «Иоанн Дамаскин» в творческом наследии и жанровой системе
композитора. Кантата для хора и оркестра «Иоанн Дамаскин» первое зрелое
произведение композитора, в полной мере воплотившее его творческие принципы и потому
удостоившееся почетного опуса «№1». При этом, Танеев первый в русской музыкальной
истории композитор, не просто обратившийся к жанру кантаты, но сделавший его одним из
основных в своем творчестве. Одной из вершин его творчества является кантата «По
прочтении псалма» на слова А. С. Хомякова (1915), а единственная опера композитора
3
монументальная «Орестея» (1895) имеет немало черт ораториальности. «Иоанн
Дамаскин» становится эстетическим этическим) манифестом композитора: именно в нём
Танеев впервые реализует глубокий замысел: написать православную кантату по модели
баховских протестантских, объединив, таким образом, почвенную церковную музыкальную
традицию с важнейшими элементами западноевропейской полифонии.
2) История создания произведения. В 1881 г. композитор задумал сочинение кантатно-
ораториального плана, посвящённое открытию Храма Христа Спасителя. Сочинение так и не
было написано, однако замысел реализовался в связи с иным, более печальным и глубоко
личным событием: в этом же году скончался основатель московской консерватории Н. Г.
Рубинштейн. Сочинение Танеева явилось не единственным откликом на эту утрату: П. И.
Чайковский почтил память давнего друга, написав Трио «Памяти великого художника»
(1882). Работа над кантатой была долгой и кропотливой, что характерно для творческого
метода Танеева. Наконец, 14 января 1884 года кантата была закончена, и первое её
исполнение состоялось 11 марта в собрании Русского Музыкального Общества в Москве,
посвящённого памяти Николая Рубинштейна (дирижировал сам автор).
3) Литературная и смысловая составляющие кантаты. В качестве литературной основы
произведения композитор избирает фрагмент одноименной поэмы А. К. Толстого. В основе
поэмы житие Иоанна Дамаскина (ок. 673-676 ок. 777), богослова и гимнографа,
отстаивавшего иконопочитание и боровшегося с ересями, одного из «отцов церкви»,
жившего в VII VIII веках в Дамаске (отсюда и прозвание «Дамаскин»).
Строфы, которые заимствует С. И. Танеев для своей кантаты это переработанный русским
поэтом фрагмент поэзии самого Дамаскина, написанный для утешения скорбящего брата
усопшего монаха. Важнейшей темой поэмы А. К. Толстого является рассуждение о свободе
творчества (испытанием Иоанна в монастыре является отказ от поэтического дара), в кантате
же на первый план выходит тема утешения и обещания жизни после смерти, характерная для
заупокойной службы, что еще больше сближает сочинение Танеева с реквиемом.
4) Композиция и драматургия сочинения. Лирико-философская кантата С. И. Танеева
представляет собой стройный трёхчастный цикл. Стихотворные строки распределены в нём
следующим образом:
1. Иду в неведомый мне путь, [у Т. «в незнаемый я путь»]
Иду меж страха и надежды;
Мой взор угас, остыла грудь,
Не внемлет слух, сомкнуты вежды;
Лежу безгласен, недвижим,
Не слышу братского рыданья,
4
И от кадила синий дым
Не мне струит благоуханье.
2. Но вечным сном пока я сплю,
Моя любовь не умирает.
И ею, братья, вас молю,
Да каждый к Господу взывает:
Господь!
3. В тот день, когда труба
Вострубит мира преставленье,
Прими усопшего раба
Твои небесные [«блаженные»] селенья.
Помимо единства текста, важным объединяющим средством становится контраст
центральная часть кантаты значительно отличается от обрамляющих её характером, темпом,
тембровой и динамической палитрой, исполнительским составом и тональностью (первая и
третья части в fis-moll, вторая в Des-dur). Но главным элементом, связывающим
сочинение воедино, как композиционно, так и идейно, становится распев православной
панихиды «Со святыми упокой», заимствованный композитором из «Обихода нотного
пения». Впервые появляясь в оркестровом вступлении, этот напев становится настоящим
лейтмотивом кантаты. Танеев настолько удачно вводит церковную тему в музыкальную
ткань кантаты, что впоследствии, почти десять лет спустя, П. И. Чайковский повторяет его
опыт, но уже в оркестровом сочинении и вводит эту тему в партитуру своей Шестой
симфонии, являющейся, по сути, инструментальным реквиемом.
5) Последовательный анализ кантаты с привлечением иллюстративного материала
аудиозаписи и клавира.
Кантату открывает скорбно-сосредоточенное оркестровое вступление, основанное на
многократном проведении темы «Со святыми упокой». Инвариантная мелодия темы,
оплетаясь новыми подголосками и расцвеченная различными тембровыми решениями,
становится основой для вариационного развития, подводя к вступлению хора в основной
части кантаты.
Первая часть удивительный синтез русской напевности даже романсовости) с
гармонией и характерной интонационностью баховской полифонии. Структура части
представляет собой тоже интереснейшее решение: это сочетание фуги и сонатной формы.
Г.т. («Иду в неведомый мне путь»), с одной стороны, содержит черты романса-элегии
(оркестровый аккомпанемент также близок романсу), с другой опирается на напряженные
хроматические ходы (подобные нередко возникают в драматических образцах полифонии И.
5
С. Баха). Роль С.т. выполняет оркестровая интерлюдии, построенная на интонациях
церковного песнопения точки зрения фуги это окончание экспозиционной части).
Имитируя антифонное пение, она вводит непосредственно в П.т., которая звучит напряженно
в тональности минорной доминанты. Начало разработки перекликается с началом
экспозиции, но тональность здесь – е-moll. Реприза сонатной формы оказывается зеркальной:
сначала звучит П.т., и лишь потом появляется Г.т. Однако с точки зрения композиции,
возвращение Г.т. делает её появление более весомым, все же именно Г.т. является темой всей
фуги. Более того, Танеев выстраивает здесь сложнейший контрапункт, переплетая тему фуги
с темой «Со святыми упокой», которая звучит торжественно и грозно, поддержанная tremolo
оркестра. Таким образом, все развитие фуги приходит именно к этому моменту здесь
находится генеральная кульминация части, совпадающая с репризой фуги.
Вторая часть подобна ангельскому пению: звучность хора a cappella, хоральность,
идеальное, словно парящее многоголосие с преобладанием диатоники в просветленном Des-
dur создают поистине неземной, отрешённый образ. Это словно нарисованная звуковыми
красками картина Рая, приоткрывающего дверь входящей в него душе. Вторая часть —
лирический центр кантаты, повествующий о божественной любви, поэтому она звучит
наиболее трепетно и мягко.
Окончание части переход к финалу. Многократно повторяющийся призыв «Господь!»
подобен фанфаре, которая в день Страшного Суда пробудит всех усопших, и настраивает на
характер третьей части. В оркестре прорываются интонации темы фуги первой части, и
заключительный аккорд звучит уже, по сути, как доминанта fis-moll.
Третья часть монументальная фуга, самая активная и драматическая часть кантаты. В
ней происходит стяжение важнейших тем сочинения: к основной теме фуги присоединяются
Г.т. первой части и лейттема. Тема фуги решительная, ее характер определяется
начальной квартовой восходящей интонацией, напоминающей призыв трубы. Тема фуги
основана на сочетании прямолинейного гаммообразного движения и чеканных квартовых
ходов. Интонационность темы определяет интонационность и образный строй всей фуги
этот принцип, лежащий в основе баховской полифонии, последовательно использован здесь
Танеевым. В экспозиции фуги хор является ведущим, и оркестр лишь дополняет
голосоведение, однако в развивающей части появляются чисто оркестровые интерлюдии, и
оркестр «на равных» включается в полифоническое развитие. Особенно динамично звучит
заключительная часть фуги, на которую приходится смысловой акцент всей кантаты. В ней,
на фоне рокочущего доминантового органного пункта в оркестре проводится лейттема, в то
время как в партиях хора эта же тема переплетается с темой фуги. В самом конце композитор
6
даже отказывается от полифонической хоровой фактуры, приводя все партии к
монолитному, унисонному скандированию темы фуги. В оркестре в этот момент звучит тема
фуги первой части (она же Г.т. первой части), но совершенно в ином характере:
подчиняясь обширной драматической кульминации, она провозглашается решительно и
грозно. Однако заканчивается кантата совершенно иначе: хоровой эпилог звучит a cappella и
построен на тихом, угасающем проведении основной темы сочинения «Со святыми
упокой».
6) Прослушивание кантаты с последующим закреплением основных позиций анализа.
7) Темы для самостоятельного размышления:
1. вспомните произведения русской музыки, использующие сочетание очевидно
русского и очевидно западного элементов музыкального языка;
2. укажите среди изученных произведений те, в которых применяется
полифоническое развитие русских народных тем или тем, близких к народным;
3. перечислите русских композиторов, в чьем творчестве нравственное, духовное
начало занимает особо значимое место.
7
Литература
1. М. Антонова. Житие Иоанна Дамаскина как основа сюжета поэмы А. К.
Толстого «Иоанн Дамаскин» https://cyberleninka.ru/article/v/zhitie-ioanna-
damaskina-kak-osnova-syuzheta-poemy-a-k-tolstogo-ioann-damaskin
2. Л. Корабельникова. Творчество С.И. Танеева. М., Музыка, 1986.
3. Памяти Сергея Ивановича Танеева, 1856-1946. Сборник статей и материалов
к 90-летию со дня рождения под редакцией Вл. Протопопова. М., Музгиз,
1947.
4. Н. Плотникова. Труды С. И. Танеева по теории контрапункта
http://imti.sias.ru/upload/iblock/ec3/plotnikova.pdf
5. С. Савенко. Сергей Иванович Танеев. М., Музыка, 1984.